За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Прп.Таисия Египетская. Кондак, глас 2



11-12.5. Всенощное бдение. ДОГМАТИКИ

Предлагаемые тексты едва ли можно считать переводами, это скорее пересказы.

Догматики «малые с великими»

Едва ли не всякое церковное песнопение в той или иной степени есть догматик, т.е. текст, выражающий церковное догматическое учение. Разве не догматик Слава Отцу и Сыну и Святому Духу? И Господи, помилуй догматик, поскольку в этих двух словах говорится о Боге Всемилостивом и о милости Божьей, питающей человека и насыщающей его Божьей благодатью и Хлебом На[д]сущным, в них говорится о человеке с его жаждой с-частья в Боге, приобщения (причащения!) Его бытию, говорится о человеке благодарном и благодарящем… 
Но это догматики в широком, общем смысле. А в узком -  такое наименование усвоено только некоторым текстам Малой и Великой Вечерен, именно трём в каждом из 8 гласов. Поскольку Малая Вечерня как правило не совершается, регулярно и повсеместно мы внимаем только одному Догматику, он поётся последним в цикле стихир на Господи, воззвах
[Чтобы сориентироваться: в это время как раз совершается Вход с кадилом; следом за Догматиком следует возглас Премудрость, прости и поётся Свете Тихий]. 
В нашем храме можно услышать догматики и Малой Вечерни тоже, но, поскольку Малую Вечерню и мы не совершаем, догматики эти поются у нас на литии, они завершают цикл литийных стихир. Старые уставы, кстати, предписывали именно так и поступать. 

Но, так или иначе, «малые» догматики звучат, так сказать, «факультативно», если вообще звучат (ведь и лития на всенощной - обычно тоже очень большая редкость). И на слуху остаются всё те же догматики Вечерни Великой. Их мы в первую очередь и рассмотрим.

* * *
Догматик есть богородичен (имеется в богослужебных книгах такой термин), понятно почему он называется богородичен - потому, что посвящён Богородице. Догматиком же он назван оттого, что в этих богородичных стихирах излагается догматическое учение о Боговоплощении, о рождении от Пречистой Девы Сына Божия. 

Догматики имеются в каждом гласе. Один из них, как уже было сказано, поётся на Великой Вечерне, два других - на Малой (которую, - что также уже говорилось, - давным-давно почти нигде и никогда не совершают). Догматики Великой вечерни называют «великими» или «большими», Малой - малыми. Речь идёт не о размере строфы, а, скорее, о статусе в службе. Таким образом мы имеем 8 «больших» Догматиков. Каждый из них самостоятелен, но и взятые вместе они взаимосвязаны и образуют цельное повествование о пришествии в мiр Спасителя мiра. Вот как пишет об этом замечательный литургист М.Скабалланович (1871-1931): В догматике 1 гласа раскрытие догмата воплощения начинается указанием всемирной славы Пресвятой Девы; этим как бы воспоминается обетование о семени жены, данное прародителям в раю и исполнившееся на Пресвятой Деве. В догматике 2 гласа показывается отношение ветхозаветных прообразований к новозаветным событиям. В догматике 3 гласа показывается самое рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа, образ сего рождения. Поелику необходимо знать цель воплощения Сына Божия, то это раскрывается в догматике 4 гласа. Далее, нам непостижимо, как Матерь Божия, будучи Девою, родила Христа и как по рождестве пребыла Девою: это несколько приближается к разумению нашему чрез содержание догматика 5 гласа (чрез некоторые ветхозаветные прообразы). Поелику мы еще не знаем, каким образом в лице Иисуса Христа соединяются два естества, Божеское и человеческое, то об этом говорится в догматике 6 гласа, т. е. что два естества неслитно и нераздельно соединены в одном лице Богочеловека. Впрочем, при всех объяснениях, воплощение Бога Слова есть тайна, уразумеваемая более верою, нежели испытующим умом; посему в догматике 7 гласа говорится, что оно совершилось сверхъестественным образом. В догматике 8 гласа догмат о воплощении Бога Слова излагается положительным и кратким образом.

Догматик занимает чрезвычайно важное положение в службе и за редчайшими исключениями никаким иным песнопением не может быть заменён (эти исключения: двунадесятые праздники и попразднства только трёх из них - Рождества, Богоявления и Вознесения).

Автором догматиков Великой Вечерни принято считать - и тому немало оснований - самого прп. Иоанна Дамаскина (676 - 749), ему принадлежит авторство значительной части Октоиха.


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (21)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.