Яко божествен проповедник, яко предстатель верных непостыден, заблуждших путевождь, и наказатель был еси, Божий Архистратиже Боговиднейший.

Архангел Михаил



Вопросы

Пожалуйста, задавайте ваши вопросы на странице Вопросы-ответы-отклики-мнения - там они будут быстрее замечены, а сам вопрос и ответ на него могут оказаться интересны не только слушателям богословских курсов.

 

Суркова Анна о поминовении на Великом Входе, о Херувимских песнях, о предначинательном пении

Доброе утро, о. Феликс! Если будет возможность и время, то не могли бы Вы ответить на следующие вопросы по вчерашней лекции (21.01.2015г.) «литургия верных» в Троицком…

Читать дальше

23 января 2015, 12:39
Администратор

Отклик слушателя курсов

Спасибо! Эти наши лекции-чудо и большущее утешение.На лекции о проскомидии зашумела река литургии.  Раньше я не понимала, что без Голгофы нет Воскресения. И что причащаемся мы..не знаю как сказать..здесь о смерти и страданиях Господа.. И тогда радость. А иначе все напыщенное самодовольство, что-то поверхностное. Что-то важное про жизнь. Самое…

Читать дальше

22 декабря 2014, 15:17
Администратор

Поминовение усопших на Светлой седмице

Поминать усопших на Светлой можно и должно! Да поминовение в Церкви и не прекращается. Никогда. Разве только формы церковного поминовения несколько меняются в различные периоды года. Великим Постом поминовение сведено к минимуму. Почему так? Потому что литургия не совершается 5 дней из 7, а именно…

Читать дальше

23 апреля 2014, 10:35
Администратор

О крестном знамении и поклонах за богослужением

Ответ на Ваш вопрос можно найти, к примеру, здесь: http://www.tayninskoye.ru/prihodjanam/o-krestnom-znamenii-i-poklonah.html

Читать дальше

30 января 2014, 14:34
Администратор

о творении человека

Беспалова Ольга  21 октября 2013, 23:52 #

Читать дальше

25 октября 2013, 13:22
Администратор

Как Бог "разбирается" в наших записках?

Вахрушев Максим Алексеевич 16 октября 2013, 11:48 #

Читать дальше

20 октября 2013, 22:19
Администратор

по поводу крещенской воды

Предлагаем курсантам программу и список литературы по БОГОСЛУЖЕНИЮ Если что непонятно, пожалуйста, спрашивайте. Это можно сделать, зарегистрировавшись на сайте. Или писать по указанному в КОНТАКТАХ адресу. Первый вариант, пожалуй, предпочтительнее. Отклики (2)

Читать дальше

23 сентября 2013, 15:12
Администратор

О причащении Святых Таин и подготовке ко причащению

Высказаны более-менее различные мнения, не со всеми мы согласны вполне. Но. Все участники дискуссии высказались "не от ветра головы", это не мнения "профессоров" (кавычки принципиальны!), умеющих "ронять слова, слова, слова", это мнеиня опытных пастырей, за каждым из них не пара-тройка прочитанных книжек, за каждым из них пастырский опыт и реальная…

Читать дальше

08 сентября 2013, 14:08
Администратор

Автор: Администратор
Дата публикации: 30.03.2015

Отклики (21)

  1. Беспалова Ольга

    15 октября 2013, 21:23 #
    О. Феликс, здравствуйте! А нельзя ли конкретно написать, какая понадобится литература для сдачи зачетов и экзаменов по вашему предмету.
    1. Администратор

      16 октября 2013, 09:37 #
      Ольга! Вот здесь обзор литературы: saint-elisabeth.ru/богословские-курсы/литургика/богослужебные-книги/
      Думаю, что именно рекомендованными здесь книгами и можно ограничиться.
      Кроме того, к исходу наших совместных занятий мы выложим краткие конспекты всех лекций и краткие же ответы на вопросы, озвученные в программе.
      Если не ограничитесь только этим, будет очень хорошо. Но минимум указан.
      пФ
      1. Вахрушев Максим Алексеевич

