Победи́ла еси́ му́жеством твои́м, му́ченице Варва́ро, вся́ мучи́тельская ухищре́ния. Моли́ у́бо Влады́ку Христа́, мо́лим тя́, все́м ве́рным на враги́ побе́ду да́ти, пою́щим: благослови́те вся́ дела́ Го́спода, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Канон вмц. Варваре, глас 8, песнь 8.



21.2.6.1. Покаяние. Чинопоследование

Прежде чем рассмотреть чинопоследование исповеди, повторим вкратце сказанное выше. 

Историческое развитие чинопоследования Покаяния, особенно в ранний период (до VIII века), не может быть рассмотрено нами со сколько-нибудь желаемой ясностью, поскольку документов осталось весьма немного (VIII веком датируется литургический памятник из библиотеки кардинала Барберини - Bar 336).  

Известно о двух формах Исповеди в древней Церкви: публичной и тайной. Говоря о современной церковной практике, нам придётся упомянуть еще и т.н. общую Исповедь. Это когда батюшка зачитывает список грехов, а кающиеся кивают главами и ответствуют: «грешен (-на), батюшка», «грешен, Господи» или что-то в этом роде.

При публичном покаянии весь покаянный процесс, следовавший за исповеданием грехов и наложением епитимии, являлся публичным, в нём принимал участие не только кающийся, но и вся община. Такое покаяние не повторялось. Важно отметить, что публичным был процесс, но не самая исповедь. Публичное, всенародное, в присутствии общества, прилюдное исповедание грехов хотя и допускалось, вовсе не считалось необходимым и, если где и осуществлялось, то всё же как исключение, а не как норма.

В свою очередь, тайная исповедь была повторяемой, и во всех своих элементах она не была публичной. 

Таким образом, тайное и публичное покаяния различались вовсе не способом исповедания грехов, они различны 

- в отношении к участию церковной общины в покаянном процессе; 

- в отношении повторяемости. 

Это важно отметить, потому что существует множество «легенд и мифов», и в учебниках также. 

Первое полное последование исповеди находится в рукописи XVI века. Оно печатается (и через печать закрепляется) в последующих изданиях и становится официальным чином, принятым в Греческой Церкви.

Современный чин московского Требника сходен с тем чином XVI в. Он находится в зависимости также и от Евхология митр. Петра Могилы (мы говорили уже, что Евхологий это сборник, состоящий из современных Требника и Служебника). 

Следует, однако, заметить, что эволюция покаянных чинов, хоть и завершилась в целом к XVI веку, но не остановилась окончательно и после появления печатных Евхологиев, имеющих чин исповеди, ставший «официальным». Кое-какая вариативность сохранилась и после, она сохраняется по сию пору, по большей части в приходской практике. Кто-то читает весь чин от корки до корки, кто-то сокращает его до одной-двух молитв, кто-то читает обращение к кающемуся лицом на восток, кто-то - на запад, кто-то по-русски и т.д.

_____________________

Теперь перейдём наконец к чинопоследованию. Прежде всего мы находим в Требнике ПРЕДИСЛОВИЕ. Оно любопытно и мы непременно его рассмотрим.

Предисл0віе, и3 сказaніе, њ є4же кaкw подобaетъ бhти духовникY, и3 скaзовати невозбрaннw приходsщымъ къ немY.

Пріeмлzй помышлє1ніz человёчєскаz, д0лженъ є4сть 

[во-1х] 

бhти w4бразъ бlгъ всёхъ, и3 воздeржникъ, смирeнъ и3 добродётеленъ, молsсz на всsкъ чaсъ бGу да подaстъ є3мY сл0во рaзума, во є4же и3справлsти притекaющыz къ немY. 

Что такое воздержник? это поясняется в следующем предложении:

Прeжде всёхъ д0лженъ є4сть сaмъ пости1тисz срeду и3 пzт0къ всегw2 лёта, ћкоже б9eствєннаz пр†вила повелэвaютъ: да t ни1хже сaмъ и4мать, и3 и3ны6мъ повелэвaетъ твори1ти. 

Ѓще же сaмъ невёжа и3 невоздeржникъ и3 сластолю1бецъ сhй, кaкw и3нhхъ добродётелей м0жетъ ўчи1ти, но и3 кто2 неразyменъ м0жетъ послyшати є3гw2, њ ни1хже и4мать глаг0лати, зрS є3го2 безчи1нника, и3 піsницу, и3 и3нhхъ ўчaща не ўпивaтисz, и3ли2 и4ну нёкую добродётель проходи1ти, ю4же сaмъ не м0жетъ твори1ти; џчи бо ўшeсъ вёрнэйши, глаг0летъ б9eственное писaніе. 

