Пост утончает тело мое, дабы то, что осталось, легче было осветить духом.

Свт. Николай Сербский.О посте.



От преподобного Корнилия Псково-Печерского к преподобному Корнилию Крыпецкому

 

Те паломники, кто не первый раз с нами, заявление: «Появилась возможность попасть в монастырь Саввы Крыпецкого, поэтому изменили маршрут», - встретили дружным смехом. Им не привыкать к сюрпризам. Еще свежи воспоминания о Матронушке Босоножке и прп.Мартирии Зеленецком.

 Кто-то пошутил: «По-другому и быть не могло. Собирая автобус, объявляйте скромно «Паломничество. Куда не знаем. Как Бог даст». Слова оказались правдивыми. Получился очень красивый маршрут, лучше не придумаешь: начался  в Печорах у раки преподобного Корнилия, завершился в Крыпецах у преподобного Корнилия Крыпецкого. Мы о Савве Крыпецком немногое знали, а о блаженном Корнилии вообще ничего.

 «Измененный» маршрут не только для участников был новостью, но и для меня. Любаша была уверена, что предупредила. А еще накануне отъезда я выудила у нее, что оказывается автобус не в восемь, а полвосьмого, а еще, что мы ночуем в монастыре и необходимо постельное белье. Натренированная ею за долгие годы бросилась перезванивать остальным.

 Рюкзаки собраны, волнение позади... В последнее мгновение Ширли (35-килограммовая красавица «дворянской» породы, молодая и сильная) почувствовала, что, собираюсь в дальний путь, проявив силу и сноровку, вылетела следом без поводка и ошейника на лестничную площадку. Дальше сцена из лермонтовского «Мцыри».

 Такой же взмыленной в автобусе появляется подруга. Упав на сидение, философски изрекла: «Паломничество от слова ломиться». Мы молились и ломились в Псков, держась за руки как «рабочий и колхозница»(фото прилагаются - со швабрами). 

  Псково-Печерском монастырь

 День будний, и в Печорах непривычно мало паломников. Попали на конец Литургии.  Выезжать из Королева лучше в 17-00 — 18-00. Отслужили молебен перед Печерской Святыней, чудотворным образом Успения Пресвятой Богородицы. Поклонились хозяину Обители преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому (1570) (уточнили, что глава Святого была усечена, а не отсечена), неспешно спустились в Богом зданные пещеры.

 Епископ Тихон Шевкунов вспоминал, когда были трудниками в монастыре и случались искушения, всегда шли в Пещеры, протянешь руку в отверстие к гробу, попросишь, и такая благодать изливается.  Чаще всего мы своими просьбами донимали старца Симеона. Сейчас прп.Симеон Псково-Печерский покоится в Сретенском храме, а в Пещерах на его месте другой дивный старец архимандрит Иоанн Крестьянкин.  И мы в кромешной темноте, освещенной мерцающими свечами, переползая на коленях, робко протягивали руки в узкие проемы склепов, нащупывая гробы чудных угоников Божьих.

 А вот огромная икона-дверь с замком. За ней братское кладбище, покоятся насельники монастыря. Гробы ставят друг на друга. В течение 100 лет гроб разрушается. На нашу молитву об упокоении душ усопших рабов Божьих, конечно же, нам почудились какие-то шорохи за дверью. Вспомнили рассказ о том, что в дни Пасхи служили панихиду и после возгласа «Христос Воскресе!», услышали в ответ из Пещер «Воистину Воскресе!» Мы благоразумно удалились, боясь нарушить покой усопших.

Впервые побывали на Святой горке. Среди садовых деревьев, цветов и лужаек расхаживают фазаны, неторопливо демонстрируя свое царское оперение, белочки скользят по кряжистым дубам, олень в деревянном загоне грустными влажными глазами рассматривает нас, ожидая угощение, чайка неподвижно слушает эскурсовода.

 И еще одна радость: Наталия, одна из паломница, окормляется у иеромонаха Анатолия, насельника монастыря, и он всех пригласил в келью прп.Симеона(в миру Василий Иванович Желнин). Узнали, что еще в детстве монах Крыпецкого монастыря Корнилий, ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских, собирая средства на монастырь, оставался ночевать в их доме и часто повторял отроку Василию: «Будешь ты монахом, будешь старец великий».

 В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, в 1903 году посвящен в сан иеромонаха, в 1927 году был пострижен в схиму с именем Симеон. Настоятель обители привел старца в убогу, сырую, темную келью — пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь».

