Пра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно/ Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Икона Богородицы "Достойно есть". Кондак, глас 4.



1.2. Источники

1.2. Источники.

Вопрос источников богослужения можно понимать трояко:

- источники собственно богослужения;

- письменные источники: литургико-канонические памятники; творения отцов Церкви

и, наконец,

_- богослужебные книги как источники.

А) Богослужение Церкви продолжает и исполняет (делает полным) богослужение ветхозаветное.  Ветхий Завет и ветхозаветное богослужение приуготовляло человечество к пришествию в мiр Благодати и Истины - Воплотившегося Господа:  «закóнъ Моисéомъ дáнъ бы́сть, благодáть [же] и и́стина Иисýсъ Христóмъ бы́сть» (Ин 1.17). Господь Иисус Христос участвовал в храмовом культе, любил благолепие Дома Отца Своего, приходил в синагогу «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся» (Ин 18.20). Господь же и завершил ветхозаветный культ Своею жертвой на Голгофе.

Самая форма, точнее сказать, самая модель ветхозаветного богослужения - храмового и синагогального - в значительной мере была воспринята христианской традицией.

Языческие обряды также могли послужить источниками христианского богослужения. Не по существу, - по форме. Некоторые языческие обряды были переосмыслены, приняты и усвоены христианской традицией. Например, брачные венцы, обмен кольцами при обручении и др. Тертуллиан порицает ношение венцов именно за языческое происхождение, Златоуст переосмысливает венцы и «принимает» их в христианский брачный обряд.  

Но не только элементы, самые мистериальные формы христианство воспринимает в свой культ. Да и что можно придумать взамен шествию с пением? или омовению в источнике? 

Потребность в чистоте - одно из врождённых качеств всякого живого существа. Исключения лишь подтверждают правило. 

Представления о чистоте не только (и не столько) телесной отличает человека от неразумной твари. Отсюда - потребность в  о ч и щ е н и и. 

Ритуальное омовение с незапамятных времён известно во многих традициях, и дохристианских, и внехристианских. В Древнем Египте, Персии, Индии, Вавилоне, в языческой религии греков (а впоследствии и римлян), в традициях ветхозаветной, межзаветной, и последующей раввинистической  существовали практики ритуальных погружений. Они были вызваны представлениями о некой нравственной, вне-телесной чистоте/нечистоте. 

В общем, необходимости изобретать новые богослужебные формы не было, формы существовали издревле.

А вот ещё пример наследования христианской богослужебной культурой предшествующей традиции. «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс 118.164). «Седмь», «семь», 7 - здесь число полноты, множества, многократности. Вот и христианское богослужение дня «седмерично», многократно, непрестанно. Это теперь мы на приходе в одном собрании (скажем, великопостном утреннем) вынуждены совершать сразу 5-7 чинов, отсюда и столь продолжительны наши службы. А они должны были бы совершаться каждая в своё время: Утреня - перед восходом солнца, 1-й Час - ранним утром, 3-й Час - поздним утром, 6-й - около полудня, 9-й - перед вечером, Вечерня - сразу после захода солнца, Повечерие - после вечерней трапезы, Полунощница - понятно, согласно своему наименованию... Вот наглядно выраженная идея непрестанной молитвы!

И каждый такой день «впадает» ещё в седмицу со своею богослужебной тематикой...

А седмицы впадают в год... 

 О богослужебных кругах мы поговорим подробнее в своё время.

 

К седмеричности богослужебных собраний примыкают и другие «седмеричности». Например, семичастная структура молитв, в которых мы

  1. обращаемся к Богу; 
  2. воспоминаем о Его промышлении о мире; 
  3. исповедуем свои грехи перед Ним;
  4. испрашиваем себе помилование: Господи, помилуй; 
  5. испрашиваем те или иные Его блага: мир мiру; благорастворение возду́хов; спасения плавающим, путешествующим, недугующим, страждущим, плененным; избавления от скорби, гнева и ну́жды; Божьего заступления; 
  6. воссылаем Пресвятой Троице жертву хваления; 
  7. заключаем своё моление утверждением: Аминь.

Или седмеричным величанием Святаго Духа в молитве «Царю Небесный»:

  1. Царь Небесный;
  2. Утешитель («защитник»);
  3. Носитель Истины;
  4. Вездесущий;
  5. Наполняющий всё;
  6. Вместилище всякого блага;
  7. Податель самой жизни
  • А вот ещё один пример заимствования форм. В христианское богослужение вошли целые элементы в/заветного богослужения. И прямо: Псалмопение, к примеру. И косвенно:  например, Степенные Антифоны на воскресной Утрени суть парафразы Степенных Псалмов, они составляют 18-ю кафизму Псалтири, что читается на Вечерне в Пятницу, а в иные периоды года за каждой вечерней. 

Но и об этом мы будем говорить в своё время, на семинарах по Всенощному Бдению. 

1.2. Источники. 

Б) Литературные источники

В первую очередь это книги Нового Завета. В них упоминаются, к примеру: 

- крещение Самого Иисуса;

- крещения покаяния и христианские крещения; 

- установление таинства Евхаристии и упоминания о её совершении первыми христианами;

- упоминается брак в Кане

и др.

