"Когда подступает бес уныния, со слезами разделим нашу душу на две части: одна будет утешать, а другая - воспринимать слова утешения, и, бросая в неё семена добрых надежд, вместе со св. Давидом произнесем сие заклинание: "И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс.41:6)

Авва Евагрий



Иконография

Икона Преподобномученницы Елисаветы находится в Александровском подворье в Иерусалиме.
Святая  Елизавета,  была духовной вдохновительницей Императорского Православного Палестинского Общества и,
после гибели князя Сергия, взяла на себя обязанности председателя. 
Долгое время  место, где теперь находится  икона, пустовало. 
Её автор - художник и иконописец Наталья Гончарова.
 
 
Е. Ф. представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, совр. икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христ. мире. Мн. из них основаны на ее фотографиях; первые снимки были сделаны в кругу семьи великого герцога Гессенского в 60-80-х гг. XIX в. Памятные фотографии с матерью и отцом, с бабушкой, детские портреты свидетельствуют о дружной семье. В 1880 г. в Лондоне А. Бассано выполнил фотопортрет Е. Ф., в Германии семья герцога снималась в ателье К. Бакхофена в Дармштадте. В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Е. Ф. и вел. кн. Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога. Наиболее известный снимок - принцессы Гессенские Ирена, Виктория, Элла (Е. Ф.), Алиса. В марте 1892 г. 5 детей сфотографировались на память об умершем отце в траурных одеждах.
Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1898 г. Худож. Ф. И. Рерберг (ГИМ)

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1898 г. Худож. Ф. И. Рерберг (ГИМ)

В России искусством светописи занимались поставщики двора Е. Ф. фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и герм. подданный К. А. Фишер (с 1910, см.:Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49). Фотограф дирекции имп. театров К. И. Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте в 1884 г. сделал 3 снимка Е. Ф. и фотографию ее с супругом. В 1890 г. Е. Ф. и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско. Известны 2 фотографии Е. Ф. и вел. кн. Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото вел. княгини в роли Татьяны в профиль. Последняя съемка у Бергамаско состоялась в 1894 г.: вел. кнг. Александра Феодоровна, принц Эрнст Людвиг и Е. Ф. в пальто на фоне рисованного зимнего леса. В февр. 1903 г. Е. Ф. в княжеском наряде XVII в. была запечатлена Асикритовым на костюмированном балу в Зимнем дворце (Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в февр. 1903 г. СПб., 1904. Вып. 4. № IX). Известны также фотографии В. Г. Чеховского, А. Пазетти, Д. Веймера, П. Орлова, Е. А. Горнштейн и др. (хранятся в ГИМ, ГАРФ, РГБ, РГАКФД и др.).

Фотопортрет с подписью Е. Ф. 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февр. 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.). Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (ГИМ, см.: Моск. немцы: 4 века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, к-рая принимала участие в спектакле. Е. Ф. присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, к-рой посвящена пьеса «Лилия». В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Е. Ф. англ. мастера Х. Мендельсона.

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 90-е гг. XIX в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (Фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание)

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 90-е гг. XIX в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (Фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание)

Один из ранних известных живописных портретов Е. Ф.- на пейзажном фоне вполоборота вправо, поколенно, в белом платье, с цветущей веткой в руках - выполнен в 1885 г. нем. худож. К. Р. Зоном (ГЭ). В нач. XX в. Е. Ф. заказала Ф. А. фон Каульбаху, к-рый был ее любимым художником, свой портрет в одеждах Елизаветы Тюрингской (погрудное изображение в технике пастели - Гос. худож.-архит. дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»). Сохранились фототипии Фишера, к-рые Е. Ф. дарила на рождественскую елку 1905 г. На открытках (экземпляры в частном собрании) воспроизводился и др. ее портрет (в рост, с розой в руке), написанный Каульбахом для дома генерал-губернатора (местонахождение неизв., имеется фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание). На портрете 1901 г. работы В. К. Штенберга (ГТГ) Е. Ф. изображена в профиль, поколенно, в розовом платье и с розой, приколотой на груди (первоначально считался портретом императрицы). Один из ранних портретов Е. Ф. хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Вел. кн. Сергей Александрович, будучи председателем Российского исторического музея, и Е. Ф. преподнесли в дар музею много раритетов. В 1911 г. от Е. Ф. поступила картина «Торжественный выход императорской фамилии в Московском Кремле» нач. ХХ в. худож. Н. С. Матвеева (ГИМ): имп. мч. Николай II Александрович, имп. мц. Александра Феодоровна, вел. кнж. мц. Ольга, вел. кн. Сергей Александрович и Е. Ф. по специально устроенному помосту направляются из Большого Кремлевского дворца через Красное крыльцо Грановитой палаты в Успенский собор на пасхальное богослужение (Дары Рос. имп. Дома Ист. музею: Буклет выст. / ГИМ. М., 1993. Обл.).

