«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной»

Архимандрит Фаддей Винтовницкий



3.1. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ: суточный, седмичный, годовой; их структура.

Богослужение напоминает собою часовой механизм. В нём множество больших и малых деталей, элементы эти движутся, движения их согласованы…

Другой образ - Солнечная система.

 

Наиболее крупными элементами богослужебной системы являются так называемые КРУГИ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Таковых несколько, главные -

  1. ДНЕВНОЙ или СУТОЧНЫЙ,
  2. СЕДМИЧНЫЙ и
  3. ГОДОВОЙ.

Последний в свою очередь делится на                              

 а) ПОДВИЖНЫЙ и

б) НЕПОДВИЖНЫЙ.

 

Суточный круг образуется богослужениями, совершаемыми в течение дня. Начинается он ВЕЧЕРНЕЙ, а завершается 9 ЧАСОМ. Полный круг таков:

ВЕЧЕРНЯ - ПОВЕЧЕРИЕ - ПОЛУНОЩНИЦА - УТРЕНЯ - 1 ЧАС - 3 ЧАС - 6 ЧАС - 9 ЧАС.

 

Собираться несколько раз день непросто даже и в монастыре, тем более в миру, ведь нужно прервать свои делания-даже-до-вечера, добраться до храма и после весьма непродолжительной службы вновь вернуться к работечерез 2 часа вновь сделать перерыв и т.дПотому богослужебные собрания совершаются как правило не более двух раз в сутки - утром и вечером, и включают в себя сразу несколько богослужений. Комбинации их Типиконом в общем не регламентированы, они определяются типиконовой формулой «аще изволит настоятель», а последний исходит из тех или иных местных особенностей: равнодействующей графиков работы прихожан, движения транспорта и т.д. и т.п.

Автору этих строк доводилось встречать различные схемы, например:

9 ЧАС, ВЕЧЕРНЯ, ПОВЕЧЕРИЕ // ПОЛУНОЩНИЦА, УТРЕНЯ, 3, 6 ЧАСЫ, [ЛИТУРГИЯ];

Приходская повседневная практика чаще всего такова: ВЕЧЕРНЯ, УТРЕНЯ // ЧАСЫ 3, 6, [ЛИТУРГИЯ], а прочие службы просто опускаются.

А Великим Постом: утреннее собрание - УТРЕНЯ, 1 ЧАС; 3, 6, 9 ЧАСЫ, [ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ], ВЕЧЕРНЯ [Преждеосвященная Литургия] // вечернее собрание - ПОВЕЧЕРИЕ.

Встречаются и иные варианты.

 

Евхаристическое богослужение само по себе не относится к дневному кругу, Литургия присоединяется к одному из собраний, как правило к утреннему (тогда она совершается после служб 3-го и 6-го Часов), Великим Постом на буднях, на Страстной и в навечерия Рождества и Богоявления литургия может соединяться с Вечерней.

 

Отметим соединение 9 Часа - последней службы уходящего дня и Вечерни - первой службы дня наступающего в одном собрании. Так линия дневных богослужений сворачивается, смыкается в  круг.

 

Часослов - основная книга дневного круга построена по «астрономическому принципу», начинается Часослов полуночной службой - Полунощницей, первой службой именно астрономических, а не богослужебных суток.

 

Суточный круг просматривается и в других богослужебных книгах: Октоихе, Минее, Триоди. На каждом листе надписано: в такой-то день (седмицы) вечера или в такой-то день (седмицы) на Повечериив такой-то день (года) на Утрени и т.д.

 

День года отсылает нас к другому кругу - годовому, о нём скажем позднее. Пока же - о круге седмичном.

В начале 2-го тысячелетия окончательно сложилась современная система седмичных памятей, суть её в том, что каждый день седмицы имеет особую литургическую тему, которая так или иначе проявляется в молитвословиях дневных-суточных служб.

Тема воскресного сама собою дня понятна.

В понедельник - память бесплотных сил. Кроме этой темы присутствует тема поканная. Например, в Октоихе на Утрени непременно должны быть прочитаны два канона: покаянный (или умилительный) и бесплотных.