Новый Завет нам доводится регулярно читать, потому здесь скажем кратко тех литературных источниках, которые широко не известны . Между тем из них можно почерпнуть сведения о  богослужении древней Церкви. Таких памятников сравнительно немного.

Самый ранний из них: «ДИДАХИ» или «УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ», точнее, «Учение Господа, поведанное народам через 12 апостолов»Текст этот - современник Нового Завета, он датируется 70-ми годами I века. Некоторое время Δῐδᾰχή входил Новый Завет, когда же он был исключён из канона, его просто перестали переписывать и он оказался утрачен на многие столетия. Обнаружили его лишь в конце XIX  века. 

Любопытно, что один из первых переводов на русский язык сделан Львом Толстым. 

Книга явно делится на 3 части. Первая часть - этическая, здесь манифестировано учение о двух путях, два пути противопоставлены: «путь жизни - путь смерти», «путь греха - путь добродетели». 

Мы в нашем курсе неоднократно станем обращаться ко 2-й части - литургической. Здесь говорится и о крещении, и об архаичных формах евхаристии, о посте и т.д. 1-й век!

3-я часть каноническая.

Ещё один замечательный литературный памятник: «АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ» св. ИППОЛИТА РИМСКОГО. Его определяют как пра-служебник, в нём содержится древнейший  рубежа II — III веков формуляр евхаристической молитвы, чин епископской хиротонии, последование крещения, всенощное бдение.

Скажем и о «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» («TESTAMENTUM DOMINI NOSTRI JESU CHRISTI»), открытом, как и «Дидахэ», в конце XIX века. Отдельные части Завещания датируют III веком. Здесь содержатся чины всенощного бдения, воскресной литургии, упоминается праздник Богоявления.

 «АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» датируются концом IV века, хотя отдельные части памятника восходят по крайней мере к III веку. Это  компиляция более ранних текстов, среди которых уже известные нам «Дидахэ» и «Апостольское Предание». В VIII книге «Апостольских Постановлений» содержатся: замечательная евхаристическая молитва (нам предстоит вспомнить о ней при изучении литургии), чины вечерни и утрени.

Ещё один интересный памятник конца IV века: Паломничество Егерии (не ЕГЭ-рии, но ЭГЕ-рии! шутка) или Путешествие по святым местамВ Паломничестве Егерии представлена  литургическая традиция Иерусалима в IV веке. Егерия – знатная женщина из Испании, путешествующая по Святым местам. Конечно, то путешествие отлично от нынешних, чтобы просто добраться до Иерусалима, нужно было затратить много времени и средств. В это время паломническая жизнь Иерусалима только-только начинается, ведь несколько веков город, после разрушения его римлянами, лежал в запустении. И вот - эпоха равноапостольного Константина!.. Труды его матери равноапостольной Елены по воссозданию города-святыни, обретение реликвий, строительство храмов на местах евангельских событий...

Среди многого прочего у Егерии описано крещение, а точнее оглашение тех, кто намерен принять крещение. 

К этому памятнику нам, хочется надеяться, также ещё доведётся вернуться.

О чине крещения весьма подробно говорится у свт. Кирилла Иерусалимского, жившего несколько ранее упомянутого выше паломничества. Это ещё один источник, к которому в будущем, когда мы станем говорить о крещении, нам придётся обратиться.

Назовём также труды псевдо-Дионисия Ареопагита (память его 3/16 октября, любопытно - и замечательно! - в службе сщмч. Дионисию Церковь  прославляет и «реального» Дионисия, о котором упомянуто в апостольском чтении этого дня - 17-й главе книги Деяний, и - автора V века, подписавшего свои творения именем Дионисия. Впрочем, это совсем отдельная тема).

Со временем литературных источников сохраняется всё больше и больше, с каждым веком число сохранившихся рукописей растёт в геометрической прогрессии.

С VIII века обнаруживаются Типиконы - книги, по преимуществу описывающие богослужение. 

Один из последних литургических памятников (который всем рекомендую в качестве одной из настольных книг (она доступна)): «Сочинения» блаж. Симеона Солунского (рубеж XIV-XV вв.) 

Дальше наступает эпоха книгопечатания...

1.2. Источники.

В) Богослужебные книги как источники

Таковых довольно много, но в основном это разнообразные компиляции и сборники. Собственно «базовых» книг несколько: 

Богослужебное Евангелие. Его отличие от привычных нам заключается не только в том, что оно обыкновенно красочно и велико по размеру. Главное: текст разделён в нём не на привычные главы и стихи, но на т.н. зачала. С некоторыми оговорками можно сказать, что эти зачала сформированы по тематическому признаку. Вот фрагмент богослужебного Евангелия, где кружком выделено зачало, а чёрточками - стих главы. Видно, что ЗАЧАЛО начинается с nn-ного (47-го) стиха главы

 фрагмент богослужебного Евангелия, где кружком выделено зачало, а чёрточками - стих главы

 

 

 

 

 

 

2.То же - и Апостол. Апостол - вторая часть Нового Завета, в которой собраны книга Деяний и апостольские послания.

