Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы

Сербия 2012. Путевые заметки Валентины и Алексея Тарасенко

Нет случайных встреч и путей случайных,

Потому что жизнь вовсе не случайна.

Это значит просто, время подошло,

И Господь даёт нам то, что быть должно.

Благословен каждый день прожитый в Сербии!

22 августа 2012г.В 20:30 мы благополучно приземлились в Белградском аэропорту им. Н.Тесла. Сербия встретила нас теплом. И в 20:55 мы поехали на автобусе в Нови Сад, который считается культурным центром Сербии. Наш автобус сопровождала необычная оранжевая луна. В Нови Сад мы приехали в 23 часа и пошли искать hostel (недорогую гостиницу). Нашли три, но все они уже были закрыты. Лёгкие рюкзаки стали тянуть. Это почувствовали плечи, спина и самое главное - голова.

23 августа.Время 1:45 (а по московскому 3:45). Ночевать нам сегодня выпало на улице. Где? Мы выбрали место у Сербского народного театра. Алёша улёгся спать, положив под голову рюкзак, а я села на соседнюю скамейку и стала читать. Благо, было тепло и светили фонари.

г.Нови Сад. Первая ночь у Сербского народного театра.

В 5 утра мы отправились по пешим улочкам Нови Сада. Места с нашим ночлегом были очень красивые. Узкие спокойные старинные улочки с низкими домами. Погода чудесная.

Старинная в городе библиотека. Своё начало берёт с 1824г. Официальное открытие состоялось 26 августа 1838г. Около неё мы были в 6:20 по местному времени, к которому мы привыкли сразу как только прилетели. Сотрудники библиотеки торопились на работу. Двери открыты для читателей. Библиотека работает с 6:30!!! Мы зашли познакомиться и получили в подарок буклет на английском языке.

Сербский народный театр

По пути мы увидели кафе, плюс там же можно снять жильё. Позавтракали. Оказывается, если не хочешь хлеб, то надо об этом сказать, т.к. он входит в стоимость еды отдельно.

Пора дальше в путь. За всё слава Богу и всем спасибо. Погода великолепная.

А дальше... Фрушкогорские монастыри. Фрушка-Гора высотой всего 538 м. над уровнем моря (её длина 80 км.), всё равно называется горой. Она является одной из самых известных гор в Юго-Восточной Европе и одной из самых почитаемых православных святынь. В настоящее время здесь располагается 16 монастырей (когда-то в 16-17 в.в. их было 35). По количеству монастырей и всё более многочисленному монашеству на такой небольшой территории Фрушка-Гору сравнивают со Святой горой Афон, единственной в мире монашеской республикой.

Наш путь лежал в мужской монастырь Крушедол. Мы направились пешком до автобусной станции. Конечно же по пути спрашивали дорогу. Один раз, когда мы спросили как пройти дальше, то папа (с сыном лет 8), узнав куда мы держим путь, написал записки и дал денег для монастыря. А ещё в Сербии на остановках висят листки и именами и  датами, умерших в этом году, с просьбой помолиться. На автобусной станции сели на автобус, идущий до Белграда. Нам подсказали, что надо выйти на остановке Банстол. Это примерно 30 мин. езды от Нови-Сада и дальше 5 км. пешком до монастыря. Мы прошли примерно 1,5 км., как остановилась машина и пожилой серб за 10 мин довёз нас до монастыря.

Монастырь Крушедол (мужской). Построен в 1509-1516гг. Церковь в память Пресвятой Богородицы.

В монастыре тихо и очень красиво. Познакомились с насельником Браниславом. Он был очень расстроган встречей.

Из Крушедола мы пошли в женский монастырь ГРГЕТЕГ. Это примерно 4-5 км. пути. Когда мы шли в этот монастырь, то думали остаться здесь на ночь, т.к. не успевали двигаться дальше. С половины пути нас подвезла семья из Москвы. В Сербию они приезжают 14-й год подряд.