        16 октября 2013, 11:48 #
        Добрый день, отец Феликс.
        У меня вопрос по запискам, которые подаются на свечном ящике и читаются в алтаре по усопшим или за здравие.
        Как получается, что Бог знает за кого та или иная записка и подана она за того или другого человека?
        Не всегда батюшка знает всех своих прихожан, а уж тем более «захожан». Когда батюшка с амвона читает записки и мы когда молимся все вместе в храме тоже почти никого из этих людей не знаем. Может эта записка за эту Ольгу, а может и за ту — не персонифицированно. За всех Ольг? Как Бог разбирается-простите за глупый вопрос.
        Максим
        1. Беспалова Ольга

          21 октября 2013, 23:52 #
          Отец Феликс, здравствуйте! У меня вопрос, правда не по Вашему предмету- по Ветхому Завету. Я надеюсь, что Вы поможете мне разобраться. Книга Бытия 2 гл.-21… и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. вопрос — чей плотию, своей? Но Бог есть Дух? дальше — 2гл.-23 И сказал человек: вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей. и т.д. Значит Адам и Ева были тоже, как духи бестелесные? Тогда дальше- 24 оставит человек отца своего и мать свою… но ведь других людей еще не было. О каких родителях говорит Бог? гл.3 -21 И сделал Господь Бог Адаму и жене одежды кожаные и одел их. Я так понимаю, Бог одел их в в тело человеческое. А как же они могли плодиться в Раю, если они были бестелесными. Значит, чтобы людям можно было размножаться, все равно надо было согрешить, чтобы Господь их выгнал из Рая? И почему до падения у Адама и Евы не было детей? Извените за отнятое у Вас время.
          1. Суркова Анна

            11 декабря 2013, 22:50 #
            Отец Феликс, здравствуйте! У меня вопрос по теме «Монашество»: как соотносятся чины монашествующих с ангельскими чинами? И напоминаю про вопрос о мессе и литургии. Спасибо.
            1. Администратор

              30 декабря 2013, 23:55 #
              Анна! Ответ на первый Ваш вопрос я поместил в соответствующую тему как приложение: saint-elisabeth.ru/богословские-курсы/литургика/2.9.-степени-монашествующих/#cut
            2. Администратор

              12 декабря 2013, 00:17 #
              Да, вопрос Ваш как-то затерялся. Простите.
              Звучал он так: литургия — это только православное Богослужение? Или месса — это тоже литургия (вид литургии)? И почему такое название «месса»?
              Отвечаю с запозданием.

              Строго говоря, литургия не только православное богослужение.
              Самое слово «литургия» мы употребляем теперь в двояком смысле.
              Во-1х) литургия есть всякое богослужение, а «литургический» = «богослужебный».
              Во-2х) литургия — собственно евхаристическое богослужение, т.е. то, за которым совершается таинство Евхаристии, то, за которым хлеб и вино становятся Телом и Кровью, а верные их причащаются — Тела и Крови, Святых Христовых Таин.
              Замечательно значение этого слова и его происхождение.
              Слово «литургия» составное: «лит-» [λειτ-] — общественный и «-ургия» [-ουργία от ἔργον 1) дело, труд, работа]. Т.е. буквально — «общественное, общее дело».
              Сравните, например, с «хирургия» = «хейр» (рука) + «-ургиа» (дело).
              Словарь даёт замечательный перевод слова «хирургос», кроме собственно
              «хирург» там значится «исполнитель приговора»! Согласитесь, в этом
              значении открывается замечательный смысл.

              Однако вернёмся к вопросу.
              Под «литургией» некогда понималась «общественно-государственная повинность». Граждане Афин, обладавшие определённым имущественным цензом, обязывались в порядке очереди совершать лейтургии, например, из собственных средств ставить угощение жителям своего «микрорайона» в тогдашний и тамошний «день города» или оплатить репетиции и выступление хора в трагедии, или понести расходы на паломничество группы сограждан к какой-либо «святыне» (разумеется, языческой) (любопытно, что путешествия из любознательности афиняне совершали уже на свой счет).
              Таких «литургов» назвали бы теперь «спонсоры».
              Литургии могли быть чрезвычайными. В случае войны, к примеру, литург оплачивал снаряжение боевого судна. Ещё одна замечательная форма лейтургии «происфора́» (προεισφορά) — досрочно уплаченный за кого-либо налог. Слово похоже на известное всем нам «просфора» (при-ношение, под-ношение).
              Позднее под «литургией» стали понимать всякую вообще службу, даже услугу.
              Понимание «литургисать» в смысле «совершать богослужение» встречается уже у 70-ти толковников, переводчиков Библии на греческий язык.
              В этом же смысле слово «литургия» употребляется и ныне. Чаще, однако, мы говорим о литургии, имея в виду более узкий смысл – евхаристическая служба. Об этом уже говорилось выше.
              Евхаристические службы названы литургиями и в Служебнике. В настоящее время в нашей практике совершаются три литургии: свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста, и Преждеосвященная [авторство Преждеосвященной литургия приписывается папе Григорию I Великому Двоеслову (540-604). Впрочем, такая атрибуция единогласно оспаривается учёными. Церковная традиция, однако, её сохраняет, мы поминаем свт. Григория на отпусте Преждеосвященной].

