«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной»

Архимандрит Фаддей Винтовницкий



2.11. Священнослужители и церковнослужители.

Какова роль священника при богослужении? В чем его функция?

Мне не нужно посредника, - говорят «продвинутые» сограждане, - у меня Бог в душе. Внимательные к себе (братья, внимайте себе) христиане знают какой бог у них в душе, сколько нужно приложить усилий, чтобы в душе этой ("в которой бог") воцарились радость, мир, терпение, чтобы Бог вошёл в эту душу и обитель в ней сотворил… В обиходном понимании священник есть посредник между Богом и человеком. Схема примерно такова: пока мы заняты своими делами, священник за нас и вместо нас молится Богу. Давайте рассмотрим насколько такое обыкновенное богословие соответствует православному учению. 

Начнём с Ветхого Завета.

Священники в Ветхом Завете в самом деле были посредники. С одной стороны Бог святый стрaшный и слaвный во всех делѣх и крепости Своeй, непостижимый и неизследимый Сый (молитва из чина крещения), взирающий на творение с высоты святыя Своея. С другой - грешный человек, тварь дрожащая* - якоже руб поверженный всякая правда наша (нас человеков) пред Тобою (Господом) [молитва из чина Елеосвящения]. Между Богом-Творцом и человеком-творением-тварью пропасть. Посредником между недосягаемым в своей святости Богом и бедным человеком выступает священник. Священник - представитель грешных человеков перед запредельным Богом, представительство его выражается в жречестве. Священник - жрец, он приносит жертвы. В Священном Писании читаем: ветхозаветные патриархи устрояют жертвенники и жрут-жертвуют-приносят жертвы. Эти жертвы лишь тень будущей Голгофы, они - прообраз Его жертвы, пока они несовершенны, в отличие от той грядущей, что совершенна дориносится - Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се жертва тайная совершена дориносится (Херувимская песнь Литургии Преждеосвященных Даров). 

В данном случае мы говорим о священстве как об иерархическом служении. 

Корни такого священства восходят ко временам ветхозаветных патриархов. Собственно института священства тогда ещё не было, «священнические обязанности» исполнял глава рода (Ной, Авраам, Исаак, Иаков). Глава семьи, отец (во всяком традиционном обществе pater familias – «отец семейства», «домовладыка» даже и юридически занимал особое положение) воздвигал алтари и приносил жертвы, представляя свою семью пред Богом. Такая традиция продолжилась и после Исхода, а завершилась лишь к эпохе Судей, когда богослужение было окончательно закреплено за особыми поставленными на это людьми (скажем об этом ниже). Хотя в Библии и после указанного периода встречаются отдельные примеры устройства жертвенников не священниками: Гедеон (Суд 6.20–28), Маной (Суд 13.19-20), вефсамитяне (1 Цар 6.14-15). 

Священство как институт возникает на Синае, где Бог даёт Моисею (1300 г. до Р.Х.) откровение, а через Моисея и народу израильскому. Сама идея Израиля как народа неразрывно связана с понятием священства

Моисей взошёл к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлю и возвести сынам Израилевым:

…итак, если будете слушаться [будете послушны] гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов вы будете у меня царством священников и народом святым(Исх 19.1-6). 

Т.о. Израиль посвящается в священство, из среды народов, населяющих землю, выделяется народ, посвящаемый Богу. 

Отметим условие избранничества: если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой. Этот условие столь же действенно и для Нового Израиля! Избранничество - не данность, избранничество есть задание.

Итак, первый концентр избранничества - один народ из многих народов. 

И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.

И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;

Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего (Исх 4.22).

Из этого народа в священники почислены первенцы, перворождённые. Это второй концентр.Родились в семье мальчики - старший посвящается Богу. Самая идея выделения Богу первенцев от человека до скота - первенцев-сыновей, первенцев-животных, начатков-злаков – [отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу (Исх 13.12)] - породила основной элемент священства: им стал человек, выделенный из общества и посвящённый на служение Богу. 

Подробнее о первенцах см. 2.7.1 

Но это идея. В реальности первенцы останутся в семье, а служителями культа  станут особые люди - священники и левиты, она заменят собою перворождённых.

Подробнее о священниках и левитах см. 2.7.2

 

Но вот ветхозаветные времена кончились, Бог Господь и явися нам! Сын Божий стал Человек. Господь Иисус взошёл на Крест. Теперь един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим 2.5), в слав. един ходатай Бога и человеков (греч. μεσίτης - посредник, миротворец; лат. mediator). Все люди в равной мере причастны Его ходатайству. Все спогреблись Ему крещением в смерть, и якоже восста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити  стали (Рим 6. 2 – 11, это Апостольское чтение Крещения:

Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?

Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились. 

Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни). 

Все в равной мере приобщаются Тела и Крови Господних в Евхаристии. Как теперь понимать роль священника?

Представление о священстве как посредничестве между Богом и человеком сохраняется и в христианстве. Оно характерно, например, для католического богословия, но и в среде православных не редкость. Такое представление есть, однако, заблуждение. Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос (1Тим 2.5).

Священник - иерарх, он возглавляет общину. Как на судне есть капитан, старпом, матрос; кто-то водитель автобуса, а кто-то пассажир; затем водитель придёт к пассажиру на приём в клинику или в булочную за хлебом… Как на Тайной Вечери собрание апостолов возглавлял Иисус Христос, так же и на литургии священник предстоятельствует - воссылает Богу молитвы от лица всей Церкви.

Католическое и православное учения о священстве существенно различны. Латинское представление таково: священник совершает службу от лица Христа - in persona Cristi. В момент совершения таинства священник есть Христос, отсюда 1-е лицо латинских тайносовершительных формул: Я крещаю тебя, Я разрешаю тебя от грехов.

Православное учение иное: иерей священнодействует от лица Церкви - in persona Ecclesia [ἱερεύς - священнослужитель, жрец; иерей, священник; от ἱερεύω - закалывать для принесения в жертву, приносить в жертву; закалывать для еды; ἱερο- - священно-, жертво- и т.д.]. Церковь воссылает Богу свои прошения, священнослужитель - диакон, иерей, епископ - эти прошения произносит, озвучивает, артикулирует. Священник возглавляет молящуюся Церковь? Да. Священник - уста церковного собрания? Да. Однако и народ не безмолвствует, церковный народ и сам прямо и непосредственно обращается к Богу: Господи, помилуй, Подай, Господи. Традиция общенародного пения теперь утрачена, подавляющее большинство песнопений исполняется на клиросе, однако надо помнить, что клирос представляет (скорее заменяет) собою молящихся, и богослужебные книги говорят об этом недвусмысленно: мы же поем: Господи, помилуй или людие отвечают: Аминь

Из in persona Ecclesia - «от лица Церкви» - с необходимостью следует, что каждый член собрания обладает достоинством священника? Да. Разве не ко всем крещёным  христианам можно отнести призыв апостола (1 Петр 2.5): приступая к Нему, камню живому, человеки отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный,священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Или: вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел (1 Петр 2.9). Вы (т.е. все мы!). Все верующие суть священники. Христос соделал нас царями и священниками Богу нашему (Откр 5.9-10) и Отцу Своему (Откр 1.6). «Царственное священство» стирает границы национальные, социальные, половые: все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже (ни) Иудея, ни язычника (эллина); нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3.26-28). 

Загадочные слова. «Нет ни мужчины, ни женщины. Нет ни иудея, ни эллина». Отметим - «во Христе»! Вне Христа различия эти сохраняют свою остроту, они ранят и кровоточат. 

Подчеркнём, что речь идёт не о еврее, населяющем Палестину и не о населяющих Римскую империю народах. Речь не об этносах (равно как и не о суб- или супер-), но о представителях того или иного религиозного мировоззрения, именно об иудее и язычнике. Но ведь и этнические различия сохраняются? как бы того ни хотелось прекраснодушным (или лукавым?) идеалистам. Иное дело, что таковые (этнические различия) признак акцидентальный, но никак не сущностный. Впрочем, кто знает наверное?..

Всеобщее «царственное священство» [вы – род избранный; все мы священники, все мы причастны жертве Христа, все мы в ней участвуем]  не отменяет, однако, и не заменяет собою священство как институт, священство институциональное, каковое существует издре́вле. Из среды народа Божия - царственного священства - избирается кандидат и поставляется, рукополагается в священники. Собрание церковное организовано, с-формировано, оно иерархично: Церковь выделяет из своей среды тех, кто священнодействует от лица Церкви, кто возглавляет собрания церковные, кто пресвитерствует («старейшинствует») в общине.

Итак, в Новом Завете говорится о священстве в двояком смысле

  • как о священстве всеобщем;
  • о священстве институциональном.

 

____________________________

* Выражение "тварь дрожащая" Родион Романович Раскольников позаимствовал у Пушкина.

У Пушкина этот образ во-1х) в "Евгении Онегине":

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно...

И во-2х) и в переложении 43-й суры Корана:

...и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (22)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.