Пост утончает тело мое, дабы то, что осталось, легче было осветить духом.

Свт. Николай Сербский.О посте.



7.0. Литургия оглашенных. Начало. Великая ектения. Молитва 1-го антифона. Схема чинопоследования, смысл молитвословий и священнодействий.

Итак, прочтены входные молитвы, священнослужители вошли в алтарь, надели священные облачения, совершена проскомидия: вещества таинства - хлеб и вино с водою должным образом приготовлены, чтец на клиросе заканчивает чтение службы Часов…  

Литургия совершается по обыкновению в ряду Часов 3-го и 6-го. Хотя по существу Евхаристическая служба не входит в дневной круг богослужения. «Линейно» - входит, а по существу - нет. Вечерня  - это вечерняя служба дня, Повечерие - служба после вечерней трапезы, Час 1-й - служба раннего утра и т.д., вечер, утро, трапеза повторяются, а Евхаристия - она неповторима. Это Тайная Вечеря разворачивается перед нами (и мы входим в Сионскую горницу!) в нашем с вами линейном времени, она кажется нам множащейся (день за днём, во множестве храмов), но она единственна. Всякая литургия - «ранняя», «поздняя», «праздничная», «будничная» - это одна и та же - единственная! - Тайная Вечеря. Это нужно потрудиться вместить. Евхаристия как вечный полдень длится, - удачно сказал поэт.

Литургия - проекция пребывающей Тайной Вечери на линейное, текучее время. Отметим, что литургия не имеет строгого места в богослужебном дне. Чаще всего литургия совершается, как было сказано, в ряду 3 и 6 Часов, но может совершаться после (точнее - на) Вечерни (Навечерия Рожлества, Богоявления, Великий Четверток, Вел. Суббота). Иной раз литургия может начаться сразу после Великого Славословия на Утрени минуя Часы 1, 3, 6 (по Стулийскому уставу в случае праздника литургия начинается сразу после Славословия).

По завершении Проскомидии совершается каждение алтаря и всего храма. Во время крестообразного каждения престола (запад-юг-восток-север, «противосолонь» - «против солнца» - против часовой стрелки - навстречу солнцу) читается вполголоса (скзано: "глаголя в себе")

Во гр0бэ пл0тски, 

во ѓдэ же съ душeю ћкw бGъ, 

въ раи1 же съ разб0йникомъ, 

и3 на пrт0лэ бhлъ є3си2 хrтE, со nц7eмъ и3 д¦омъ, 

вс‰ и3сполнszй неwпи1санный

(этот тропарь хорошо нам известен, мы читаем и поём его в чине Пасхальных Часов, а также вечерних и утренних молитв Светлой седмицы, что, впрочем, одно и то же). 

Священник (по Служебнику - диакон, но диакон имеется далеко не на каждом приходе) выходит с каждением в храм, обходя его весь, словно бы собирая словесных овец во едино стадо принести службу Единому Пастырю. Во время каждения принято читать 50-й псалом. Вот-вот начнётся Литургия.

Pал0мъ н7, въ нeмже и3 покади1въ с™и1лище же и3 хрaмъ вeсь, вх0дитъ пaки во с™hй nлтaрь, и3 покади1въ с™yю трапeзу пaки, и3 сщ7eнника, кади1льницу ќбw tлагaетъ на мёсто своE, сaмъ же прих0дитъ ко їерeю.

И# стaвше вкyпэ пред8 с™0ю трапeзою, покланsютсz три1жды, въ себЁ молsщесz, и3 глаг0люще:

ЦRю2 нбcный, ўтёшителю, дyше и4стины, и4же вездЁ сhй и3 вс‰ и3сполнszй, сокр0вище благи1хъ и3 жи1зни подaтелю: пріиди2 и3 всели1сz въ ны2, и3 њчи1сти ны2 t всsкіz сквeрны, и3 спаси2, бlже, дyшы нaшz. 

