Помышлsю мн0жество согрэшeній, и3 ўsзвленъ жaломъ с0вэсти, ћкоже въ плaмени болю2 nкаsнный: ўщeдри мS сл0ве б9ій, твоeю млcтію.

Утреня вторника 6-й седмицы



Православное богослужение: Введение в предмет. Крест. Виды и смысл

Предмет: Православное богослужение с элементами церковнославянского языка.

Тема урока: Введение в предмет. Крест. Виды и смысл.

Возраст детей: 11-12 лет. 

Преподаватель: Ряснова О.В.

В рамках предмета «Православное богослужение с элементами церковнославянского языка» мы предлагаем вводный урок, который посвящен знакомству не только с предметом, но и с самой воскресной школой как частью прихода и Церкви. Дело в том, что некоторые дети в старшей группе (где и проводится занятие) ходят к нам уже не первый год, а другие пришли впервые, и им нужно дать некоторое первичное представление о школе и о Церкви.  («Старички» наши тоже не останутся без дела – будут в первых рядах отвечать на вопросы, делиться знаниями с  «новичками», постигать новое).

Кроме всего этого, в основную цель урока входит еще и рассмотрение темы «Крест. Виды и смысл» - занятие проходит после праздника Крестовоздвижения.

Задания и  вопросы, обращенные к учащимся,  будут выделены в тексте розовым курсивом.

Ход занятия.

Прежде всего приветствую ребят и представляюсь. Знакомимся с новенькими. 

Теперь, «вспомнив» друг друга и освоившись, можем помолиться вместе (поем или читаем Царю Небесный).

Начинаем рассказ-беседу о воскресной школе – что это такое, чем отличается она от обычной общеобразовательной школы…  А отличается она многим – здесь нет оценок, что важно для ребят; некоторые занятия проходят в храме; к нам на уроки приходит батюшка;  мы отмечаем церковные праздники и ездим в паломнические поездки… Но, как мы выясняем во время урока,  главные отличия воскресной школы связаны со словами Церковь, Бог, вера.

Что такое Церковь? В Церкви всё не так, как в нашей обычной жизни. Это другой мир, необыкновенный, не-земной.  Как это можно понять и объяснить? На наших уроках мы и постараемся познакомиться с этим миром, как бы заглянуть в него. 

Здесь иное время – день в Церкви начинается с вечера, и сегодняшняя субботняя вечерняя служба на самом деле уже воскресная. Кроме того, Церковь живет по двум стилям – старому и новому. Так сложилось исторически.

Считаем, какой сегодня день по старому стилю, находим в церковном календаре двойную дату для каждого дня.

В Церкви другие одежды – прежде всего, для священнослужителей. Они называются облачениями. Какие виды облачений вам известны? Интересно, что в храме облачаются не только священники, но и некоторые предметы - престол и жертвенник.

Одеть облачение – значит облачиться; снять – разоблачиться; поменять одежду – переоблачиться.

Миряне, т.е. мы с вами тоже одеваются подобающе, не как попало – расскажите, что вам известно о культуре поведения в храме.

Здесь другие имена – не Светлана, а Фотиния, не Оксана, а Ксения, не Татьяна, а Татиана.

Здесь другой язык – церковнославянский. Это особенный язык – на нем никогда не говорили в обычной, бытовой, внецерковной жизни. 

Знакомимся с некоторыми церковнославянскими словами по рисунку:

 

Давайте попробуем составить с необычными этими словами предложения или словосочетания.

В Церкви должны быть иными и отношения между людьми какие?

Здесь не смеются над чужими недостатками, неудачами, а пытаются помочь, не ябедничают, не обманывают…

Главное, что объединяет всех православных церковных людей, тех, кто любит храм – это вера в Бога, вера в то, что у человека есть бессмертная невидимая душа, которая после смерти попадает либо в ад либо в рай. И все это не сказки, а серьезная вера.

2-я часть урока. Крест. Виды и смысл. (При подготовке этой части урока я пользовалась разработками из книги Л.Суровой «Открытый урок»).

Какой праздник мы отмечали совсем недавно?  -  Воздвижение Креста.

Воздвижение Креста – это прославление Креста Господня и поклонение ему. 

Если осмотреться вокруг и задуматься, многое напоминает нам о Кресте. Приведите примеры. (4 стороны света: Крест – хранитель всея вселенныя; птица в полете, человек с распростертыми руками).

Нательный крестик – знак того, что человек верит во Христа, Распятого на кресте и Воскресшего. Изображения креста бывают самыми разными, простыми, витиеватыми… 

С древности изображения креста встречаются не только в храмах, в домах, но и на украшениях, монетах. 

Кто вспомнит, изображение какой иконы мы видим на наших современных монетах? 

О каких отношениях народов и правителей с христианством может говорить изображение креста на монетах той или иной страны?

Показываю различные виды крестов (на карточках) с названием и краткой характеристикой. Можно пользоваться и распечатанными изображениями (см. картинку ниже), но мне кажется, лучше нарисовать от руки.

 

 

Т-образный, египетский, или антониев крест – назван в честь первого монаха преп. Антония Великого.

Папский крест – с двумя перекладинами.

Патриарший крест – с тремя.

Греческий крест - с плечами равной длины.

Латинский крест - с плечами неравной длины, вертикальный брус длиннее перекладины.

Андреевский крест – косой крест, на котором, по преданию, был распят ап. Андрей Первозваный. Изображается на знамени русского флота.

Двойной, или колесный крест (наложение латинского и андреевского крестов).

Якорный крест – с раздвоенными концами, как у якоря.

Лилиевидный крест – изображался на французской золотой монете экю. Круговая надпись («легенда») на монете гласила: «Христос побеждает, Христос правит, Христос царствует!»

Крест с ушком – интересно, что появился этот крест на египетских монетах за 6 веков до Р.Х. Был древнеегипетским символом бессмертия, знаком планеты Венера. Его иногда называют ветхозаветным крестом.

Костыльный крест – его плечики оканчиваются дополнительными перекладинами, как на костыле.

Процветший крест – из его основания выходят ростки. Он часто встречается в древних гербах. Древо жизни.

Иерусалимский крест – между концами изображены еще четыре маленьких креста. Этот крест напоминает о пяти ранах Спасителя.

Крест апостола Петра – ап. Петр был распят на перевернутом кресте.

Голгофский, или византийский, ступенчатый крест – он как будто стоит на ступенчатой горке – подставке.

Задание: посмотрите внимательно на изображение крестов и постарайтесь определить, какой крест явился основой:

-костыльного креста?

-якорного креста?

-голгофского креста?

-креста с ушком?

Если останется время, можно дать задание на дом: придумать и зарисовать свою монету с изображением какого-либо вида креста и соответствующей надписью (легендой). Желающие и заинтересовавшиеся могут выполнить это дома.

Вместе подводим краткий итог урока:

Почему Церковь – другой мир? Как вы это поняли?

Расскажите о значении креста.

Достойно есть или Молитва после учения.


Автор: Администратор
Дата публикации: 11.02.2016

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.