Бога можно встретить не только на Святой Горе. Бога можно встретить в разных обстоятельствах: в лице бедняка, в ощущении великой радости или глубокого горя, в безвыходной ситуации, в кажущемся непосильным благословении. Но чтобы Бога встретить и узнать, нужно иметь немного подлинного страдания и смирения. Я желаю всем ощутить это величайшее, что дает вера, – встречу с Богом, Его присутствие в жизни. И нет в мире ничего большего!

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай



Свт. Симеон Солунский ИСТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ "ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!» из 5-го тома Добротолюбия

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! и сокращеннейше: Господи помилуй! от Апостольских времен даровано христианам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма не многие ныне знают, что значит: Господи помилуй! Потому взывают бесплодно; вопиют: Господи помилуй! а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут. Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? 

– Какая?! – Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и сделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук дьявола, – с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным неким образом. Все наше и стало таким образом в Его руках. Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец.
По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущая Владыки всяческих. Ибо всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный Богоотступником дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый дьявол, прельстивший его в начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он стал жить подобно неразумным животным.

Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради, и пречистою кровью Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, Божественным крещением возродил и воссоздал его, в пречистых тайнах питание небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб дьявол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, 
или гибнуть. 
Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; 
из коих иные совсем не веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски. 
Которые теперь христиане, после стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, 
опять прельстились дьяволом 
и по действию мiра и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго рабства греху и дьяволу, творя волю его, 
но не совсем еще сделались бесчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а 
понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, 
сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят; 
те прибегают к Богу и вопиют: Господи помилуй, чтоб сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии. 
Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют: Господи помилуй! всеконечно сподобятся милости Божией, и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись. 
Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мiрским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной привычке вопиют: Господи помилуй! эти как могут получить милость Божию? и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уж будет двойное прегрешение. Поясняю теперь тебе тоже примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых.
Что говорит он, пришедши к богатому? – Ничего, как помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мой жизнь. – Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению – упросить того, кому должен, простить ему долг. Приходит к нему, и что говорит? – Тоже только: помилуй мя! сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою. Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. – Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! – как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником? 
Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! 
Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою: 
дай мне духа силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям дьявола и худым навыкам моим греховным; 
дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; 
дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои; 
дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более отблиз Тебя; 
дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; 
дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; 
дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от гнева; 
дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд. 
Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи помилуй! тот наве́рное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: Господи помилуй! тому нет возможности получить когда-либо милость от Бога. 
Ибо и прежде он уже получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего ему их. 
Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; 
получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным христианином; 
получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; 
получал милость Божию, всякий раз, как сподоблялся причащаться пречистых тайн; 
получал милость Божию всякой раз, как согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и не наказан, как подобало; 
получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал.
Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? – И теперь если и взывает: Господи помилуй, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.

Толкование на Господи, помилуй
зело полезно к ведению всякому христианину: 
сего ради и переведеся с греческаго.

Перевод присывается старцу Паисию (Величковскому). Впрочем, исследователи утверждают, что на самом деле переводчик - ученик прп.Паисия схим.Онуфрий.


