Истинно велие чудо явися во граде Кашине, яко честныя твоя мощи многа лета землею покровены быша, ныне же Божиею благодатию явишася верху земли на исцеление всем, приходящим с верою и вопиющим: благословен Бог отец наших.

Св. блгв. кн. Анна Кашинская. Канон, глас 3



Вкусная и здоровая пища - по библейскому рецепту?

Раннее зимнее утро. Ворчит недовольно желудок - ему бы сейчас позавтракать… но завтрак откладывается. Сначала - служба. Праздник ведь.

Нет, сначала - на улицу, на холод. Тут уже не один желудок, а весь организм взвыл и протестует. Утешаю его, как умею. Что топать под зимним ветром недалеко. Что вот уже батюшкина машина впереди замаячила - дальше на ней поедем.

По пути в храм батюшка показывает мне слегка помятую картонную коробку. Из одной большой заморской страны привезённую. Такую вроде обычную, и шелест внутри знакомый. Ага - вот он и завтрак. Правда, не мне, и не сейчас. Кажется, сухие зерновые хлопья. Их нынче много разных производят, особенно для детей. Насыпаешь в чашку, молоком заливаешь, и кушай на здоровье! Почти так же просто, как кота “вискасом” кормить. Да и кажется порой, что это такой “вискас для людей”…  Лучшие современные умы придумали и на передовых технологиях испекли, чтобы нам на готовку драгоценное время не тратить.

Только… какое-то “недетское” оформление у этой коробки с хлопьями, которая made in USA [cделана в США]. Буквы на ярком фоне почти “в норме” — бодрые, размашистые. Только уж слишком прямые, чёрным подведённые. И написано: “Ezekiel 4:9”. Хм. Хмммм. Хххммм… Пока я соображал - батюшка уже вспомнил, о чём речь в этой главе книги пророка Иезекииля. Да вот он, сам стих  4:9, тут же на коробке написан. Только библейские слова озорно раскиданы по картонке. Собираю их глазами, перевожу с английского, потом сверяюсь и с русским синодальным текстом (и я ведь — не без передовых технологий, не без Библии в смартфоне):

“Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы…”
(Иезекииль 4:9)

Пробегаю глазами и другие стихи пророчества. Вспоминаю, что я ещё помню об Иезекииле. Четвёртая глава — “инструкция” пророку, как проповедовать среди своих сородичей-евреев, оказавшихся в вавилонском плену. Как возвестить им о скором падении Иерусалима по их грехам. 
(Священник Иезекииль и его собратья — “первая волна” пленных. Мятежный Иерусалим ещё не разрушен, но Вавилонское царство уже “вплотную им занимается”, уводит жителей в плен и устраивает репрессии. Время окончательной погибели города совсем близко.)

А в первой главе было страшное и величественное видение славы Божией, с огнём, вихрем, молниями и четырьмя крылатыми животными. С престолом из сапфира и Сидящим на нём. Во второй главе - призвание Иезекииля на пророчество, вразумлять и нести слово Господне людям непокорным, людям-изменникам с жестоким сердцем. Не скрывает Господь от пророка и то, чего ему ждать от сородичей: будет он жить посреди скорпионов, и рассвирепеют они от его проповеди… Но он не должен бояться.

В конце второй главы и в начале третьей встречается первый “кулинарный” момент книги. “Кулинарный” в очень серьёзных кавычках, конечно:

  “Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.
И увидел я, и вот, рука простёрта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.
И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём:
«плач, и стон, и горе».
И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою,
съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;
и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твоё и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе;
и я съел, и было в устах моих сладко, как мёд.”
(Иезекииль 2:8 - 3:3)

Только по этому “сладкому рецепту” вряд ли можно наладить производство съедобных свитков…

В третьей главе - снова страшное видение. И не менее грозное увещание пророку. Что он понесёт ответ, если не будет пророчествовать. Если из-за его бездействия грешники не получат шанса раскаяться, и погибнут во грехах своих. И вот как будет проходить его проповедь:

“И ты, сын человеческий, – вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них.
И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом.
А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» Кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом.”