 Так отец Симеон вспоминал о своем новом жилье: «...эта келья представляла нечто ужасное: грязная, мрачная, темная, стены мокрые, воздух сырой. Пришлось установить три печки, провести трубы вдоль коридора, чтобы осушить, оштукатурить, побелить, и все это почти своими руками».

 В первую же ночь по прибытии начались вражьи нападения, келья наполнилась злыми духами, рычащими, дергающими схимника, гонящего его прочь. «Я закрыл свое лицо руками, чтобы их не видеть, а сам трясся от страха, да только говорил: «Господи, приими дух мой». Думал, что я не переживу этой страсти». Такие страхи продолжались много раз.

 За шестьдесят четыре года монашеского подвига, за великую любовь старца к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии. По ночам отец Симеон исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников.

 Он наставлял: «Не критикуй других, старайся ужиться с ними, иди им навстречу, потерпи их, будь ласков и приветлив, живи для всех, ближнего делай счастливым, смиряйся, промолчи, будь участлив — ради Бога, почтителен».

 Говорил также: «Нельзя касаться чужой жизни — своих грехов не увидишь».

 Еще говорил: «Болеешь? Ты — грешен: злой раб получил наказание. Тяжело? Перестань быть злым. Если же зол — прими наказание. Ты болеть заслужил, ты ад самый заслужил; благодари Бога за болезни...»

 «Монах должен жить так, чтобы его было не видно и не слышно».

 «Перед молитвой — самоуничиженно поставь себя в присутствие Божие и говори как в уши Его, по-детски просто. Перед молитвой помысли: в нужде я, все в Его, в Божией руке, Он живит и низлагает, велик, милостив, Человеколюбец».

 Старец жил до самой блаженной кончины (1960)  в стенах этой полуподземной древней кельи.

Преподобный отче Симеоне, моли Бога о нас!

 Остров Залита

 В 1958 году псковский старец Симеон указал отцу Николаю Гурьянову место его будущего служения, уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел 44 года жизни(до 2002г).

 Вновь достался суровый экскурсовод, не позволивший погрузиться в Талабское озеро (за годы служения сколько раз батюшка осветил их, сколько молебнов отслужил!). Отец Николай советовал: трижды окунитесь, а потом ко мне. Но ждало другое утешение: в маленькой келье множество святынь, нас помазали маслом от всех мощей, поставили на колени (к сожалению, только четверых, самых последних), надели попеременно зимнюю меховую шапочку о.Николая, позволили укутаться в его подрясник, сохранивший запах ладана.

 Напротив кельи через дорогу кладбище, и первый, кто встречает, отец Николай.

Вокруг могилки кипит жизнь. Слетелись голуби, наполнив кладбище громким воркованием, садились на головы, щекоча перышками и переступая лапками, бегали по рукам и ногам.  Степенно прошествовала кошка, глубоко беременная. Псы уважительно уступили дорогу. От местных жителей узнали, что неподалеку могилка блаженного Мишеньки (упокоился в 1927г). Наверное, здесь отец Николай любил служить панихиды об усопшем Мишеньке. 

 Храм святителя Николая Чудотворца наполнен запахом скошенного сена, пол густо застелен травой(после Троицы). Поклонились иконе Царицы Небесной «Благодатное Небо», спасшей в 19 веке жителей острова от холеры.

 Нам посоветовали поминать старца  как  митрофорного протоиерея Николая Гурьянова.

 Елеазарова пустынь

 Дальше наш путь в Спасо-Елеазарьевский монастырь. Монастырь поразил своим размахом. Полностью отреставрирован. Ни одного заброшенного строения. Мало того, строятся дома, целая деревенька вокруг обители для паломников. Нам предложили прополоть клумбы.

 Часто посещала Елеазарову пустынь святая прмц.Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Она поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени, одним из которых был схиархимандрит Гавриил (Зырянов), поселившийся здесь в 1908 году. Старец же, в свою очередь, приезжал в Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестер обители. Когда духовные чада и почитатели старца решили устроить ему домовую церковь, великая княгиня Елисавета пожертвовала иконы на иконостас, подсвечники, облачения на престол и жертвенник.

 Псков

 В завершении дня направились в Псков, в храм св.Александра Невского. Прот.Олег (Теор) благословил переночевать в храме. Приуныли, некоторые до слез.

 Еле волоча ноги, принесли не очень свежие матрасы и подушки. Кто-то по винтовой лестнице занес их на клирос. Другие сдвинули лавки и устроились в храме. Наша Лена Ожиганова, отличающаяся приятной полнотой, решила сидеть всю ночь, но увидев большую оплывшую свечу и рядом надпись «Благодатный Огонь» тут же забыла обо всем, разулыбалась, возликовала, как ребенок: «Благодать-то какая  спать возле Благодатного  Огня!»

