Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его.

Силуан Афонский



История России в житиях святых

Преподаватель: Ряснова Ольга Владимировна.

Образование: Московский Педагогический Университет, специальность: учитель химии и биологии; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, специальность: религиовед. В настоящее время аспирантка кафедры истории философии РУДН.

 

Пояснительная записка к программе курса «История России в житиях святых». 

Предметное содержание данного курса –  обзор главных событий  истории России в органической связи с историей Русской Православной Церкви. По  убеждению авторов курса, невозможно рассматривать историю нашей страны вне православия; недопустимо игнорировать, искажать или умалять значение Церкви в судьбе России. К сожалению, именно таковым был и остается подход к истории России во многих светских школьных учебниках. В этом смысле цель курса – выявление, восстановление исторической правды. Вот как пишет об этом академик Д. С. Лихачев: «У нас бытует мнение, будто монастыри были рассадниками мракобесия. Но кто же переписывал книги? Кто вводил новые системы хозяйствования, как, скажем, на Соловках? Кто выводил новые сорта плодов? Проблемами генетики и селекции именно в монастырях занимались в Древней Руси! Ведь было известно около трёхсот сортов яблок! Я уже не говорю об эстетике – эстетике церковного пения, эстетике церковного слова, живописи, архитектуры…  В истории России Церковь выступала против междоусобиц, вдохновляла на борьбу с иноземными захватчиками…»

Вместе с тем, как писал выдающийся русский историк и агиограф Г. П. Федотов, при изучении истории нужно остерегаться «двух ошибок: чрезмерно идеализировать прошлое – и рисовать его сплошь в черном свете. В прошлом, как и в настоящем, шла извечная борьба добрых и темных сил, правды и кривды…» 

Согласно христианскому учению, каждый народ, как и отдельный человек, имеет свою судьбу и свое предназначение, данное ему от Господа. По мысли Ф. М. Достоевского, каждый народ жив исканием Бога. Вера в Божественный Промысел является особенностью религиозного мировоззрения: мы верим, что Господь не только принимает непосредственное участие в жизни и судьбе  России, но направляет их ко благу.

Другая особенность христианского понимания истории – попытка усмотреть смысл в исторических событиях, понимание истории не как бесконечной смены одних формаций другими, а как  процесса, имеющего начало, развитие и конец. Смысл существования человечества – в утверждении в добре и вере во Христа, в подготовке к встрече с Богом.

В Священном Писании Ветхого Завета мы читаем об эпохе Судей – людей, которые посылались Богом как судьи, обличители человеческой неправды и в то же время как проводники правды Божией. Судьи становились теми маяками, что освещали путь людей к истинному Богу. Они избирались из среды еврейского народа. 

Подобным образом и наши святые – с одной стороны, противопоставляют себя обществу, точнее, его греховным проявлениям, а с другой стороны, они являются порождением Руси, выходцами из этого же народа. Поэтому святые имеют право обличать и способность убеждать людей в их неправоте и необходимости меняться, имеют силу предстательствовать за Россию перед Богом. Так святые влияют на ход истории.

Важно показать, что русские святые – не только достояние прошлого, но и наша современная реальность. Здесь особенно важно познакомить детей с житиями почти современных нам праведников, новомучеников и исповедников Российских, среди которых могут оказаться  наши земляки и даже родственники!  

Любой курс, изучаемый в рамках воскресной школы, обязательно содержит этический аспект. Жития русских святых являются  богатейшим материалом для раскрытия нравственной тематики. Наши преподобные и праведные достойны не только почитания, но и подражания.  

Именно поэтому с особенным вниманием мы будем обращаться к детству святых как наиболее понятному, близкому для детей периоду жизни. По той же причине жития святых детей и отроков выделены  нами в отдельный раздел. 

