Яко божествен проповедник, яко предстатель верных непостыден, заблуждших путевождь, и наказатель был еси, Божий Архистратиже Боговиднейший.

Архангел Михаил



Молебен на благословение нового дома

Эту службу называют освящением дома. Это не совсем точно. Службы собственно освящения дома в Требнике нет. Тот чин, что совершается при освящении дома, называется Чин благословением нового дома. Смысл этого  молебна правильнее всего искать в его молитвах, что мы и сделаем ниже.

Вместе с молебном о благословении может совершаться водосвятие, освящённой водой будут окропляться стены дома. Можно использовать и преждеосвященную воду, редко у кого в доме не хранится Богоявленская вода.

Рассматриваемая служба не случайно названа нами молебном, если рассмотреть порядок чина благословения нового дома, то найдём в нём все признаки именно молебна.

В начале читается Псалом 90: Живый в помощи вышняго. Этим домочадцы декларируют намерение и готовность уповать в своём жительстве на Бога и руководствоваться в устройстве своего дома «оправданием Твоим», правдой Божией, Его заповедями. Живый в помощи вышняго в крове (под кровом, под покровом) Бога небесного водворится. Речет Господеви (не тому или иному «сильному мира сего», но Творцу всяческих, Кого признаём своим господином): заступник мой еси и прибежище мое (Ты, Господи, а не кто-либо из сотворённых), Бог мой и уповаю на Него (на Тебя, Господи, а не кого-либо из князей и сынов человеческих, в нихже несть спасения).

Как и во всяком молебне, после псалма поётся тропарь:

Как некогда дому мытаря Закхея было даровано спасение Твоим входом к нему, Христе (об историми Закхея будет сказано в своё время), так теперь и этому дому подаждь мир, а домочадцам - спасение и просвещение 

Такой приём называется «анамнезис-воспоминание», он очень часто встречается в молитвах. В своих прошениях мы опираемся (или ссылаемся) на какое-либо библейское событие. Ты, Господи, пришествием своим освятил дом Закхея, вот войди вместе с Твоими священниками и в наш дом и освяти его.

А какой дом имеется в виду? Дом как жилище (ниже мы встретим слово обиталище)? Или дом как собрание в нём живущих? Первое несомненно. Но. Ограничиваться в понимании дома только жилищем никак нельзя. Жилище? - да. Но не только. Жилище одушевляется живущими в нём.

Живите в доме и не рухнет дом (Арсений Тарковский). Живите! Не прозябайте только лишь, - живите! Полнокровно! Полной грудью! «В полный рост»! С Богом! Тогда не рухнет ваш дом!

Читаются две молитвы. В первой анамнезисом снова является история мытаря Закхея. Соблюди от зол, Господи, живущих в доме сем, усердно Тебе молящихся (внимание! это одно из условий благословения! Если в доме не молятся или молятся без усердия, наша служба будет тщетной!) Жизнь их пусть будет избавлена от наветов! Блага Твои пошли в изобилии (но пускай он изобилие Твоих благ будет им на пользу, ведь можно воспользоваться благами и во зло себе).

В анамнезисе следующей молитвы вспоминаются помимо Закхеевой ещё три библейские истории: 

  • - Иаков приходит к своему будущему тестю Лавану, и сказал ему Лаван: я примечаю, что за тебя Господь благословил меня (Быт 29-31.); 
  • - сын Иакова Иосиф в Египте в доме фараонова царедворца Потифара (Пентефрия) (Быт 37.36): с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его] (Быт 39.1-5); 
  • - внесение ковчега Завета в дом Аведдара: И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2 Цар 6.10-12); И оставался ковчег Божий у Аведдара, в доме его, три месяца, и благословил Господь дом Аведдара и все, что у него (1 Пар 13.13-14).

 

Огради, Господи, дом сей страхом Твоим (страх Божий - ещё одно условие благословения! Живём мы без страха Божия и веры? - наша служба будет тщетной! И даже, пожалуй, будет нам во осуждение. Да не будет!)

В этой молитве отметим интересную игру слов: мы просим Бога послать благословение на наш дом, на наше жилище с высоты святаго жилища Твоего.

 

Освящается елей. Освящённым елеем будут помазаны стены дома. В молитве акцентируется локальный аспект дома, в ней говорится об освящении места сего

 

За освящением елея следует ряд освящений. Сначала процессия во главе со священником обходит весь дом, окропляя все стены дому и все клети его, <…> в бегство обращая все лукавое бесовское действо.