 

3.Часослов. Из самого наименования можно заключить, что принцип формирования этой книги: часы. В полночь - одна служба (скажем, Полунощница, ранним утром - Утреня, после рассвета - 1-й Час, далее Часы 3-й, 6-й, 9-й и т.д.)  

Часослов содержит т.н. неизменяемые песнопения дневного круга: скажем, Свете Тихий исполняется за каждой вечерней каждого дня, то же Сподоби, Господи, Ныне Отпущаеши, Славословие и т.д.

В "живой лекции" мы проговорили эти темы подробнее. Они не закрыты, нам придётся ещё неоднократно к ним возвращаться.

4.Октоих содержит изменяемые песнопения ДНЕВНОГО и СЕДМИЧНОГО кругов. Например: стихиры такие-то вечера среды. В среду (а это день седмицы-неделивечера (а это время суток) одни стихиры, в четверг стихиры также имеются, но эти стихиры уже иные, а в субботу третьи и т.д. Эти песнопения изменяемы

В каждой службе сочетаются изменяемые песнопения с неизменяемыми.

Самое наименование ОКТОИХ переводится как вОСЬМИ-ГЛАСНИК (ὀκτώ - «восемь» + ἦχος - «голос, отголосок»; ср. известное нам слово «эхо»).

Как видим, книга эта организована по принципу 8 циклов, делится на 8 частей, каждая из которых делится в свою очередь по дням седмицы и часам суток. Подробнее об этом ниже.

5.Минея содержит изменяемые молитвословия служб каждого дня года в определённое время суток. Пример: ВЕЧЕРНЯ (время суток) 15-ГО ОКТЯБРЯ (в день года). Миней, строго говоря, 12-ть томов: апрель, май, июнь и проч. Каждый месячный сборник может быть такого объёма, что в один том он не вмещается, тогда каждый том издаётся в нескольких книжках: ОКТЯБРЬ в 2-х книжках, случается, что и в 3-х (ЯНВАРЬ, например).

Пример: мы собираемся на богослужение в четверг утром 27 (по церковному календарю)/10 октября. 

Из Часослова поются или читаются неизменяемые молитвословия Утрени, скажем, Шестопсалмие. Сочетание Октоиха и Минеи наглядно на примере КАНОНА. Первым поётся канон ОКТОИХА того гласа, которого очередь на текущей седмице, канон этот посвящён памяти святых апостолов. Затем поётся канон святителю Николаю. Через неделю будут читатся каноны тем же святы6 Но уже другие: того гласа, которого очередь на следующей неделе. Третьим читается канон из Минеи, мч.Каллистрата. В следующий раз канон мч.Каллистрату будет читаться только через год: 27/10 октября.

6.Триодь (τρι- в сложн. словах = τρεῖς  «три-, трёх-» + ᾠδή песнь, песня - ТРИ-О́ДИОН - ТРИ-ПЕСНЕЦ) - книга изменяемых песнопений периодов Великого Поста и Пасхального. 2 месяца до Пасхи и 2 после мы совершаем богослужения в большей степени по Триоди, нежели по Октоиху. Название таково вот отчего: подавляющее большинство канонов этой книги состоит из 3-х песней. А что это значит, впоследствии поговорим подробнее.

7.Требник «Треба» нередко производят от «требовать», на вопрос что такое «треба» одна из наших курсанток так и ответила: что-то вроде заказа! Посмеялись. Но не сразу. Некоторое время пришлось доказывать, что это неверно. 

Слав. "требовать" значит "иметь нужду, потребность". "Треба" - жертва. Требище - жертвенник.

Древнее название Требника - Потребник, оно до сих пор сохраняется у приверженцев старого обряда. 

Как показывает и самое наименование, это есть такая церковно-богослужебная книга, в которой собрано и заключено всё то, что потребно каждому сыну Православной Церкви от рождения до последнего его вздоха на земле - цитируем знаменитого литургиста конца XIX – начала XX века Алексея Афанасьевича Дмитриевского.

Тут возникает ряд смежных вопросов: как быть с нашим «требованием» к Богу? Господи, помилуй - это просьба? пожелание? императив (требование)? 

А как быть с таинствами? Совершив всё, что должно по форме («правильно поставленный священник при произнесении правильных слов и т.д.»), можем ли  мы рассчитывать, что наше «требование» будет исполнено? Нет ли в этом магизма? «принуждения Бога»? Ср. «Можно причаститься на земле, но остаться непричащённым на небе» прп. Серафим Саровский.

 Ещё одна книга - ТИПИКОН, в ней регламентируется порядок службы, если воспользоваться нашим примером 27/10 октября: как соотнести тексты Часослова, Октоиха и Минеи.

В Типиконе множество и других сведений о богослужении в целом и отдельных его элементах. На чём-то мы непременно остановим своё внимание, а что-то вынуждены будем пропустить.


Автор: Администратор
Дата публикации: 19.02.2015

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.