Монастырь Гргетег (15 в.) В монастыре хранится икона Пресвятой Богородицы Троеручницы (копия иконы Хиландарской Богородицы), покровительницы монастыря Хиландар на Святой горе Афонской и Святой Фрушка-Горы.

Монастырь Гргетег

Московская семья далее держала свой путь в мужской монастырь  Велика-Ремета и пригласила поехать с ними. И мы отправились дальше. В монастыре нам посчастливилось побеседовать с батюшкой. От этой встречи исходила любовь, радось и доброта. Батюшка передал подарки для Хотьковского монастыря.

В монастыре есть иконы русских иконописцев: Святого Николая, Святого Иоанна Предтечи, Богородицы.

Сфотографировать ничего не успели. Уезжать не хотелось. Но московская семья ехала в Нови-Сад (они остановились там и завтра улетали в Москву). И в 21 час мы приехали уже в город.

Удивительно идёт здесь время. С одной стороны очень быстро. А с другой - такое чувство,что мы здесь не второй день, а 4-5 и все дни длинные и очень хорошие.

24 августа. Утром завтрак. Как же вкусно здесь готовят! На завтрак пришли трое священнослужителей. От них Алёша узнал как можно добраться до республики Сербска. И в 11ч., взвалив рюкзаки, мы направились на автостанцию. По пути поменяли динары на боснийские марки. Автобусов до столицы, Баня Луки, оказалось несколько. Один из них отправлялся в 22:30, а прибывал в 5:30. Это нас очень устроило, т.к. мы не будем платить в эту ночь за ночлег (без ночлега мы вполне укладывались в наш  бюджет). Купили билеты.  До автобуса оставалось ещё много времени. И мы решили поехать в Сремски Карловци (куда нам посоветовала поехать вчера семья из Москвы).

Какой же чудесный этот город. Прямо museum city. На площади фонтан "4 льва". Говорят, что кто попьёт из него воды приедет сюда жениться. Почти всё находится на площади или совсем рядом.

Храм святителя Николая. Рядом патриарший дом. В нескольких шагах теологическая школа. Рядом семинария. А ещё, рядом с храмом святителя Николая находится католический собор. Но самое красивое удивительное в городе место - тоже совсем рядом, в пяти минутах ходьбы - маленькая церковь - Введения во храм Пресвятой Богородицы. Не покидает чувство о том, как бережно с любовью относятся сербы к своей истории, к своей земле, к святыням.

Сремски Карловци. Соборная церковь. Фонтан «4 льва».

Сремски Карловцы. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 19 часов в храме читался акафист. Мы остались. А на 20 часов мы поехали на автовокзал. И на 22:30 сели в автобус до Баня-Луки.

25 августа. Но в час ночи нас высадили на границе Боснии. Оказалось, что просто паспорта недостаточно. Час мы простояли пока оформляли бумаги. Вскоре пошёл автобус в Белград и водитель согласился нас подвезти. В 3 часа мы вышли на повороте на Сремску Митровицу. Но идти в ночи  не хотелось и мы сели в придорожном кафе. Я описывала наш путь, а Алёша изучал карту. И мы увидели, что ни в какую Митровицу нам не надо, лучше ехали бы до Белграда. Но...нашему пути суждено видимо лежать через Сремску Митровицу.

В 5 часов утра мы отправились в путь, который лежал в Овчар-Каблар, в монастыри Овчар-Каблрского ущелья. И мы пошли через Митровицу. Зачем? Пошли и всё. Значит так было назначено. Шли мы ровно 5 часов. Автобусы не ходят, никто не останавливается. И тут мы увидели что до Шабаца, а там автостанция надо пройти ещё 23 км. (От Шабаца доехать до Вальево, потом до Лайковац, затем до Лига и далее до Овчар-Каблар - именно туда мы и направлялись). И доехать мы хотели в Овчар-Каблар сегодня. И тут Господь послал нам серба, который остановился и довёз нас до Шабаца. Но это ещё не всё чудо. Серб сказал нам, что за ним следом едет его друг Драган, с которым они рыбачили десять дней. И он как раз едет в Вальево. Но у Драгана оказалось свободным только одно место. Всё остальное было занято удочками, вёдрами, вобщем рыбацкими принадлежностями. За пять минут Драган выставил всё из машины, переложил заново, освободив второе место. Да ещё позвонил сыну и спросил как откидывается сиденье. И хотя он ехал до Вальево, но нас  довёз  гораздо дальше, до Лайковац. Драган по пофессии математик, профессор. И в своё время учился по учебнику Демковича. По пути мы заехали в придорожный ресторанчик. Очень красивое место. Для нас это был неожиданный подарок. Пили клубничный сок, ели печёного барашка и вешалицу (это мясное блюдо из свинины). А всё что  не съели нам завернули  с собой.