Вот примеры:

ГрэхHвъ мои1хъ мн0жество, по мн0жеству хrтE млcти твоеS, молю1сz ти2, потреби2, и3 помышлeніе њбращeніz ми2 дaруй: ћкw да твою2 слaвлю ћже пaче ўмA бlгостhню

(тропарь 1-го канона - покаянного - в понедельник 1-го гласа).

Зерцaла свёта бGоначaльна, и3 трис0лнечныz свэщи2 сіsніе въ себЁ пріeмлющыz, по є3ли1ку пости1жнw, ѓгGльскіz чи1ны пeрвэе ўмhсливъ, ќмъ б9eственный состaви.

(тропарь 2-го канона - бесплотным силам - в понедельник 1-го гласа).

Литургическая тема вторника: память Иоанна Предтечи.

Дрeвле хrтA въ водЁ кrти1въ, б9eственный кrти1телю, t страстeй мS треволнeніz њбуревaема, ко пристaнищу покаsніz твои1ми мольбaми ўстреми2

(на литургии Блаженна 8 гласа).

С Предтечевой памятью соседствует и покаянная тематика:

Вёкъ м0й скончавaетсz, житіE мимох0дитъ, и3 стрaшный тв0й прест0лъ гот0витсz сп7се: сyдъ менE ждeтъ, претS мнЁ џгненною мyкою, плaменемъ негаси1мымъ: слeзъ тyчу дaждь ми2, и3 ўгаси2 є3гw2 си1лу, хотsй сп7сти1сz всBмъ человёкwмъ

(седален по 2-м стихословии на Утрени  вторника 8-го гласа).

В среду сугубо прославляются Крест Христов и Пресвятая Богородица. То же - в пятницу. В эти дни в определённых местах службы поются особые песнопения - крестобогородичны, их сюжет - Матерь Божия у Креста:

На кrтЁ ћкw ўзрЁ пригвождaема тS гDи, ѓгница и3 м™и твоS дивлsшесz. что2 видёніе сіE, взывaше, сн7е вожделённый; сі‰ ти2 непокори1вый с0нмъ воздаeтъ беззак0нный, и4же мн0гихъ твои1хъ чудeсъ наслаждeйсz; но слaва неизречeнному схождeнію твоемY вLко

(стихира воззваховая 4-го гласа на среду).

А вот ещё одна:

Слaва, и3 нhнэ: кrтобGор0диченъ: 

Под0бенъ: Звaнный свhше:

Не рыдaй менE м™и, зрsщи на дрeвэ повёшена твоего2 сн7а и3 бGа, на водaхъ повёсившаго зeмлю неwдержи1мw, и3 всю2 твaрь создaвшаго: и4бо воскrнY, и3 прослaвлюсz, и3 ѓдwва ц†рствіz сокрушY крёпостію, и3 погублю2 тогw2 си1лу, и3 св‰занныz и3збaвлю t ѕлодёйства є3гw2, ћкw бlгоутр0бенъ, и3 nц7Y моемY приведY, ћкw чlвэколю1бецъ.

Следует, впрочем, отметить, что память Богородицы совершается ежедневно, однако в среды и пятки она превалирует.

Ежедневно представлены и песнопения, посвящённые памяти мучеников. В корпусе изменяемых песнопений каждого дня число мученичнов не столь обширно как богородичных, однако присутствие их в службах каждого дня постоянно. Мученичны регулярно припеваются на каноне, они встречаются среди стиховных стихир, среди седальнов по кафизмам, на блаженнах литургии. «Своего» дня у мученической памяти нет.

В четверг поминаются апостолы - самовидцы Слова и святитель Николай.

Премyдрости б9іz сyще ў§нцы2 и3 самови1дцы, премyдрыхъ и3 ри1торwвъ ћкw немyдрую мyдрость њхуди1ша, простот0ю пр0повэди kзhки ўмудри1вше б9eственніи ґпcли, правослaвнw воспэвaти содётелz є3ди1наго и3 гDа

(седален по 1-м стихословии в четверток 2-го гласа на Утрени).

Лучaми чудeсъ нік0лае, просвэщaеши подс0лнечную всю2, и3 разрэшaеши мрaкъ скорбeй, и3 бёдъ tгонsеши нашeствіе, предстaтель сhй теплёйшій

(седален по 3-м стихословии в четверток 2-го гласа на Утрени).

