Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



Воскресная школа. Что-то вроде манифеста.

Публикуемый текст имеет самый общий характер, это именно и только манифест. Концепцию (первоначально также в самом общем виде) мы начнём вырабатывать на встречах учащих. Первая намечена на 20.15 26 мая (ВНИМАНИЕ! время будет уточняться. ВНИМАНИЕ! приглашаются пока только участники педколлектива). Задача: выработать общую структуру школы, что-то вроде таблицы Менделеева. Уточнения - в рабочем порядке. Пустующие клетки заполняем постепенно, исходя из целого.

Итак:

 

Воскресная школа  

- представляет собою одну из ветвей прихода. 

Посещение воскресной школы детьми должно быть свободным и добровольным. 

[Однако же, не произвольным! Свобода и добрая воля предполагают ответственность. 

Воскресная школа не «бесплатный кружок» и не способ «пристроить ребёнка на время посещения магазинов». Но совместное служение, общее дело. 

Посему: пропуск занятий без уважительных причин будет иметь следствием отчисление]. 

Необходимым условием посещения ВШ является согласие родителей. 

Ближайшая цель деятельности ВШ – формирование у ребенка живой духовной реакции на происходящее. Другими словами, наш желаемый результат – научить ребенка жить и мыслить по-христиански. Обучение – не цель, а средство для воспитания христианской личности. 

"Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно  хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)" (Д.С. Лихачев)                                                                                       

 Задачи ВШ:

- создать в ВШ особую христианскую атмосферу, ту среду, где ребенок увидит примеры христианского образа жизни и отношений, которые зачастую не могут дать ему школа и даже семья; 

- дать определенную систему знаний по ряду церковных и богословских дисциплин, которые станут основой мировоззренческой позиции;

- помочь ребенку в нравственном становлении, разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо;

- способствовать развитию кругозора, эстетического вкуса ребенка.

 

Чем должна быть воскресная школа и чем она не должна быть.

ВШ должна быть духовной школой, местом, где объединяющим началом является дух церковности, вера во Христа. Это предполагает, во-первых, христианские отношения между учителями и воспитанниками ВШ и, во-вторых, серьезное и ответственное отношение к занятиям, в какой бы форме они не проводились.

ВШ не может быть местом досуга или клубом по интересам, оторванным от главной цели школы – учиться жить и мыслить по-христиански.

ВШ не должна быть «духовной оранжереей», где взрослые оберегали бы детей не только от тлетворного влияния века сего, но и от самой реальности.

ВШ подготавливает детей к христианской жизни в современном обществе, поэтому  содержание преподаваемых предметов должно быть адаптировано для детей разных  возрастов с учетом  современной ситуации. Разумеется, при этом недопустимо изменять смысл вечных истин Священного Писания и Предания в угоду сегодняшнему дню и его нравам.

ВШ не должна замыкаться в псевдоправославный узкий мирок, где все «неправославные» понятия, идеи, книги признаются ложными и отвергаются. Духовный и культурный уровень наших православных детей будет весьма примитивным без обращения к мировым достижениям человечества в самых разных сферах жизни: «всё, что хорошее – наше». Поэтому ВШ призвана стать настоящим культурным центром, задача-минимум которого – предложить детям достойную альтернативу популярной псевдокультуре.

О формах обучения в ВШ

Как известно, в процессе обучения классно-урочная система до сих пор остается наиболее эффективной и экономичной.  Однако учитывая ее однообразность и  загруженность детей в общеобразовательной школе, необходимо искать иные методы преподавания.

 Это 

- экскурсии, 

- паломнические поездки, 

  • занятия на свежем воздухе с элементами скаутских методик (ведь недалеко находится парк Лосиный остров, где можно создать «Зеленый патруль»). 

[Можно направить усилия и на уборку близ- и далеколежащих: двора, улицы района. Девиз: «мой двор, мой город, моя планета» (что-то вроде этого)]

Пусть уроками милосердия станут не только обсуждение параграфа из Закона Божьего, но и помощь пожилым одиноким прихожанам, посещение заболевших ребят и т.д. 

Возможно создание, например, молодежного движения или Елисаветинского братства (сестричества) во имя св. прмц. Елисаветы Феодоровны. 

Для старших школьников и учителей-предметников делом милосердия может быть и организация бесплатных консультаций, занятий по подготовке домашнего задания с отстающими учениками.

[Для врачей-прихожан - консультации в приходских воскресных кабинетах.

Для юристов - консультаций юридических и т.п.

К таковым в разумной и корректной форме могут привлекаться и дети.

Добавим сюда всевозможные лекции, курсы (скажем, английского языка) и проч.]

 

Одна из форм занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста – кружки – исторический, литературный и др. При взаимодействии с местным краеведческим музеем можно организовать краеведческий кружок. Желательно взаимодействие с музеем С.Н. Дурылина - уникального человека, замечательного русского писателя, которого ещё предстоит открыть.

 

Интересное и полезное дело – просмотр и обсуждение художественных, мультипликационных и документальных фильмов.

 

Частью курса о православном богослужении станут послушания в храме.

Программа занятий ВШ

Прежде всего, это предметы, традиционные для  ВШ – Новый Завет, Ветхий Завет, Катехизис, Основы православного богослужения, Церковно-славянский язык, Жития святых.

Для маленьких – занятия «Умелые ручки», где дети будут делать простые поделки, связанные с христианской символикой, праздниками и т.п.; Евангелие для детей (с привлечением средств наглядности). 

Темы кружковых занятий могут совпадать с тематикой отдельных предметов  общеобразовательной школы, с углублением именно христианских аспектов. (Например, параллельный школе курс «Читаем классику»).

Вообще, изучать и обсуждать можно всё, что интересно детям, вплоть до текстов песен – при грамотной организации этого изучения и обсуждения.

Педагоги ВШ

Наличие/отсутствие педагогического или богословского образования не являются обязательным требованием для педагога ВШ.

Главное, чтобы у человека был дар, которым он мог бы послужить Церкви в деле воспитания, 

был собственный опыт церковной жизни, живой интерес к делу, любовь к детям. 

 

Предполагается создание школьного интернет-журнала, в котором участвуют и работают дети (девиз: «Интернет с человеческим лицом»). Журнал может быть частью приходского сайта.

 

Желателен спорт, особенно командный: волейбол, футбол и/ или игры open air. На первой стадии такой спорт лишён "взрослых" проблем, выворачивающих идеи совместной игры, команды, достижения поставленной цели, умения проиграть и проч. наизнанку. 

 

Катехизация желающих креститься взрослых/крестить детей с согласия катехизируемых может проводиться в присутствии курсантов "взрослой" школы. Программа «Огласительных бесед» - в основном на материале чинопоследования: 

                                  В/З и Н/З фрагменты с комментариями;

                                  история обряда: описания крещений в НЗ и ранних памятниках;

                                  догматика Крещения (по апостольскому чтению);

                                  история чинопоследования и самое чинпоследование: молитвы, их смысл и т.п. (за основу можно взять хотя бы и «Водою и Духом» протопр. Александра Шмемана, но без характерного для этого автора брюзжания на «нашу отсталость» и без его "литургической мифологии")

 

Лекторий для взрослых и старших школьников с приглашёнными лекторами (богословы, историки, «эстетики»: музыко-, искусство- и прочие -веды. «Искусство как ступень к...»

 

Концерты, выставки как форма познания (но никак не времяпровождение-развлечение).


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.05.2013

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.