              Надо сказать, что слову «литургия» всё ещё удаётся сохраняться в стороне от некоторого обмирщения, которое обесценило столько слов богословского словаря. Слова «духовность», «мистический», «приобщение» вырваны из присущего им христианского контекста и превращены тем самым в выражения обыденной речи (В.Н.Лосский, Предание и предания, М., 1995).
              В самом деле, в наше время выражение «вести духовную
              жизнь» понимается многими как посещение театров и
              консерватории, теперь можно «приобщиться» «великому
              искусству» и т.д. и т.п. Замечательно, что при этом
              часто звучит слово «удовольствие», «мы поём, танцуем,
              лицедействуем, устраиваем «перформансы, акции,
              инсталляции» и т.д. (ср. пушкинское «морочить олухов»!),
              чтобы публика получила удовольствие». «Вы получили
              удовольствие?», спрашивает пианист после исполнения
              Чаконы Баха. «Мы получили удовольствие», — отвечает
              публика. Теперь это целая индустрия.
              Ещё существует т.н. «духовная музыка», своим
              названием и статусом обязанная использованным
              ею богослужебным текстам. Иной раз уместнее
              называть её «литургической», иной раз даже это
              неуместно, так как далеко не всякая хоровая
              музыка на текст из Часослова годна для
              исполнения в храме.
              Вернёмся, однако, к «литургии». Важно сохранять в памяти первоначальное значение этого слова, литургия — «общее дело», общее делание всех христиан, собранных во имя Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18.20). Последнее значение слова «литургия» охотно эксплуатируют в своих «орациях» проповедники («ораторы»).

              Месса (missa) — да, это тоже литургия, так её называют западные христиане. И литургия именно евхаристическая. Самое слово производят от лат. mittere — «отпускать», т.е. «месса» есть букв. «отпуст». Впоследствии так стали называть всю службу. Другая гипотеза происхождения слова «месса» от лат. missio — «миссия, послание».
              Вот так.
              Об ангельских чинах несколько позже.
              1. Людмила

                22 января 2014, 17:36 #
                о.Феликс, в настоящее время стало доступно в телерепортажах, в электронном виде то, что на службе невидимо прихожанам: тексты тайных священнических молитв, фотографии священнодействий. Когда в храме свт. Владимира установили в алтаре микрофон, я чувствовала себя неловко, как бы подслушивая за тем, что происходило за закрытыми Царскими вратами.
                Можно ли знакомиться с текстами тайных молитв или это дерзкое любопытство?
                И ещё пожелание нашим уважаемым священникам, читающим лекции на богословских курсах: объяснять, когда нужно осенять себя крестным знамением и совершать поклоны, например, при чтении Шестопсалмия, Канона.
                Простите. Людмила.
                1. mikhail

                  24 января 2014, 18:23 #
                  можно я попробую опять?

                  В древности эти молитвы произносились громко, и их слышала вся церковь. Существует предание о том, что молитвы священника или епископа на литургии стали произноситься тихо после того, как дети, выучив на слух все тексты, стали играть в совершение таинства Причастия, и на камень, на котором стояли импровизированные сосуды сошел огонь. Эти молитвы сами по себе не содержат ничего запретного для мирян, их можно найти в «Служебники», а часть православного духовенства считает, что мирянин должен хорошо знать содержание тайных молитв, чтобы представлять себе цели и значение божественной литургии.

                  azbyka.ru/forum/blog.php?bt=17941
                  это что делать во время богослужений
                  как-то так
                2. Администратор