Прекрасно! Кто будет столь безумен, вопрошает автор, чтобы слушаться бесчинника, пьяницу или того, кто сам не следует тому, чему дерзает учить? Хотя слушать, пожалуй, всё-таки сто́ит: вся́ ýбо, ели́ка áще рекýт вáм блюсти́, соблюдáйте и твори́те: по делóмъ же и́х не твори́те: глагóлют бо, и не творя́т, - говорит Спаситель (Мф 23.3).

Прекрасное замечание: очи бо ушес ве́рнейши. Ср. Не верь ушам, а верь глазам. В Писании такого места что-то не припоминается, а вот античная пословица, где то же сказано почти дословно, имеется: ὠτίων πιστότεροι ὀφθαλμοί - глаза надежнее ушей. Греческий автор XV века Михаил Апостолиус-«Пословичник» приводит эту фразу в своих «Пословицах» (Apost 18. 71). Геродот в 8 главе 1-й книги своей «Истории» пишет: ушам люди доверяют меньше, чем глазам (Herod 1. 8).

Эту сентенцию удалось найти в житии св. Кирилла Филеота, личность которого мало известна в право­славной агиографии. Житие интересно и описаниями современного быта, нравов, характеров, в нём много данных исторических, топографических и т.п. Интересны сведения об императоре Алексии Комни́не, (1056/1057-♕1081-†1118 гг.), который жил во времена преподобного, и в памятнике содержится множество замечательных моментов, характеризующих самого благочестивого императора, его религиозный энтузиазм и государственный ум. Император был мнихолюбец (это слово жалко было изронить) и искал встречи с подвижником, но был и осторожен, и послал прежде («на разведку») своего придворного, знаменитого военачальника так как и он был мнихолюбец и бояйся Бога. Автор Жития рассуждает: имп. Алексвй, желая познакомиться с Кириллом, поступил как нельзя более политично, послав к аскету именно Михаила: перед монахолюбивым протостратором Кирилл мог раскрыть свою душу и пока­зать себя тем, чем он был. Надо сказать, что аскет встретил важного сановника крайне нелюбезно, но тот смиренно снёс такой непривычный, думается, для знатного человека недружелюбный приём, встреча в итоге состоялась. Затем преподобного посетил и сам император. Приведём некоторые выдержки:

царь не хотел сесть, пока старец, убежденный его величеством, не сел первым. Затем он сказал: почто прибыл сюда, благочестивейший государь, к негодному старику, не имеющему ничего хорошего? Слухи о словах и двлах моих достигли и до твоей державы... И царь сказал: Ты знаешь, авва, что меньшее украшается лучшим: ибо мне вверена Богом (хотя и недостойно) такая власть, заботами о ней я днем и ночью занять и обеспокоен настолько, что иногла некогда вспомнить о Боге. Не следует ли мне почитать боящихся Бога каковы бы они ни были по внешности? мало того, но также ходить к ним и (так сказать) запасаться их святыми молитвами для просветления помраченной души моей и для благоуспешности войска; ты знаешь, что многое может моление праведнаго, хотя моя безпечность не позволяетъ мне действовать по святым вашим молитвам; но я верю в то, что вашими святыми молитвами это сделается возможным; таково мое настроение… Из императоров Комнинова дома не было более набожнаго государя, нежели Алексей I.

Однако, вернёмся.

