Ќши tвeрзи души2 моеS њгл0хнувшыz хrтE, и3 љзhкъ м0й ўzсни2, ћкоже дрeвле гугни1вагw и3 глухaгw: да внушaz твои6мъ гласовHмъ пою2, и3 љзhкомъ хвалю1 тz во вёки.

Утреня вторника 5-й седмицы ВП



Ольга Гудкова. Внеконкурсная проза.

УНО МОМЕНТО.

Вечер уже укрыл город своей мягкой, прохладной темнотой. Где-то в вышине засияли первые звезды – друзья мечтателей и детей... Пульсировала река неонового света. Пульсировал город, согретый счастьем живущих в нём людей. 

До железнодорожной станции меня любезно подвезли – не пришлось в темноте искать дорогу, не пришлось пускать в дело способный довести до Киева язык, встречаться с кем-либо взглядом в осенних сумерках… Моя внутренняя тишина, рождающая музыку, была со мной. 

Подходя к лестнице, ведущей на платформу, я внезапно ощутила жажду, и тут же обратила внимание на вывеску магазина рядом с платформой. Нырнув в полураскрытую дверь, я обнаружила за стойкой высокую девушку с приветливым, добрым лицом. 

 - Здравствуйте! А у Вас лимонный ‘Schweppes’ есть? – бодрым голосом поинтересовалась я, улыбнувшись продавщице. Уж и не знаю, почему так привыкла к этому горьковато-кислому вкусу хинина и лимона… 
 - Нет, ‘Schweppes’ разошелся… - улыбнувшись в ответ девушка за прилавком.
 - А как насчет ‘7Up’? – моментально скорректировала я свои предпочтения.
 - Есть! Вам 0,5 литра? Пятьдесят пять рублей, - ответил мягкий приветливый голос.
- Уно моменто, - сказала я продавщице, вновь улыбнувшись. Мне хотелось сказать что-то необычное, чтобы ей, изо дня в день слышащей и говорящей дежурные фразы, стало интереснее… и теплее…

Рассчитавшись и поблагодарив эту внимательную, вежливую девушку, я встретилась с ней глазами и постаралась вложить в свои нехитрые слова ‘Хорошего Вам вечера!’ и тепло, и радушие, и признательность за её монотонный, быть может – вынужденный – труд. И в ответ её большие глаза заговорили со мной на том же языке…

Поднимаясь по лестнице на мост, ведущий на нужную платформу, я поймала себя на мысли: встреча с этой девушкой-продавщицей – по сути, маленький штрих к картине вечера, который только-только начинается… Для кого-то, быть может, и пустяк – но пустяк ли эта встреча для неё – и для меня? Сердце уверенно пело о значимости нашего краткого диалога! 

Она не знает, кто я, и я знаю о ней совсем-совсем немного… Немного, но достаточно для того, чтобы увидеть в ней человека, достойного уважительного отношения и тепла! Она человек, а не винтик в механизме городских трудовых договоров, сухих и беспристрастных… Над этой сухостью и беспристрастностью – будь человек покупатель, продавец, космонавт, агроном, кочегар, грузчик – над официальностью юридически выверенных слов и цифр – торжествует человеческое сердце… 

И каждый может согреть своим внутренним теплом человека пусть и малознакомого, но волею случая оказавшегося рядом. 

‘Уно моменто’! - и два человека станут чуточку счастливее…

СПАСИБО!

Мы в ответе за то, что сейчас говорим,
Мы в ответе за то, что во сне прошептали…
Далеко нас заводят словесные дали,
Но грешно без раздумий хожденье по ним.
Светлана Носенкова

В привычной сутолоке вокзала в Мытищах порой вспоминаешь Маленького Принца: куда спешат поезда, спрашивал маленький гость нашей планеты своего большого друга? Куда спешат поезда – и куда спешат пассажиры? 

‘Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…’ – эти слова, давно прочитанные, все так же бередят сознание и душу...

Всю жизнь я черпаю из книг Экзюпери живительный поток человечности, которую так хочется находить в окружающих. И стараюсь не забывать завета писателя: все дороги ведут к людям. 

Сколько встреч происходит за короткий час дороги – встреч, конечно же, неслучайных! Я люблю всматриваться в выражения лиц людей, в нахмуренные брови, в светлые глаза… Всматриваться и пытаться угадать: что там, в глубине этих глаз? Кто-то прячет боль, кто-то не может скрыть радости… Кто-то спешит и не видит ничего и никого вокруг…

Но вот лестница на платформу… Я неспешно спускаюсь вниз – времени ещё достаточно – иду, погруженная в свои мысли, но все так же – по привычке – наблюдаю за пространством вокруг. И тут глаза мои замечают… сударыню, даму, - иначе и не скажешь, которая медленно, аккуратно идет по той же лестнице…

За долгую-долгую секунду я спешу понять, какая она: посеребренные сединой волосы уложены в пучок, в одной руке – палочка, в другой – большая сумка, задумчиво-деликатное выражение глаз за большими очками… Сколько благородства и тактичности в каждом движении! И как же она напоминает этими качествами, бросившимися мне в глаза, мою покойную бабушку!

