За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Прп.Таисия Египетская. Кондак, глас 2



3.2.1. Рождество Христово. Двунадесятые праздники

Прежде всего рекомендую замечательную книжку Михаила Николаевича Скабаллано́вича (1871- 1931) «Рождество Христово» из серии «Христианские праздники». К сожалению, насколько мне известно, в интернете её нет. Если её удастся купить, непременно это сделайте.

(случилось обретение книжки в интернете! Она здесь

Качайте здесь: М. Скабалланович - Книга 4. Рождество Христово - 1979)

 

Предпразднство Рождества начинается строго говоря с 20 декабря/2 января. Так написано в уставе, так написано в календаре. Это явно. «Латентно» предпр. можно отсчитывать много ранее. Например, все дни года, когда совершается литургия, в проскомидии (которая не так давно рассматривалась в наших лекциях) мы воспоминаем, а вместе с воспоминанием (анамнесисом!) при-общаемся, при-чащаемся, со-единяемся празднованию Рождества Христова. 

 

В праздник Введения начинает петься катавасия 1-го Рожд. канона Христос раждается, славите! Катавасия эта будет петься теперь во все праздничные дни до отдания Рождества (за редчайшими исключениями: например, в день памяти прп.Саввы Освященного поётся другая катавасия, но также Рождественская; почему так, здесь не станем объяснять). [T сегw2 днE, катавaсіа сіS поeтсz, до пeрвагw днE їаннуaріа.]

На ап. Андрея Первозванного к стихирам ап.Андрея добавляются стихиры предпразднства Рождества (их 3). Так прямо и сказано И# нhнэ, предпрaзднства, глaсъ т0йже:

И#сaіе, ликyй, 

сл0во б9іе воспріими2, 

прорцы2 nтрокови1цэ марjи, 

купинY горёти nгнeмъ и3 не сгарaти зарeю бжcтвA. 

виfлеeме, благоукраси1сz, 

tвeрзи вратA, є3дeме: 

и3 волсви2 и3ди1те, ви1дэти спасeніе въ ћслэхъ повивaемое,

є3г0же ѕвэздA показA верхY вертeпа, 

жизнодaвца гDа, спасaющаго р0дъ нaшъ.

Отметим наклонение: восприими, прорцы, благоукрасися, отверзи, идите... 

Эта стихира поётся на Господи, воззвах.

Следующая стихира предпразднства - на стиховне Вечерни:

И# нhнэ, глaсъ т0йже:

ЇHсифе, рцы2 нaмъ: 

кaкw t с™hхъ, ю4же пріsлъ є3си2 дв7у 

непрaздну прив0диши въ виfлеeмъ; 

ѓзъ, глаг0летъ, прbр0ки и3спытaвъ, и3 tвётъ пріи1мъ t ѓгGла, ўвёрихсz, 

ћкw бGа роди1тъ марjа несказaннw, 

є3гHже на поклонeніе 

волсви2 t востHкъ пріи1дутъ, съ дaры честнhми служaще. 

воплоти1выйсz нaсъ рaди, гDи, слaва тебЁ.

Ещё одна стихира на хвалитех Утрени: 

 

Воспріими2, виfлеeме, б9ію митроп0лію

(стань, Вифлеем, столицей Бога): 

свётъ бо незаходи1мый въ тебЁ роди1тисz прих0дитъ. 

ѓгGли, ўдиви1тесz на нб7си2: 

человёцы, прослaвите на земли2: 

волсви2, и3зъ персjды пресл†вныz дaры принеси1те: 

пaстыріе свирsюще

(взыграв на свирелях или не смыкайте глаз, стрегуще свои стада),

трис™0е пёніе пэсновосп0йте: 

всsкое дыхaніе да хвaлитъ вседётелz.

Катавасии плюс стихиры - контуры грядущего праздника проступают всё более явно. 

В канун свт. Николы - на прп. Савву Освященного поются катавасии 2-го рождественского канона (почему так, мы можем обойти этот вопрос вниманием, он интересен, пожалуй, только уставщикам; нам важно, что тема Рождества продолжается). 

Наконец, на Николу-зимнего (6/19 декабря), как и на ап.Андрея, также припеваются рождественские стихиры:

И# нhнэ, предпрaзднства, глaсъ т0йже:

Вертeпе бlгоукраси1сz, 

ѓгница бо грzдeтъ чревоносsщи хrтA: 

ћсли же под8ими1те (приимите)

сл0вомъ разрэши1вшаго t безсловeснагw (неразумного)

дэsніz нaсъ земнор0дныхъ. 

пaстыріе свирsюще свидётельствуйте чудеси2 стрaшному: 

и3 волсви2 t персjды, злaто и3 лівaнъ и3 смЂрну цRю2 принеси1те, 

ћкw kви1сz гDь и3з8 дв7ы м™ре. 

є3мyже и3 прини1кши рaбски м™и поклони1сz, 

и3 привэщaше

(привещала, приговаривала)

къ держи1мому на њб8sтіихъ є3S: 

кaкw всёzлсz є3си2 мнЁ, и3ли2 кaкw прозsблъ є3си2 во мнЁ, 

и3збaвителю м0й и3 б9е;

(и ныне на Господи, воззвах).

