Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы

Сербия, Черногория, Македония. Путевые заметки 2013 года

Эти путевые заметки были написаны  мною два года назад и вот вчера вечером извлечены на Божий свет.  Я немного их отредактировала и прикрепила фотографии.

В 2013 году мы с Алешей Тарасенко совершили трехнедельное путешествие по городам Сербии, Черногории и Македонии. У этой истории, есть своя маленькая предыстория, очень похожая на те, что случаются в детстве.

Начну с нее. Весной того года я зашла в городскую библиотеку в ДК Калинина. Не помню, каким образом, но мы разговорились с библиотекарем о Сербии. (мне еще ни разу не приходилось бывать там, но очень хотелось). Оказалось, что Валентина бывала там с сыном. Они сами разработали маршрут и путешествовали автостопом. Этот рассказ произвел на меня большое впечатление. На том и расстались.

Каково было мое удивление, когда я встретила Валентину на одном из наших приходских концертов с сыном, и сразу узнала в ней маму нашего прихожанина – Алеши.

Летом мы побывали с о.Сергеем Сиротиным, его воскресной школой и несколькими нашими прихожанами  в Сербии. Но то был лагерь, мы почти никуда не выезжали. Поездка казалась незаконченной.

В августе состоялся очередной приходской концерт. Алеша зашел в храм с книгами…и опять разговор про Сербию. Леша летит через три дня. «Поедешь?» «Поеду!» Разговор получился короткий. Тогда же Алеша узнал у другой нашей прихожанки и учителя воскресной школы -  Натальи, что въезд в Македонию теперь безвизовый. Мы сможем попасть и туда!

Кстати Наташа была в Сербии, если не совру, 14 раз. Для Алеши это путешествие стало пятым по счету. Самый первый раз он добирался до страны автостопом. Мы -  то летели на самолете, со всеми удобствами. А тогда не так. Через Украину, Румынию, Джардапское ущелье, с карбюратором для Нивы за спиной. Но это немного другая история.

Три дня на сборы.  У Валентины на работе девушка по имени Аня узнала о предстоящей поездке и отдала в пользование чудесный рюкзак зеленого цвета.

Оставалось не забыть паспорт. Признаюсь, я не без трепета открывала его в аэропорту, боясь снова увидеть фотографию просроченного паспорта. Но в этот раз обошлось.

Маршрут Алеша составил заранее. Многие места было решено посетить еще раз, чтобы и я могла посмотреть их. Маршрут, как оказалось позже, четким планам поддаваться не хотел, что было вполне естественно и даже здорово.

И вот дорога…

1 день: Вечером мы прилетели в Белград. Город нас встретил  духотой и жаром. Температура днем под сорок, и потому к вечеру город не успевает остыть и продышаться.

На улицах еще было много молодежи, она стекалась в кафе и ресторанчики.

После долгих, уже за полночь, поисков мы остановились в недорогом отеле. Заранее хостел мы не забронировали, зато погуляли и посмотрели на ночной город, подслушали его жизнь и ритм.

2 день: Утром мы отправились в город Деспотавац. Он похож на поселок. С автобусной станции прошли по проселочной дороге до монастыря Манасия. В этом монастыре покоится князь Стефан Лазаревич. Обращали на себя внимание фрески, исцарапанные разными надписями. Мелко, но заметно.

Остановились в отели рядом с речкой. Цены отелей, как и ресторанчиков – минимальны на русский взгляд. Здесь спортивная площадка, сюда приезжают тренироваться разные спортивные команды

3 день: Поехали к водопаду Велики бук, а оттуда в пещеру со сталактитами и сталагмитами. От водопада возникала радуга, маленькая, совсем близко к земле, и нужно было встать на определенное место, чтобы ее обнаружить. Там же мы познакомились с семейной парой, они собирали маленькие яблоки. Все, кто нас подвозили или просто знакомились с нами, всегда очень радовались, узнавая, что мы русские, из России. Конечно, дело не только в этом. Сербы между собой общаются очень приветливо и просто: рядом человек - как хорошо!

По пути мы проходили села. И знаете, со всеми очень хотелось здороваться. Ведь если посмотришь человеку в глаза, уже нельзя сделать вид, что ты не заметил его. Проходишь одно село, потом поле.. потом входишь в другое село..