Обратите внимание на эту молитву призывания - эпиклезу по сути! Напомню, что некоторое время назад перед Царскими вратами священник читал Входные молитвы, они начинаются тем же призыванием Святого Духа - Царю Небесный.

Слaва въ вhшнихъ бGу, и3 на земли2 ми1ръ, въ чlвёцэхъ бlговолeніе. Двaжды.

ГDи, ўстнЁ мои2 tвeрзеши, и3 ўстA мо‰ возвэстsтъ хвалY твою2.

Тaже цэлyютъ, свzщeнникъ ќбw с™0е є3ђліе, діaконъ же с™yю трапeзу.

 

 В это время чтец заканчивает Часы, мы слышим возглас: Молитвами святых отец наших. Кого мы разумеем под святыми отцами? Мы имеем в виду наших духовников, а в широком смысле вообще всех духовников, притом отнюдь не только из прошлого, не ныне уже умерших, как может показаться, а и вполне здравствующих. Если в храме присутствует архиерей, то возглашается Молитвами святаго Владыки нашего…

Священник и диакон обмениваются репликами, диалог диакона и священника примечателен, он чем-то напоминает переговоры командира корабля с коллегами: штурманом, диспетчером, вторым пилотом, бортинженером перед взлётом. Читаем:

И# посeмъ подклони1въ діaконъ свою2 главY свzщeннику, держS и3 nрaрь треми2 пeрсты деснhz руки2, глаг0летъ:

Врeмz сотвори1ти гDви, вLко благослови2.

Свzщeнникъ, знaменуz є3го2, глаг0летъ:

Бlгословeнъ бGъ нaшъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Тaже діaконъ: Помоли1сz њ мнЁ, вLко.

Сщ7eнникъ: Да и3спрaвитъ гDь стwпы2 тво‰.

И# пaки діaконъ: Помzни1 мz, вLко с™hй.

Сщ7eнникъ: Да помzнeтъ тS гDь бGъ во цrтвіи своeмъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Діaконъ же рeкъ: Ґми1нь, и3 поклони1всz, и3сх0дитъ сёверными двeрьми, понeже цrкіz двє1ри до вх0да не tверзaютсz. И# стaвъ на nбhчномъ мёстэ, прsмw с™hхъ дверeй, покланsетсz со бlгоговёніемъ, три1жды, глаг0лz въ себЁ:

ГDи, ўстнЁ мои2 tвeрзеши, и3 ўстA мо‰ возвэстsтъ хвалY твою2.

И# посeмъ начинaетъ глаг0лати: Бlгослови2, вLко.

И# начинaетъ свzщeнникъ: Бlгосл2овeно цrтво:

Литургия, доселе совершавшаяся «подспудно», наконец разворачивается перед собранием - воочию и во всеуслышание. (Хотя и не в полной мере, часть обрядов происходит за закрытыми алтарными дверьми и тихим гласом).

Центром Литургии оглашенных является чтение Священного Писания. Литургия Слова - так ещё называют ту часть литургии, к изучению которой мы сегодня приступили. Вспоминаем мч. Иустина Философа, автора рубежа I-II вв.

В так называемый день солнца (разумеется воскресенье - Sunday - Sonntag) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и сёлам (так и мы ныне собираемся в храм из различных частей города); и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб и вино и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над которыми совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов.

Евхаристическая служба той эпохи проста: приходим в храм - читаем и слушаем Писание - предстоятель проповедует… Впоследствии, когда появится и получит развитие институт оглашенных («оглашенные» - оглашаемые это те, кто готовится ко крещению; такая подготовка длилась несколько лет, она состояла в том числе из посещения храма и слушания Писания и комментариев к нему), после наставления оглашаемые будут высланы из собрания (оглашеннии, изыди́те!). Далее - собственно евхаристическая литургия, литургия верных. В западной традиции эту часть называют литургия Таинства, литургия Жертвы. Такое деление на составляющие, повторим, нельзя преувеличивать, оно вызвано дидактическими соображениями, оно вполне условно, - анализ явления или вещи предполагает разборку на составные части, вот и всё.