В этот день к вечеру мы добрались до Чачака. Город не произвёл впечатления. Дешёвой гостиницы мы не нашли и решили, что хотя и вечерело, поехать сегодня же в Овчар-Баню. Ведь наш путь лежал именно туда - в монастыри Овчар-Кабларского ущелья. До Овчар-Бани довольно часто ходят автобусы. Мы прекрасно доехали на автобусе минут за сорок. В гостинице сняли недорогой номер (2200 динар за двоих, в рублях это будет 800 рублей ).

Овчар-Кабларское ущелье. Река Западная Морава.

В этом красивом месте мы и остановились на три дня.

В этот день мы побывали в двух монастырях. Вначале пошли в монастырь святителя Николая. Монастырь женский, основан в конце 15 века. Настоятельница - матушка Злата.

Монастырь святителя Николая

Дальше наш путь лежал в монастырь Иоанна Крестителя (Йованье)

Монастырь Иоанна Крестителя мужской. Посчастливилось побеседовать с иеромонахом Макарием. Он  рассказал, что был в России, посетил много святых мест: Оптину пустынь (она произвела на него большое впечатление), Валаам, монастырь Александра Свирского.

Помози ми Боже моj

27 августа.Рано утром наш путь лежал в монастырь Преображения Господня. Это мужской монастырь.

Монастырь Преображения

Следом за нами в монастырь пришла молодая женщина Ядранка с тремя детьми младшего школьного возраста. Ядранка заговорила с нами по-русски с небольшим акцентом. Оказывается она учительница русского языка. Мы обменялись адресами.

Следующий монастырь куда лежал наш путь - Сретенье. Женский монастырь. Указатель показывал нам расстояние - два километра. Недалеко от монастыря Преображения кто-то заботливо поставил три посоха. Один из них я и выбрала. Тропинка поднималась вверх и вверх, причём вовсе не отлого. И эти два километра показались всеми пятью. Зато с необыкновенной красотой вокруг и ласково-тёплой погодой. Эти километры были просто чудесными.

Монастырь открылся совсем неожиданно. С балкона на нас смотрела монахиня, вся в чёрном. Когда мы подошли ближе к стенам монастыря, она шла нам навстречу. Расспросила откуда мы, как звать, кто мы? И только потом повела в монастырь. Снаружи монастырь выглядел сурово.

Когда же мы вошли внутрь, то увидели, что там очень красиво и очень много цветов.

Монахиню, которая нас встретила, звали Миланьей. Она повела нас в маленький уютный храм  (в Сербии очень много именно маленьких храмов). Мы написали записки. Монахиня Миланья подарила нам буклет об этом монастыре на сербском языке.

Потом мы пили кафу с лукумом (в Сербии довольно часто пьют кофе с лукумом, очень даже вкусно), угощались вкусными бисквитами, сливами. Потом монахиня Миланья дала нам в дорогу слив, а мой посох заменила на другой, который был гораздо легче и удобней, сказав, что всё это нам пригодится. Проводила нас до ворот, которые были с противоположной стороны от входа. Асфальтированная дорога постепенно-незаметно шла вниз.

Наш путь лежал в монастырь Святой Троицы.

Монастырь св.Троицы

В монастырь мы пришли в 18 часов. Только что началась служба.

На службе батюшка, монахиня и насельник.