На и ныне на литии:

СіHне торжествyй, 

їеrли1ме весели1сz грaде хrтA бGа, 

под8ими2 

(приимите, перенесите) 

зижди1телz въ вертeпэ и3 ћслехъ вмэщaемаго: 

tвeрзите ми2 вратA, и3 вшeдъ въ нS, ўзрю2 

ћкw мLнца пеленaми повивaемаго

<Того, Кто>, 

длaнію же содержaщаго твaрь: 

є3г0же пою1тъ ѓгGли непрестaннымъ глaсомъ, жизнодaвца гDа, сп7сaющаго р0дъ нaшъ.

И ныне на стиховне:

Безневёстнаz дв7о, tкyду пришлA є3си2; 

кто2 роди1вый тS; 

кто2 и3 мaти твоS; 

кaкw зижди1телz н0сиши на рукY; 

кaкw не растли1ласz є3си2 ўтр0бою; 

q вели1кихъ преслaвныхъ на тебЁ стрaшныхъ тaинствъ, на земли2 совершaемыхъ зри1мъ всес™az! 

и3 пред8уготовлsемъ дост0йный тебЁ д0лгъ, 

на земли2 вертeпъ, и3 t нб7съ пр0симъ подaти ѕвэздY, 

и3 волсви1 же прих0дzтъ t вост0кwвъ земли2 къ зaпадwмъ 

ви1дэти человёческое сп7сeніе, 

во ћслехъ пеленaми повивaемое.

Второе воскресенье до праздника посвящено, кроме собственно воскресной памяти, памяти Святых Праотец, а предшествующая Рождеству Неделя - памяти Святых Отец. Предположения, что-де праотеческое воскресенье посвящено предкам вообще, а отеческое сродникам Иисуса по плоти неосновательны. «Пра-» относится скорее не к отцам, а к Неделе. Неделя праотец - «пра-неделя» относительно Недели Отцев. Кстати, в службе Отцев они нередко называются праотцами.

Разобрать эти службы подробно в рамках нашего курса  в настоящее время не представляется возможным, Бог даст, мы сделаем это в некотором будущем, когда наши курсы наберут обороты, «лягут на крыло».

Приведём лишь избранные строки - 

на Господи, воззвах:

Прaoтцєвъ днeсь вёрніи, совершaюще пaмzть, воспои1мъ хrтA и3збaвителz, возвели1чившаго и5хъ во всёхъ kзhцэхъ...

Ћкоже въ хлaдэ посредЁ плaмене рос0ю д¦а, рaдующесz џтроцы б9іи хождaху, тaинственнw въ нeмъ проwбрази1вше трbцу, и3 воплощeніе хrт0во...

(Бог волплотившись не попалил естества человеческого, как пламень отроков в вавилонской пещи )

Ћкоже въ росЁ сyще / вёрніи и3 с™jи џтроцы твои2, въ пещи2 плaмене џгненнагw предживописaху тaинственнw є4же и3з8 дв7ы твоE пришeствіе, неwпaльнw возсіsвшее нaмъ.

И5же прeжде зак0на nтцы2 вс‰ восхвaлимъ днeсь вёрніи, ґвраaма бGолюби1ваго, и3 їсаaка t њбэщaніz рождeннаго, и3 їaкwва, и3 дванaдесzть патріaрхи, дв7да кротчaйшаго, и3 даніи1ла желaній

(более точный перевод: возлюбленного) 

прbр0ка, и3 три2 џтроки съ ни1ми слaвzще, пeщь въ р0су преложи1вшыz, просsще њставлeніz t хrтA бGа, прославлsемагw во с™hхъ свои1хъ.

На литии: 

Лучaми њблистaвшесz бGоглаг0ланіz, великоимени1тіи прbр0цы при1снw бlжaтсz, и3 речє1ніz д¦а пл0дствующе несказaнное ржcтво2 хrтA бGа всBмъ проповёдаша, зак0ннw же кончи1ну соверши1ша, пожи1вше жи1знь пречyдную.

На стиховне:

Прaoтцєвъ соб0ръ, празднолю1бцы пріиди1те, pал0мски да восхвaлимъ: 

ґдaма прaoтца, є3нHха, нHz, мелхіседeка, ґвраaма, їсаaка, и3 їaкwва: 

по зак0нэ мwmсeа и3 ґарHна: їисyса, самyила, и3 дв7да: 

съ ни1миже и3сaію, їеремjю, и3 їезекjилz, и3 даніи1ла, и3 дванaдесzть, 

кyпнw и3лію2, є3ліссeа и3 вс‰: захaрію, и3 кrти1телz, и3 проповёдавшыz хrтA, жи1знь и3 воскrніе р0да нaшегw.

Замечательный тропарь: 

Вёрою прaoтцы њправдaлъ є3си2, t kзы6къ тёми пред8wбручи1вый

(«посватал» ими церкви язычников)

цRковь, хвaлzтсz въ слaвэ с™jи, ћкw t сёмене и4хъ є4сть пл0дъ бlгослaвенъ, без8 сёмене р0ждшаz тS. тёхъ мlтвами, хrтE б9е, поми1луй нaсъ.

По 3-й песни канона поётся редчайший тропарь - ипакои́. Это наименование указывает на особую форму исполнения (ὑπακοή - «ответ, отклик» от ὑπᾰκούω - 1.прислушиваться, вслушиваться, внимать; 2. откликаться, отвечать): сначала ипакои поёт псалт, затем эту же строфу пропевает под управлением псаломщика народ (народ управляется хирономией - χειρο-νομέω -делать руками жесты, жестикулировать; χειρο-νομία - движения рук, жестикуляция); затем псалт воспевает стих Воскликните Господеви (Пс 99. 1), а народ поет окончание ипакои.