Впоследствии этот простой обряд (повторим: принесли Писание, стали читать, по прочтении епископ воссел на кафедру и сделал наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам) постепенно обогащался разнообразными деталями.

Б9eственнаz слyжба во с™hх nтцA нaшегw їwaнна златоyстагw начинaетсz си1це:

Діaконъ:

Бlгослови2, вLко.

Їерeй:

Бlгословeно цrтво, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

Діaконъ: Ми1ромъ гDу пом0лимсz.

Великая или Мирная Ектения. «Великая» - значит большая, другое наименование - «мирная» - следует из первых её слов: Миром Господу помолимся.

Великая ектения, как правило, открывает всякое богослужение. В литургии она появляется в IX в., первоначально между Трисвятым и Входом.

Слово "ектения" происходит от греч. наречия ἐκτενῶς - прилежно, усердно, ревностно, горячо, напряжённо, сильно. «Ектенией» в собственном смысле является только «сугубая ектения», о ней будет рассказано в своём месте, однако теперь мы называем ектенией всякое «дьяконство», всякий ряд прошений диакона (или священника), сопровождаемый Господи, помилуй или Подай, Господи.

Что значит миром? Миром значит в мире, в мирном расположении духа

В главе «О молитве» Типикона эти слова истолкованы так: съ ми1ромъ да м0лимъ гDа, и3 да пр0симъ.

 

Впрочем, автор «Войны и мира» вместе со своей героиней трактует это прошение расширительно:

 

<…>Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:

- Миром Господу помолимся.

Миром, - все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться, - думала Наташа.

 

В одном из черновых вариантов романа Толстой, передавая ощущения Наташи, писал: Она любила слышать: Миром Господу помолимся», думая, как она соединяет себя в одно с миром кучеров и прачек…

 

Служебник не даёт нам возможности такого толкования. Миром значит именно и только в мире. "Все вместе" в старой орфографии пишется через i, именно мiром.

Њ свhшнэмъ ми1рэ, и3 спасeніи дyшъ нaшихъ, гDу пом0лимсz.

О свышнем мире и о спасении душ наших!

О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами, - молилась Наташа. И на подобное понимание Служебник не даёт нам права. Какой это такой свышний мир? Дух мирен ведь не только плод наших усилий, он ещё и дар Божий, ниспосланный свыше. Итак помолимся Господу в мирном расположении духа, а мира мы просим свышнего, Небесного, который чтобы воспринять, нужно приложить усилие. Мы обещаемся это усилие сделать.

 

Њ ми1рэ всегw2 мjра

(вновь обратим внимание на «и» и «i»; вспомним советский лозунг: «Миру - мир» = мiру - мир)

бlгостоsніи

(именно о «благостоянии», а не о «благосостоянии»; хотя в высоком понимании это одно и то же, но теперь «благосостояние» значит нечто иное)

с™hхъ б9іихъ цRквeй, и3 соединeніи всёхъ, гDу пом0лимсz.

«Мирность» этой ектении в литургии уместна как, пожалуй, ни в какой другой службе. Тема «мира», «умирения» проходит через всю службу, достигает кульминации в приглашении к анафоре: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити - милость мира, жертву хваления и разрешается в евхаристическую молитву.

Наше келейное правило начинается с увещания прежде утренней молитвы  истрезвиться и утиши́ть - умирить! - свои чувства 

(воспрzнyвъ без8 лёности, и3 и3стрезви1всz, востaвъ t снA, рцы2 сіE:

Во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, ґми1нь.

Посeмъ пост0й мaлw молчA, д0ндеже ўтишaтсz вс‰ ч{вствіz, и3 тогдA сотвори2 три2 покл0ны, глаг0лz: ГDи ї}се хrтE сн7е б9ій, поми1луй мS грёшнаго. Тaже начни2

Призыв молиться именно в мире значит то же: приступая к соборной молитве, следует оставить леность, истрезвиться и утишить свои чувства, а также по мере сил помочь в этих - трезвении, тишине и мире - окружающим нас отцам и братьям, сестрам и чадам. 

