Горы убо и холми,
сладость искапайте днесь: всех бо жизнь и очищение
млеком питается, Богородица Чистая.

Рождество Богородицы(из стихиры Малой Вечерни)



История - начало

К протоистории можно отнести и катакомбный период нашего Владимирского прихода, ведь знаменитый подвал на улице Грабина, а тогда ещё Вокзальной, где мы служили первые два года - это были классы той самой школы, при которой ныне выстроен и открыт наш Елисаветинский храм. 

Николай Андреевич Травкин, директор школы и наш ктитор (κτήτωρ -создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями [Брокгауз-Ефрон]), он помогает нам с первого дня и очень разнообразно. При его Школе Народных Ремёсел существует, к примеру, класс хорового пения, наш детский хор давно уже занимается в нашем храме, а почислен при школе. Знаменитые курсы о.Сергия Ганьковского, которые теперь продолжает о.Глеб Козлов, тоже приписаны к нашей школе.

Николай Андреевич построил некогда на её территории подсобное помещение, которое однажды предложено было перестроить в Часовню. Тогда же через о.благочинного было направлено прошение нашему владыке митрополиту.

Вот его текст: 

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Иоанн!

Прошу Вас ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломиенским Ювеналием о благословении устроения домовой часовни в честь новомучеников королёвских при Негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования Детской художественной школы народных ремёсел «Возрождение» а г.Королёве.

10 ноября 2008 года

прот.Сергий Ганьковский 

 

Тогда же была написана и икона Болшевских священномучеников.

 

Процесс перестройки длился 4 года, Николай Андреевич с такой готовностью шёл навстречу нашим пожеланиям (больше того, в своей отзывчивости он шёл гораздо дальше), что крохотное неуютное помещение стало каким-то чудесным образом увеличиваться в размерах: были упразднены подсобные службы (на месте нынешнего притвора), пробиты арки в стене (между теперешним притвором и храмом), сглажены углы, пристроен придел (слева) с запасным выходом (со временем пристроим и справа - и для симметрии, и чтобы в объёмах увеличиться)... Посчитали, порисовали варианты, решили возвести алтарь для служения Литургии! О.благочинный теперь ворчит: тесно, надо было, говорит, алтарь больше делать. Но наш алтарь выверялся по миллиметрам, и на бумаге, и эмпирически: строили модели, я надевал полное облачение, ходил, размахивал руками, совершал поклоны... Меньший алтарь практически уже невозможен, у общего пространства мы «отхватили» минимум! Зато получился настоящий храм, хоть и маленький. 

...В конце концов Николая Андреевича пришлось даже приостанавливать, потому что, как известно, совершенству предела нет, да и реконструкция наша затянулась. 

 

В июне (или июле - теперь не вспомню наве́рное) мы оповестили нашего благочинного о завершении работ и попросили его содействовать нашим дальнейшим созидательным движениям. Он пообещал всяческое содействие, но с условием, что храм будет выделен в отдельный приход. Чем уж там руководствовался о.Иоанн можно только гадать. 

Основная версия такова: идея выделения домовой церкви в отдельное юр.лицо исходит из епархиального управления и имеет в виду решить юридический казус: домовая церковь в школе есть противоречие Основному закону РФ («церковь отделена от государства»), домовая же церковь при школе - не противоречит, это при выражает взаимную независимость храма и школы, а разность их юридических лиц  подчёркивает эту независимость уже не на уровне лексики, а юридически. Напомним, что часть ДХШНР «Возрождение» является государственной и подотчётна ГорОНО. Домовых церквей при светских учебных заведениях, кстати, не так много, в огромной Москве что-то около 10-ка ВУЗов имеют домовые церкви, статус которых иной раз весьма нестабилен: сменилось руководство и... А светских школ с домовой церковью мы и вовсе не сумели отыскать, нашли лишь одну: в Кемерово, и та имеет приписку «с православным уклоном». Подчёркиваем: речь о светских школах, при кадетских корпусах, православных гимназиях и прочих подобных негосударственных учебных заведениях домовые церкви, разумеется, имеются.