Когда мы подъезжали к монастырю Раваница, он уже был закрыт. Подвозивший нас человек, узнав, что мы ездим автостопом предложил нам с собой свой хлеб. Завел к себе и угостил фруктами из своего сада. За этим хлебом и еще за чем-то насущным, он специально ездил в магазин, на пути из которого и подобрал нас. Это был совсем не богатый человек, возможно с непростым прошлым (и речь и поведение выдавали его) на пыльной старой «юге». На участке у него ходило много котят и щенят.

Еще одним подвозившим нас человеком, оказался доктор, разговор уже не помню, но было очень интересно слушать рассказ о жизни простого человека в Сербии.

Заночевали мы в городе Чуприя. Да, находились мы по нему. И в этот день и в следующий. (неразумные путешественники). Мы увидели и такие городки: неприглядные и провинциальные.

Непривычно и, может даже, неуютно было попасть в такой городок после полей и сел. Но я вспоминаю его. Может от нашей непутевости, а может от впечатления, которое производили люди, быт, магазинчики, места развлечений. Невольно город сравнивался с подобными ему в нашей стране.

4 день: Монастырь Раваница. Здесь мощи святого князя-мученика Лазаря.

В монастыре, было чувство, что вся Сербия здесь.

За монастырем сады. Такие места по-сербски – задушбина. Князья и княгини строили монастыри, которые посещали, на которые жертвовали, а после смерти находили здесь покой. Замечательная традиция.

Из Чуприи мы с Алешей переехали в Сокобанье. Здесь было решено остаться на несколько ночей. Комнату нам дали на улице князя Лазаря. Когда мы уже позже гуляли по городу, я обратила внимание, на то, что наше место было одно из самых тихих и удобных.

5 день: Были на воскресной службе. Там познакомились с русскими -  Дашей и Андреем. Сам Андрей родом из Закарпатья. Он с любовью и подробно описывал свои места и приглашал остановиться у него в следующем году.

Алеша ходил в Сокоград, к старому городу, ездил с Дашей, ее детьми и Андреем на озеро. После ванны с лечебной водой у меня что-то отказало и сон одолел меня. (Соко-банье – курорт с водами, таких мест в Сербии не мало и они заканчиваются на –банье). По-честному, я бы так и осталась лежать где-нибудь недалеко от этих ванн все оставшиеся дни. Но упрямство не позволило.

6 день:  Сходили на службу св. Ангелине Сербской. А вечером добрались до местного села Езера. Познакомились с женщиной с малышами. Многие сербы понимают по-русски: учили в школе. Мы попросили ее показать нам карте самые красивые и важные, на ее взгляд, места страны и отметили их.

В этом селе находится больница, и что удивительно, собаки там другие, не такие как везде. До этого мы встречали небольших и резвых, а здесь были большие и уставшие.

7 день: Искупались в термальных источниках. Это такие бассейны с водой, полезной для кожи, на территории санатория. Плавать там не хватает места, а просто стоять, причем в теплой и немного грязной воде не очень интересно. Но это мое мнение, Алеше понравилось. Там всегда много людей. Это популярное место.

После бассейна поехали в Македонию. Путь лежал через Ниш. Это большой город здесь тоже есть аэродром, но кажется, местный.

Здесь же во время войны был концлагерь, к сожалению, время посещения уже прошло, и мы смогли посмотреть его только через окошки.

Я сходила к башне Челекула. Там в стенах черепа сербов, которые отстаивали свою родину от нападения турок. Турецкая армия взяла крепость, убила сербов, а их головы вывесила на стены. Камни, а  между ними черепа. Теперь эта башня в часовне, под крестом.

На пути в центр Ниша, спросила у бабушки, где находится автобусная остановка. Она рванулась со мной через дорогу, показывая мне направление. И все следила, чтобы меня не сбила машина.

8 день: Утром мы были в Македонии. А точнее в Охриде, саму страну мы не видели в темноте. Алеша рассказал мне, что «Моление на озере» святитель Николай Сербский писал именно здесь. Он был епископом Охридским и Жичским.