(Иезекииль 3:25 - 3:27)

А четвёртая глава — ещё страшнее. В ней - о пророчестве не столько словом, сколько делом, жестом. И какой жест! Даже молодому и здоровому читателю такое представить - мурашки по коже. А те, кто на опыте знает, что такое не совсем здоровая печень, или желудок, или сердце, или другие органы, каково с ними не на том боку лежать… наверное, как и я, вздрогнут:

“Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нём, ты будешь нести беззаконие их.
И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней
[в славянском тексте - 150] ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.
И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернёшься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.”

(Иезекииль 4:4 - 4:8)

А вот не менее пугающий контекст девятого стиха, ставшего “рецептом” для американских “завтрачных” хлопьев:

… и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоём; триста девяносто дней [в славянском тексте - 190] ты будешь есть их.
И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день
[примерно 200-400 г.]; от времени до времени ешь это.
И воду пей мерою, по шестой части гина пей
[около 1 л.]; от времени до времени пей так.
И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их…
… коровий помёт, и на нём приготовляй хлеб твой.
И сказал мне: сын человеческий! вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии,
потому что у них будет недостаток в хлебе и воде; и они с ужасом будут смотреть друг на друга, и исчахнут в беззаконии своём.”

(Иезекииль 4:9 - 4:12, 4:15 - 4:17… часть текста опущена, чтобы пощадить читателя: он совсем не для слабонервных)

… Закрадывается ко мне подозрение, что изготовители хлопьев не в точности соблюли рецепт их приготовления. И, конечно же, дальше 9-го стиха ничего больше из Иезекииля на коробке с хлопьями не цитируется.

Зато есть на коробке радостные обещания, что “ваш огранизм и вкусовые рецепторы почувствуют разницу”. Что “хлопья «Иезекииль 4:9» — это прекрасный способ правильно начать свой день”. (Вообще, английское “right”, как и славянское “право” - можно перевести шире и возвышеннее: “начать день право”, “начать день праведно”). И ещё много слов о пользе пророщенных зёрен, какую они дают вам силу, энергию и полезные вещества. И ещё несколько советов, как сервировать хлопья с ломтиками яблока, или сиропом, или кокосовым молоком…

Забавно всё это. Пугает — если знать или свериться по Библии, что именно цитируется. Но и забавно. Взяли люди зёрна, перечисленные в Библии (разве что бобы обычные заменили на соевые). Прорастили. Каким-то своим запатентованым методом прожарили-пропарили, и продают под звонким названием «Иезекииль 4:9». Маркетинг! Наверняка, грамотно продуманный. Наверняка — работает он. Потому что публика, которая в США гуляет по супермаркетам, в большинстве по-своему благочестива, Библию любит и уважает. Даже если уже и не может вспомнить, что именно написано в 4-й главе пророка Иезекииля.

Марку Твену бы эту коробочку с хлопьями показать, он бы высказался… Хотя, во времена Марка Твена и его героев жители Америки были немного проницательнее. И строгая тётя Тома Сойера, и более прилежные из его школьных сотоварищей могли знать это место из книги пророка совсем неплохо.

И вот… не знаю, хорошо ли это? Плохо ли это? Другая страна, другой уклад жизни, другая культура. Как ни ругай их, ни обзывай “растленным Западом”, а корни США - в Библию уходят. Пускай и очень по-своему понятую Библию. Во время о́но множество самых странных сект и толков убежали от “официальных религий” Старого Света, океан переплыли и заселили эти обширные земли. Были среди них, кстати, и наши староверы, духоборы… да кого там только не было!