Среди желаемых результатов курса – формирование у детей представления о единстве духовной и земной судеб России и о реальном участии Богоматери и святых Божиих в истории нашего Отечества; освоение знаний о важнейших событий русской истории.  Важно, чтобы у детей сложилось представление о святых не только как об исторических персонажах, но и как о близких, родных нам по духу людях, к которым можно и нужно обращаться в молитве. Причем не только в молитве о себе и ближних, но и в  молитве о России. «Богохранимая страна наша» – это не пустое пространство, но прежде всего люди. С любви и уважения к ним и начинается любовь к Родине. 

Основными принципами, используемыми при изучении курса, являются принципы доступности, системности, наглядности, сознательности и активности.

 Программа курса рассчитана на один год. Примерное количество уроков – 22.  Возраст детей 9-12 лет. 

Данный курс носит ознакомительный характер, т.к. у детей 4-6 классов нет базовых знаний  по истории России. Однако если вести этот предмет для старшеклассников (либо при наличии дополнительного времени), можно сделать его более полным, подробнее останавливаясь на тех или иных темах.

Темы курса:

Раздел 1. Введение. Понятие святости. Типы святости. Особенности  географического положения России. Ап. Андрей Первозванный. Домонгольская Русь. О том, что такое язычество. Равноапостольные Ольга и Владимир. Крещение Руси и значение этого события для последующей истории России.

Раздел 2. Княжение Ярослава Мудрого. Расцвет православной культуры на Руси. Подвиг святых князей Бориса и Глеба. Князь Андрей Боголюбский. Владимирская икона Божией Матери – Заступница за Русскую землю. Начало русского монашества.  Киево-Печерский монастырь и его преподобные: «монахи – свет миру».

Раздел 3. Угроза с Запада. Благоверный князь Александр Невский. Благоверный князь Даниил Московский. Русь в период монгольского нашествия. Свт. Алексий Московский. Св. Димитрий Донской. Куликовская битва. Преподобный Сергий Радонежский.

Раздел 4. Царствование Ивана Грозного. Подвиг свт. Филиппа Московского. Блаженные и юродивые на Руси. Смутное время. Казанская икона Божией Матери. Начало династии Романовых. Феодоровская икона Богоматери. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Раздел 5. Россия при Петре Первом. Свт. Митрофан Воронежский. Святой Феодор Ушаков.  Война 1812 года. Преп. Серафим Саровский и его современники – Александр Первый, А. С. Пушкин.  Старцы Оптиной пустыни. Исповедь у старцев. Россия во второй половине 19 – начале 20 века. Св. праведный Иоанн Кронштадский и блж. Ксения Петербургская. Блж. Матрона Московская.

Раздел 6. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви в 19-20вв: свт. Иннокентий Московский, еп. Нестор (Анисимов), преп. Герман Аляскинский, равноап. Николай Японский.

Раздел 7. События 1917 года. Новомученики и исповедники Российские. Царственные страстотерпцы, прмц. Елисавета Феодоровна. Свт. Тихон, Патриарх Московский. Свт. Лука Войно-Ясенецкий. Новомученики Болшевские и Мытищинские. Великая Отечественная Война. Преп. Серафим Вырицкий.

Раздел 8 (обзор). Святые отроки и дети: св. Артемий Веркольский, Димитрий Угличский, св. Гавриил Белостокский, царевич Алексий. Сережа Старк.

 

 

Основная литература:

  1. Князев Е. А., Евстигнеев А. А. История России в житиях святых. – М., ОЛМА Медиа Групп, 2013.
  2. Монахиня Таисия (А. Г. Карцева). Русские святые. – СПб, Издательский дом «Азбука-классика», 2008.
  3. Федотов Г. П. Святые древней Руси. – М., Московский рабочий, 1991.
  4. Платонов С.Ф. Русская история. – М., Русское слово, 1996.
  5. Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М., Изд-во ПСТГУ, 2006.
  6. В. Н. Крупин. Россию спасет святость: Очерки о русских святых. – М., Сибирская благозвонница, 2011.

Автор: Администратор
Дата публикации: 10.11.2014

Отклики (18)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.