Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



Житие одной святой, память которой совершается сегодня (24 сентября)

Возьмём смелость сказать: тексты, которые мы читаем в храме и дома - Евангелие, Апостол, Псалтирь и весь Ветхий Завет, молитвы, жития, - порой содержат нечто, написанное между строк.

Только это не  какое-то "скрытое знание" для "посвящённых"... Скорее, это нечто, что трудно выразить человеческими словами. 

Можно предположить, что такую премудрость, "тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей", и имеет в виду апостол Павел во второй главе послания к Коринфянам (и эти строчки мы читали вчера! - это Апостольское чтение Субботы перед Воздвижением!):

"Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его".

(Кор. 2, стихи 7 и 9)

Хочется высказать мысль, что вот эта радость между строк, часто тайная, едва заметная, или вовсе незаметная, когда глаз "замылился", когда молишься и читаешь "по привычке" - есть почти в каждом священном тексте. Строчки текста - как открытые жалюзи. И вот, она, даже, может быть, Она, Радость, Премудрость - стоит за ними. Смотрит на нас. Ждёт, заметим ли мы, узнаем ли? Или нет?

Всё это "предисловие" хочется считать довольно неуклюжей попыткой показать, предложить - поискать это "между строк" и в житии прп. Феодоры Александрийской, которое мы выложили на сайт.

Эта святая тоже ведь прошла мимо нас как-то почти незаметно, пока мы праздновали (и хорошо праздновали) Воскресный день, и праздник Рождества Богородицы, память прп. Иоасафа, в миру князя Андрея...

Полагаем, хорошо будет прочесть хотя бы житие преподобной Феодоры. 

Из жития "вырастает" много вопросов... Вот, самая обычная женщина, в такой нередкой ситуации в нашем мире - налетел нежданно грех, и разрушил семейное счастье, душевный мир, всё, чем она дорожила. Горе, страшное горе... Но почему она решается на такие подвиги, такие труды? Что так неожиданно переменилось в жизни сломленного, раздавленного грехом человека? Что дало силы и вдохновение бороться, и не просто загладить грех - достичь высокой святости?

Можно сказать привычно и правильно: Благодать Божия. Да, безусловно. Благодать - это то, о чём и эти строчки жития, и то, что между их.

Но как человек, любой человек, переживает эту благодать? Как он её ощущает?

Впрочем, стоит ли дерзать говорить об этом, не имеея вовсе серьёзного духовного опыта?

Всё же, выскажем маленькое предположение. Радость. Радость встречи с Богом. Надежда будущей встречи и будущего прощения. Живой и подлинный опыт такой радости и такой встречи - часто с самого начала, с первых шагов пути покаяния.

О радости общения со Христом прямо и смело говорят мученики, многие святые отцы и авторы наших богослужений складывают об этом песни, гимны, молитвы.

Но - человек кающийся? Такой человек, будь то прп. Феодора, или прп. Мария Египетская, или сотни других - он ведь плачет? Он считает себя последним, недостойнейшим грешником, он ведёт лютую борьбу со своими страстями... А почему? Ради чего?

Вот в таких житиях, в таких случаях, радость часто прячется где-то между строчек. Она угадывается у Марии Египетской, когда она приходит на поклонение перед Крестом Господним, когда получает помощь от Богоматери - и во все долгие и страшные годы её пустынной жизни...  Угадывается - но, боимся, порой читатель упускает её. Величина подвигов, удивительность жития может как бы заслонять её.

Полагаем, и всеми шагами прп. Феодоры Александрийской руководила та же самая радость. Может быть, если держать это "два пишем, один в уме", когда читаешь о всех искушениях и испытаниях, и как святая их перенесла - получится взглянуть на это житие под немного новым углом.

В конечном счёте, у нас ведь есть евангельские первообразы покаяния. И они все связаны с радостью и весельем. И блудный сын, и грешница, омывшая ноги Христа слезами - говорят нам об этой самой радости. И это последнее событие Евангелия упоминается и в житии прп. Феодоры в самый поворотный его момент.

Впрочем, просим прощения за многословие. Житие можно прочесть ЗДЕСЬ.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.09.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.