Другой великий русский писатель пишет так о прошениях мира, единения, благостояния: 

стараясь о приведении своих сердец в согласное настроение мира [теперь еще необходимейшего - у Н.В.Гоголя речь о литургии верных], все [верные] взывают: Господи, помилуй! и еще сильнее молятся о свышнем мире и о спасенье душ наших, о мире всего мира, благосостоянье Божьих церквей и соединенье всех [автор приводит русский перевод славянского слова благостояние, оба слова - русское и славянское - значат: «в благом состоянии пребывающих, стоящих в благе, совместно стоящих»], о святом храме сем и о входящих в него с верою, благоговеньем и страхом Божьим, о том, чтобы избавиться от всякия скорби, гнева и нужды. И взывают еще сильнее в сердцах своих: Господи, помилуй! (Н.В.Гоголь «Размышления о Божественной литургии»).

Ли1къ: ГDи поми1луй.

 Господи, помилуй является, пожалуй, важнейшим элементом ектении, Господи, помилуй само по себе, по сути, - самая лаконичная молитва. Исторически именно диаконские прошения стали прибавляться к древней молитве Господи, помилуй, а не наоборот. Сирийский автор VII в. Гавриил Катрай пишет: Так как многие желают молиться и не знают, что говорить, то установлено в церкви прошение. Вся община участвует в нём через ответ тому, кто стоит посредине и молится вместо них. Таким образом, диакон своими возглашениями оформляет чаяния общины, собирая их воедино. И поныне диакон приглашает на молитву во всех ектениях: помолимся, просим. И церковный народ молится, просит. Молитва священнослужителя словно бы представляет перед Богом молитву верующих, при этом отнюдь её собою не заменяет.

Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою, бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ входsщихъ в0нь, гDу пом0лимсz.

В греческом Служебнике здесь имеются два замечательных прошения:

О благочестивых и православных христианах…

О благочестивом народе, всех начальствующих и властвующих над нами, о сухопутном, морском и воздушном нашем воинстве…

 В дореволюционных Служебниках здесь значатся поминовения императорского дома и прошение:

Њ пособи1ти и3 покори1ти под8 н0зэ и4хъ всsкаго врагA и3 супостaта

(брани хотящих - уточняется в анафоре свт.Василия Великого),

гDу пом0лимсz.

Њ грaдэ сeмъ, [ѓще въ монастырЁ: Њ с™ёй nби1тели сeй,] всsкомъ грaдэ, странЁ, и3 вёрою живyщихъ въ ни1хъ, гDу пом0лимсz.

Њ бlгорастворeніи воздyхwвъ, њ и3з8oби1ліи плодHвъ земнhхъ, и3 врeменэхъ ми1рныхъ, гDу пом0лимсz.

Њ плaвающихъ, путешeствующихъ, недyгующихъ, стрaждущихъ, плэнeнныхъ, и3 њ спасeніи и4хъ, гDу пом0лимсz.

Њ и3збaвитисz нaмъ t всsкіz ск0рби, гнёва и3 нyжды, гDу пом0лимсz.

Разберём это прошение. Слово скорбь от греч. глагола θλίβω - жать, давить, сжимать, сдавливать; вытеснять; перен. сжимать, стеснять, ограничивать, уменьшать; угнетать, мучить]. Скорбь это то, что нас жмёт, теснит, давит, сжимает, угнетает, мучает; будь это внутренняя теснота и угнетение от собственной природы или её (натуры) распущенности, или внешняя, от внешних… 

Избавь нас, Господи! - просим мы. Что это значит? Ведь с другой стороны апостол пишет: 

хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает… (Рим 5.3-5). И другой апостол и евангелист говорит: в мiре скорбни [печальны] будете (Ин 16.33). В какой-то степени всякий человек оскорблён, скорбь присуща человеческой жизни и неизбежна. И только по смерти мы надеемся пребывать там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания

Пока же просим мы: сохрани нас, Господи, от оскорблений и оскорбляющих сверх наших сил, примерно так можно понимать настоящее прошение.