 

Затем только что освящённым елеем помазываются крестообразно стены дома. Отметим, что на стенах нанесены кресты (теперь используются специальные наклейки). Крестиков этих четыре и они наносятся на четыре стены дома, также образуя крест. И самое помазание осуществляется крестообразно: восток-запад-север-юг. Перед каждым крестом поставляется горящая свеча, обозначая ещё один светящийся горящий крест!  Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего. Перечисленные нами кресты отражаются в крестах на домашних иконах, в нательных наших крестиках и в конце концов в том кресте, что должно нам носить в своих сердцах! Крест в сердце есть ещё одно условие действенности благословения нашего дома

Радуйся, Кресте Господень, прогоняяй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа!

Читается молитва, в ней замечательное предупреждение всем маловерным христианам, уповающим больше на форму, нежели на содержание, склонных к магизму, больше язычников, нежели христиан, недо-христиан…

Благослови, Господи, дом сей и исполни его земных Твоих благ и в нем благочестно жити хотящих страхом Твоим огради, и всякое изобилие небесного и земного Твоего благословения тем даруй.

Не хотим жить благочестно? - значит не о нас эта молитва! Не знаем, что есть благочестно? - нет, не о нас. 

 

Евангелие. Читается как раз история важного чиновника Иерихона - начальника сборщиков податей, т.е. начальника налоговой службы Закхея (Лк 19.1-10), 

который был мал ростом (яко возрастом мал бе), но так возжаждал увидеть Иисуса, Которого заслоняла окружавшая Учителя толпа, что влез на дерево, чтобы видеть Его (представим себе какого-нибудь зам.главы администрации г. Королёва влезшим на дерево!) И Господь увидел его, и вошёл к его дом, стал его гостем. А окружающие роптали, говоря: Ты, учитель, вошёл в дом к Закхею, «а он взяточник», презренный коллаборационист, изгой, негодяй. Однако, Закхей преобразился! Он оставил прежнюю жизнь, раздал большую часть имения, а тем, кого обижал поборами, вернул вчетверо больше. Златоуст пишет: прозрел <тот>, кто был слеп душою, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослеплённою жадностью. И Спаситель возвращает изгоя в число народа Божия, во всеуслышание объявляя, что днесь спасение дому сему бысть, а самого отверженного Закхея чадом Авраамовым, а значит членом народа Божия!


 

Закхея иногда отождествляют с апостолом Матфеем. По другому преданию, Закхей стал впоследствии епископом Кесарии Палестинской. Элладская церковь празднует его память 20 апреля.

Евангелие о Закхее всегда читается в воскресенье предшествующее Неделе Мытаря и Фарисея.

 

По прочтении Евангелия совершается каждение всего дома, это вместе с окроплением святой водой и помазанием освящённым елеем есть форма освящения. Каждение сопровождается чтением Псалма 100-го. Нам он должен быть хорошо знаком по Часу 1-му: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Псалом этот замечательно рифмуется с Евангелием о Закхее.Вот несколько строчек (в вольном переводе):

Буду жить в дому моём незлобиво, не стану творить в нём ничего непотребного, преступного, развращённого, злого. Изгоню из дома моего тех, кто тайно клевещет на ближнего, кто коварен, кто лжец, с гордецом и надменным не сяду за один стол. В дом мой войдут верные и непорочные сердцем.

Как всякий молебен (а также Утреня, форму которой молебен в большей или меньшей степени повторяет), чин благословения нового дома заканчивает сугубая ектения Помилуй нас, Господи, в ней мы просим ниспослать благодать на всех, хотящих жити в доме благочестно. Снова ниспослание благодати ставится в зависимость от благочестивых намерений домочадцев - хочешь жить благочестно, будешь стараться жить так, благословение Божие не оставит тебя. Не хочешь? Ну что же, молитва останется втуне.

 

 

Подведём итог нашему опыту, попробуем сделать выводы:

служба благословения дома, как и всякая церковная служба, есть звено в цепи. У службы благословения имеются звенья предшествующие и последующие. Служба благословения следует за другими службами и связана с ними, обусловлена ими, предшествуя в свою очередь другим службам. Только «в контексте» благословение «работает», в ряду усердной молитвы и страха Божия, в ряду участия в Таинствах церковных. Святой водою не смыть грех, носителем греха является отнюдь не стены дома, антресоли, чулан или какие-нибудь вещи-предметы. Как ни кропи дом, хоть из брандспойта залей святую воду, из сердца человеческого водою не вымоешь ни презорства, ни злобствования, ни зависти, сердце, из которого исходят оскверняющие человека злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 16.19-20), следует открыть Богу, обратиться к Нему с духом сокрушенным, только тогда Господь примет твои возношения и всесожигаемая, только тогда можно и дом освящать, и колесницу, и все прочие вещи.

Можно сказать проще: начинать церковную жизнь следует отнюдь не освящения дома, но с участия в церковной жизни, в таинствах церковных, в попытках "настроить" свою жизнь по Евангелию. А уж после приступать к освящениям.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.12.2014

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.