Победи́ла еси́ му́жеством твои́м, му́ченице Варва́ро, вся́ мучи́тельская ухищре́ния. Моли́ у́бо Влады́ку Христа́, мо́лим тя́, все́м ве́рным на враги́ побе́ду да́ти, пою́щим: благослови́те вся́ дела́ Го́спода, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Канон вмц. Варваре, глас 8, песнь 8.



4. Общие сведения о Божественной литургии. Виды литургий. Литургии свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Составные части Литургии. Перевод основных богослужебных терминов.

Слово ЛИТУРГИЯ мы употребляем ныне чаще всего в узком смысле этого слова: литургия есть евхаристическое богослужение, то богослужение за которым хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и мы причащаемся Святых Христовых Таин. 

Реже имеется в виду широкий смысл этого слова: всякое богослужение есть литургия, вечерня ли, утреня ли, молебен, освящение дома, колесницы, всякой вещи… Мы говорим: «литургическое богословие», имея в виду богословие не только собственно евхаристической литургии, но и всякой службы, ведь стихиры «воззваховые» (т.е. те, что поются на «Господи, воззвах») имеют своё богословское содержание, стихиры на стиховне - своё. Имеют они своё место и в строе богослужения, место это не случайно, оно осмыслено, самая композиция церковной службы может быть предметом богословия.

 

Слово ЛИТУРГИЯ сложное, оно сложено из 2 корней: «ЛИТ» - λειτ- общественный и «-УРГИЯ» - -ουργία - дело, труд, работа. ЛИТУРГИЯ т.о. - «общественное дело». Некогда литургия была общественным деланием в самом что ни на есть прямом смысле, это была повинность, граждане с определённым имущественным цензом обязывались регулярно эту повинность исполнять, например, оплатить выступление хора в трагедии, снарядить боевой корабль в военном походе, купить на свой счёт угощение в день городского праздника, «спонсировать» паломничество к каким-то их языческим «святыням»… В античном мире это и называлось литургией.

С тех пор смысл понятия изменился, однако осталось неизменным его содержание, литургия как была «общественное делание», так и осталась таковым. Литургия совершается собранием верующих - Церковью, предстоящу священнику, сослужащим ангелам, Богу приносящу и приносиму, и приемлему и раздаваему… 

 

Литургий, используемых в нашем обиходе строго говоря 2: свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Преждеосвященная литургия не содержит в себе основного элемента - евхаристический молитвы-анафоры, она, строго говоря, есть чин причащения на Вечерне в те дни Великого Почта, когда полная литургия не совершается. Преждеосвященную литургию мы рассмотрим отдельно, изучая великопостные богослужения.

 

Литургия свт. Василия совершается ныне всего 10 раз в году. Эти 10 дней следует запомнить:

  • навечерие Рождества Христова (в некоторых случаях - в самый праздник Рождества);
  • память свт. Василия Великого (в этот же день 1/14 января празднуется Обрезание Господне);
  • навечерие Богоявления;
  • 1, 2, 3, 4 и 5-е Воскресенья Великого Поста;
  • Великий Четверг;
  • Великая Суббота.

Все остальные дни года, за вычетом тех дней, когда литургии вообще не положено, совершается литургия свт. Иоанна.

 

Чинопоследование Литургии содержится в Служебнике. В дониконовские времена вместо «литургия» говорили «служба». Отсюда и название книги «Служебник». В Служебнике - «служба св. Василия», «служба св. Златоуста», вечерня, утреня и разнообразные приложения: месяцеслов, прокимны и прочее. У греков книга называется «Литургикон» или «Иератикон».

 

В ЛИТУРГИИ принято выделять три части:

  • проскомидию;
  • литургию оглашенных (или литургию слова);
  • литургию верных.

Мы условимся считать частями литургии и 

  • входные молитвы, 

и

  • молитвы на облачение священнослужителей, 

и

- молитвы благодарственные.

Частью литургии безусловно является и исполнение молитвенного и аскетического правила ко причащению. Из академических соображений мы не станем чрезмерно расширять границы (вполне условные) литургического богослужения, однако, и рамками 3-частности не ограничимся, но воспользуемся рубрикой Служебника, в которой Литургия начинается Входными, а завершается благодарственнными молитвами. Все перечисленные части, а также Последование ко причщению, мы постепено разберём и прокомментируем.


Автор: Администратор
Дата публикации: 21.02.2015

Отклики (21)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.