V3пакои2, глaсъ в7:

Въ р0су дётемъ џгнь прелагaшесz, 

плaчь въ рaдость женaмъ премэнsшесz, 

ѓгGлъ бо во nбои1хъ служaше чудесёхъ: 

џвымъ ќбw во ўпокоeніе претвори1вый пeщь, 

си6мъ же воскrніе возвэсти1вый триднeвное, 

начaльниче жи1зни нaшеz, гDи, слaва тебЁ.

Ныне эта строфа просто читается или поётся как обычный тропарь, о чём говорит и приписка [Е#ди1ножды]. 

Ипакои воспевается (а точнее вычитывается) в настоящее время без стихов псалмов на праздничной Утрени 5 двунадесятых праздников: Пасхи, Рождества, Богоявления, Пятидесятницы и Успения, в Недели Праотец и Отец и на Утренях во все Недели. 

Замечателен икос:

Јкосъ: Простри2 твою2 рyку, 

є4юже дрeвле пріsша и3скушeніе 

є3гЂптzне борю1щіи, и3 є3врeє бори1міи. 

не њстaви нaсъ, да не пожрeтъ нaсъ смeрть жaждущаz нaсъ, и3 сатанA ненави1дzй нaсъ: 

но прибли1жисz нaмъ, и3 пощади2 дyшы нaшz, 

ћкоже пощади1лъ є3си2 и3ногдA џтроки тво‰ сyщыz въ вавmлHнэ, непрестaннw слaвzщыz тS, и3 ввeржєнныz тебE рaди въ пeщь, и3 t сеS вопію1щыz ти2: 

ўскори2 щeдрый, и3 потщи1сz ћкw млcтивъ на п0мощь нaшу ћкw м0жеши хотsй.

На литургии читается Евангелие о званых на пир и не отозвавшихся на зов (Лк 14.16-24 - параллель Мф 22.2-14). Ср. церковь - ἐκκλησία - собрание; но не простое собрание, а собрание тех, кто откликнулся на призыв.  Глагол ἐκκαλέω - вызывать, звать к себе, призывать.

Отметим и субботу пред Рождеством с её замечательными Апостолом об оправдании верою, а не законом (Гал 3.8-12) и Евангелием о зерне горушном (Лк 13.18-29):

Неделя Отец совершается в ближайшее предшествующее к Рождеству воскресенье. Это воскресенье может оказаться «внутрь» предпразднства, а может вне - предпразднство длится 5 дней, а седмица 7. Службы в обоих случаях  (а вариантов ещё больше, например, когда Неделя Отец может выпасть на самый сочельник) несколько различаются. 

Приведём несколько фрагментов службы: Господи, воззвах

Kви1сz мjра концє1мъ прaoтцєвъ пaмzть, свёта и4стиннw и3сп0лнена, и3 зарsми бlгодaти сіsющи, 

хrт0съ бо сlнце свётлое, свhше просіsвъ и3здалeча, ѕвёздъ соб0ръ ведeтъ, съ ни1мъ возсіsвшій: 

и3 ржcтво2 бGочеловёчное kвлsетсz внyтрь виfлеeма бhти. вси2 ќбw вёрою сегw2 ржcтво2, бlгочeстнw плeщуще ликyимъ, хвалY предпрaзднственную. 

Слaвою ўкрашaютсz б9eственнагw причaстіz, ґдaмъ рaдуzсz днeсь, ћкw њсновaніе и3 ўтверждeніе прaoтцєвъ мyдрыхъ: совзыгрaетъ же ѓвель, и3 є3нHхъ весели1тсz, и3 ликyетъ си1fъ, и3 нHе кyпнw: съ патріaрхи же поeтъ ґвраaмъ всехвaльный: и3 рождeніе без8 nц7A нhнэ мелхіседeкъ ви1дитъ свhше. тёмже б9eственную пaмzть хrт0выхъ прaoтцєвъ и3 мы2 совершaюще м0лимъ, сп7сти1сz душaмъ нaшымъ.

ЊблистA вeселw и4же въ пещи2 дэтeй бGомyдрыхъ соб0ръ, и3 хrт0во ржcтво2 проповёдуетъ на земли2: ћкw бо чтcнaz росA низшeдъ гDь, р0ждшую сп7сaетъ неwпaльну, соблюдaетъ непор0чну, и3 њбогащaетъ б9eственными даровaніи. тёмже и3 бGопріsтный рaдуетсz даніи1лъ веселsсz: кaмень бо и3з8 горы2 несёченъ прови1дz ћвэ, со дерзновeніемъ м0литсz нhнэ њ душaхъ нaшихъ.

Слaва, nтцє1въ, глaсъ ѕ7:

Даніи1лъ мyжъ желaній 

(возлюбленный <Богом>), 

кaмень без8 руки2 tсёченъ 

(камень нерукосечный - Христос происшедший из Горы Богородицы; образ из толкования пророком Даниилом сна царя Навуходоносора:

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю

ви1дэвъ тS, гDи, мLнца без8 сёмене рождeнна, пронаречe тz и3з8 дв7ы воплощeнна сл0ва, непремённаго бGа, и3 сп7са дyшъ нaшихъ.