                  25 января 2014, 00:20 #
                  Знакомиться с текстами молитв можно, но не из любопытства, тем более не из дерзкого. Это разные ряды, дорогая Людмила Анатольевна.
                  Дерзким любопытством можно окрасить всякое дело и вымазать всякий предмет даже самый «можный».
                  О «тайности» молитв мы поговорим отдельно, думается, этот разговор неизбежен при изучении Литургии и Евхаристической молитвы в частности, к разбору которой мы перейдём в самом ближайшем будущем.
                  С молитвами литургии мы будем знакомиться все вместе.
                  О поклонах и крестном знамении тоже имеется глава в Типиконе, мы с нею непременно познакомимся в свой время.
                  пФ
                  1. Людмила

                    28 января 2014, 15:34 #
                    Признательна всем, приславшим свои ответы на мои вопросы. Почему я спросила батюшек о крестном знамении — когда понимаешь, в какой момент службы и почему осенять себя, это легче запомнить, чем запоминать сразу весь Устав о поклонах, который содержится в Типиконе.
                    1. Администратор

                      03 февраля 2014, 00:13 #
                      Нет, нет, мы не станем запоминать весь Устав о поклонах, мы попробуем понять принцип, а затем приложить его к нашей практике. Моментов службы, когда мы осеняем себя крестным знамением, много, подождём всё же знакомства с первоисточником прежде всего, ладно? Постепенно мы заполним все клеточки нашей программы, а затем порпобуем двинуться вглубь.
                      пФ
                      1. mikhail

                        11 апреля 2014, 15:39 #
                        вот прочитал ин 5 17-47
                        24 — слушающий слово моё и верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь

                        мы уже спаслись? или имеем пока только жизнь вечную, но не царство небесное? т.е. может быть вечная жизнь не в небесном царстве?

                        такие моменты встречаются повсюду в писании, то достаточно креститься, верить и т.д. и получить вечные блага, то необходимо серьёзно поработать, чтобы получить дорогу и войти узкими вратами? как всё же понимать? имеем ли уже спасение, а потрудиться нужно для приближения к престолу отца, т.к. после смерти это уже не возможно?
                        1. Дмитрий

                          05 июля 2014, 13:47 #
                          Добрый день, по времени проведения курсов думаю было бы правильно провести что то типа голосования и выбрать время наиболее подходящее большинству с учетом ваших возможностей.
                          А лично мне удобно в будний день вечером.
                          1. Александр Опалев

                            18 декабря 2014, 16:26 #
                            Вопрос отцу Феликсу по поводу отрывка из Евангелия: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

                            Как Вы считаете, понимали ли люди, которым говорил Христос «возьми крест свой» эту фразу буквально или в каком-то переносном смысле? Может быть римляне уже приучили евреев к этому способы казни, когда ставрос (крест на греческом) нужно было тащить на себе до места казни? Или это говорится для будущих христиан (будущими христианами — евангелистами), для которых ставрос-крест имеет особое значение. Может в то время это уже была идиома? И какие слова стоят в греческих источниках? Как могла звучать фраза «нести крест» по арамейски и что бы она означала? Спаси, Господи.
                            1. Суркова Анна

                              22 января 2015, 10:23 #
                              Доброе утро, о. Феликс!

                              Если будет возможность и время, то не могли бы Вы ответить на следующие вопросы по вчерашней лекции (21.01.2015г.) «литургия верных» в Троицком Храме:
                              1) При чтении поминовений при Великом Входе Вы сказали, что поминовения вышли из диалога -на каждое прошение хор и прихожане отвечают :«Господи помилуй!» Получается своеобразный диалог прихожан и священника, правильно? А из какого диалога тогда вышли? Этому предшествовала какое-то историческо-литургическое событие?
                              2) Про Херувимскую песнь. Вы сказали, что всего их четыре-песни, правильно? я не совсем поняла: четыре текста, которые употребляются разными православными церквями или четыре текста, которые зависят от события (праздника), вспоминаемого на литургии? Если можно, то можно по-подробнее об этом.
                              3) Мне очень стыдно за мое невежество, прошу прощения, но можно сказать, какой тропарь мы пели перед началом занятия.
                              Спасибо!
                              1. Суркова Анна

