Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

прп. Мария Египетская. Кондак, глас 4



22 июня: симфония о войне и мире, и мiре

Великая музыка о великой войне великого народа.

Николай Яковлевич Мясковский. Симфония №24. ГАСО, дирижёр Евгений Светланов.

1.

(загрузить)

2.

(загрузить)

3.

(загрузить)

Симфония была исполнена на днях в рамках цикла концертов "Война и мир". В этом оркестре работает наша прихожанка Света Гвиниашвили. Спасибо Светочке за приглашение. Были исполнены «Симфония-реквием» Бенджамина Бриттена, сочинение 1940 года (напомним, что ав Европе уже идёт война); «Мемориал для Лидице» Богуслава Мартину (1943); «Траурный концерт» для скрипки и струнного оркестра (1939 года) немецкого композитора Хартмана. Всё - замечательная музыка. Но симфония Николая Яковлевича Мясковского не замечательна. Это великая музыка о великой войне великого народа.

Прилагаются две статьи об этой симфонии и вступительное слово дирижёра (сам я очень далеко не со всем в них согласен). Но главное - вслушайтесь в эту музыку! Слова здесь м.б. даже совсем и не нужны.

Двадцать четвертая симфония (фа минор, ор. 63, 1943) стала прямым духовным откликом художника на Великую Отечественную войну. Она не содержит в себе звукописания, батальных сцен, какого-либо намека на изображение происходивших вокруг ужасов и бедствий. Хотя Мясковский и прошел в качестве военного инженера Первую мировую и гражданскую войны (известно, что он получил тяжелую контузию), а также имел возможность видеть происходившее во время Великой Отечественной (налеты в Москве до эвакуации в Нальчик). 

На примере этой музыки мы еще раз видим одну из основных творческих установок композитора – неприятие зла в искусстве как выражение этической позиции художника. В этой симфонии – много боли, смятения, героического порыва, высочайшей собранности воли. Но в ней нет надлома, болезненности, отображения чего-либо враждебного человеку или народу в целом. Ничего ходульного, плакатного, агитационно-социального, политически ангажированного.

Образно-смысловая и композиционная кульминация симфонии – вторая часть. Это музыка особенной внутренней силы и искренности: горячая молитва, выраженная звуками. Сложно говорить о том, насколько возможно передать молитвенное состояние души в искусстве, насколько последнее может быть душевно или духовно, однако взывать к Богу с помощью звуков, средствами симфонического оркестра возможно, и эта часть Двадцать четвертой симфонии на наш взгляд, тому сильнейшее подтверждение. Мясковский не изображает молитву, он живет этим молитвенным порывом к Богу. 

Композитор обрел то внутреннее сокровище, которое столь страстно искал в первых шести симфониях. В пограничном состоянии смятения, вызванного катаклизмами войны, он нашел единственный выход, единственную Правду в жизни и искусстве – это Бог и молитвенное общение с Ним.

(из диссертации диакона Димитрия Коростелёва пока не опубликованой)

Происхождение последующего текста мне неизвестно:

1943 год — первый год после возвращения Мясковского из эвакуации —был ознаменован созданием 24-й симфонии. Сочинялась она с мыслью о покойном друге — В. В. Держановском — и под свежим впечатлением от известия о смерти Рахманинова (в издании собрания сочинений которого Мясковский также принимал активное участие) и, естественно, носит черты скорби и трагических переживаний. Несомненно, в ней запечатлелись также чувства, рожденные войной. Хотя положение на фронтах и переменилось к тому времени, воины наши одерживали победы и гнали врага вспять, но достигалось это дорогой ценой. Множились жертвы и среди деятелей культуры.

Первые наброски симфонии были сделаны в марте. Но, увлеченный 9-м квартетом, Мясковский на время оставил работу, а вернувшись к ней летом, довольно быстро сочинил все три части. Кое-что проверив, уточнив, он сразу же начал инструментовать и 24-го августа записал в дневнике: «Несмотря на бесчисленные посещения, к трем часам ночи кончил оркестровку симфонии».

Тщательно переписанная автором партитура 24-й симфонии была вручена Е. А. Мравинскому, и 8 декабря 1943 года сочинение впервые прозвучало в Большом зале Московской консерватории под управлением этого требовательного и взыскательного дирижера. 