Следующей поётся стихира уже известная нам по службе свт. Николая: Вертeпе бlгоукраси1сz, ѓгница бо грzдeтъ чревоносsщи хrтA:

Тропарь Отцев: 

Вє1ліz вёры и3справлє1ніz 

(О, дела великой веры! или О! победа (первенство, "правость", "правота") великой веры! ) 

во и3ст0чницэ плaмене ћкw на водЁ ўпокоeніz, с™jи тріE џтроцы рaдовахусz: 

и3 прbр0къ даніи1лъ львHмъ пaстырь ћкw nвцaмъ kвлsшесz. 

тёхъ мlтвами, хrтE б9е, сп7си2 дyшы нaшz.

Апостол - о вере отцев (Евр 11. 9-10, 17-40), Евангелие - родословие Иисуса и рассказ о Рождестве.

 

Предпразднство

Наконец, - возвращаемся к началу нашего разговора - за 5 дней до Рождества начинается предпразднство.

Видим, что праздник как бы «сворачивается», «фокусируется»... Почти всякая иная тематика оставляется, Октоих с его седмичной памятью до времени откладываается в сторону, остаётся только Минея, мы собираем внимание на Рождестве Христовом. Одно исключение - воскресенье, там сохраняются воскресные тексты Октоиха.

Предпразднства имеют только двунадесятые праздники (и один недвунадесятый 1 августа), продолжительность предпразднств - как правило один день. Рождество в этом смысле исключительно, его предпразднство самое продолжительное - 5 дней. С ним соизмеримо только Богоявление (4 дня). Такая исключительность была подчёркнута на рубеже 1-2 тысячелетий, ещё в IX веке и Рождество, и Богоявление имеют только один предпразднственный день. Кстати, многое из того, что уже было сказано, и  того, что ещё будет сказано  касательно предпр. Рождества, относится и к Богоявлению. Напомним,что некогда это был один праздник, который, разделившись надвое в IV-V вв., каждый обрёл свой корпус текстов, но сохранил общую схему богослужений.
И попразднство Рождества весьма продолжительно. Собственно все Святки - святые дни можно считать попразднством, хотя формально отдание Рождества совершается через 7 дней, накануне Обрезания. Более продолжительно только попразднство Пасхи. 
Попразднство - также особенность 12-тых праздников (из не-12-тых его имеют великие праздники Рождества Предтечи 24 июня/7 июля и апп. Петра и Павла 29 июня/12 июля; можно ещё говорить о предпразднстве храмового - престольного - праздника и полиелейных праздников Великого Поста).

5 предпразднственных дней замечательны. Они составлены так, что имитируют (в хорошем смысле слова) Страстную седмицу. 

Самый Рождественский пост уподоблен посту Великому. Даже название его - "малая четыредесятница" - подчёркивает это подобие. Да и самое Рождество называют малой Пасхой.  

Тексты, составленные в подражание Страстным, известны с XI века. Правда, в приходской практике соответствие предрождественских и предпасхальных богослужений остаётся почти незамеченным. Почему так? Потому что аналогия со Страстной большей частью выявлена на Повечериях, именно на Повечерия вынесены дву-, трипеснцы и полные каноны предпразднства, составленные по образцу предпасхальных три- и двупеснцев Великих Понедельника, Вторника, Среды, полного канона Великого ЧетвергаВеликих Пятка и Субботы. Это касается и распевов, иной раз даже и отдельных выражений - сказать, что тропари совпадают едва ли не дословно было бы большим преувеличением, но сходство их весьма велико, только приложены они к разным событиям. М.Н.Скабалланович приводит в пример «общеизвестные Страстны́е ирмосы», последуем и мы приснопоминаемому р.Б. Михаилу, впрочем тексты для примера возьмём иные, нежели в книжке Скабаллановича.

На Повечерии 20 декабря/ 2 января поются два канона, оба неполные. Один из них - трипеснец. Возьмём для сравнения по одному тропарю из 8-й песни канона (трипеснца) Рождества и Великого Понедельника:

Вaсъ мо‰ вс‰ ср0дники 

(по плоти)

нhнэ положY

(вас ныне сделаю сродниками по плоти Мне - Богу),

ѓще мо‰ зaпwвэди соблюдетE, гlг0летъ хrт0съ человёкwмъ, 

и3зъ ўтр0бы чcтыz прошeдый

… 

Вaсъ тогдA мои1хъ ў§нкHвъ познaютъ вси2, ѓще мо‰ зaпwвэди соблюдетE, глаг0летъ сп7съ другHмъ, ко стrти и3дhй ...

И из 9-й песни предпразднства:

Взирaюще на хrтA смирsющагосz, 

возвhсимсz t долэрeтныхъ страстeй: 

(долу влекущих, унижающих, принижающих, низменных, пресмыкающих страстейдвижение обратное Горе имеим сердца

рeвностію же д0брою не мyдрствовати высHкаz, вёрэ научи1вшесz,

- старанием добрым не высокомудрствовать, не презорствовать, не надмеваться научившись вере,

въ дyсэ да смири1мсz, 

- смиримся духом, да нищенствуем духом, 

ћкw да раждaемаго высокотв0рными дёлы возвhсимъ 

- чтобы возвысить, превознести Рождаемого своими высокотворными деяниями.