                                23 марта 2015, 23:58 #
                                Добрый день, отец Феликс! По мере подготовки к экзамену появляются пробелы и вопросы:) Возник вопрос по поводу Святой Троицы: Отец, Сын, Дух Святой, где Сын предвечно рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Получается некая зависимость Сына и Духа отОтца и главенствующая роль Отца, т.е. получается, что Отец может быть без Сына и Духа, тогда как ни Сын, ни Дух не могут быть без Отца? Но все Лица равнозначны и ни одно не выше другог, правильно? Понимаю, что ересь, но где я ошибаюсь? И еще меня смущает такой момент в приводимых примерах таких как Солнце-Свет-Тепло или Огонь-Свет-Тепло получается: вещество и его свойство… Пока писала Вам вопрос супруг предложил такое объяснение, что, например, без света или без тепла солнце уже не будет солнцем…
                                Спасибо!
                                1. прот.Феликс Стацевич

                                  29 марта 2015, 00:32 #
                                  Какой хороший вопрос! Только не сразу его обнаружишь. Надо нам навести порядок на этой странице. Попробуем.

                                  Но вопрос обнаружился, а раз так, попробую ответить. В обратном порядке.

                                  «Понимаю, что ересь, но где я ошибаюсь?»
                                  Нет, не ересь. Еретические тенденции налицо, да. Но. Ересь — это когда человек выбирает (ересь αἵρεσις и есть «выбор») и последовательно проводит некую ложную идею. Вы же пока только сомневаетесь, только выбираете, надеюсь, в своём выборе Вы предпочтёте логику свт. Василия Великого и его со-трудников и останетесь в ограде Церкви. Вопрос, сомнение — ещё не ересь, но ступень к познанию (это — задание). Вот если Вы станете настаивать на ложной идее, вот тогда…

                                  «И еще меня смущает такой момент в приводимых примерах таких как Солнце-Свет-Тепло или Огонь-Свет-Тепло получается: вещество и его свойство… Пока писала Вам вопрос супруг предложил такое объяснение, что, например, без света или без тепла солнце уже не будет солнцем…»

                                  Эти примеры — лишь приблизительные модели, они и не претендуют исчерпать вопрос, к ним не нужно относиться как к формуле.

                                  Тем не менее Ваш супруг сумел в рамках приблизительной модели сделать верное замечание. Об этом ниже. Вы с Вашим супругом мыслите в разных системах координат, вы как физик, а он как метафизик. Вы мыслите понятиями частными, а муж — общими. Если Солнце — не вещество, а категория, и свет — категория, и тепло — категория, то модель вполне действенна. Почему? А попробуйте разделить излучение и его источник… Излучение без источника невозможно. А источник не источающий в самом деле какой источник? Я давно шучу: приёмник в доме, где нет электропроводки, есть просто некий неопределённый пластмассовый предмет… Но и эти рассуждения вполне доморощенны, приблизительны и могут быть опровергнуты. Например, свет был сотворён Богом до светил. И значит, нужно выстраивать какую-то иную систему координат. И т.д. и т.п.

                                  Теперь главный вопрос.
                                  «Отец, Сын, Дух Святой, где Сын предвечно рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Получается некая зависимость Сына и Духа от Отца и главенствующая роль Отца. Т.е. получается, что Отец может быть без Сына и Духа, тогда как ни Сын, ни Дух не могут быть без Отца? Но все Лица равнозначны и ни одно не выше другого, правильно?»

                                  Знаете, а ведь эти вопросы некогда горячо обсуждались. Изложенная Вами схема описывается понятием субординационизма или субординатизма, т.е. соподчинёности. Соблазны так мыслить оставались актуальными по крайней мере до конца IV века. И Вы просто пока задержались в этом вопросе в III веке. Давайте попробуем двинуться дальше.

                                  «Получается… главенствующая роль Отца».
                                  Если и говорить о первенстве, то это первенство не по существу. Это первенство чести, Отец первый среди равных, не более того.
                                  Но и в этом утверждении всё же можно уловить субординационистскую тенденцию, потому давайте попробуем изложить учение Церкви. Оно тоньше.

                                  Сосредоточьтесь, пожалуйста.

                                  Отец и Сын и Дух (самый союз «и» для выражения отношений Божественных Лиц был «открыт», стал использоваться только в IV веке) имеют одну сущность,
                                  они единосущны,
                                  они едины,
                                  по существу Отец и Сын и Дух
                                  одно,
                                  едино,
                                  единица.
                                  По существу они «равнозначны и ни одно не выше другого».
                                  Отношения Рождающего и Рождающегося, Источающего и Исходящего суть отношения
                                  не по существу,
                                  они не сущностные,
                                  это отношения
                                  ипостасные,
                                  личностные,
                                  отношения Лиц.

