Бога можно встретить не только на Святой Горе. Бога можно встретить в разных обстоятельствах: в лице бедняка, в ощущении великой радости или глубокого горя, в безвыходной ситуации, в кажущемся непосильным благословении. Но чтобы Бога встретить и узнать, нужно иметь немного подлинного страдания и смирения. Я желаю всем ощутить это величайшее, что дает вера, – встречу с Богом, Его присутствие в жизни. И нет в мире ничего большего!

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай



1.1.1.Понятие о христианском богослужении (конспекты двух лекций, прочитанных в разное время и в различных аудиториях)

1.1.1. Понятие о христианском богослужении.
Наша вера утверждает возможность встречи человека с Богом, через такую встречу возможно спасение человека. Христианство - религия Спасения.
Богослужение - есть пространство, место, где происходит встреча человека с Богом.
Она происходит в Таинствах, например, в Евхаристии, в ней человек причащается Христу. Внимание: при-частиться - сделать(-ся) частью. 
Кстати, отсюда и «с-частье». С-частье - со-частие. Сочастие с чем? 
с кем? с Кем?
«Встреча назначена» и во всяком богослужении. Человек обращается к Богу: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя (Пс 140) и 
Гласом моим ко Господу воззвах и услыша мя от горы святыя Своея (Пс 3.5) - так происходит встреча человека с Богом.
Сербский праведник архимандрит Иустин Попович говорит так: 
Всё в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом… Нет числа святым таиствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней каждое Господи, помилуй есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах (архим. Иустин Попович, Толкование на 1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова с.62-63, М., Моск. подв. ТСЛ, 1998).
В богослужении для нас вновь и вновь возобновляются (в данном случае хорошо иностранное слово - актуализируются) спасительные деяния Христовы. Через возобновление спасительных дел Божиих, через созерцание Рождества Христова, Его служения, страстных событий, Голгофы, Воскресения, Вознесения, через приобщение ко Кресту, Гробу, Тридневному Воскресению, на Небеса восхождению, одесную седению, Второму и славному паки пришествию (слова евхаристической молитвы) Христовым мы делаемся причастны Богу. 
Бог создал мир, чтобы приобщить его к Своей Божественной жизни, Бог зовет творение к Себе. Участвуя в богослужении, мы приобщаемся деяниям Божиим, «входим» в них, прививаемся Божией милости и правде. Богослужение - это, в некотором смысле, зов Божий, и мы можем ответить на него в культовых формах и войти в общение с Богом. 
Бог сотворил святой прекрасный мир. «И увидел Бог, что он хорош!» Однако творение Божие было искажено грехом. Грех лишил творение его святости. Различные чины освящения восстанавливают творение в его первозданном совершенстве.

У Богослужения есть 2 основные направленности:
Богослужение есть дар Божий, шаг Бога навстречу творению, Бог является в богослужении.
2) Богослужение есть ответ Церкви на зов Божий - а богослужение является именно церковным, богослужение совершает Церковь, - тем самым возводя своих членов к Богу.
Мы будем говорить в нашем курсе о богослужении в узком смысле. Но ведь кроме молитвы, крестного знамения, поклонов,  каких-либо других ритуальных действий служением Богу вполне может быть и не ритуал, а прямые, непосредственные действия в отношении ближнего: накормить мужа, утешить чадо, послужить бедной соседке, болящему родственнику. Простить врага. Понести скорби и болезни терпеливо и без ропота. Всякое действие должно быть богослужением.
Богослужением могут (и должны!) быть: соблюдение ритуальных запретов, следование определенным нравственным принципам и т. п.  
Иной раз человек действует ради Господа, какая ещё мотивация бескорыстного ухода за тяжкоболящим? Вот чем руководствовалась вел. княгиня Елизавета Феодоровна, собирая останки мужа и прощая убийцу? или ухаживая за болящими? или бинтуя раны алапаевских мучеников?

Цель совершения богослужения  
Цель богослужения - установление, а лучше сказать восстановление [утраченной в грехопадении] связи Богом, поддержание этой связи и её выражение. Напомним, что слово религия значит «восстанавливаю связь». Лат. re-ligio - от лат. ligo - связываю [лига - 1. союз, объединение (лиц, организаций, государств, спортивных команд); 2. знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть легато (муз.), т.е. связно, плавно, в отличие от стаккато - выделяя, подчёркивая каждую ноту] + приставка «re-» - «вос-» (реконструкция - воссоздание, ре-волюция) = букв. вос-связывание или, как было сказано,   восстановление связи. 
Принцип богослужения: воспоминание (напоминание, anamnesis, в т.ч. и в платоновском смысле) священных событий,  тем самым их актуализация (это слово выше уже употреблялось в отношении к христианскому культу) и приобщение к ним народа Божия. Богу не нужны наши поклоны, посты, молебны, каждения. Они нужны нам. В обрядовых формах мы приобщаемся к священным деяниям Божиим, каковые есть вехи на пути Спасения, обновляем в себе образ Божий, поддерживаем присутствие Божие в мире. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 04.10.2017

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.