И из 9-й песни Великого Понедельника: 

Взирaюще на мS, рeклъ є3си2 гDи твои6мъ ў§нкHмъ, 

не мyдрствуйте высHкаz, но соtведи1тесz смирeнными:

(συναπάχθητε от συν-ᾰπάγω - вести вслед;

мою2, ю4же пію2, пjйте чaшу, 

ћкw да во цrтвіи nц7A со мн0ю прослaвитесz.

 

Другой канон 20/2 января - двупеснец. В настоящее время Трипеснец есть редкая форма канона, двупеснец же форма уникальная, встречается он лишь трижды в году: в Страстной Вторник на Утрени и вот - ещё на Повечериях 1-го дня рождественского и богоявленского предпразднств. Уже одно это выявляет его сродство с Великим Вторником.

21/3 января снова поётся трипеснец, в нём слышатся отголоски Великой Среды. Один из тропарей 8 песни предпразднства Рождества И#зливaюще ћкw м›ра слeзы нaсъ рaди хrтY раждaющемусz пл0тію, и4миже сквє1рны њчи1стимъ, пречcтому чи1стэ приходsще ... 

ссылается на повествование о жене-грешнице, омывшей ноги Божественному Учителю в доме фарисея Симона: 

И#зливaющи женA мЂро честн0е, владhчню и3 б9eственному стрaшному верхY хrтE, слэдHвъ твои1хъ пречcтыхъ прикоснyсz, њсквернeныма длaньма ...

На первые два дня предпразднства приходятся ныне памяти двух весьма почитаемых на Руси святых - прав.Иоанна Кронштадского и свт. Петра Московского. Моему недостоинству представляется разумным совершать им службы «по минимуму», чтобы никак не нарушить строгости предпразднственных дней, строгости поста, наконец. Это не касается, разумеется, тех храмов, где святым прав. Иоанну и свт. Петру посвящены престолы или почитание их «из ряда вон выходяще» по каким-либо иным причинам.

22/4 января - полный канон. Как и на Великий Четверток,

Песнь 9-я канона Повечерия, ирмос, 22 декабря / 4 января:

Стрaнствіz вLчнz и3 безсмeртныz трапeзы во ўб0зэмъ вертeпэ выс0кими ўмы2, вёрніи, пріиди1те наслади1мсz, воплоти1вшеесz сл0во неизречeннw ўвёдэвше, є3г0же величaемъ.

Конечно, тропарь этот следует непременно соотносить в Великим Четвертком. так он будет понятнее.

Что такое странствие? Выдающийся проповедник свт. Иннокентий Херсонский  толкует это слово буквально: вечеря сия послужит прощанием для ее Устроителя. Ибо Ему надобно оставить всех и идти в долгий путь, надобно разлучиться не на краткое время. Да. Да! Но! В первоисточнике стоит: ξενίας δεσποτικῆς… Имя «Ксения» нам хорошо известно, ξένια - гостеприимство, радушный прием, подарки гостю, угощение; ξενία - гостеприимство, угощение, радушный прием; положение чужеземца, «ино-странность»; чужая сторона, чужбина. В нашем случае очевидно значение именно «гостеприимства». 

Гостеприимства Владыки и трапезой бессмертия на горнем месте (вышнем; горница - комната наверху, на верхнем этаже; Сионская горница), придите, верующие, насладимся высокими (возвышенными; горнее место - возвышенные умы-сердца - горе имеем сердца…) умы (умами) (Утреня Великого Четверга, канон, ирмос 9-й песни).

Приведём первоисточник (Великий Четверток, Утреня) полностью:

Стрaнствіz вLчнz, и3 безсмeртныz трапeзы на г0рнэмъ мёстэ, выс0кими ўмы2, вёрніи пріиди1те наслади1мсz, возшeдша сл0ва, t сл0ва научи1вшесz, є3г0же величaемъ.

Последующие тропари канона:

И#ди1те, начaльникwмъ и4рwдъ речE волхвHвъ, поищи1те nтрочaте: є3гдa же њбрsщете, сег0 ми ск0рw возвэсти1те, лeсть въ сeрдцэ к0знствуz: но њбличeнъ бhсть прелeстникъ, вотщE беззак0ннуz.

[А] И#ди1те, ў§нкHмъ сл0во речE, пaсху на г0рничномъ мёстэ, є4юже ќмъ ўтверждaетсz, и3 сію2 тайноводи1тельнw ўгот0вите, безквaснымъ и4стиннымъ сл0вомъ, твeрдое же бlгодaти величaйте.

Содётель, рождeйсz t nц7A прeжде вэкHвъ, раждaетсz t дв7ы, мyдрость сhй сл0во б9іе и3 си1ла. тёмже є3ди1наго сн7а вёдzще, бGочlвёка величaемъ.

[Д] Содётельницу nц7ъ прeжде вBкъ премyдрость раждaетъ мS, начaтокъ путeй, въ дэлA создA нhнэ тaйнw совершaємаz: сл0во бо несоздaнное сhй є3стеств0мъ, глaсы присвоsюсz, є3г0же нhнэ пріsхъ.

Ћкw человёкъ kви1лсz є3си2 существ0мъ, не мечтaніемъ: тaкw бGъ нрaвомъ воздаsніz, є3стеств0мъ, сп7се, є4же пріsлъ є3си2. тёмже t дв7ы бжcтвенное пришeствіе твоE чтyще величaемъ.