Самыми счастливыми были наши дети. Они собрали бесчисленное количествто лавок, устлали их матрасами в два этажа и весело вповалку улеглись. Взрослые восплакали, дети  возликовали. Вот и мудрость: откуда эта беспрерывная радость, мирный и бодрый дух?

 Утром Божественная Литургия. Наши юные паломники перебрались на клирос и всю службу проспали.  В этот храм ежедневно привозят усопших для отпевания, ни одного, ни двух, до 12 гробов вносят. Сонные молитвенники спускаются с клироса и видят 6 гробов, контуры в  черных пиджаках и платьях. Подошли притихшие, прижались: «Мы где? на том или этом свете?».

 После завтрака попросили помочь с уборкой. Вначале особого энтузиазма не наблюдалось,но  очень скоро втянулись в работу. Храм сиял, и наши глаза тоже.

 Крыпецы(1455г)

 Водители, которые нас терпеливо возили  по лесным дебрям и болотам, преодолев половину пути, наотрез отказались ехать по песчанной укатанной дороге. Переглянувшись, понимаем, что мы на верном пути и нам во что бы то ни стало надо добраться до обители. Пешком не осилим - 15 км.

 - Что будем делать?

- Я хочу кофе, сейчас сварю (в автобусе есть кофемашина) и решим. У меня округлились глаза от неожиданности, потом подумала, может, защитная реакция.

 Поставили елизаветинский диск с акафистом св.Николая Чудотворца.

 Все спокойны и счастливы: Любаша наслаждается ароматным напитком, остальные тоже достали свои припасы, радостно-возбужденно беседуют, дети бегают вокруг автобуса - ни тени беспокойства ни у кого. Нервно звоню в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, объясняю ситуацию, прошу прислать за нами любой транспорт за любые деньги, хоть грузовую машину. Велели ждать, пока не решит Настоятель, что с нами делать. На последних словах акафиста раздался долгожданный звонок (Спаси, Господи)

- За вами выслали маленький автобус. Как поместитесь - не знаем. Ждем в обители. Известие вызвало всеобщий подъем. Крепка вера у наших людей.

 Уже в монастыре был любопытный разговор с инокиней. «Иду пешком (для насельников это привычное дело).  Мимо проезжает эскурсионный автобус. Гости к нам. Разворачивается на полдороге и возвращается обратно. Затем навстречу монастырский, потом и он повернул в обитель. Что за движение, лишенное какой-либо логики?»

 Вступив на монастырскую землю, наши шумные голоса потонули в звонкой тишине, сменились пением птиц. Тихим  голосом отец Никон поведал историю обители.

 Древняя галерея соединяет главный Иоанно-Богословский собор монастыря с колокольней и теплой церковью Успения Пресвятой Богородицы (в ней неусыпно читалась Псалтирь).

 Храмы обители

 Собор Иоанна Богослова (1557г)

Придел во имя св. Саввы, Архиепископа Сербского

Придел Пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста(1822г)

Придел преподобного Саввы Крыпецкого

Трапезный храм Успения Божией Матери(упомянут в описи в 1586-1587г. возобновлена  в

1872г)

а также

Святой Источник преподобного Саввы Крыпецкого

Часовня Ап.Андрея Первозванного (за кладбищем).

 Древний псковский монастырь, история которого насчитывает более 500 лет. Низкие своды, узкие окна, древние галереи. В монастыре ни души, кроме нас и отца Никона. Только через час проскользнули тени 2-3 монахов. В иконной лавке познакомились с Александром(50-60 лет). Скорбная судьба у него. «Меня здесь не уважают, смеются надо мной. Я больше не могу. Я чужой». Можно жить в семье и скорбеть. Можно одному и скорбеть. Можно и в святом намоленном месте скорбеть. Откуда взялась эта вековая скорбь? Где она живет? Вокруг или  внутри нас? Почему она засела в душу этого одинокого человека? Может, он никому не нужен или ему никто (помолитесь, кто может, о рабе Божием Александре).

 А вот другое лицо. Паломница из Петербурга. Красивая, глаз не отвесть. Трудница. «Здесь так хорошо. Работай, сколько хочешь. Никто не заставляет. В любое время можно окунуться в источнике, помолиться в храме. Сколько я здесь пробуду, не знаю. Мне некуда спешить».