Слово "гнев", ὀργή -это раздражение, злоба, собственно "гнев". Но ещё и "склонность, влечение, нрав, натура, характер".

Избавь нас, Господи, от собственных - раздражения, гнева, злобы, что мы направляем на своих близких и далёких и от раздражения, гнева, злобы, что они направляют нам в ответ. Помоги нам избавиться также, как оказывается, от дурных, греховных склонностей своей натуры (т.е. опять таки природы).

И наконец ну́жда. Слав. ну́жда - это не нужда́ в привычном нам бытовом понимании, ну, "чтобы холодильник был полон", чтобы "ни в чём не нужда́ться". Это скорее то, что нас нудит, принуждает, т.е. опять-таки теснит, не даёт дышать. А если уточнить в греческом первоисточнике, то добавляется и ещё очень интересный извод: необходимость, неизбежность; предопределение (свыше), судьба, рок; закономерность, закон; нужда, потребность; мучительный труд, страдание, мучениепринуждение, насилие и т.д.

В греческом добавлено ещё нечто, от чего мы просим избавления: от опасностей, которые окружают нас в  мiре, будь то гнев и утеснения окружающих нас, начальников и подчинённых или наша слепота, прелесть, потеря ориентации - что хорошо, что плохо, где свет, где тьма, где чёрное, где белое и т.д.

Вот такое замечательное прошение слышим мы за литургией! и неоднократно.

Заступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.

Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше, сaми себE, и3 другъдрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.

Ли1къ: ТебЁ гDи.

Возглашeніе:

Ћкw подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть, и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь. 

Возглас (возглашение) относится не к ектении, которая глаголется во всеуслышание, но к молитве 1-го антифона, которая читается священником вполголоса. По смыслу возглас завершает собою именно молитву. Конечно, «достойно и праведно» прочесть эту молитву так, чтобы возглашение стало её завершением, потому что, повторим, возглас завершает именно молитву, а не ектению. Это возможно, если священнику сослужит диакон, пока последний говорит прошения, приглашая народ к молитве, священник неспешно читает молитву. Это возможно также, если хор медленно поёт Тебе, Господи. Но чаще священник вынужден читать молитву уже во время пения антифона.

Свzщeнникъ же глаг0летъ моли1тву ґнтіфHна:

ГDи б9е нaшъ, є3гHже держaва

[Держава, известное нам греч. κράτος - сила, мощь, крепость; могущество, власть. Держава - «то, чем Господь держит мiр». «Держание» от древнерусского существительного дьржа – «владычество» т.о. сродно промыслу, слав. смотрению. Напомним еще одно значение слова «держава» – «золотой шар с короной и крестом, знак власти», цари держат в руке державу].

несказaнна и3 слaва непостижи1ма, є3гHже ми1лость безмёрна и3 человэколю1біе неизречeнно: сaмъ, вLко, по бlгоутр0бію твоемY

(благоутробиемило-сердие, благодушие, благосердие)

при1зри на ны2 и3 на с™hй хрaмъ сeй, 

и3 сотвори2 съ нaми, и3 молsщимисz съ нaми, 

бог†тыz ми1лwсти тво‰ и3 щедрHты тво‰.

[Ћкw подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ]

 

И# поeтсz пeрвый ґнтіфHнъ t пэвцє1въ.

Діaконъ же поклони1всz ўступaетъ t мёста своегw2, и3 tшeдъ стои1тъ пред8 їкHною хrт0вою, держS и3 nрaрь треми2 пeрсты деснhz руки2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 05.01.2017

Отклики (10)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.