Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Разлуки не будет (из прочитанного)

Фредерика де Граф четырнадцать лет работает в качестве психолога и рефлексотерапевта в Первом московском хосписе. В 1977 году она приняла Православие, а в 2001 году по благословению своего духовного отца митрополита Антония Сурожского переехала из Европы в Россию. Во время их последней встречи владыка Антоний сказал: «А знаешь, разлуки не будет – ни с тобой, ни с приходом». С момента его смерти прошло более десяти лет, но и по сей день Фредерика ощущает его незримое присутствие и духовную поддержку. Предлагаем вашему вниманию главу из ее книги "Разлуки не будет"

Научиться «быть»

 

Самым трудным для человека, который серьезно болеет, оказывается состояние, когда он уже не может действовать как раньше, и вместо привычной активности вынужден просто «быть» наедине с собой. Тогда возникает вопрос: «Как научиться «быть»?» И здесь мне хочется привести пример, о котором говорит митрополит Антоний.

 

Много лет тому назад у него на приходе был один крайне деятельный человек, звали его Александром. Этот человек часто жаловался владыке, что у него нет времени остановиться и осмыслить свою жизнь. В один прекрасный день он пошел в больницу на ежегодное обследование, и врачи обнаружили у него рак печени. Александр пришел к владыке и сказал: « Как это скучно! У меня столько дел, а из-за болезни я ничего не могу…» Владыка на это ответил: «Ты же всегда сетовал на то, что у тебя нет времени остановиться, а теперь Господь остановил для тебя время». Владыка сказал ему, что настала пора не действовать, а быть, и пообещал помочь в этом. Владыка как никто понимал, опираясь на свой опыт врача и священника, насколько тесна связь между телом и душой: насколько все отрицательные чувства, эмоции, переживания, такие как зависть, гнев, страх, непрощение отнимают наши жизненные силы.

И вот Александр начал приходить к владыке и говорить обо всем, что лежало у него на душе. Вместе они просматривали всю жизнь Александра: его поступки, мысли, эмоции, начиная с текущего времени, постепенно оборачиваясь в прошлое, вплоть до самых первых детских воспоминаний. Владыка говорил, что Александр прожил очень тяжелую и сложную жизнь, и ему было о чем подумать, было с кем примириться, кого простить. Перед смертью, когда Александр был уже так слаб, что не мог удержать в руке чашку, он сказал: «Я сейчас физически очень слаб, но никогда в жизни не ощущал себя таким живым».

Важно понять: когда человек не может быть деятельным, а может « только быть», все равно у него есть задача…

Если вспомнить Виктора Франкла, у человека есть ответственность за свое отношение к неизбежному концу, то есть к тому, что он не может изменить. Есть выбор: быть жертвой или выбрать путь внутренней свободы.

     Когда человек выбирает «быть жертвой» (обычно это происходит бессознательно), тогда у него очень часто возникают всевозможные симптомы – физические, душевные и духовные. Состояние ухудшается, он зациклен на себе, и его жизнь концентрируется вокруг болезни. Для таких людей, как говорил митрополит Антоний, «все не то, и все вокруг виноваты».

     И наоборот, когда человек выбирает путь внутреннего роста, то есть внутренней свободы, он пытается найти смысл в своем страдании.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.12.2015

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.