Море житейское преплавая в ладии телесней, всяческая правящаго, Христа, обрел еси кормчия, всеблаженне, и к Нему, радуяся, пристал еси, Андрее всечестне.

Апостол Андрей Первозванный



Суркова Анна о поминовении на Великом Входе, о Херувимских песнях, о предначинательном пении

Доброе утро, о. Феликс! Если будет возможность и время, то не могли бы Вы ответить на следующие вопросы по вчерашней лекции (21.01.2015г.) «литургия верных» в Троицком Храме:

1) При чтении поминовений при Великом Входе Вы сказали, что поминовения вышли из диалога -на каждое прошение хор и прихожане отвечают :«Господи помилуй!» Получается своеобразный диалог прихожан и священника, правильно? А из какого диалога тогда вышли? Этому предшествовала какое-то историческо-литургическое событие?
2) Про Херувимскую песнь. Вы сказали, что всего их четыре-песни, правильно? я не совсем поняла: четыре текста, которые употребляются разными православными церквями или четыре текста, которые зависят от события (праздника), вспоминаемого на литургии? Если можно, то можно по-подробнее об этом.
3) Мне очень стыдно за мое невежество, прошу прощения, но можно сказать, какой тропарь мы пели перед началом занятия. 
Спасибо!

 

Не смущайтесь, мы, в общем, для того и ходим на курсы, чтобы чему-то научиться и что-то неясное для себя прояснить. 

После обработки лекции и повтора её в параллельном отделении конспект будет выложен в разделе ЛИТУРГИКА, прочтёте ещё раз, надеюсь, будет понятнее. И Ваши вопросы также будут учтены при подготовке конспекта. Спасибо!

Пока кратко.

Начнём с 3-го вопроса.

Мы пели (если можно сказать, что пели именно «мы», в реальности было не так, увы) тропарь праздника Крещения. По традиции, пока праздник продолжается, перед занятиями и после, перед трапезой и после поются именно праздничные песнопения, а обычные до времени отлагаются.

 

2) В нашей Церкви бо́льшую часть года поётся Херувимская песнь «Иже херувимы тайно образующе». В среды и пятницы Великого Поста и в некоторые другие будние его дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, поётся херувимская на другой текст, но очень похожий по содержанию - «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат».

В Великий Четверг Херувимская заменяется тропарём «Вечери Твоея Тайныя днесь».

В Великую Субботу - «Да молчит всяка плоть человеча».

1) Нет, Вы здесь меня не поняли или я невнятно объяснил. 

Вход сопровождается обменом репликами между священнослужителями: «священство твоё (т.е. тебя, собрате) да помянёт Господь во Царствии Своем», священником и молящимся народом: «простите мне, братья и сестры» - «Бог простит тебя, отче святый» - «боголюбие ваше (т.е. вас, братья и сестры) да помянёт Господь Бог во царствии Своем» - «и священство твое» и т.д. Эти диалоги, произносимые вполголоса, выражают взаимную поддержку верующих, молящихся, сослужащих в ответственный момент восхождения к престолу. Вот из этих взаимных пожеланий Божией поддержки и помощи выросли полногласные поминовения, что мы слышим ныне на Великом Входе.


Автор: Администратор
Дата публикации: 23.01.2015

Отклики (17)

  1. Суркова Анна

    23 января 2015, 18:35 #
    Спасибо большое!

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.