А с другой стороны - посмеёмся мы над американцами, а у нас тем временем разве нет ничего подобного? Или ещё почище? Что-то я слышал про “дегустацию блокадного хлеба”,  которую на наш день Победы стали устраивать. Почему-то мне кажется, это похожие явления. Ведь то, что Иезекиилю заповедано приготовить себе в пищу - это и есть образ “блокадного хлеба” последних дней осаждённого гибнущего Иерусалима.

Только разница в том, что для нас, русских, слова “блокада” и “блокадный хлеб” всё ещё приводят на память страшный период родной истории, всю трагедию осаждённого Ленинграда. Даже тем, кто её едва-едва знает - приводят. И, значит, спрос с русских за подобные вещи — несколько больше. А «Иезекииль 4:9» - для большинства и русских, и американцев, — давно уже просто “строчка из Библии”, увы. Кто-то и не вспомнит вовсе, что это Библия… если ему какой-нибудь голливудский фильм не напомнит.

   

Какие же выводы сделать? Не знаю… Память - это хорошо. Помнить родную историю, помнить Священную историю, знать Библию - большое благо. Напоминать о Библии, даже на пачке с “быстрым завтраком” - дело хорошее.
А чтить или хотя бы уважать Библию, любить свою страну и её историю, знать их в такой мере и относиться к ним так аккуратно, чтобы не выглядеть смешным - благо намного большее.

   

Нет, не буду спешить с выводами. Лучше поблагодарю товарищей американцев. Ведь напомнили такое удивительное место из Библии! Грозное, страшное. Заставляющее встрепенуться и серьёзно задуматься. Ведь оно — не только о грехах давным-давно живших евреев, их последствиях и цене их искупления. Оно — как и любые другие строки Ветхого Завета - содержит “образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое” (1-е послание к Коринфянам, 10:6).
Не лишено это место и надежды, при всём своём ужасе. Ведь разрушенный Иерусалим будет восстановлен, пленники вернутся домой, и помилует Господь своих заплутавших несчастных грешников. Читать бы нам почаще библейских пророков, да целыми книгами, а не отдельными стихами… Мечты-мечты.

И ещё одно. Как в любом ветхозаветном тексте, через эти древние жёсткие слова пробиваются лучики Нового завета. Что ни слово - пробиваются.

Пшеница - это ведь и “доброе семя” на поле из притчи Христовой (Евангелие от Матфея, глава 13), это и пшеничное зерно, которое, если умрёт, то принесёт много плода (от Иоанна, глава 12). А ячмень, ячменные хлебы - это завтрак одного мальчика, которым Господь Иисус насытил 5000 человек (от Иоанна, глава 6).

Видения пророка Иезекииля, с Престолом и четырьмя животными, и со свитком - перекликаются с книгой Откровения и Вторым Пришествием Христовым (Откровение, главы 4 и 10).

Узы пророка, его немота, его лежание на боку многие дни за беззакония людские - это ведь прообраз страданий Христовых: ареста, суда над Ним, распятия, смерти, положения во гроб… Только десятки и сотни дней теперь становятся тремя днями, и конец их - Воскресение.

Услышав от Господа, что́ ему должно есть и как это готовить, пророк Иезекииль восклицает: “о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои.” (Иезекииль 4:14)

Но ведь “я никогда не ел ничего скверного или нечистого” - это слова и апостола Петра. Ему также было пророческое видение, и тоже “кулинарного” рода (Деяния, глава 10). И если Иезекииль пророчествует о гибели Иерусалима, то Пётр, и вся Церковь, посылаются призывать ко спасению всех язычников - эллинов, римлян, скифов (включая нас), американцев…

Вот, думаю, это и будет выводом. Если забавно - посмеёмся. Если грустно - вздохнём. Но в любом случае - попробуем увидеть в наших обстоятельствах и происшествиях, и даже мелочах жизни, призыв ко спасению. Он ведь всегда есть.

  

  

А. Куликов


Автор: Администратор
Дата публикации: 09.12.2018

Отклики (33)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.