Есть и ещё версия: положительная количественная динамика в созидании церквей на территории Ивантеевского благочиния.

 

О.Сергий Ганьковский облёк наши намерения и выставленное о.Иоанном условие в следующее прошение, оно датировано 2 октября 2012 года:

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Иоанн!

В связи с окончанием строительства и обустройства домового храма в честь преподобномученицы Елисаветы в негосударственном учреждении дополнительного образования Детской художественной шкоды народных ремёсел «Возрождение» в г.Королёве прошу Вас ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломенскима Ювеналием о благословении освящения домового Елизаветинского храма и антиминса к нему.

Прошу Вас также просить Его Высокопреосвященство о назначении настоятеля в новый приход.

прот. Сергий Ганьковский

 

15 октября 2012 г. последовал Указ Его Высокопреосвященства митрополита Ювеналия за номером 3468:

«Протоиерей Феликс Стацевич назначается настоятелем храма преподобномученицы Елизаветы города Королёва с оставлением в прежней должности».

А 19 октября 2012 г. Указом Его Высокопреосвященства № 3551 было благословлено проведение учредительного собрания прихода Елизаветинского храма и освящение храма.

 

5 ноября состоялось учредительное собрание вновь образованного прихода, это был понедельник, день был выходным (компенсация за День Народного единства и согласия, выпавшего на воскресенье), свою готовность провести собрание в назначенный день о.благочинный (присутствия благочинного на учредительном собрании требует регламент) подтвердил накануне. Вечером я спешно обзванивал братию - кто может, приходите, на случай форсмажора: вдруг кто проспит или электричка опоздает, или ещё что, призваны были и «лишние» люди, они гуляли неподалёку на детской площадке. 

Собрание состоялось, епархия дала неделю на подготовку и окончательное оформление документов. За эту неделю случилась некоторая ротация. Выяснилось, в частности, что наши москвичи  (согласившиеся войти в собрание и приносить нам всяческую пользу, таких двое) могут быть членами приходского собрания, но не могут - учредителями юридического лица (именно в силу территориального ценза). Были и ещё всяческие душевные и телесные (теперь думаю, что они были и вполне "духовны", в том смыслеН, что только на эмоции их не спишешь) движения в наших рядах, в архиве хранится хронология событий и подробная переписка действующих лиц, но публиковать её пока не пришло время. Разве что в некотором будущем...

В течение недели собрание фактически продолжалось, впрочем, по переписке: мы обсуждали число 10-ки (это нижняя граница, больше можно), решили остановиться на символическом числе 12-ть, обсуждали кандидатуры «членов» и «кандидатов в члены», пока, наконец, не подписали бумаги и я не отвёз их епархиальному юристу.

 

Помощником настоятеля был избран Константин Викторович Сутягин, замечательный во всех отношениях человек! Близкие друзья считают его человеком непрактичным, а я с этим поспорю. Джером Селинджер в «Выше стропила, плотники» приводит старинную даосскую притчу о состарившимся конюшем императора: 

В ту ночь при свете фонарика Симор прочел Фрэнни свой любимый рассказ - то была даосская легенда. И до сих пор Фрэнни клянется, будто помнит, как Симор ей читал:

    "Князь Му, повелитель Цзинь, сказал Бо Лэ: "Ты обременен годами. Может ли кто-нибудь из твоей семьи служить мне и выбирать лошадей вместо тебя?" Бо Лэ отвечал: "Хорошую лошадь можно узнать по ее виду и движениям. Но несравненный скакун - тот, что не касается праха и не оставляет следа, - это нечто таинственное и неуловимое неосязаемое, как утренний туман. Таланты моих сыновей не достигают высшей ступени: они могут отличить хорошую лошадь, посмотрев на нее, но узнать несравненного скакуна они не могут. Однако есть у меня друг, по имени Цзю Фангао, торговец хворостом и овощами, - он не хуже меня знает толк в лошадях. Призови его к себе".

    Князь так и сделал. Вскоре он послал Цзю Фангао на поиски коня. Спустя три месяца тот вернулся и доложил, что лошадь найдена. "Она теперь в Шаю", - добавил он. "А какая это лошадь?" - спросил князь. "Гнедая кобыла", - был ответ. Но когда послали за лошадью, оказалось, что черный, как ворон, жеребец.

