Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый
и из не сущих во еже быти приведый,
благослови венец лета,
и грады наша сохраняй невредны,
и верныя люди силою Твоею возвесели...
Церковное новолетие 1/14 сентября
Предмет: Православное богослужение с элементами церковнославянского языка.
Тема урока: Введение в предмет. Крест. Виды и смысл.
Возраст детей: 11-12 лет.
Преподаватель: Ряснова О.В.
В рамках предмета «Православное богослужение с элементами церковнославянского языка» мы предлагаем вводный урок, который посвящен знакомству не только с предметом, но и с самой воскресной школой как частью прихода и Церкви. Дело в том, что некоторые дети в старшей группе (где и проводится занятие) ходят к нам уже не первый год, а другие пришли впервые, и им нужно дать некоторое первичное представление о школе и о Церкви. («Старички» наши тоже не останутся без дела – будут в первых рядах отвечать на вопросы, делиться знаниями с «новичками», постигать новое).
Кроме всего этого, в основную цель урока входит еще и рассмотрение темы «Крест. Виды и смысл» - занятие проходит после праздника Крестовоздвижения.
Задания и вопросы, обращенные к учащимся, будут выделены в тексте розовым курсивом.
Ход занятия.
Прежде всего приветствую ребят и представляюсь. Знакомимся с новенькими.
Теперь, «вспомнив» друг друга и освоившись, можем помолиться вместе (поем или читаем Царю Небесный).
Начинаем рассказ-беседу о воскресной школе – что это такое, чем отличается она от обычной общеобразовательной школы… А отличается она многим – здесь нет оценок, что важно для ребят; некоторые занятия проходят в храме; к нам на уроки приходит батюшка; мы отмечаем церковные праздники и ездим в паломнические поездки… Но, как мы выясняем во время урока, главные отличия воскресной школы связаны со словами Церковь, Бог, вера.
Что такое Церковь? В Церкви всё не так, как в нашей обычной жизни. Это другой мир, необыкновенный, не-земной. Как это можно понять и объяснить? На наших уроках мы и постараемся познакомиться с этим миром, как бы заглянуть в него.
Здесь иное время – день в Церкви начинается с вечера, и сегодняшняя субботняя вечерняя служба на самом деле уже воскресная. Кроме того, Церковь живет по двум стилям – старому и новому. Так сложилось исторически.
Считаем, какой сегодня день по старому стилю, находим в церковном календаре двойную дату для каждого дня.
В Церкви другие одежды – прежде всего, для священнослужителей. Они называются облачениями. Какие виды облачений вам известны? Интересно, что в храме облачаются не только священники, но и некоторые предметы - престол и жертвенник.
Одеть облачение – значит облачиться; снять – разоблачиться; поменять одежду – переоблачиться.
Миряне, т.е. мы с вами тоже одеваются подобающе, не как попало – расскажите, что вам известно о культуре поведения в храме.
Здесь другие имена – не Светлана, а Фотиния, не Оксана, а Ксения, не Татьяна, а Татиана.
Здесь другой язык – церковнославянский. Это особенный язык – на нем никогда не говорили в обычной, бытовой, внецерковной жизни.
Знакомимся с некоторыми церковнославянскими словами по рисунку:
Давайте попробуем составить с необычными этими словами предложения или словосочетания.
В Церкви должны быть иными и отношения между людьми – какие?
Здесь не смеются над чужими недостатками, неудачами, а пытаются помочь, не ябедничают, не обманывают…
Главное, что объединяет всех православных церковных людей, тех, кто любит храм – это вера в Бога, вера в то, что у человека есть бессмертная невидимая душа, которая после смерти попадает либо в ад либо в рай. И все это не сказки, а серьезная вера.
2-я часть урока. Крест. Виды и смысл. (При подготовке этой части урока я пользовалась разработками из книги Л.Суровой «Открытый урок»).
Какой праздник мы отмечали совсем недавно? - Воздвижение Креста.
Воздвижение Креста – это прославление Креста Господня и поклонение ему.
Если осмотреться вокруг и задуматься, многое напоминает нам о Кресте. Приведите примеры. (4 стороны света: Крест – хранитель всея вселенныя; птица в полете, человек с распростертыми руками).
Нательный крестик – знак того, что человек верит во Христа, Распятого на кресте и Воскресшего. Изображения креста бывают самыми разными, простыми, витиеватыми…
С древности изображения креста встречаются не только в храмах, в домах, но и на украшениях, монетах.
Кто вспомнит, изображение какой иконы мы видим на наших современных монетах?
О каких отношениях народов и правителей с христианством может говорить изображение креста на монетах той или иной страны?
Показываю различные виды крестов (на карточках) с названием и краткой характеристикой. Можно пользоваться и распечатанными изображениями (см. картинку ниже), но мне кажется, лучше нарисовать от руки.
Т-образный, египетский, или антониев крест – назван в честь первого монаха преп. Антония Великого.
Папский крест – с двумя перекладинами.
Патриарший крест – с тремя.
Греческий крест - с плечами равной длины.
Латинский крест - с плечами неравной длины, вертикальный брус длиннее перекладины.
Андреевский крест – косой крест, на котором, по преданию, был распят ап. Андрей Первозваный. Изображается на знамени русского флота.
Двойной, или колесный крест (наложение латинского и андреевского крестов).
Якорный крест – с раздвоенными концами, как у якоря.
Лилиевидный крест – изображался на французской золотой монете экю. Круговая надпись («легенда») на монете гласила: «Христос побеждает, Христос правит, Христос царствует!»
Крест с ушком – интересно, что появился этот крест на египетских монетах за 6 веков до Р.Х. Был древнеегипетским символом бессмертия, знаком планеты Венера. Его иногда называют ветхозаветным крестом.
Костыльный крест – его плечики оканчиваются дополнительными перекладинами, как на костыле.
Процветший крест – из его основания выходят ростки. Он часто встречается в древних гербах. Древо жизни.
Иерусалимский крест – между концами изображены еще четыре маленьких креста. Этот крест напоминает о пяти ранах Спасителя.
Крест апостола Петра – ап. Петр был распят на перевернутом кресте.
Голгофский, или византийский, ступенчатый крест – он как будто стоит на ступенчатой горке – подставке.
Задание: посмотрите внимательно на изображение крестов и постарайтесь определить, какой крест явился основой:
-костыльного креста?
-якорного креста?
-голгофского креста?
-креста с ушком?
Если останется время, можно дать задание на дом: придумать и зарисовать свою монету с изображением какого-либо вида креста и соответствующей надписью (легендой). Желающие и заинтересовавшиеся могут выполнить это дома.
Вместе подводим краткий итог урока:
Почему Церковь – другой мир? Как вы это поняли?
Расскажите о значении креста.
Достойно есть или Молитва после учения.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (489)