Эти мысли-наблюдения калейдоскопом проносятся перед моим внутренним взором, и в следующее мгновение я уже рядом – для того, чтобы поспешно спросить:

- Простите, Вам не тяжело? Вам помочь?

Пожилая дама в секундном замешательстве – эта секунда нужна ей, чтобы вернуться из мира своих таинственно-волшебных дум в окружающую действительность. Она улыбается, и я слышу её мягкий, корректный голос:

- Нет-нет, что Вы, мне совсем не тяжело. Я сама справлюсь. Спасибо!

Мне хочется продолжить разговор с ней – я моментально чувствую в ней родственную душу, и расставаться вот так, сказав друг другу всего пару фраз, - так же больно, как и тогда, когда уезжает верный друг. Уезжает далеко, и дата следующей встречи скрыта несколькими десятками листочков отрывного календаря… Но я собираю волю в кулак, улыбаюсь в ответ и говорю привычное:

- Не за что! – стараясь вложить в эти скудные слова благодарность за короткий разговор.

И тут – к моему величайшему изумлению – пожилая дама меняется: сверкают негодованием глаза, палочка твердо упирается в лестничную ступеньку…

 - Что Вы такое говорите?! – слышу я её возмущенный голос.

На какие-то мгновения меня охватывает замешательство – никак не ожидала такой реакции! – и в то же время бесконечно радуюсь, что разговор продолжается. И отвечаю:

 - Но разве в словах ‘не за что’ есть что-то… невежливое?

- Я сказала Вам ‘Спасибо’ – это значит ‘Спаси Вас Бог’! А Вы отвечаете ‘Не за что’! Нужно говорить ‘Пожалуйста!’

Жгучая волна стыда поднимается в душе и окатывает меня с головы до пят… И вправду – что же я такое говорю? ‘Не за что’ – как много в этих словах, если вдуматься, меркантильного стремления считать, просчитывать, за что можно сказать святое слово ‘Спасибо’, а за что – нет! И как  гармонично и красиво звучит волшебное слово ‘Пожалуйста’! И непременно, говорю я себе, следует изучить этимологию этого волшебного слова!

 - Прошу прощения, - спешу  я извиниться. - Пожалуйста!

Возмущение моей собеседницы утихает, и несколько ступенек мы проходим в молчании. Не могу удержаться от вопроса:

 - Вы так бережно, так трепетно относитесь к словам… Наверное, Вы учитель русского языка? – спрашиваю я, вкладывая в свои слова все уважение и доброжелательность, которыми хотела бы согреть её душу (а мысленно уже рисую cвою, конечно, неслучайную  попутчицу в окружении благодарных учеников, читающую стихи или объясняющую… например, смятенные чувства Наташи Ростовой, прибывшей на свой первый бал…)

Но моя собеседница опровергает предположение:

 - Нет, я не учитель. Но раньше я тоже говорила ‘Не за что’ в ответ на ‘Спасибо’… И однажды я тоже, как и Вы сейчас, услышала праведное возмущение в словах того, с кем беседовала. И мне сказали: ‘Я говорю: Спаси Вас Бог‘! А Вы мне что отвечаете?!’ Так что с тех пор я всегда говорю ‘Пожалуйста’! – пожилая дама приветливо, спокойно улыбается.

А в моей душе - буря чувств. Я рада, что мы сказали друг другу чуть больше, чем обычно говорят люди в дороге… Я расстроена, что мое предположение о профессии моей собеседницы не подтвердилось… И… меня колет сознание своей неправоты – и в то же время – правоты моей попутчицы! И так хочется почувствовать себя на коне, почувствовать, что правда – за мной! 

И все-таки, как говорится, Платон мне друг, но…  

И усилием воли я признаю: да. Не права. 

Мы уже почти у подножия лестницы, где иногда играет на флейте незнакомый мне господин с таким же деликатным взглядом, как у моей пожилой попутчицы. Сегодня его там нет, сегодня там стоит девушка, раздающая каталоги косметической продукции. Мимо этой девушки я всегда прохожу торопливо, чтобы не стать объектом её назойливых усилий. Но на этот раз я увлечена беседой, а волонтер сетевого маркетинга, по счастью, не обращает на нас внимания…

И я от всего сердца говорю своей собеседнице:

 - Спасибо Вам! Теперь я тоже всегда буду говорить ‘Пожалуйста’ в ответ на ‘Спасибо’!

- Пожалуйста, - с достоинством отвечает она. 

У одной из платформ свистит электричка… У железнодорожной кассы в ряд стоят продавцы одежды, обуви… Молодой человек упрямо, настойчиво раздает людям какую-то газету… Я ныряю в зал с турникетами. 

Мы продолжаем свой путь, каждая – в привычном для себя направлении… Я даже не знаю, как зовут даму, с которой я заговорила. Но знаю о ней гораздо больше: она Светлый, добрый человек. Человек, который только что научил меня быть внимательнее и лучше… 

Ведь каждая, каждая жизненная ситуация для чего-то дана человеку. Во всем есть глубинный, святой смысл – и не так уж и много нужно, чтобы отыскать его! Просто вдуматься в каждый миг… Просто открыть свое сердце Свету и Правде…

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 12.04.2016

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.