В 1908 г. в Марфо-Мариинской обители в Москве по эскизам худож. Н. Я. Тамонькина на сев. притворе были выполнены в рельефе из белого камня лики вел. кн. Сергея Александровича и Е. Ф., окруженные крыльями (ктиторские портреты). В росписи собора Покрова Пресв. Богородицы обители худож. Нестеров запечатлел образ ее основательницы. На местной иконе «Праведные Марфа и Мария» 1909 г. в облике св. Марфы, одетой в красные одежды с белым покровом на голове, узнаются портретные черты Е. Ф., деятельность к-рой ассоциировалась с призванием этой святой. На картине «Путь ко Христу» 1912 г. Е. Ф. написана 3-й от Иисуса Христа, в белых одеждах, коленопреклоненно, по евангельскому повествованию о св. женах, поклонившихся воскресшему Спасителю (Мф 28. 9).

Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. Ок. 1920 г. (?) Худож. М. В. Нестеров (ЦАК МДА)

Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. Ок. 1920 г. (?) Худож. М. В. Нестеров (ЦАК МДА)

На этюде Нестерова «Вел. кн. Елизавета Феодоровна» ок. 1920 г. (ЦАК МДА, в кн.: Духовные светочи России. С. 256, 258. Кат. 235 - датирован 1910-1912) настоятельница изображена у апсиды Покровского храма обители в белом одеянии, с букетиком цветов в правой руке (на обороте паспарту дарственный автограф художника 1920 супруге: «Дарю на память о лучших днях…» - и приписка: «Этюд к картине «Невеста Христова»»). Возможно, это отклик Нестерова на спасение мощей Е. Ф. и прмц. Варвары (Яковлевой) в 1921 г. Иконография напоминает чудо с розами католич. св. Елизаветы Тюрингской. Др. работа, посвященная памяти Е. Ф. и ее келейницы,- «У монастырских ворот» (Нац. худож. музей РБ), создана Нестеровым в 1925 г.: 2 жен. фигуры в черном подобны святым у стен мон-ря.

В 1912 г. К. Ф. Юон исполнил портрет Е. Ф. для Елисаветинской жен. гимназии в Б. Казённом пер., где существовала стипендия вел. княгини. Ее парадный портрет, выполненный масляными красками, соответствовал архитектурному пространству зап. части актового зала (альбом фотографий гимназии, сделанных П. В. Орловым, в собрании ГНИМА). Е. Ф. представлена в белом одеянии, в рост на фоне сада, наполненного цветущими лилиями, вверху зеленая гирлянда из растений, закрепленных на ротонде. В 1917 г. портрет был изъят из гимназии и передан в мастерскую Юона (в наст. время местонахождение неизв.). В 1986 г. копийный портрет Е. Ф. работы его ученика И. М. Митрофанова 1917 г. приобретен Гос. лит. музеем И. С. Тургенева в Орле.

В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты.

В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть.

Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

В нач. XXI в. для Большого собора Донского мон-ря худож. А. Вабищевичем была написана икона Е. Ф. с 14 клеймами жития (др. житийный образ находится в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в калининградском мон-ре во имя Е. Ф.). Поясной образ святой 2000 г. (иконописная мастерская «Диво», храм Сошествия Св. Духа на бывш. Лазаревском кладбище в Москве) представляет ее с крестом и храмом в руках, слева изображены шахта с телами преподобномучениц и трое вооруженных убийц. В 2000 г. для ц. св. прор. Илии в с. Ильинском Красногорского р-на В. Г. Розановым выполнен фарфоровый одноярусный иконостас с местной иконой Е. Ф. В 2002 г. О. Л. Гоник написала погрудный образ Е. Ф. с Покровским храмом в руке для Марфо-Мариинской обители, в икону вложен мощевик. Ее кисти принадлежит также образ «Собор святых Марфо-Мариинской обители милосердия», где представлены Е. Ф., прмц. Варвара, мц. Евдокия Кузьминова, схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский). В ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве находится образ Е. Ф. с храмом свт. Митрофана в руке (напоминание о служении ее для Елисаветинского благотворительного об-ва), заказанный сестричеством во имя Е. Ф. в сер. 90-х гг. XX в. В 1996 г. в доме причта при храме освящена домовая ц. во имя святой, для иконостаса к-рой была написана ее ростовая икона. Много икон Е. Ф. находится в храмах Екатеринбургской епархии. В 2005 г. икона святой была выполнена Н. В. Масюковой (см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 47).

В 2004 г. сестры мон-ря равноап. Марии Магдалины в Гефсимании создали образ Е. Ф. и прмц. Варвары, стоящих у креста на краю шахты. Копию этой иконы написали для собора Иверской иконы Божией Матери на Б. Ордынке. Погрудно, с наперсным крестом Е. Ф. представлена в медальоне росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006). Мозаика с прямоличным образом Е. Ф. кон. XX в. имеется в ц. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене (Дания).

Образ Е. Ф. присутствует на иконах Собора новомучеников и исповедников Российских (как правило, в центре, рядом с Царственными страстотерпцами) первоначально в разработанных за рубежом композициях: на иконах ок. 1981 г. работы архим. Киприана (Пыжова), Н. А. Папкова (США, см.: Кутейникова. 2005. С. 150-158). Подобный извод сохраняется и в совр. рус. иконописи (2000, ц. мц. Татианы при МГУ). На иконе 2000 г. (храм Христа Спасителя), созданной в мастерской ПСТБИ к юбилейному Архиерейскому Собору РПЦ, кроме Собора в среднике на 6-м клейме «Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 г.» изображено, как Е. Ф., прмц. Варвару и князей сбрасывают в шахту. С крестом в деснице Е. Ф. написана в верхнем ряду правой группы предстоящих на иконе «Крещение Руси» (2000, иконописцы Н. и Н. Богдановы, см.: Там же. С. 75).

Существуют совр. живописные портреты на основе фотографий святой (Елеазаров мон-рь под Псковом). Л. П. Беседнов исполнил портрет Е. Ф. для обложки кн. «Золотой святыни свет…»: Восп. матушки Надежды - посл. монахини Марфо-Мариинской обители милосердия / Авт.-сост.: Е. В. Неволина. М., 2004.

Лит.: Духовные светочи России. С. 256, 258. Кат. 235; Алёхина Л. И., Зеленина Я. Э. Образ вел. кнг. Елизаветы Феодоровны в этюде М. В. Нестерова // Рус. государи - покровители православия: Мат-лы VIII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. Можайск, 2001. С. 445-463. (Макариевские чт.; Вып. 8); Millar L. Großfürstin Elisabeth von Rußland. Münch., 2004. S. 312; Кутейникова Н. С. Иконописание России 2-й пол. ХХ в. СПб., 2005; Баранова С. И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 378; «Пленники красоты»: Рус. акад. и салонное искусство 1830-1910-х гг.: Альбом / Сост.: Т. Л. Карпова. М., 2006. С. 213, 260-264; Шипова Т. Н. Фотографы Москвы (1839-1930): Биогр. слов.-справ. М., 2006. С. 49, 236-241, 252-253; Св. прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна: Фотоальбом. М., 2007.
Л. Б. Максимова

 

 

Большая часть фотографий взята с сайта pravmir.ru - http://www.pravmir.ru/redkie-fotografii-elizavetyi-fedorovnyi/