Сие, Господи Иисусе Христе помилуй мя, и сокращеннее: Господи помилуй, от времене Апостолов даровася христианом, и определися, да глаголют е христиане непрестанно, якоже и глаголют. Обаче, что явствует сие: Господи помилуй, зело мало есть ныне ведущих, и зовут на всяк день безполезно, увы! и суетно: Господи помилуй, милости же Господни не приемлют, занеже не ведят, чесого ищут.
Темже подобает да вемы, яко Сын и Слово Божие, отнележе воплотися и бысть Человек, и пострада толика мучений, и распятся, и излиянием Пресвятые Своея Крове искупи человека от рук диавольских, оттоле по преизбыточеству бысть Господь и Властитель человеческаго естества. Зане, аще и прежде воплощения Господь бе всех тварей, видимых и невидимых, яко Содетель и Творец и Промыслитель тех. Обаче бесы и мнози от человек не хотяху сами имети Его Господа и Властителя себе, иже есть Господь их, сый Господь всего мира.
Темже всеблагий Бог, понеже и Ангелы и человеки сотвори самовластны, и дарова им словесность, да имут разум и разсуждение, яко Праведен сый, и Истинен, не хотяще отъяти от них самовластность и господствовати ими нуждею, и не хотящими. Но хотящими быти под властию и окормлением Божиим и господствует и защищает я: не хотящих же паки оставляет творити свою их волю, яко самовластных сущих.
Сего ради и Адама, иже прелстися от отступника диавола, и бысть сам отступник Божий, и не восхоте послушати заповеди Его, остави Бог в самовластности его и не восхоте господствовати им властительски. Но завистник диавол, прелстивый его отначала, не почи прочее прелщати, дондеже сотворил есть его подобна в безсловесии скотом несмысленным.
Многомилостивый же Бог наконец всех умилосердися над родом человеческим, и преклони небеса, и сниде на землю, и бысть Человек человека ради, и пречистою Своею Кровию избавил есть его от работы греховныя, и священным Евангелием настави жительствовати богоугодно, и якоже глаголет Иоанн Богослов, даде нам область чадом Божиим быти, и Божественным крещением нас возотроди и возсозда, и пречистыми Своими Таинами на всяк день питает душу нашу и животворит ю, и вкратце, крайнею Своею премудростию обрете образ, да пребывает неразлучен всегда с Ним, яко да не имать к тому ни единаго вместилища в нас диавол.
Елицы убо от христиан по толицех благодеяниих, яже прияша от Владыки Христа, прелстишася паки от диавола, и посредством мира и плоти удалишася от Бога, и господствуются от греха и от диавола, творяще волю его, обаче не суть совершенно нечувственнии, яко не чувствовати зла, еже пострадаша, или страждут, но разумеют погрешение свое, и познают работу юже имут, точию не могут сами собою избавитися, и сего ради притекают к Богу, и зовут: Господи помилуй, яко да умилосердится о них многомилостивый Господь, и да помилует их, да приимет их, аки блудного сына, и даст им паки Божественную Свою благодать, и тою да избавятся от работы греховныя, и да удалятся от бесов, и да приимут паки свободу свою, яко да возмогут сим образом пожити богоугодно, и сохранити заповеди Божия: сии убо христиане, иже якоже рехом, таковым намерением зовут сие: Господи помилуй, получают великую милость всеблагаго Бога, и приимут благодать Его, еже свободитися от работы греховныя и спастися.
А иже не имут отнюдь разума и ведения сих, яже рехом, ниже познают беду свою, яко суть порабощени волям плотским и мирским вещем, ниже имут свободу помыслити работу, еюже содержатся, но кроме сицеваго намерения зовут точию сие: Господи помилуй, многше от обычая, тым како есть мощно прияти милость Божию, и наипаче такову чудну и безмерну милость.
Понеже много лучше есть не прияти милости Божия, нежели прияти, и паки погубити, зане сугубо есть погрешение таковых. И паки: аще бы кто дал некий камень многоценен в руце некоему малу детищу, или некоему просту человеку, не ведущу, колико ценится, и тии, приемше в руки своя, погубили быша его: явь есть, яко не они погубиша, но погуби той, иже им дал есть его. И яко да уразумееши лучше глаголемая, помысли, яко в мире сем он, иже скуден и нищь, и хощет прияти милостыню от некоего богати, идет и глаголет ему: помилуй мя, сиречь умилосердися на мя за нищету мою, и даждь ми препитание. И паки: он, иже имать долг, и хощет, дабы ему даровал долг заимодавец его, идет к нему и глаголет: помилуй мя, сиречь умилосердися на мя за скудость мою, и даруй ми долг, имже ти должен есмь. Подобне и погрешитель, хотяй, дабы его простил он, емуже погреши, идет к нему, и глаголет: помилуй мя, сиречь прости ми погрешение еже ти содеях.
Грешник же зовет Богу сие: Господи помилуй, и не весть, ниже что глаголет, ниже чесо ради глаголет, ниже весть, что есть милость Божия, еяже просит у Бога, да даст ему ю, ниже во что пользует ему милость та, еяже ищет, но от обычая точию зовет: Господи помилуй, обаче не весть ничесоже. И како убо дасть ему Бог милость Свою, аще он, не ведая ея презирает ю, и паки вскоре губит ю, и согрешает многше.
Милость Божия несть ино, разве благодать всесвятаго Духа, еяже подобает искати от Бога нам грешным, взывая непрестанно: Господи помилуй, тоесть, умилосердися Господи мой на мя грешнаго в бедном устроении, в немже обретаются, и приими мя паки в благодать Твою.
    •    Даждь ми дух силы, яко да укрепит мя противостояти искушениям диавольским и злому обычаю греховному. 
    •    Даждь ми дух целомудрия, да уцеломудрюся, и прииду в чувство самаго себе, и исправлюся. 
    •    Даждь ми дух страха, да боюся Тебе, и да храню заповеди Твоя. 
    •    Даждь ми дух любве, да люблю Тя, и да не отлучаюся ктому от Тебе. 
    •    Даждь ми дух мира, да хранит душу мою мирну, и да собираю вся моя помышления, и да буду тих и не смущен. 
    •    Даждь ми дух чистоты, да блюдет мя чиста от всякия скверны. 
    •    Даждь ми дух кротости, да буду кроток ко братиям моим христианом, и да удержуся от ярости. 
    •    Даждь ми дух смиренномудрия, да не мечтаю высокая и не горжуся.
Темже он, иже позна, яко имать потребу всех сих, и ищет тех от многомилостиваго Бога, зовый Господи помилуй, сей известнейше приимет искомое, и получит милость у Господа и Божественную благодать Его.
А иже не весть ничесоже от сих, яже рехом, но от обычая точию зовет: Господи помилуй, тому несть мощно когда прияти милость Божию. Занеже и прежде прият многия благодати от Бога, но не позна тех, ниже благодари Бога, давшего ему я.
    •    Прият бо милость Божию, и егда создася и бысть человек. 
    •    Прият милость Божию, и егда возсоздася святым крещением и бысть православный христианин. 
    •    Прият милость Божию, и егда избавися от толиких бед душевных и телесных, яже искусил есть в жизни своей. 
    •    Прият милость Божию и толико крат, еликожды сподобися причаститися Пречистых Таин. 
    •    Прият милость Божию, елико крат согреши ко Богу и преогорчи Его грехами своими, и не погубися, ниже наказан бысть, якоже подобаше ему. 
    •    Прият милость Божию, егда различными образы благодетельствовался от Бога, и не уразуме того, но вся та забы, и не попечеся о спасении своем отнюдь.
Прочее таковый христианин како приимет милость Божию, не чувствуя и не разумея, яко приемлет таковую благодать от Бога, якоже рехом, ниже ведая, что глаголет, но зовый точию: Господи помилуй, кроме всякого намерения и конца, разве единого обычая.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.10.2017

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.