Истинно велие чудо явися во граде Кашине, яко честныя твоя мощи многа лета землею покровены быша, ныне же Божиею благодатию явишася верху земли на исцеление всем, приходящим с верою и вопиющим: благословен Бог отец наших.

Св. блгв. кн. Анна Кашинская. Канон, глас 3



21.2.3. Покаяние (Грех. Грех мира. Заблуждение)

Грех

Итак, источником зла является грех. Грех не есть творение Божие. Грех и вообще не есть. Грех проявляется* в действии, а не по существу. Эти выводы,  сделанные Климентом Александрийским (II-III вв.), были уже  озвучены выше. [*  проявляется сам и выявляет нечто. Что?]

А как препобедить грех? Раз грех есть действие, а не сущность, то - действием же! Покая́ние есть действие.

Существование греха в мире противоречит божественному Провидению. Однако в борьбе с грехом совершается  спасение человека. 

Человек рождается заражённым прародительским грехом. 

Святое Крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас жизни ветхого человека… 

Бог даёт место действию веры и 

подвигу (должно «по-двигнуться, по-двинуть себя», переместиться из тени в свет) человека, 

дабы… мы добровольно 

приняли спасение (свт. Филарет Московский). 

Ещё один угол зрения на грех: 

Понятие, противоположное греху есть не добродетель, но свобода. Грех есть обморок свободы (Сёрен Кьёркегор - датский протестантский философ и теолог 1-й половины XIX века). Эту мысль можно пересказать просто: грешник не свободен. От этого, однако, понять эту простую истину нисколько не проще. Свобода - одно из ключевых фундаментальных понятий «самостоянья человека, залога величия его», увы, в массовом сознании оно вывернуто наизнанку. «Если Бога нет, то всё позволено». «Всё позволено» - это свобода? Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6.12).

Покаяние можно назвать врождённым свойством разумной твари. 

Как «перемена сознания» (искажённое заблуждением сознание побуждало к ложным действиям - сознание переменилось - вследствие перемены сознания переменились и действия) оно реализуется после Грехопадения. 

Как Таинство - покаяние установлено Господом Воскресшим. 

Осознание природы покаяния разворачивается на протяжении всей христианской истории. 

Самыми общими словами и, сразу призна́ем, - схоластично, содержание Покаяния можно выразить так: 

ветхий человек подвержен воздействию тех сил, которые мы называем «тёмными» (и которые нас злобно гнетут) - 

под воздействием тех или иных искушений человек склоняется ко греху 

и

согрешает – делом, словом, помышлением -

впадая в грех, человек нарушает обеты, данные в крещении, очерняет белые крещальные одежды -

посему помимо Крещения, которое не повторяется, Бог даёт человеку наряду с прочими важное средство для уврачевания греха, помогающее человеку вернуться в прежнее состояние чистоты после крещения, сделаться таким, каким он вышел из крещальной купели. 

Это средство и есть Покаяние - таинство Покаяния (подчеркну: не акт исповеди, но процесс покаяния). 

Грех мiра

Жрется Агнец Божий, вземляй грех мiра, за мiрский живот и спасение, - читаем в молитве проскомидии. 

(О слове «вземляй» был вопрос; «взимающий» - от «взяти, взять» - принимающий на себя)

Промысл Божий, Отеческая забота, Божественное промышление (слав. смотрение; Еже о нас исполнив смотрениетропарь Вознесения) Агнца Божия в том и заключается, чтобы противопоставить злу Себя Самого, «взять» - принять на Себя - грехи мiра, очищая мiр от греха. 

Ср. Мф 8.17: Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и исцелил всех больных

Ср. Ис 53.4-5: … мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мiра нашего было на Нём, и ранами Его мы все исцелились

Cтрадания Агнца - следствие наших грехов. 

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех…, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сейсовершив Собою очищение грехов наших… (Евр 1. 1-3). 

Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (Гал 1. 4).

1 Ин 1.7–10: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали. А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мiра.

А мы - со-трудники Божии в Его промышлении о творении. 

Христианину - сотруднику Бога в Его промышлении о творении - должно со-действовать - а ведь может и «противо-действовать» или попросту «без-действовать» - Агнцу Божию в Его миссии очищения грехов мiра, в Его поддержании порядка «яко на небеси» в Божьем мiре, в Его противодействии «энтропии», «рас-порядочиванию» Божьего мiра, в котором тварь стенает и мучится (Рим 8.22). 

Как содействует?

1) Ведя борьбу с собственными грехами и противодействуя им.

Возненавидь всё мирское и отдали его от себя, иначе оно само отдалит тебя от Бога, - по-монашески радикально высказался прп. Антоний Великий (IV в.)

Христианин со-действует (а может, как уже было сказано, и «противо-действовать» или «без-действовать») Агнцу Божию в Его миссии очищения грехов мiра

2) умоляя Господа о прощении своих грехов: остави нам долги наши (Мф 6.12 - молитва Господня).

3)  умоляя Бога о прощении грехов ближних: остави им долги их; прости им, не ведают бо, что творят. В самом деле бедный человек очень часто не отдаёт себе отчёта в том, что творит, выставляя в оправдание своих действий всевозможные благие намерения-лозунги-манифесты.

4) сам оставляя должником нашим.