Мы остались. Служба закончилась в 20 часов. Темно. Надо было возвращаться. Монахиня дала на дорогу две груши, проводила до калитки, которая была с противоположной стороны от входа и показала тропинку, сказав, чтобы мы никуда не сворачивали, а луна будет нашим фонарём.

Но какая там тропинка в темноте. Кругом просто чащоба. А фонаря у нас не было. Минут через десять мы поняли, что заблудились. В течении двух часов мы пытались отыскать дорогу. Поужинали сливами, посох помогал нам карабкаться то вверх, то вниз и вытягивать друг друга. Место было гористое и непролазное. И в 22 часа Алёша позвонил Ольге (С Ольгой они вместе учились в институте Иоанна Богослова. Потом она вышла замуж за серба, священника и с 2008 года живёт в Сербии в селе Лелич. А супруг Горан служит в монастыре Лелич, где покоятся мощи Николая Сербского). Ольга дозвонилась до местной полиции, сказав наши координаты.

28 августа. Полицейский Зоран нашёл нас в первом часу. Из-за того, что горы отвесные, мы долго не могли увидеть свет от его фонаря. Он искал нас полтора часа. За это время нам часто звонили из полиции. И полтора часа мы втроём продирались к монастырю. Двое полицейских ждали в машине у монастыря, сигналили и кричали, а мы отзывались и на звук выбирались. Буквально на последних шагах я не совсем удачно спрыгнула со склона, отпустив руку Зорана и почувствовала сильную боль в колене. Но до машины всё-таки дошла. Когда мы входили в калитку монастыря, через которую когда-то выходили в 20 часов, Зоран перекрестился и поцеловал крест на ней. А дальше...мы сели в машину и поехали в город Чачак (откуда приехали полицейские), чтобы задокументировать случившееся. Нам сказали, что у нас не было ни одного шанса, чтобы выбраться, даже днём. Видно было, что полицейские не старались делать добродушный вид. Они были по-настоящему счастливы, что нашли нас. Пока начальник составлял необходимый документ, нам сварили кафу, принесли воды и колу. Предлагали вызвать врача, но я отказалась. Но не успела я и глазом моргнуть, как появились люди в белых халатах. Осмотрели ногу, предложили  поехать в больницу сделать рентген. Я не поехала, но врачи всё равно оставили направление в больницу. Потом мы спросили разрешения сфотографироваться с нашим спасителем Зораном.

В три часа полицейские отвезли нас к нашему месту проживания. Но двери в нашей гостинице на ночь закрываются. Будить же звонком мы никого не стали. Недалеко от нашего дома, один подъезд (в доме для сотрудников) был открыт, там мы и провели два с половиной часа.

Нам повезло, в половине седьмого мы смогли зайти к себе в номер. В семь часов Алёша пошёл завтракать в соседнюю гостиницу. Я идти не могла из-за ноги. Колено распухло и болело. Алёша вернулся в девять часов и принёс поесть. А ещё сказал, что в 12 часов приедет пресса и телевидение и надо задержаться (об ему сказала хозяйка гостиницы) Я не очень-то поверила. Но так и было. Как  же радостно было увидеть наших спасателей!

В этот день мы собирались ехать дальше. Когда все разъехались, оказалось, что Лена (у кого мы снимали жильё) едет на машине в город. Она предложила довезти нас прямо до больницы. Спасибо ей огромное. В больнице показала направление. Меня приняли, осмотрели ногу, сделали рентген. Всё было в порядке. Был просто сильный ушиб. Врач-ортопед  разговаривал на хорошем русском языке, который он учил в школе сорок лет назад. В аптеке мы купили выписанное обезболивающее лекарство и поехали на автостанцию, чтобы добраться до города Кральево. В Кральево  приехали вечером. Сняли номер недалеко от центра и автобусной станции. И пошли гулять по вечернему городу.

29 августа. Утром позавтракали (завтрак оказывается входит в стоимость проживания), купили газеты о наших спасателях. И на 11 часов поехали в монастырь Жича. Он оказался совсем близко, 15 минут поездки.

Монастырь Жича 1206-1217гг.