24-я симфония — эмоционально насыщенное произведение. По глубине замысла некоторые исследователи сравнивают ее с 16-й симфонией. Вспомнить это произведение заставляет и некоторая схожесть просветленной концовки финала 24-й, восстанавливающей покой после мощных кульминаций и напряженных образов последней части. 

Средняя (медленная) лирическая часть симфонии очень сдержанно, без надрыва, но глубоко впечатляюще передает чувство великой скорби. Достигается это повторением (каждый раз в новом оркестровом изложении) основной, трагически окрашенной темы.

А в крайних частях идет энергичное столкновение и борьба скорбно-лирических образов с героически-действенными, побеждающими. Построенные в сонатной форме первая часть и финал начинаются вступлениями с фанфарным звучанием меди. В первой части, которая в целом носит характер героической баллады, эти возгласы медных, вторгаясь эпизодически в музыкальную ткань, подхлестывают ее развитие, подталкивают тяжело продвигающуюся в басах суровую главную партию, нагнетают напряжение. Возникающая тут же широкая героическая тема (вторая тема побочной партии) придает музыке волевой, действенный характер, усиливает динамику. Эта героическая тема очень быстро превращается в стержневой образ всей симфонии, способствуя объединению контрастного тематического материала и окрашивая музыку в героические тона. Особенно это заметно в финале, где после ряда кульминаций (под воздействием стержневой темы) в музыке симфонии побеждают образы мужества и силы, дающие возможность перейти в конце к спокойной мажорной звучности и просветлению. Так, излив скорбь у дорогих могил, люди, преодолевая щемящую боль, возвращаются к жизни.

24-я симфония — одно из драматичнейших созданий Мясковского. Но трагедийным образам, как уже говорилось, художник сумел придать черты той строгой сдержанности, которая вообще отличает его музыку. Оркестровая палитра симфонии очень богата и разнообразна. С поразительным полифоническим мастерством, переплетая свободно льющиеся широкие мелодии, композитор создал, может быть, местами и несколько густую, но бесконечно прекрасную и волнующую музыкальную ткань.

Николай Яковлевич Мясковский. Симфония №24. ГАСО им. Светланова

Дирижёр Владимир Юровский. 

Вступительное слово Юровского.

(загрузить)

1.

(загрузить)

2.

(загрузить)

3.

(загрузить)


Автор: Администратор
Дата публикации: 22.06.2015

Отклики (482)

  1. Ольга

    23 июня 2015, 16:00 #
    Спасибо за прекрасную музыку! Мне особенно понравилась 3-я часть симфонии в исполнении ГАСО им. Светланова.
    1. Марина Овчинникова

      25 июня 2015, 14:26 #
      Спасибо болшое за статью и за симфонию. Исторические факты можно подтасовать. а музыку — никогда. Великая музыка, «без слов» свидетельствующая о великом подвиге. Я очень люблю Ленинградскую Шостаковича. А вот Мясковского никогда не слышала. Очень понравилась! Надеюсь, что многие послушают и оценят. Спасибо
      1. прот.Феликс Стацевич

        25 июня 2015, 20:22 #
        Очень радостен твой, Маринушка, отклик.
        Уж добавлю тогда, братья и сестры, замечательный фрагмент из личной переписки о праздновании в Испании (Марина живёт в Испании) 9 мая (разрешение испросил):

        «А у меня из последних радостных событий, оглядываясь назад, оказалось 9 мая. В этом году отмечали по-особенному. Собрались. кто смог, в кафе при русском магазине.
        Выпили, конечно, по фронтовой, не без этого, а потом весь вечер пели песни и играли на гитаре. Никогда за 18 лет моей жизни в Испании мы так дружно не отмечали 9-е мая.
        Было очень много украинцев! Сидели все вместе на лавках в два ряда и дружно пели „вьется в тесной печурке огонь...“ Знаешь, надела георгиевскую ленточку и стало страшновато.
        Западных украинцев у нас очень много и есть совсем оголтелые. Думаю: дадут по морде, ну что ж, должен же кто-нибудь встать в полный рост и не ударить лицом в грязь. Пусть это буду я!
        Проверка такая на вшивость. Прихожу в храм на вечерню. Захожу с георгиевской ленточкой под тихое грузинско-западноукраинское молчание. И вдруг кто-то громко говорит: Христос Воскресе!»

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.