[W] Ћкw человёкъ сhй существ0мъ, не мечтaніемъ, си1це бGъ нрaвомъ воздаsніz, є3стество2 соедини1вшеесz мнЁ. хrтA є3ди1наго тёмъ мS знaйте, t ни1хже, въ ни1хже, ±же є4смь, сп7сaюща.

М.Н.Скабалланович замечательно замечает, что такое подражание имеет простой, ясный и глубокий смысл: воплощение Бога, его кенозис (κένωσις -опоражнивание, пустота, на славянский это слово замечательно переведено как «истощание»), это его истощание до человека есть «своего рода крест, первый крест, м.б. не менее тяжёлый, чем крест последний, настоящий» (!) 

Эти «подражательные» (в лучшем смысле слова) каноны известны по крайней мере с XI века. 

В обычном случае на Повечериях не положено петь ирмосов канона. Здесь - это исключительный случай - их предписано петь, притом по-дважды (это особенность великих праздников; хотя в приходской практике  этого опять же не услышать, по простой причине - редко где возможно одновременное пение двух хоров, а без антифонности двойное пение в общем почти не имеет смысла).

23/5 - на Повечерии снова трипеснец. И снова тем распевом, что мы слышим на Великий Пяток в службе 12-ти Евангелий!

А 24/6 в сочельник - тоже полный канон, аналог Велико-Субботнего Волною морскою:

Волн0ю морск0ю скрhвшаго дрeвле, гони1телz, мучи1телz, въ ћслехъ сокрывaемаго ўби1ти и4щетъ и4рwдъ: но мы2 съ волхвы6 пои1мъ: гDеви воспои1мъ, слaвнw бо прослaвисz.

Приводим и первоисточник, мы уже переводили его, рассказывая о Страстной седмице:

 Волн0ю морск0ю скрhвшаго дрeвле гони1телz мучи1телz / под8 землeю скрhша сп7сeнныхъ џтроцы: / но мы2 ћкw nтрокови6цы, гDви пои1мъ: слaвнw во прослaвисz.

 

Итак, мы добрались до сочельника. Сочельник обоих праздников - Рождества и Богоявления  - имеет 2 различные схемы богослужения в зависимости от того, приходится ли Навечерие на будни или на субботу/воскресенье. Устав говорит об этом так (делая акцент на самом празднике, а не на его навечерии):

Ѓще случи1тсz ржcтво2 хrт0во въ недёлю, и3ли2 въ понедёльникъ: часы2 поeмъ прeжде въ пzт0къ. 

Ѓще ли ржcтво2 хrт0во во вт0рникъ, въ срeду, въ четверт0къ, въ пzт0къ и3 въ суббHту: часы2 поeмъ въ нaвечеріи.

И ещё (теперь акцент на навечерии):

[Зри2] Подобaетъ вёдати: Ѓще въ суббHту, и3ли2 въ недёлю бyдетъ нaвечеріе, літургjа златоyстова поeтсz. Вели1кагw же васjліа літургjа поeтсz на сaмый прaздникъ. 

Тaкожде твори1мъ и3 на прaздникъ с™hхъ бGоzвлeній. 

Блюди2, ћкw є3гдA нёсть суббHты, и3ли2 недёли, въ нaвечеріе, тогдA бывaетъ літургjа васjліа вели1кагw, ґ въ дeнь прaздника літургjа златоyстова бывaетъ. 

Си1це же и3 въ прaздникъ бGоzвлeніz.

В этом году (лекция прочитана 31 декабря 2014 и 4 января 2015 года) навечерия праздников выпали - Рождества - на будни, Богоявления - на воскресенье, мы таким образом увидим в наступающем (-ившем) году обе уставных схемы. 

Вот ещё любопытное замечание Типикона, в этом году оно не актуально, но отметить его следует:

Вёдомо же бyди: Ѓще случи1тсz ржcтво2 хrт0во, и3ли2 бGоzвлeніе въ недёлю, воскrно ничт0же поeмъ.

Это значит, что Господские двунадесятые праздники, если выпадают на воскресенье, отменяют воскресную службу. В случае Богородичных двунадесятых праздников не так: служба Богородице соединяется с воскресной. Службы праздников недвунадесятые также присоединяются к воскресной службе.

24 декабря / 6 января в навечерие Рождества Христова Царские Часы, Вечерня и литургия служатся как правило одним собранием. 

Дневной круг выстроен так 

(конечно, в идеале, - в одноштатном приходе, да и не только в одноштатном, такой идеал труднодостижим. Почти полный круг - обычно исключая Полунощницу - на приходах исполняется иной раз Великим Постом, например в 1-ю седмицу. Многим памятны многочасовые службы. Многочасовые они потому, что совершаются в одном собрании, а должны бы в трёх-четырёх и с перерывами на отдых): 

Вечерня, 

Повечерие, 

Полунощница, 

Утреня… 

Дальше внимание! - 

1-й Час к Утрени не присоединяется. На сей раз спутник «1 Час» преодолевает тяготение своей планеты («Утрени»), выходит из её ряда - «выходит их ряда вон» - и совершается в составе особой, уникальной службы Царских Часов. Таковые совершаются трижды в году. Первоисточник - Часы Страстного Великого Пятка, Скабалланович называет их Часами навечерия Пасхи. Эти предпасхальные Часы - первоисточник вообще всех служб Часов, не  только Царских. Основные темы Часов всего года заданы как раз Часами Великого Пятка, точнее теми событиями, что совершились на Голгофе и вскоре после Воскресения. Первые «проекции» Часов Великого Пятка на церковный год, первый «концентр»  - Часы Навечерий Рождества и Богоявления. Второй концентр - Часы великопостные с их тропарями Часов. Третий концентр - службы Часов всего года. 

