«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной»

Архимандрит Фаддей Винтовницкий



2.12. О первенцах

На ветхозаветном принципе первенства  и сопутствющих вопросах мы остановимся несколько подробнее. А почему скажем в своё время. 

Первенец у древних евреевобладал особым статусом, отчасти он обладает им и у современных евреев,   да и в неевреейском быту первому ребёнку придаётся особое значение.  

Происхождение традиции первенства можно проследить уже от Авеля, - он принёс Богу жертву от первородных животных. Последующие израильтяне также жертвовали первенцев из своих стад (Исх 22.29; Чис 18.17). И хлеб нового урожая начинали вкушать после принесения в жертву первого снопа (Лев 23:14). Ср, наше Преображение.

Бытовало представление, что первенцы - и человеки, и животные, и растения - суть собственность Бога, потому так или иначе их предписывалось посвятить Богу, «вернуть» Ему.

Но не только израильтяне, языческие народы также придерживались принципа жертвовать богам лучшее из того, что имеешь, а первенец не есть ли лучшее, что есть в семье?  Доходило и до извращений, например, до ритуального сжигания перворождённых детей, среди евреев это считалось «мерзостью языческой».

Особое предписание посвящать Богу  перворождённых связано с 10-й казнью египетской, когда были истреблены первенцы египтян, а еврейские сохранены: ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе (Чис 8.17).

И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства;

ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупáю;

и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх 13.14-16).

Но первенцы еврейские не оправдали ожиданий, они, например, приняли решающее участие в созидании золотого тельца, потому права и обязанности отправлять богослужебные функции были отобраны у первенцев и переданы сословию левитов. Считается, что последние в грехе кумиротворения участия не принимали. Число первенцев и представителей колена Левиина тоже было примерно одинаковым (Чис 3. 12–13, 40–43). А за излишек первенцев, таких оказалось 273 человека, был заплачен выкуп, отсюда происходит традиция выкупа первенца (Чис 3.40 и далее). Итак, первенцы устранены от богослужения («разжалованы»), однако сакральный статус их остаётся прежним. Тора предписывает выкупить первенца. Выкуп «освобождал» старшего сына от бремени посвящения. Заповедь о выкупе - одна из 613-ти. Эквивалентом такового были 5 серебряных монет определённого веса, до сих пор, например, в США, отец первенца платит коэну 5 долларов. Число «5» считается  у евреев символическим (наш пространственно-временной мир они считают четверичным, а «пятёрка» символизирует превосходство над посюсторонними категориями пространства-времени). И доллары (если речь об Америке) не простые, но… серебряные, в денежном эквиваленте они стоят дороже. В Израиле для этой цели выпускаются даже специальные монеты.

Передача этих самых 5 монет происходит в виде особого обряда. 

Отец отдаёт малыша когену, тот спрашивает желает ли он получить его обратно? или оставляет Богу?  Вариантов ответа не предоставлено, отец платит 5 монет и забирает ребёнка обратно. 

Если так случилось, что ребёнок родился сиротой или отец пренебрёг традицией выкупа своего первенца, то он, по достижении совершеннолетия (13 лет + 1 день) или выкупается родственником-мужчиной, или несколькими раввинами вскладчину, или в некоторых случаях  выкупает себя самого. 

Любопытно, что когены и левиты своих первенцев по понятным причинам не выкупают, их сыновья мыслятся как священники и левиты. Вероятно, в этом случае первенство старшего сына распространяется только на имущество, первенцу отдавалось предпочтение в наследовании имущества семьи, его доля сугубая, потому что он "начаток силы» (Втор 21. 17). В наследственных вопросах достаточно было первородства по одной только отцовской линии. Для наследования же культового требовалось первородство и по материнской линии тоже.

 

Кстати, дочь-первенец тоже выделялась, её предпочитали выдать замуж первой: (Быт 29.26; I Сам 18.17).

В случае многих жён, отец выкупает первенца каждой.

В современном Израиле гражданские законы о наследстве каких-либо особых прав первенства не предусматривают. Это исключительно традиция. 

Признание первенца таковым сопровождалось определённым обрядом. Существенным было благословение отца: Быт 27.

 

Мы не случайно столько места уделили этим вопросам. Настало время сказать почему. 

Народ Израильский назывался в Ветхом Завете Божьим сыном, Божьим первенцем (Исх 4.22), народом-священником Исх 19.5. А в Новом Завете звание Первенца, Первородна (Евр 1.6), Перворожденна из мертвых - Первенца из мертвых (Кол 1.18; Откр 1.5), Первенца из умерших (1Кор 15. 20,23) рожденным прежде всякой твари (Кол 1.15), первородным между многими братиями (Рим 8.29) усваивается Христу. Первенец мертвых бысть - поём мы в воскресном тропаре 3-гго гласа.

Апостол называет Епенета - он первый обратился в провинции Ахаия - начатком Ахаии для Христа (Рим 16.5). И Стефан назван так же (1Кор 16.15). 

Но часть - залог целого. И Епенет, и Стефан посвятили себя на служение святым и многих обратили. 

Но ведь и мы, составляя Тело Христово - Церковь призваны (слав. церковь = греч. ἐκκλησία = призванные от ἐκ-κᾰλέω - зову к себе, призываю) стать некоторым начатком Его созданий (Рим 8:23; Евр 12:23; Иак 1:18), стать Церковью первенцев, поскольку получили начаток Духа.

А искупление первенцев Богу и агнцу - сто сорока четырёх тысяч, стоящих на Сионе (Откр 14.4). Новый Израиль - Церковь Христова - Тело Великого Первенца относит к Себе призвание первенцев!

Итак, первенцы посвящаются Богу и должны отправлять священнические функции в израильском народе. Это идея. В реальности первенцы останутся в семье, а служителями культа  станут особые люди - священники и левиты.


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (22)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.