                                  Говоря Вашим языком, это свойства Лиц, а «вещество» их едино и всем в равной мере присуще.
                                  Но! При этом Отец и Сын и Дух не различные проявления одной сущности, не различные её модусы (модализм — антитеза субординационизму, другая крайность). Между Отцом и Сыном и Духом отношения. Они, будучи единым, по-настоящему, как теперь говорят, «реально» трое! И Троица не абстрактно, но «конкретно» — единосущна.
                                  1=3
                                  3=1

                                  Отец потому имеет ипостасное, личное свойство «отечества», что, если угодно, не-может-не-рождать-Сына (ср. с аргументом Вашего супруга о «рас-солнечности» несветящего, негреющего солнца»).
                                  Сын не-может-не-рождаться предвечно. Дух — не исходить от Отца через Сына. И т.д.

                                  Пока всё. Бедный язык человеческий.
                                  Спасибо за очень хороший вопрос.
                                  пФ
                                  1. Суркова Анна

                                    30 марта 2015, 14:53 #
                                    Спасибо большое за ответ! пытаюсь понять и принять — пока получается абстрактно, но на все воля Божия.
                                    А как написать вопрос именно в раздел вопросов по курсам? Захожу в подраздел ВОПРОСЫ отдела Богословские курсы и попадаю сразу в отклики.
                                    А между тем есть еще вопрос:
                                    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

                                    Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

                                    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
                                    почему три раза и каждый раз добавляем уточнение (или не уточнение?) Или где об этом прочитать?
                                    Спасибо!
                                    1. прот.Феликс Стацевич

                                      02 апреля 2015, 10:48 #
                                      Думается, это такой риторический приём. Постепенное усиление. Или такой, к примеру, образ: общий план — средний план — крупный план.
                                      И петь Придите, поклонимся предписано постепенно повышая каждую строку.
                                      Поищите подробности в книжке Скабаллановича «Толковый Типикон», и если отыщете, расскажите, пожалуйста, и нам.
                                      1. Суркова Анна

                                        05 апреля 2015, 12:45 #
                                        Добрый день! С праздником! Спасибо большое за ответ. Вот, что мне удалось найти (Продолжаю писать здесь-как продолжение?).
                                        Да, действительно, Скабалланович пишет о «постепенном повышении»:
                                        «При этом ввиду торжественности момента стих этот поется ( о пении прямо не сказано, но это следует из непосредственно примыкающего к нему пения предначинательного псалма, и так делается в практике), и поется не обычным, а исключительным образом, как и другие важнейшие молитвословия служб—одним предстоятелем или экклисиархом, при этом с постепенным усилением голоса на каждом из 3 стихов (для выражения постепенно охватывающего молитвенного одушевления)»
                                        И вот, что есть о самой молитве «Приидите поклонимся»:
                                        «Приидите поклонимся» тоже не сразу получило нынешний свой вид. В Ти­пиконе Касулянского монастыря (в Калабрии) XII в. (по рукоп. XII—XIII в. Туринск. унив.) эти стихи имеют следующий более простой вид: «Приидите поклонимся и припадем Цареви нашему. Приидите поклонимся и припадем Христу Богу нашему. Приидите поклонимся». В уставе грузинского Шиомгвимского монастыря XIII в. (на всенощной): «Приидите поклонимся и припадем Христу Цареви и Богу нашему» — дважды, затем то же без «Царе­ви», и наконец, только: «Приидите поклонимся» (постепенное сокращение, как ныне — постепенное распространение). В греч. Типиконе Моск. Румянц. муз. XIII в. нынешний первый стих дважды, затем нынешний 3-й стих и «Приидите поклонимся». В греч. Типиконе Моск. Синод. библ. № 381 XIV в. — нынешний 1-й стих, нынешний 3-й стих без «Самому» и нынеш­ний 3-й и 4-й стихи на всенощной (л. 1). В славянском уставе той же библи­отеки № 328/383: «Приидите поклонимся» (может быть, не окончено) дважды и нынешний 3-й стих (л. 3). В эфиопском Часослове (XIV в.) такой вид: «Приидите поклонимся, Приидите помолимся Христу Богу нашему. Приидите поклонимся, Приидите помолимся Христу Спасу нашему», и опять второй стих".

                                        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.