Богослужения Царских Часов восходят едва ли не к IV-V вв., именно как Часы они оформились к рубежу I-II тысячелетий. Название Царских - впрочем, такое название встречается только в славянских рукописях - усвоено этим Часам потому, что за ними присутствовали цари. Русские. И византийские тоже. В обычное время года Литургия начиналась с Малого Входа, ко Входу и приходили обыкновенно в церковное собрание «первые лица». Царские Часы были в этом смысле исключением.

О Царских Часах и вообще о службе Часов читайте в 14.3.1-5.

 

Содержанию дальнейших служб следует посвятить отдельную…, точнее,  отдельные лекции. Мы ограничимся пока только более-менее общим обзором.

 

Далее совершается Вечерня (у нас она совершается, увы, как правило, утром, что и понятно, нам очень непросто собираться на службу несколько раз в день, наши домы, в отличие от монашеских келий, удалены от храма и сил у нас не так много, чтобы весь день посвятить молитве и переездам из дома в храм, их храма домой). Теперь Вечерня начинается сразу после Часов. Вечерня эта с одной стороны имеет нечто общее с предпасхальной, с другой - весьма необычна. Начальная часть её совершается в одном собрании, а конечная - совсем в другом, что вызывает недоумение не только прихожан (конечно, только тех, кто задаётся этим вопросом), но и певчих, а нередко и иереев.

При часЁ з7-мъ днE, ўдарsетъ въ вели1кій кампaнъ, и3 во вс‰ т‰жкаz: и3 собрaвшесz во хрaмъ, начинaемъ вечeрню по nбhчаю. 

Сказать точно, что значит «при часе 7-м дне» в пересчёте «на наше северное лето», не скажу, одно очевидно - Вечерня начинается после полудня, когда «к вечеру есть, преклонился есть день».

Діaконъ глаг0летъ: Благослови2, владhко.

Їерeй: Бlгословeнно цrтво:

 

Внимание! Вечерня начинается литургийным возгласом:  Благословено Царство…

и3 по Ґми1нэ, предстоsтель: ЦRю2 нбcный: Трис™0е, и3 по Џ§е нaшъ. ГDи, поми1луй, в7i, Слaва, и3 нhнэ, 

Если Вечерня совершается в одном собрании с Часами никакой нужды читать общее начало нет, но сразу Приидите, поклонимся.

Пріиди1те, поклони1мсz: три1жды. и3 pал0мъ: Благослови2, душE моS, гDа: 

Посeмъ діaконъ глаг0летъ є3ктенію2 вели1кую. 

И# ѓще ќбw въ суббHту вeчера, поeмъ Блажeнъ мyжъ, каfjсму всю2: ѓще же въ недёлю вeчера, поeмъ т0чію №-й ґнтіфHнъ. 

Это указание оставим без комментариев, оно интересно уставщикам.

Ѓще ли и4нъ дeнь, стіхол0гіа не бывaетъ, 

В этом году мы следуем как раз этому уставу - стихология не бывает, т.е. кафизма не читается…

но по є3ктеніи2 ѓбіе поeмъ - но тотчас же поём: ГDи, воззвaхъ, къ тебЁ: на глaсъ в7. 

Їерeй же твори1тъ проскомjдію. 

Тaже діaконъ кади1тъ хрaмъ по nбhчаю, ли1кове же пою1тъ стіхи6ры прaздника, на }. Глaсъ в7, самоглaсны.

Поются стихиры воззваховые, приводим первую их них, она подписана именем  патр. К-Польского  Германа, он жил в VIII веке. Стихиры патр. Германа составлены по мотивам Слова на Рождество Христово свт. Григория Богослова)

Гeрманово:

Пріиди1те, возрaдуемсz гDеви, настоsщую тaйну сказyюще 

(сказующе, поведывая настоящее таинство. Какое?): 

средостёніе градeжа разруши1сz 

(стена, преграда, разделявшая Бога и человека теперь разрушена! Бог стал человек! градеж - греч. "фрагма" - замечательное, богатое оттенками слово; отсюда "диафрагма", "фрагмент"...), 

плaменное nрyжіе плещы2 даeтъ 

(букв. «показывает плечи, спину»; Быт 3.24: И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни; теперь этот пламенеющий меч удаляется), 

и3 херувjмъ tступaетъ t дрeва жи1зни, и3 ѓзъ рaйскіz пи1щи причащaюсz, t негHже 

(от древа жизни)

произгнaнъ бhхъ преслушaніz рaди: неизмённый бо џбразъ n§ь 

(Сын Божий, Логос, Христос Господь), 

џбразъ присносyщіz є3гw2, 

(образ Его - Бога Отца - присносущия, вечности)

зрaкъ рабA пріeмлетъ, t неискусобрaчныz м™ре прошeдъ, не преложeніе претерпёвъ:

(оставшись Сам Собою, не претерпев преложения, изменения)

є4же бо бЁ пребhсть,

(пребыл, остался Тем, Кем и был)

бGъ сhй и4стиненъ:

(каким был, таким и остался - истинным Богом)

и3 є4же не бЁ пріsтъ,

(а Кем не был, того принял в Себя - человеческое естество)

чlвёкъ бhвъ чlвэколю1біz рaди. томY возопіи1мъ: рождeйсz t дв7ы б9е, поми1луй нaсъ.