Конечно мы хотели бы побыть здесь целый день. Но время не позволяло. Но ведь мы же очень хотим ещё приехать в Сербию.

Дальше наш путь лежал в монастырь Студеница.

Мы вернулись в Кральево на автостанцию, сели на автобус до Ушче, а там пересели на другой автобус, идущий до монастыря. Дорога-серпантин очень красивая. Времени побыть в монастыре  было немного, часа три. Место очень благодатное, красивое. В следующий раз приедем с ночёвкой. Только бы он был следующий раз.

Монастырь Студеница, 12 век

30 августа.Решили поехать в Петрову церковь. Старейшая церковь в Сербии, 9 века. Сели в автобус идущий до города Нови Пазар.  Довольно дальний путь, два с лишним часа. А затем два километра по дороге идущей вверх. Когда мы добрались, то оказалось, что её открывают только в понедельник, среду, пятницу и в воскресенье. А сегодня четверг. И вот чудо. Минут через 10 подъезжает легковая машина и выходит батюшка. Это был батюшка Томислав. Он открыл церковь. Мы написали записки и разговорились. Оказалось, что батюшка хорошо говорит по-русски. Он сказал, что любит русские песни. И мы втроём спели Подмосковные вечера.

Петрова церковь, 9 век

Батюшка Томислав

Дальше наш путь был в  мужской монастырь 12века  Ступови. Батюшка Томислав немного нас подвёз. До монастыря дорога всё время поднималась вверх, все 4,5 км. Как оказалось, если бы не батюшка Томислав, мы не успели на нужный автобус обратно.

Мужской монастырь Ступови

31 августа.Рано утром выехали в Белград. Ехать 3 часа. Сегодня я улетаю. Алёша завтра. Как же грустно (светло-грустно) уезжать. На адрес полиции мы послали две песни о Сербии (правда на русском языке). Когда на работе я рассказала о нашей поездке близкой по духу мне сотруднице, она внимательно слушала, а потом сказала, что у неё такое чувство, что там живут святые. На одном из сайтов мы с Алёшей прочитали отзыв учительницы, которая ездила со своим классом по святым местам Сербии. Там были самые тёплые слова о Сербии. А сербы, сказала она, являются продолжением этих святых мест. Когда мы с Алёшей прочитала это высказывание, то Алёша сказал, что она очень точно выразила свою мысль словами. Мы чувствовали то же самое.

За окном декабрь. А в моих воспоминаниях Сербия и благодарность Богу и родителям за то, что нам с Алёшей была подарена эта поездка. А ещё огромное желание учить сербский язык. Алёша подарил мне самоучитель с диском.

Автор: Администратор
Дата публикации: 03.05.2013

Отклики (66)

1. Анастасия

06 мая 2013, 14:54 #
    Поехать в Сербию, во так — налегке, только имея перед собой одно желание
    прикоснуться в стране и народу ее как можно ближе — моя тихая мечта.
    Спасибо, дорогие Валентина и Алексей за Ваш теплый рассказ и проложенный маршрут.
    Может быть и нам когда-то удастся совершить путешествие
    по этой замечательной стране, а пока мечта моя только укрепилась.
    Спасибо, Христос Воскрес!
    1. Алексей Тарасенко

11 мая 2013, 13:49 #
      Воистину Воскрес!
      Анастасия, Вы правы — главное желание! Первый раз мы с однокурсницей отправились в Сербию автостопом: из Москвы — через Украину и Румынию! Добрались до Белграда за 4 дня. Это было в 2008 году. Мы только закончили Университет. У нас было Очень мало денег! но было Огромное желание! За три недели побывали в Сербии, Косово и Черногории! Это было удивительное путешествие!!! и я только тогда понял, что если чего-то действительно хочешь — нет никаких преград!
      Искренне желаю, чтобы Ваша мечта стала реальностью!
    2. Анна Герасимова

29 мая 2015, 00:26 #
      Вот это да! Только сегодня мне указали на эти заметки! Чудесно!
      Признаюсь, что когда поехала с Алешей в июле 2013, не читала их…

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.