Победи́ла еси́ му́жеством твои́м, му́ченице Варва́ро, вся́ мучи́тельская ухищре́ния. Моли́ у́бо Влады́ку Христа́, мо́лим тя́, все́м ве́рным на враги́ побе́ду да́ти, пою́щим: благослови́те вся́ дела́ Го́спода, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Канон вмц. Варваре, глас 8, песнь 8.



0.2. Литература

Настоящая статья представляет собою расшифровку фрагмента лекции на курсах.

"Сделаем краткий обзор предложенной нам литературы.

Прежде всего назову "Православную Энциклопедию" (в предложенном нам Коломенской семинарией списке её нет. Мы, однако, её впишем и имнно 1-м номером. Эти статьи весьма непросты по изложению, ведь это научное издание, но на сегодня "ПЭ" самое последнее слово в Литургическом "мейнстриме", его обязательно следует иметь в виду. ПЭ в той её части, что уже издана, а это треть алфавита, доступна и в интернете: http://www.pravenc.ru.

Совершенно необходимыми станет для нас книжка «Всенощное бдение и Литургия», её лучше иметь в бумажном варианте, чтобы делать пометки. 

От себя рекомендую замечательную книгу Марии Сергеевны Красовицкой «Литургика», это учебник ПСТГУ на материале лекций, которые Мария Сергеевна читала некогда для некоторых отделений богословского института (теперь университета). Книжка написана с большой любовью к богослужению, книжка сохранила удивление автора перед богослужением, книжка очень легко  и внятно написана, её можно читать в автобусе, электричке, метро, или помешивая суп или кашу на плите...

Книжка Петра Юрьевича Малкова «Введение в Литургическое предание» стилистически напоминает учебник М.С.Красовицкой, эта книга - также курс лекций, прочитанных перед слушателями «военного факультета» ПСТГУ - Центра духовного образования военнослужащих. Ею, однако, широко пользуются студенты и других отделений.

Выделю ещё 2 замечательные книги из списка: Дмитриевский И. «Историческое, догматическое и та́инственное изъяснение Божественной Литургии» и еп. Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Обе книги, кроме прочих достоинств, несут на себе печать личности их авторов. О святителе Афанасии, думаю, многие из зде сидящих хорошо знают, для некоторых он почти что современник, [1887 — 1962 — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, один из авторов и редактор дивной службы «Всех святых, в земли Российстей просиявших»].

Иван Иванович Дмитриевский написал свою книгу больше 200 лет назад (год её 1-го издания - 1803), вот замечательная характеристика её автора: «… среднего роста, с старомодною прическою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребенок...» Кстати, именно книжкой Дмитриевского руководствовался Н.В.Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии». Мы не однажды будем возвращаться к его «Историческому, догматическому и та́инственному изъяснению Божественной Литургии».

При желании можно было бы прокомментировать все предложенные позиции библиографии, надо ли? Вкратце: предоженная книжка протоиерея Розанова замательна, но она предназначена для уставщиков, разобраться в ней что называется «со стороны» нет никакой возможности. 

Книжки протопресвитера Алексанадра Шмемана? «Водою и духом» вполне небесполезно прочесть. Следует только иметь в виду, что с точки зрения достоверности она небезупречна, это скорее вдохновенная «проповедь на тему»,  нежели научное исследование. 

В ещё большей степени это относится в «Введению в литургическое богословие», там просто избыток частных мнений и просто фантазий. Эта книжка однозначно устарела и читать её не следует, разве только вы поклонник протопресвитера Александра Шммана. Это именно «протопресвитер Александр», а никакое не «литургическое богословие». 

Книжка Георгиевского содержит много неточностей.

Книжку прот. Геннадия Нефёдова прочесть небесполезно, другое дело, что и она не свободна от некоторого латинского влияния, в частности вопрос о «тайносовершительной формуле» в ней излагается в латинском духе, с чем православное сознание не должно бы соглашаться.

Что мы ещё не назвали?

Книжки Скабалла́новича хороши как памятник, им больше 100 лет, за это время обретено несколько источников и литургическая наука продвинулась далеко вперёд. Скабалланович забавно работал, говорят, он был тучен, сидеть за столом ему было неудобно, он просто лежал на полу и поворачивался к разбросанным по полу книгам, запискам, листам, рукописям... 

Если хотите, прочтите последнюю главу «Толкового Типикона», где описан опыт совершения полной Всенощной в Киевской Духовной Академии в начале прошлого века. Впрочем, теперь такие опыты ставят и в Москве. 

Книжка Булгакова великолепна, но насколько она посильна и полезна мирянину, не могу судить. Думаю, не случайно само её заглавие говорит, что адресована "Настольная книга" именно "священно- и церковнослужителю".

1-й и 4-й тома «Настольной книги священнослужителя»? Там много интересного. Читайте. Если что непонятно, спрашивайте.

Учебник архимандрита Ионы имеет и плюсы и минусы, с виду он сух и скучен, но в этом его и достоинство: там всё коротко и ясно, как в справочнике, кое с чем можно поспорить, кое-что требует комментариев. Т.е. это именно учебник, по нему хорошо готовиться к экзамену.

От себя посоветую замечательную книгу: архим. Гавриил (Голосов). Руководство по Литургике, 1886 года издания - на взгляд некоторых литургистов (и мой взгляд тоже) - вообще лучшая книга по литургике на рус. яз.

В этом году вышла карманного формата книжечка с текстами Божественной литургии и переводом их на русский. Мы непременно познакомимся с нею, изучая Литургию, тогда и попробуем оценить качество переводов и самой книги.


Автор: Администратор
Дата публикации: 19.02.2015

Отклики (21)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.