В субботу прославляется Церковь торжествующая - доминируют памяти Всех Святых: апостоловмучеников и пророковсвятителейпреподобных и праведных -

Ґпcли, м§нцы и3 прbр0цы, с™и1теліе, прпdбніи и3 првdніи, д0брэ п0двигъ соверши1вшіи, и3 вёру соблю1дшіи, дерзновeніе и3мyщіи ко сп7су, њ нaсъ того2 ћкw бlга моли1те сп7сти1сz, м0лимсz, душaмъ нaшымъ

(тропарь субботы на литургии)

и усопших (тропарь, что мы приводим в пример, в Октоихе так и назван - мертвен).

Мeртвенъ: ВсE сyетіе человёческое, є3ли1кw не пребyдетъ по смeрти: не пребyдетъ богaтство, ни сни1детъ слaва: нашeдши бо смeрть, вс‰ сі‰ погуби1тъ. тёмже хrтY безсмeртному цRю2 возопіи1мъ: престaвлєнныz t нaсъ ўпок0й, и3дёже всёхъ є4сть веселsщихсz жили1ще ў тебE.

У субботы есть ещё одна функция, иногда говорят, что суббота есть "отдание гласа".

Отданием называется день, когда мы завершаем празднование какого-либо праздника, в этот день служба составлена преимущественно из песнопений праздника, после литургии торжественно уносится в алтарь праздничная икона. 

В субботу утром тоже завершается определённый раздел Октоиха, в субботу утром завершается седмица определённого гласа. Так что о субботе можно говорить как о своего рода отдании гласа. Надо, впрочем, помнить, что собственно субботнее отдание выражается в пении считанных такстов, именно богородичных после стихир на Господи, воззвах, тропарей в конце Вечерни и седальнов по кафизмам на Утрени. Три текста - вот и всё отдание. Это такой штрих, только напоминающий о том, что глас, которым поются названные три песнопения, уходит и вечером (в субботу вечером) начнётся следующая седмица следующего порядкового гласа.

Другое дело, что в период Пятидесятницы в субботу в самом деле отдаётся праздник прошедшего воскресенья. Но об этом мы поговорим в своё время.

Теперь вернёмся немного назад. Видя в Октоихе - книге, содержащей изменяемые песнопения суточного и седмичного кругов - надписание «в четверток на Утрени», мы должны понимать, что в этой службе сошлись темы времени суток (утро) и дня седмицы (четверг), со всеми присущими этому дню смысловыми рядами: в частности, памятью апостолов и святителя Николая.

 

Годовой круг.

Каждый день года (в рамках римского - «солнечного» - календаря, «лунный» календарь образует иную календарную систему) в Церкви празднуется память того или иного святого человека или того или иного священного события. Как под «таким-то числом такого-то месяца» в гражданском календаре мы находим т.н. «гражданские праздники»: Новый год, 9 Мая, День примирения и согласия, День работников железнодорожного транспорта и т.д., так в календаре церковном - праздники церковные: памяти святых человеков и святых событий. Понятно, что когда-то таких памятей было мало. В глубокой древности единицы, например, - праздник Богоявления (он включал в себя, кроме собственно Богоявления, тему Рождества Христова) да нескольких мучеников. С определённого времени число почитаемых святых стало увеличиваться, в современном календаре под каждым числов (за редчайшим исключением) помещены имена множества святых. На нашей памяти число это заметно выросло, архиерейский собор 2000-го года утвердил прославление сонма новомучеников и исповедников Российских.

Привычный корпус богослужебных текстов - тропари, стихиры, седальны, кондаки и икосы, ирмосы и катавасии, посвящённые святому дня, встроены в схему суточного богослужения. Отметим, что все перечисленные жанры - тексты изменяемые. Они содержатся в книге Минея. Минея - от слова «месяц», месяцев 12-ть и Миней - 12-ть. Традиционные издания Миней и поныне 12-томники. Другое дело, что теперь, когда прославлены целые сонмы святых, издаются и более полные  Минеи, в которых некоторые месяцы представлены двумя, а то и тремя томами.