Мы ходили по городу и искали собу. Все еще спали. Очень хорошую нашли, уютную, балкон с видом на горы. Солнечную. С доброй хозяйкой.

В этот же день решили отправиться в монастырь св. Наума.

В Охриде мы также запланировали несколько ночей. Очень хотелось побыть здесь подольше.

Монастырь св. Наума находится почти на противоположной стороне озера, вблизи границы с Албанией. И у нас была возможность увидеть озеро во всей полноте. Его длина 12 км. К монастырю мы ехали вдоль берега, и казалось, будто вся жизнь собирается в одной точке. Горы и озеро – это стоит увидеть.

Когда смотришь на Охридское озеро с берега, то возникает странное чувство: не видно края, а обрамлено горами, огромное, а не море. Прозрачное. Здесь не так далеко Греция.

В монастыре гробница святого Наума. Туристов много - рядом с монастырем отель, но отчего-то тихо. Вся основная линия отелей осталась позади. Уже заходило солнце. Мы немного искупались.

9 день: Мы пошли с Алешей в старый город. Охрид охраняется Юнеско. Город нешумный. Мы гуляли и заходили в храмы. Очень много храмов с красивыми старинными фресками примерно 12 века, очень родными и светлыми.

Были в античном театре, в крепости. По стенам крепости можно гулять и пытаться догадаться, о чем же думали царь и его воины, на этом самом месте. Вид с крепости на город, озеро и горы.

Одна из главных достопримечательностей города -  Плеожник. Как я поняла, это комплекс, состоящий из монастыря св. Пантелимона и св. Климента Охридского, ранней христианской базилики, баптистерии. Красивая сохранившаяся мозаика 6-7 века. Очень простая и чистая. Глядя на нее, вспоминала наших приходских церковных художников.

Чуть ниже  - храм св. Иоанна Богослова. Он ориентир для тех, кто выходит в плавание(так есть с давних времен), с его территории открывается интересный вид на озеро. .

Вечером были с Алешей на концерте французских пианистов: Frederick Chauvel & Mark Sole-Leris. Они играли в четыре руки.  Концерт проходил в храме св.Софии.

Если бы я имела соответствующее образование, то рассказала вам про фрески Охрида, про его храмы. Это чудо, которое возвращает в детство и дарит что-то очень ценное. Было очень жаль, что Охридский музей с иконами был  закрыт, когда мы добрались до него.

10 день: Очень хотелось остаться еще, но впереди ведь еще много мест и встреч. Было жаль, что близкие не видят этого места. Температура воздуха здесь была меньше – около тридцати. Прохлада!

Обратный автобус шел днем, и можно было посмотреть горы. Горы..

На самом деле в планах была Черногория, но нам не досталось билетов. И это было удачей. Маршрут пролегал через Албанию (мы посмотрели позже), а оказываться на границе ночью очень бы не хотелось (визы мы не имели).

Мы снова отправились в Ниш, а оттуда  в Чачак, затем в Овчар-Кобларское ущелье.

Овчар-Кобларское ущелье еще называют «сербским Афоном». Здесь, в горах затеряны десять монастырей. Вечером, добравшись до гостиницы, мы познакомились с двумя девушками из Польши: Магдой и Иоанной. Они тоже путешествовали автостопом. Иоанна учится на полицейского в колледже. В ближайшем будущем будет работать с бандитами, наркоманами, а еще она умеет открывать шпилькой дверные замки. Этому всему их учат в колледже. Она очень любит свою работу, и не считает ее опасной, глядя на нее, в это верится. Магда – искусствовед. Как я поняла, она этнолог. Девушки путешествовали очень быстро, почти нигде не останавливаясь. Они направлялись в Черногорию.

11 день: Начали с Алешей путешествие по монастырям. В первом - Благовещенском - познакомились с молодыми людьми из Латвии – Тавифой и Александром. Это их имена в крещении, они православные, учатся в семинарии в Риге (на момент последней редакции, они живут в деревне где-то под Ригой, женаты). Семинария небольшая, на территории храма, но общежитие построено по принципу семинарии в Лавре. Только учащихся не так много. Ребята говорили, что они живут одной семьей. Все говорят по-русски, обучение тоже ведется на русском языке. Ребята очень светлые. Такие вот две половинки целого. У них даже жизнь после прихода к православию складывалась одинаково. Очень поражала их внутренняя схожесть.  С ними было хорошо.