<…>

Стихира на Слава и ныне принадлежит перу инокини Касси́и, жившей в КПле в IX веке (Кассия, или Кассиана - так подписана её знаменитая стихира Великой Среды Господи, яже во многия грехи впадшая жена, которая уже упоминалась выше - сколько мне известно, единственная в христианской истории женщина-гимнограф! (не считая, конечно, многочисленных «благочестивых акафистниц». Кассия - автор не только церковной поэзии, но и светской.

Стихира авторства инокини Кассии:

Слaва, и3 нhнэ: глaсъ т0йже. Кассjино:

Ѓvгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwвъ престA: и3 тебЁ вочlвёчшусz t чcтыz, многоб0жіz јдwлwвъ ўпраздни1сz, подъ є3ди1нэмъ цaрствомъ мірски1мъ грaди бhша, и3 во є3ди1но вLчество б9ествA kзhцы вёроваша. написaшасz лю1діе повелёніемъ кeсаревымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебє2 вочlвёчшагwсz бGа нaшегw. вeліz твоS ми1лость, гDи, слaва тебЁ.

Вх0дъ со є3ђліемъ. Свёте ти1хій: Прокjменъ днE. И# чтє1ніz по чи1ну и4хъ, съ тропари6, и3 со стіхи6 и4хъ.

[Зри2] Ѓще прилучи1тсz нaвечеріе ржcтвA хrт0ва въ пzт0къ, прокjменъ поeтсz: Кто2 б0гъ вeлій, ћкw бGъ нaшъ.

Со стіхи6 свои1ми. Дневнhй же њставлsетсz.

БытіS чтeніе.

[ГлавA №] Въ начaлэ сотвори2 бGъ нeбо и3 зeмлю. Землs же бЁ неви1дима и3 неустр0ена, и3 тмA верхY бeздны ...

Начинается чтение Паремий. В сочельник Рождества их 8 (в Великую Субботу - 15, в Богоявление - 13). В эти дни в давние-давние годы в баптистерии крестили новых чад церковных. Столь различное число паремий, а с ним и их продолжительность, вызвана, м.б., тем, что крестилось разное число оглашённых - накануне Пасхи больше всего, в Крещение - несколько меньше, ещё меньше - в Рождество.

 

Теперь крещения в эти дни нет, традиция эта давно вышла из употребления, раздаются голоса упразднить паремии, «чего, дескать время терять?». Смысл паремий в кануны трёх главных праздников церковного года, конечно, далеко не исчерпывается задачей помочь стоящим в храме верным «провести время». Прот. Сергий Правдолюбов замечательно сказал когда-то о паремиях Великой Субботы: стоя перед Плащаницей, на которой изображён лежащим снятый со креста Христос Господь и готовясь ко встрече Воскресшего Спасителя, Церковь словно бы оглядывается назад, оглядывается на всю предшествующую историю Спасения. Паремии представляют всю Библию в сокращении. Чтение избранных фрагментов книг Ветхого Завета - попытка воскресить в памяти вехи библейской истории, а лучше сказать приобщиться им, вместе с церковью прожить историю от творения мира и человека к явлению в мiр Бога - Рождеству Христову, к Его вхождению в стихию мiра - Крещению во Иордане, к Голгофе и Воскресению - Страстных и воскресных дней.

Апостол - Евр 1.1-10 Многочáстне и многообрáзне дрéвле Бóг глагóлавый отцéм во прорóцех, въ последок днíй си́х глагóла нáм в Сы́не…

и Евангелие Лк 2.1-20: Бы́сть же во дни́ ты́я, изы́де повеленiе от­ кéсаря Августа написáти всю́ вселéн­ную.

 

Очень интересно Всенощное бдение. Оно в большинстве храмов в самом деле является всенощным бдением. Обычная всенощная состоит из Вечерни, Утрени, 1 Часа. Но ведь Вечерню мы уже совершили, помните? Всенощная начинается Великим Повечерием с его торжественным С нами Бог и праздничными тропарём и кондаком. Повечерие перетекает в ту часть Вечерни, что не была совершена днём - начинается эта часть с Литии, а дальше служба течёт уже своим чередом: стихиры на стиховне, Ныне Отпущаеши, тропарь праздника, благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (ими нужно бы тут же - после Вечерни - и подкрепиться, для этого они и благословляются: и вкушающие от них верныя освяти - читаем мы в сопутствующей благословению молитве), Буди Имя Господне благословено, Псалом 33 Благословлю Господа на всякое время. 

Вечерня продолжается Утреней.

И Литургией с праздничными антифонами.

Вечером праздника совершается праздничная Вечерня!

[Зри2] Разyмно же бyди и3 њ сeмъ, ћкw t хrт0ва ржcтвA, и3 до с™hхъ бGоzвлeній, никaкоже п0стъ, ни колэнопоклонє1ніz бывaютъ, нижE въ цeркви, нижE въ кeлліахъ.

Богоявление на этот раз приходится на понедельник, навечерие соответственно на воскресенье. Схема с одной стороны несколько усложняется, с другой - в большей степени напоминает схему Страстной седмицы. Например, Царские Часы совершаются в пятницу, литургия в пятницу не совершается, пятница таким образом очень походит на Великую. 

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (21)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.