 Уже в монастыре, поднявшись на колокольню, увидели обширные топи, поросшие мелким сосновым лесом, «где только звери имели свое обиталище». Обитель и сейчас окружена ими. Мы и не заметили, как последние 3 версты пробирались по настланному по болоту мосту, устроенному еще в 15 веке псковским князем Ярославом.  Далеко внизу Святой Источник, пруды манят синей водой. Дети рвутся поплавать. Но о.Никон спокойно сказал, что нельзя - мужской монастырь - только в купели. Там они и сидели большую часть времени, наслаждаясь нагретой солнечными лучами прохладно-освежающей водой.

 Умеют дети безмятежно радоваться жизни. Может быть, не мешать им. И мы погрузились в святые воды и в эти забытые ощущения. Юра Мирончук (в нашем храме чудесно читает и алтарничает) поскользнулся, и в чем был, в том и нырнул к всеобщему удовольствию юных дам. Зато на обратном пути, забравшись в спальный мешок, сладко проспал до самого Королева.

 И еще одна неожиданная радость -   в храме напротив раки со святыми мощами прп.Саввы, Крыпецкого Чудотворца (память 10 сентября), мощи преподобного Корнилия, и тоже Крыпецкого Чудотворца(память 10 января и 22 июля).

 «Я шел в обитель Крыпецкую поступить и дал обет, и просил Савву Преподобного Крыпецкого, чтобы мне в обители быть ниже всех и меньше всех. Я так себя и поставил и вся моя жизнь: ниже всех...» (Преподобный Корнилий)

 С детских лет Лука(имя в миру) любил брать на себя чужие грехи.  Лука от роду был полуслепой и не был обучен грамоте. Как-то его упрекнули в этом и он кротко ответил:«Что птицы говорят, я и то знаю...»

 В монастырь пришел в ранней молодости, где и был пострижен с именем Корнилий.

 Выполнял самую тяжелую работу. Благословили его двух хряков из города принести за 40 верст, засунул  их в мешок. Обратный путь тяжел. Обливался потом и слезами, думал, что не донесет и сдохнут они по дороге. Выжили, расплодились, и монастырь на вырученные деньги платил подати.

 У него никогда не было отдельной кельи. Собирая пожертвования, отличался удивительной честностью, боялся копейку на себя израсходовать, терпеливо ждал, когда ему кто-нибудь предложит поесть.

 «Бывало придет на талабские острова, - рассказывала его односельчанка, - сядет в какой-нибудь избе под иконой, начнет молиться, поминать усопших, и откуда он знал имена? Ну, рыбаки и несут ему снетки в благодарность. Ему и ходить не надо...»

 Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь — себе получишь!»

 Принял на себя труднейший подвиг юродства во Христе. Чужие грехи брал. Часто делая вид, что он пьян, при всех шатаясь и раскачиваясь, шел в церковь. Обличал. 

 В житие упомянуто об исцелении слепой девочки, о спасении обители в грозу. Узнав, что на скотном дворе пять громадных берез ударом молнии расщеплены в мелкие щепы», отец Корнилий тихо промолвил: «Этот удар был направлен на монастырь, но ради наших молитв Господь помиловал нашу обитель».

 Предсказал грядущие революции и бедствия, день и час своей кончины (1903г) и что предадут его земле с нарушением чина погребения головой на север.

 Это событие преподобный Корнилий связывал с грядущими бедствиями России. «Похоронят меня — вся земля заплачет, а когда тело мое переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России».

 О «пророчетстве-завещании» блаженного уведомили Великую княгиню Елизавету Феодоровну. Сохранился ее текст письма к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой исполнить волю старца о правильном его погребении. Письмо заканчивается следующими словами:

 «Простите мою назойливость: «Все чудо и ничего не чудо, потому что все так просто перед Богом».

Вашего Святейшества смиренная богомолица грешная Елизавета.

 7 февраля 1918 года»

И только в 1997г. открыли могилу блаженного старца Корнилия. От останков исходило необычное благоухание. В этот момент пролил сильный дождь с градом и двойной радугой, омыв все косточки. На вид  они были желто-коричневого цвета, на руках сохранились части нетленной плоти. Нельзя было святые останки оставлять в воде и грязи в прежней могиле и их перенесли в храм.

 В 1998 году они были переложены в новый гроб от правой кисти старца, положенной в особом ковчежце, постоянно ощущается тонкое благоухание.

 10 января 2000г было совершено торжественное богослужение с чином прославления прп. Корнилия Крыпецкого в лике местночтимых святых.

 Преподобные Савва и Корнилий, Крыпецкие Чудотворцы, молите Бога о нас.

 Прп.Савва пришел в Крыпецы из Елеазаровой пустыни. И мы тем же путем...

 Макарова Лариса

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.07.2016

Отклики (69)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.