Эти слова понимаются нередко в духе Ветхого Завета или «золотого правила этики» - не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе, только в положительном варианте: поступай с другим так, как желаешь, чтобы поступали с тобою. Но есть и иной смысл: остави должнику твоему, чтобы злое не продолжило своё существование в твоём сердце и не умножилось пусть даже в несознательном желании отмщения. Этот стих молитвы Господней никак не статичное «око за око», этот императив динамичен: остави должнику твоему

5) совершая со смирением и любовью исправление брата - если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его… (Мф 18).

Бо́льшая часть молитв из чина исповеди носит характер как раз такого братского обличения и наставления. 

Пример такового, а также пример умеренности и рассудительности в обличении брата 2 Кор 2.6-8: коринфская братия порвала общение с тяжким грешником, речь идёт о кровосмеснике. Вот что пишет апостол: для такого довольно будет сего наказания от многих, так что вам лучше простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерною печалью. Т.е. наказание состоялось, и весьма жёсткое, но апостол побуждает коринфскую общину не идти дальше этого.

Всё перечисленное - те составляющие покаяния, которыми человек со-действует Богу.

———————————————————————————————

Сегодня нам удалось продвинуться совсем недалеко. Зато встреча прошла в формате семинара, множество мнений было высказано, выслушано, совместно обсуждено. Это настолько "достойно и праведно", что не жаль пожертвовать и программой. Мы несколько удалились от той схемы, которую мне бы хотелось взять за основу наших размышлений. Но и это хорошо. Мы ведь ищем не схемы, но понимания и взаимопонимания, потому попробуем воспользоваться предложенными альтернативами ко взаимной пользе.

Передать живую обстановку семинара в конспекте невозможно, здесь мы вынуждены ограничиться только предметной его частью.

Злые помыслы и деяния дезориентируют человека, они делают мутной совесть, мешают ему понять самого себя, скрывая, кто он есть на самом деле. Как некогда, чтобы помешать мореплавателям в своё время прийти в нужный порт, под компас незаметно подкладывали топор, стрелка компаса «теряла ориентир» и судно сбивалось с курса. Происходило заблуждение (напомним ещё раз, греч. ἁμαρτία, которое мы переводим как «грех», буквально «заблуждение, ошибка, промах»). Подобно топору под компасом грех «сбивает прицел», отклоняет от курса, приводит к заблуждению. 

Вспомним Кая из «Снежной королевы», льдинка окрашивала для него мiр в «ледяные» тона… Другая и с другим знаком крайность - пресловутые «розовые очки». Иной раз то и другое прекрасно сочетаются в одном человеке.

Кстати, называя Кая Каем, имел ли в виду автор сказки библейского Каина? И покаяние как условие перемены им восприятия мира, перемены жизни?

Окаянные потомки Каина, Каи хранят в памяти своё богосыновство и, влекомые им, ещё могут возвратиться. 

Увы, есть следующий уровень окаянства - безотцовщина, бездомность - явление питающее всякую революцию… Эти несчастные не защищены даже печатью Каина, эдакие «мёртвые души», только оболочки человека, они и пропадают бесславно и бесследно… Вспомним Петрушу Верховенского, Ставрогина; надо подумать, можно ли отнести сюда Свидригайлова?..

Как светофильтр искажает реальную картину мира, как линза искусственно приближает или удаляет предмет внимания, так грех искажает действительность. Если очки подобраны неопытным или неумелым окулистом, смотреть на мир через такие очки станет не только неудобно, но и опасно. Уже говорилось и ниже ещё раз будет сказано о понимании греха как «промаха, заблуждения».

В исповеди должно снять, а иной раз сорвать маску, завесу, за которой человек скрывается от реальности и от самого себя. 

Исповедуя грех, человек отрекается от греха. Как огородник берёт лопату и пропалывает свой огород, безжалостно уничтожая сорные травы, так христианин пытается вырвать из своего сердца помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф 15.19), исповедуя перед Богом дурные поступки, злые помыслы и самые мотивы своих поступков.

Приходится с сожалением признать, что чаще мы склонны к прополке чужих огородов. В «светской» жизни расцвела целая индустрия переключения сознания со своего "бервна" на соринку в глазу брата своего, индустрия социальной активности, энтузиазма, направленного на улучшение лежащего во зле мира через улучшение и спасение соседа. Формой такого «доброжелательства» чаще всего выступает осуждение. И в церковной жизни эти «комсомольцы - беспокойные сердца» не редки. Кто-то ведёт борьбу с «фундаменталистами», кто-то с «либералами», кто-то - с католиками, кто-то со «слишком православными», кто-то просто ведёт борьбу, потому что «не могу молчать» или потому что «только в борьбе можно счастье найти»… Исповедь такой «мытарь» начинает за здравие: грешен обидою на имярек, или осуждением, "ругаюсь на детей (мужа, сына, зятя, невестку - нужное подчеркнуть)", но сполоборота переходит «за упокой»: потому-де, что он-она-они всё делают не так, меня не слушаются… А почему они должны вас слушаться? Не потому ли, что "они не как я, который (-ая) десятину даю, всё делаю правильно, не то, что вон тот мытарь"… «И прочие безумные глаголы». И нужно приложить немалое усилие, чтобы такого человека остановить, попросить ограничиться своими грехами: ваши обидчики сами исповедают свои грехи, и вы ограничьтесь своими, чтобы не впасть в это самое фарисейство. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 25.08.2015

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.