Мы обошли вместе несколько монастырей. Везде нас принимали очень радушно. В Никольском женском монастыре я заметила на дереве маленькую, сделанную из металла, Страстную икону Божией Матери. А в монастырях Успения и святого Иоанна Богослова были замечены такие же светильники, как отец Феликс привозил в храм из Греции. Только там они переделаны в электрические, и, конечно же, не перекрашены в зеленый цвет (на момент последней редакции, наши светильники тоже электрические, и уже не перекрашены в зеленый цвет).

Утром я проснулась под горой. Моя кровать была на уровне окна.

12 день. Предпразднество Преображения. В воскресный день мы отправились с Алешей в монастырь Преображения. Почти во всех монастырях живут только несколько монахов. Больше всего сестер подвизается в Сретенском. Их там 19 человек. После службы простились с нашими ребятами. Но на выходе из монастыря нас догнал мальчик по имени Милан и пригласил в трапезную. Милан увлекается историей, очень любит Чехова, Достоевского. Сейчас читает «Войну и мир». Я попросила его записать для нас имена сербских поэтов и писателей.

Запомнились глаза одного монаха - они просто светились настоящим детским счастьем.

В монастыре Сретения нас угощали лукумом с кофе. Алеша говорит, что они дома теперь всегда пьют кофе с лукумом.  Да, Алеша? И сейчас?

До монастыря Троицы идти было не близко, мимо села. Обратно нас взялась подвезти пожилая семейная пара, не смотря на отсутствие какого-либо места в машине. Эти добрые люди радовались возможности общения с нами и при прощании  пригласили посетить их в Белграде.

Ближе к вечеру мы пошли в Савинье(еще это место называют Савина вОда). До места нужно подниматься на гору, на деревьях разметка: указывается направление. Савинье – это место, где подвизался святой Савва. По его молитвам из камня забил источник. Сейчас там совсем маленький храм, а рядом тетрадка, в которую люди записывают просьбы и благодарности святому и рассказывают о себе. До места идти минут сорок. Нас пугали змеями, но ничего подобного мы не встретили. Источник по преданию помогает людям, у которых болит голова и и подобное тому. Бедный Алеша, всю дорогу он мечтал о том, как бы погрузить меня головой вниз в этот источник и оставить так хотя бы на пару часов.. Он не знал, что вода осталась только в маленьком углублении..

Мы неожиданно встретили человека. Он спустился с самого верха.  Джеймс – англичанин. Живет в Белграде, у него школа английского языка для детей. Разговор шел на английском, сербском, русском. Заговорили о композиторах. Он очень любит русскую музыку. Я постаралась рассказать Джеймсу о Метнере и Мясковском, назвала произведения, рассказала, что Метнер жил в Лондоне. Джеймс был благодарен, все записал. Алеша подарил ему диск с духовной музыкой. (Мы брали с собой диски и маленькие сувениры, чтобы дарить людям. Нам было жаль, что мы не взяли с собой сувениров с русской символикой, разных открыток и  календариков.)

13 день: Преображение Господне. На службу пошли в монастырь Благовештенье. После литургии попрощались с человеком, который помогает при этом монастыре. Очень трогательно он принимал нас все эти дни, пригласил на трапезу. Пока ждали начало службы попыталась разговориться с сербкой(к сожалению, запамятовала ее имя). Но ничего не вышло. Поняла только, что она медсестра в стоматологической клинике в Ужице. Но знакомство, все-равно состоялось. До сих пор помню ее образ.

Из всех десяти монастырей, мы посетили восемь.

Машину на обратный путь мы ловили у монастыря Преображения. Первая же машина и остановилась.

Алеша хотел в Чачаке заглянуть к знакомым полицейским, которые спасали их с мамой в предыдущем путешествии. Алеша и Валентина потерялись в лесу, по дороге из монастыря св.Троицы, сокращая путь. Ох, видела я этот путь с противоположной горы. Лучше, конечно, не сокращать.