Тёмже внимaй себЁ, q д¦овничE (здесь логично восклицание - !) занE, ѓще поги1бнетъ є3ди1на nвцA нерадёніz рaди твоегw2, t рyкъ твои1хъ и3зhщетсz. Пр0клzтъ бо, глаг0летъ писaніе, дёло гDне съ нерадёніемъ творsй [їерем. м7и, ст. ‹ ]. Вот буквальная цитата: Прóклятъ [человек] творя́й дело Госпóдне с небрежéнiем (Иер 48.10). Вели1кій же васjлій глаг0летъ: блюди2, да не ўбои1шисz человёка въ падeніи є3гw2 [не очень понятно, что именно имеется в виду. М.б. так? Не убойся человека кто бы он ни был, но если он пал, то обличи его грех. Варианты: во власти его? или вероятный: в падение твое, т.е. в грех тебе: не убойся человека, ибо это вменится тебе в грех], да не предaси сн7а б9іz въ рyцэ недостHйнымъ, да не ўсрами1шисz когw2 t слaвныхъ земли2, нижE самого2 діади1му носsщаго да не причасти1ши (вспомним сщмч. Филиппа Московского, свт. Иоанна Златоуста и других священномучеников и священноисповедников). Б9eствєннаz бо пр†вила не повелэвaютъ недостHйнымъ причасти1тисz, ћкw kзы6чницы бо вмэнsютсz. Недостойные почитаются как язычники и таковым не должно приступать к Тайнам. Если же дерзают причащаться, - горе им. Но не только им, а также и тем, кто не останавливает их в их дерзости: Ѓще ли не њбратsтсz, г0ре и3 тBмъ и3 причащaющымъ и5хъ. Блюди2, глаг0летъ: ѓзъ вeщи не и4мамъ, ты2 ќзриши. Как понимать эти слова: блюди2, глаг0летъ: ѓзъ вeщи не и4мамъ, ты2 ќзриши? М.б. так? - будь внимателен (или внимай себе сам, возьми на себя ответственость самоостоятельно), я к этому не причастен, сам виноват. (Ср. сцены с Пилатом: неповинен я в крови Праведника сего, вы узрите(Мф 27.24). Или с раскаявшимся Иудой: возврати тридесять сребреник архиереем, и сказал: согреших, предав кровь неповинную. Они же реша: что есть нам? ты узриши. - [что нам до того? мы к этому непричастны, сам виноват] И поверг сребреники в церкви отыде, и шед удавися).

Сі‰ и3 сицєвA хранS, и3 прeжде всёхъ церкHвныz догмaты недви1жимы соблюдaz, сп7сeши себE и3 послyшающыz тS. 

Рассматриваемое предисловие присходит, вероятно, из греческого Евхология, нижеследующий текст выдаёт его «нерусское происхождение», ну откуда, спрашивается, на Руси с её просторами и глухими сёлами набрать духовников?

Ѓще кто2 без8 повели1тельныz грaмматы мёстнагw є3пjскопа дeрзнетъ пріимaти помышлє1ніz и3 и4спwвэди: сицевhй прaвильнw кaзнь пріи1метъ, ћкw престyпникъ б9eственныхъ пр†вилъ, и3 занE не т0чію себE погуби2, но и3 є3ли1цы ў негw2 и3сповёдашасz, не и3сповёдани сyть: и3 є3ли6ка свzзA, и3ли2 разрэши2, не и3спрaвлєна сyть, по шест0му прaвилу, и4же въ карfагeнэ соб0ра, и3 по четhредесzть трeтіему тогHжде соб0ра.

В Элладской церкви далеко не каждый священник может принимать исповедь, так как такое служение требует особенных дарований. Иерейская хиротония не наделяет таковыми, а вместе - и правом духовного руководства. Может быть потому, что духовный суд, да и вообще пастырство, духовное руководство типологически относятся не к священническому, а к царскому (административному) служению (автор приведённой выдержки Николай Константинович Гаврюшин вообще находит принципиальными отличия служения священника от служения духовника). Потому духовник получает особое благословение епископа на духовничество. Для это до́лжно прежде сделаться опытным священником, проявить себя достойным пастырем на своём приходе, кстати и, если речь о белом священнике, воспитать собственных деток гражданами земного Отечества и подготовленными стать гражданами Отечества Небесного, т.е. воцерковлёнными людьми. Ясно, что всё это дела не одного года, потому обыкновенно, чтобы принять послушание духовника, требуется священствовать не меньше десятка лет (один батюшка говорил, что надо 20 лет служить священником, чтобы набраться опыта - женить тех, кого ты когда-то покрестил, покрестить их деток, вот только после этого можно начинать говорить об опыте). Благословение на духовничество, производство в духовники - это особый чин, благословение преподается прилюдно, просто потому, что прихожане ведь должны знать своего духовника. Впрочем, духовник может быть клириком и вне прихода. Поставление на духовничество весьма торжественно обставлено, его стараются приурочить к какому-либо торжественному событию, большому празднику, например. 

Очень многие священники никогда не удостаиваются послушания духовника. 

Но это в Греции, там очень много священников, они состоят на государственной службе, являются отчасти государственными чиновниками, получают жалование из государственной казны (а граждане, соответственно, платят особый налог).


Автор: Администратор
Дата публикации: 12.10.2015

Отклики (21)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.