    Князь в неудовольствии вызвал к себе Бо Лэ.

    - Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не в силах отличить жеребца от кобылы! Что он понимает в лошадях, если даже масть назвать не сумел?

    Бо Лэ вздохнул с глубоким облегчением:

    - Неужели он и вправду достиг этого? - воскликнул он. - Тогда он стоит десяти тысяч таких, как я. Я не осмелюсь сравнить себя с ним, ибо Гао проникает в строение духа. Постигая сущность, он забывает несущественные черты; прозревая внутренние достоинства, он теряет представление о внешнем. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей.

    И когда привели коня, оказалось, что он поистине не имеет себе равных".

 

Это о Косте! Не говорю уже о «пойти в разведку», «пуд соли» и т.п. По прошествии 3 лет в составе ПРиходского Собрания была произведена ротация, помощником настоятеля стал другой замечательнейшый человек - Андрей Иванович Власлов, а Константин Викторович вошёл в приходской Совет Старейшин или Стариков, или "Сенат".

 

16 марта состоялось освящение нашего храма, вот краткое сообщение об этом (с нашего же сайта):

В начале месяца мы получили долгожданный антиминс и 16 марта состоялось освящение нашего храма. По благословению Его Высокопреосвященства митрополита Ювеналия освящение совершил благочинный Ивантеевского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек в сослужении клириков Владимирской церкви иерея Глеба Козлова, прот. Феликса Стацевича и диакона Владимира Ткача. На новоосвящённом престоле была отслужена первая Литургия! Служба прошла вдохновенно и радостно! 

СпасиБо отцам-сослужителям! Особенное спасиБо о.Сергию Ганьковскому, который хоть и не сослужил нам на литургии из-за весьма малых объёмов нашего алтаря, но украсил своим участием последующее совместное братское чаепитие! СпасиБо всем помощникам и помощницам, за 2 дня вашими героическими трудами мы привели храм и прилегающую территорию в надлежащий вид! СпасиБо всем, кто пришли и разделили с нами нашу радость!

 

Николай Андреевич был награждён владыкой Ювеналием медалью «За жертвенные труды» 1-й степени. Имя награды показательно и, применительно к Николаю Андреевичу, очень точно. Труды его именно жертвенны! Дорогой Николай Андреевич! Храни Вас Господь!  

 

Последующие несколько месяцев жизни были замечательны в своём роде, конечно, описание их ждёт своего летописца и, главное, своего времени. Едва ли нужно торопиться с этим, самый жанр хроники требует фактов и только фактов, но факты эти и выросли из страстей, и ложатся на стра́стное восприятие, Бог весть, что из этого выйдет. Не будем торопиться. Время покажет, что здесь достойно истории, а что так, "пена", "пена дней".

Есть и другие жанры, например, трагедия. В трагедии описано действие неумолимого рока... Но у нас всё же летопись, а не трагедия. Потому решено, бытописание периода "март-сентябрь 2013" откладываем до лучших времён.

В сентябре же воспоследовали перемены статуса кво.

6 сентября владыка митрополит издал указ о назначении настоятеля Елизваветинского храма духовником Королёвского Хуторского Казачьего Общества. Указ этот № 4069 имел следствием некоторое возбуждение, как оказалось впоследствии, ожидался указ иной.

20 сентября владыка прислал очень тёплое и трогательное поздравление с юбилеем о.настоятеля: 

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Феликс! Сердечно поздравляю Вас с 50-летием со дня рождения. Желаю Вам здоровья, долгоденствия и помощи Божией в Ваших усердных пастырских трудах.

А 23 сентября указом Его Высокопреосвященства прот.Феликс Стацевич был выведен из штата Владимирской церкви и оставлен настоятелем только Елизвветинского храма. Наш кораблик остался предоставленным сам себе и, надеемся, окормлению Божию! Господи, окорми! Господи, не оставь! Господи, помоги управить наш путь ко спасению и жизни вечной!

 

 

Фотографии строительства храма предоставлены Владимиром Культиным.