Оттуда мы держали путь в Златибор к Миловану. Мы уже были в Златиборе с о.Сергием. У Милована наш лагерь тогда и останавливался.

Долго выбирали себе место для ночлега. И не прогадали: поселились в очень интересном месте. На первом этаже был ресторанчик, повар которого занял первое место по Златибору!  Еда и ресторанчики в Сербии – отдельная тема.

14 день: Милован нам очень обрадовался. У него было очень много отдыхающих, но каждую свою свободную минуту  он постарался отдать нам. Ему так хотелось, чтобы мы остались у него. Но, к сожалению, маршрут.. Мы очень тепло пообщались.. Это было очень доброе общение. Милован подвез нас с Алешей до трассы на Мокру гору и дал денег. Было очень жаль расставаться.

Мы планировали с Алешей посетить Мокру гору и железную дорогу. Мы посещали уже это место с лагерем.

Вскоре остановился Слабодан. Это был подарок. Он пожарник и очень простой человек. Вместе с сыном, Слободан путешествовал по окрестностям Златибора и в этот день, так же как и мы решили посетить деревню Кустурицы и прокатиться по железнице.

Место, по которому проложена железная дорога заслуженно считается одним из красивейших в Сербии. Дорога называется Шарганска Осьмица.

В деревне Кустурицы Слободан заплатил за наш обед, и уже в Златиборе, на попытку Алеши отдать ему деньги, ответил, что в следующий раз просто заплатим мы. Надеюсь.

15 день: С утра отправились в Черногорию. Был небольшой туман. Наша дорога из Златибора в Черногорию проходила по очень красивым местам: горы, покрытые лесами, речки, зеленое озеро.

Златибор называется так, потому что осенью горы, покрытые лесом, становятся золотыми.

С автобуса мы сошли в Будве. Прошли по старому городу и решили ехать в Петровац. Там дешевле и город менее суетной, как сказал Алеша

Русских много в Черногории, можно даже сказать, что мы везде. Наше поведение и общение друг с другом, к сожалению выдает нас и отличает от местного населения.

Много разных магазинов, люди в них заходят и выходят из них, сидят и едят, что-то обсуждают. Мы в город Петровац. Петровац тише.

16 день: Поехали с Алешей в Котор. В старом городе, в главном соборе, хранится глава мученика Трифона. Он покровитель этого места. Здесь были вынуждены остановиться путешественники, которые перевозили мощи святого. За дверями, в алтаре, находится ковчег с его главой. Но ее не выносят на поклонение народу.

Мо долго гуляли по старому городу. В городке много церквей. Рядом залив.

До Котора нас подвозил очень хороший человек. Меня поразила его простота, доброе и открытое общение. У него дорогая машина и он живет на острове святого Стефана. (в Черногории сложнее поймать машину, на мой взгляд, и нам встречались или простые небогатые люди или простые богатые, иные нас не брали)

Из Котора мы отправились с Алешей в Цетинье. Там, в монастыре, хранится десница Иоанна Крестителя и покоятся мощи святого Петра Цетинского.

Обратно нас подвозил тоже очень богатый человек, так же проживающий на острове. Было уже совсем темно, и никто не останавливался. Он вызвался нас подвести тот путь, что едет сам. Ровный и спокойный человек. Встречать таких людей  - настоящий подарок.

Еще очень запомнилось путешествие по горному серпантину. Местные жители хорошо знают дорогу, поэтому летают на большой скорости, обгоняя по встречной ряд машин, порой не глядят на дорогу перед поворотами и при этом абсолютно спокойны. Нас подвозили два раза такие люди. Но возможно уверенность водителей передавалась и нам, а может это была примиренность с ситуацией.

17 день: Нынешний день мы решили посвятить Василию Острожскому и отправились в Острог. Ехать долго, но можно рассмотреть очень высокие горы! (для гор у меня отдельная песня)

До самого монастыря нас подвозили ребята из Питера. Мы стояли в очереди, чтобы подойти к святому, и у нас была замечательная возможность посмотреть вверх, вдаль, вниз. Это громады. На одной из них мы, на противоположной стороне – другая..