 

Мы сказали о годовом круге, привязанном к солнечныму календарю. Однако у годового круга имеется и другой сегмент - праздники, связанные с лунным календарём, образуют систему подвижных праздников. Относительно чего они подвижны? Относительно праздников неподвижных. Рождество Христово, Богоявление - центры неподвижного годового круга, Сретение, памяти апостола Иоанна Богослова, святителя Тихона Московского, прп. Сергия Радонежского, прмц. Елисаветы Феодоровны всегда совершаются в определённый день - 25 декабря / 7 января, 6/19 января, <…> 5/18 июля. А праздники подвижного круга могут выпадать на разные числа даже разных месяцев. Центр подвижного круга - Пасха. День празднования Пасхи рассчитывается по лунному календарю, и день этот относительно «римской» системы нестабилен. Нам известно, что Пасха бывает ранняя, а бывает «поздняя Пасха». Вместе с Пасхой «движется» вся её система: за неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, через 40 дней - Вознесение, через 50-т - Пятидесятница (или Троица) и т.д.

Апостольский - Петров - пост любопытным образом связан с обоими этими кругами - начинается он в подвижном круге (через 7 дней после Троицы), а заканчивается в круге неподвижном - всегда 12 июля (календарь григорианский). Потому и продолжительность Петрова поста всегда различна: ранняя Пасха? значит, и Пятидесятница раньше, значит и пост более продолжителен.

Книга, содержащая в себе тексты подвижного годового круга - Триодь.

 

Осталось привести пример сочетания всех богослужебных кругов. Таких вариантов большое множество. Все варианты нам не исчислить. Смоделируем один пример, «и довлеет нам» (слав. довлети - «быть достаточным»). В определённый день седмицы и года (договоримся, - в четверг 26 августа (внимание: по церковному - юлианскому календарю!) память мучеников Адриана и Натальи) мы совершаем, скажем, Вечерню и Утреню. Вечерня и Утреня - службы суточного круга. Открываем Часослов, в  нём содержатся неизменяемые тексты Вечерни: 103-й псалом, Свете ТихийСподобиГосподив вечер сей без греха сохранитися намНыне отпущаешии др. и Утрени: шестопсалмие, Величит душа моя Господа -  Честнейшую ХерувимВседневное славословие и т.д. А изменяемые тексты берём из Октоиха - открываем службу среды вечера и четверга утра определённого гласа (опять-таки договоримся, что память свв. мучеников пришлась на четверг 4-го гласа, значит именно этот глас и открываем). Поём стихиры на Господивоззвах, стихиры стиховные, каноны. Какова тематика этих песнопений? В среду вечера-четверг утра седмичные памяти апостолов и свт. Николая. Но поётся отнюдь не только Октоих! Открываем также августовскую  Минею, находим службу 26 числа и соединяем с неизменяемыми текстами из Часослова и изменяемыми из Октоиха изменяемые тексты Минеи, именно воспевающие память св. мчч. Адриана и Натальи. Порядок такого соединения регламентируется Типиконом.

Пример: стихиры на Господивоззвах.

Самые псалмы поём по Часослову:

ГDи воззвaхъ, въ прилучи1вшійсz глaсъ:

ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS. Ўслhши мS гDи. ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS: вонми2 глaсу молeніz моегw2, внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ. Ўслhши мS гDи.

Вторhй ли1къ:

Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw кади1ло пред8 тоб0ю, воздэsніе рукY моє1ю, жeртва вечeрнzz. Ўслhши мS гDи.

И# по чи1ну стіхи2: 

Положи2, гDи, хранeніе ўстHмъ мои6мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ.

Не ўклони2 сeрдце моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ.

Съ человёки дёлающими беззак0ніе, и3 не сочтyсz со и3збрaнными и4хъ.

< … >

Вонми2 молeнію моемY, ћкw смири1хсz ѕэлw2: и3збaви мS t гонsщихъ мS, ћкw ўкрэпи1шасz пaче менE.

На ‹, стіхи6ры:

И#зведи2 и3з8 темни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY.

МенE ждyтъ прaвєдницы, д0ндеже воздaси мнЁ.

На }:

И#з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й. Да бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.

На ѕ7:

Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.

Отсюда начинаем петь стихиры. Прежде - 3 апостольские из Октоиха:

Въ срeду вeчера, 

на ГDи воззвaхъ, стіхи6ры под0бны, ґпcлwмъ. Глaсъ д7

Под0бенъ: Ћкw д0блz:

Стjхъ: Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.

