Пост утончает тело мое, дабы то, что осталось, легче было осветить духом.

Свт. Николай Сербский.О посте.



11-12.1. Малая вечерня

МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ теперь исключительная редкость, её практически нигде не совершают, хотя тексты её в Октоихе и Минее сохранились. Малая Вечерня по форме есть сокращение Великой. На приходах (да и в монастырях) её почти не увидишь. Устав предписывает совершать Малую Вечерню в случае Всенощного Бдения. Поскольку Бдение должно совершаться ночью (оно же всенощное, правда?) после захода солнца (вот что пишется в Типиконе: 

по є4же заити2 с0лнцу мaлw),

обычное время Вечерни (пред8 вeчеромъ мaлw)

делается «праздным», вот его и должно посвятить молитве за Малой Вечерней, которая как раз  им начинается 

прeжде с0лнечнагw захождeніz днE суббHтнагw.

По форме, как было сказано выше, она напоминает обычную Вечерню, но эта именно Малая, всё в ней в «уменьшенном» виде: меньше ектений и сами они всё малые (ектений, собственно, всего две, причём вместо одной - великой ектении - чтец произносит просто Господи, помилуй трижды, а вместо возгласа священника - Слава и ныне); меньше стихир (на Господи, воззвах их всего 4, в то время как на «большой», "великой" воскресной Вечерне их 10), даже известный нам великий прокимен Господь воцарися поётся в уменьшённом  виде, отпуст говорится тоже малый. После отпуста положена лёгкая трапеза: 

И# вшeдше въ трапeзу, глаг0лемъ: Kдsтъ ўб0зіи и3 насhтzтсz: И# бlгословлsетъ сщ7eнникъ трапeзу. И# вкушaемъ предстaвлєннаz нaмъ полeгку. да не њтzгчи1мсz на бдёніе.

Поступило сообщение, что Малую Вечерню служат в Почаеве. Как это сообщение прокомментировать? Однозначно: прекрасно! Буква (пред вечером, после захода солнца) там не выдерживается (16.00 Малая, 17.00 Всенощное бдение), но ведь в монастыри приходит теперь большое множество мирян, монастыри в значительной степени исполняют приходские функции, закончив настоящую всенощную в 3-4 утра нужно думать, что делать с паломниками… Потому всенощная приходская - вечерняя, а не ночная вполне понятна. 

И произволение настоятеля о братии замечательно (разумею вот эту строку из 6-й главы Типикона: <служим и ещё службы> и5хже ѓще предстоsтель произв0литъ, ѓще зри1тъ сво‰ цRк0вники б0дростнэ њ сп7сeніихъ свои1хъ тщaщихсz). И произволение настоятеля и братии Почаевской обители дабы ничего изъ службы не изронити понятно и сим-патично. Мы у себя на приходе тоже иной раз пытаемся «не изронити" стихиры Малой Вечерни и поём их на Литии, например, малые догматики (это, кстати, старообрядческая традиция петь малые догматики на литии). Впрочем, надо ещё пояснить, что такое малые догматики, а также великие, и вообще что такое догматик. Об этом ниже.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (10)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.