Чуть ниже монастыря храм, там хранятся мощи (ручки) маленького мученика Станко. Мальчик пас овец, когда турки подступили к нему с предложением перейти к ним. Он отказался и был замучен. Станко было 12 лет.

18 день: В Адриатическом море удалось искупаться только один раз, так как мы много ходили и ездили. Адриатика прозрачная, зеленоватая и в ней занятные камешки: круглые, разных цветов. Алеша поехал в Подмайне (Подострог). Он находится вблизи  Будвы.

Было много интересных историй, и с таксистом, который подвозил нас бесплатно, потому что рабочий день закончился, и записывая Алешин адрес, не смотрел на дорогу (горный серпантин), и встреча с пожилым Черногорцем, который выпытывал нет ли у нас знакомой девушки, которая захочет выйти замуж за него и жить в Черногории.. Но путь звал продолжить его.

19 день: Утром мы были в  городе Крагуевац. Это уже Сербия. Мы заезжали туда по просьбе отца Феликса, но не нашли нужного нам товара. Зато  мы посетили большой собор города, прошлись по самому городу, а затем отправились в Вальево.

Вблизи Вальево расположен монастырь Лелич. Там покоятся мощи святителя Николая Сербского (Велемировича). Рядом музей Николая Сербского: фотографии, книги, личные вещи, музыкальный инструмент, на котором он играл. В Вальево есть еще один монастырь. В нем мощи святого Иустина Поповича, но мы, к сожалению, к нему не успевали.

Рядом с монастырем Лелич живут Алешины друзья. Ольга и ее муж священник. Благодаря ним, Алеша отправился в Сербию в свой самый первый раз. Автостопом прямо из Москвы.

На обратном пути пошел дождь. Погода начинала портиться. Но дождь застал нас только один раз, мы сразу спрятались от него в кафе.

20 день: Белград. Мы приехали накануне и снова избежали дождя.

Утром отправились гулять по городу. Леша за сувенирами, я -  по храмам Белграда, все еще надеясь купить нужную нам вещь: Собор святого Саввы, главный собор, храм ев. Марка. По пути заглядывала в церковные лавки. Но нигде не обреталось заказанного.

В храме ев. Марка гробница царя Душана.  Во многих храмах покоятся сербские патриархи и митрополиты.

Перед самолетом успела добежать до Калимагдана. Калимагдан – это крепость на берегу Дуная. Если бы не бегом, как было бы здорово посидеть на берегу. Один из храмов крепости посвящен святой Петки. Святая Параскева очень почитается в Сербии. В главном соборе есть даже специальное место, где каждый может помолиться перед ее большой иконой.

На этом путешествие наше закончилось. Не знаю, может надо было остаться и посидеть на берегу?...

Спасибо!!

P.S. Алеша, если я что-нибудь наврала, исправь, пожалуйста.

Аня Дружинина

Автор: Администратор
Дата публикации: 01.05.2015

Отклики (345)

1. Наталья Макарова

06 мая 2015, 13:21 #
    Анечка! Ты большая молодец, что опубликовала путевые заметки по Сербии! Читать очень интересно и познавательно. Конечно захотелось самой там побывать. СпасиБо!
    1. Анна Герасимова

06 мая 2015, 16:54 #
      Наташ, я бы сама еще раз так съездила. Вот Алеша пять или шесть раз ездил, и все время новые впечатления! Кстати, поездкой 2014 года он навещал Милана и Марко, и рассказывал об удивительном гостеприимстве семьи Милана. А Марко — гостиничный в городе Чуприя. В первое знакомство, они проговорили всю ночь в ресторанчике на первом этаже. Алеша обещал передать свои фотографии за 2014 год!
      1. прот.Феликс Стацевич

07 мая 2015, 01:00 #
        Братья и сёстры! Интерес Наташи — сигнал для всех нас! Если Наташа интересуется, значит готовьтесь. Сербия в самом деле удивительная страна! Христианская культура её несравненна!
        И почему-то ненавидимы они всею Европой. Почему? Отметины «демократизации» и насаждения «европейских ценностей» сохраняются в Белграде — разбомблённые здания в самом центре европейского города.
        Ане — спасибо! Лучше поздно, чем никогда, аминь.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.