Крэпчaйшимъ мудровaніемъ в0инствовавше слaвніи, на лукaваго врагA њполчи1стесz, всеoрyжіемъ њгрaждшесz дух0внымъ д0блественнэ: и3 всю2 крёпость бэс0вскую погуби1вше, восхи1тивше дyшы человёчєскіz ћкоже коры6сти: сегw2 рaди во вёки вaсъ почитaемъ, ґпcли.

Стjхъ: И$мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа.

Кrтоwбрaзнw распростeрши мрeжу вёры, двоенадесsтица б9eственныхъ ґпcлъ твои1хъ, вс‰ kзhки ўлови1ла є4сть къ твоемY познaнію хrтE: и3 м0ре слaное страстeй и3зсуши2. сегw2 рaди тS молю2, и3з8 глубины2 прегрэшeній воззови1 мz, тёхъ всебlгопріsтными мольбaми.

Стjхъ: T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz да ўповaетъ ї}ль на гDа.

Двоенадесsтица бGоизбрaннаz, ґпcльскаz и3 всечcтнaz, да восхвaлитсz днeсь б9eственными пёсньми: пeтръ, и3 пavелъ, їaкwвъ: лукA, їwaннъ же и3 матfeй, и3 fwмA: мaркъ, сjмwнъ, и3 філjппъ: и3 преслaвный нhнэ ґндрeй съ матfjемъ, и3 б9eственнымъ и3 премyдрымъ варfоломeемъ, и3 съ пр0чими седми1десzтьми.

Следом - три из Минеи с последующими стихами воззвахового псалма из Часослова:

Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї}лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.

Пречестн0е страдaніе, д0блествєннаz борє1ніz мyченикwвъ, слaвне, ўзрёвъ, самов0льне вдaлсz є3си2 къ подвигHмъ мyжескимъ ўм0мъ, не пощади1въ пл0ти любвE рaди бжcтвенныz. тёмже прошeлъ є3си2 д0блествєнныz п0двиги, смири1въ г0рдость сопроти1внагw, ґдріaне терпэливодyшне.

Хвали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.

Въ темни1цахъ затворsемь, волyzми жи1лами біeмь, желёзами же, слaвне, њтzгчевaемь, и3 кaменіемъ сокрушaемь, со мн0жествомъ мyчєникъ, съ ни1миже благ†z нбcнаz получи1лъ є3си2, споспёшницу супрyжницу и3мёz натaлію, на бGа ўповaвшую, ґдріaне д0блественный.

Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.

Ґдaма супрyжница и3зъ раS и3згнA, совётомъ ѕміи1нымъ: натaліа же ґдріaна въ рaй премyдрw введE, сщ7eнными бесёдами, ўчє1ніи наказyющи болёзнєннаz страд†ніz терпёти, нбcнаz возда‰ніz ходaтайствующи и3 вёчнующую слaву.

Слaва: С™aгw минeи. 

Q супрyже с™hй и3 и3збрaнный гDу! q версто2 и3зрsднаz и3 блажeннаz бGу! q вожделённаz дв0ице, и3 возлю1бленнаz хrтY! кто2 не ўдиви1тсz њ сeмъ, ўслhшавъ си1хъ ±же вhше человёка дэ‰ніz; кaкw жeнскій п0лъ вмужи1сz на г0рькаго мучи1телz, и3 своего2 свeрстника ўкрэпи2, не вдaтисz лю6тымъ, но њ вёрэ и3збрaти є4же ўмрeти пaче, нeже жи1ти; q бGоплетeнныхъ глагHлъ натaліи премyдрыz! q поучeній бжcтвенныхъ, нб7сA прешeдшихъ, и3 къ самомY прест0лу вели1кагw цRS, ґдріaна слaвнаго знaема постaвльшихъ! но, q дв0ице с™az! њ нaсъ бGу моли1тесz, люб0вію творsщихъ пaмzть вaшу, напaстей и3збaвити и3 всsкіz ск0рби.

и т.д. (И# нhнэ: БGор0диченъ. Ѓще нёсть с™aгw: Слaва: И# нhнэ: БGор0диченъ. Творeніе сwфр0ніа, патріaрха їеrли1мскагw. Свёте ти1хій с™hz слaвы...)


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (22)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.