Труждаяся в швении одежд, блаженне, к смотрению мысленных твое художество управил еси, помышляя одеяние души твоея, в немже да внидеши в чертог Спасов.

Такожде удицею рыбы ловяй, выну мысль к Богу имел еси, блюдый себе, яко да не удицею греха уловлен будеши от вселукаваго врага спасения нашего...

Тропарь 4-й песни канона прав. Симеону Верхотурскому (память 25 мая)



Молебен на благословение нового дома

Эту службу называют освящением дома. Это не совсем точно. Службы собственно освящения дома в Требнике нет. Тот чин, что совершается при освящении дома, называется Чин благословением нового дома. Смысл этого  молебна правильнее всего искать в его молитвах, что мы и сделаем ниже.

Вместе с молебном о благословении может совершаться водосвятие, освящённой водой будут окропляться стены дома. Можно использовать и преждеосвященную воду, редко у кого в доме не хранится Богоявленская вода.

Рассматриваемая служба не случайно названа нами молебном, если рассмотреть порядок чина благословения нового дома, то найдём в нём все признаки именно молебна.

В начале читается Псалом 90: Живый в помощи вышняго. Этим домочадцы декларируют намерение и готовность уповать в своём жительстве на Бога и руководствоваться в устройстве своего дома «оправданием Твоим», правдой Божией, Его заповедями.  Живый в помощи Вышняго в крове (под кровом, под покровом) Бога небесного водворится. Речет Господеви (не тому или иному «сильному мира сего», но Творцу всяческих, Кого признаём своим Господином): заступник мой еси и прибежище мое (Ты, Господи, а не кто-либо из сотворённых), Бог мой и уповаю на Него (на Тебя, Господи, а не кого-либо из князей и сынов человеческих, в нихже несть спасения).

Как и во всяком молебне, после псалма поётся тропарь:

Ћкоже закхeеву д0му твои1мъ, хrтE, вх0домъ спасeніе бhсть, си1це и3 нhнэ вх0домъ свzщeнныхъ служи1телей твои1хъ, и3 съ ни1ми с™hхъ твои1хъ ѓгGлъ, ми1ръ тв0й подaждь д0му семY, и3 ми1лостивнw бlгослови2 є3го2, спасaz и3 просвэщaz всёхъ жи1ти хотsщихъ въ нeмъ.

Как некогда дому мытаря Закхея было даровано спасение Твоим входом к нему, Христе (об историми Закхея будет сказано в своё время), так теперь и этому дому подаждь мир, а домочадцам - спасение и просвещение 

Такой приём называется "анамнезис", по-русски "воспоминание", он очень часто встречается в молитвах. В своих прошениях мы опираемся (или ссылаемся) на какое-либо библейское событие. Ты, Господи, некогда пришествием своим освятил дом Закхея, вот войди ныне вместе с Твоими священниками и в наш дом и освяти его.

А какой дом имеется в виду? Дом как жилище (ниже мы встретим слово обиталище)? Или дом как собрание в нём живущих? Первое несомненно. Но. Ограничиваться в понимании дома только жилищем никак нельзя. Жилище? - да. Но не только. Жилище одушевляется живущими в нём.

Живите в доме и не рухнет дом, сказал поэт (Арс. Тарковский).  Живите! Не прозябайте только лишь, - живите! Полнокровно! Полной грудью! «В полный рост»! С Богом! Тогда не рухнет ваш дом!

Читаются две молитвы. В первой анамнезисом снова является история мытаря Закхея.

ГDи ї}се хrтE б9е нaшъ, и3зв0ливый под8 сёнь закхeа мытарS вни1ти, и3 спасeніе томY и3 всемY д0му є3гw2 бhвый: сaмъ и3 нhнэ здЁ жи1ти хотsщихъ, и3 нaми недост0йными молбы6 тебЁ и3 молє1ніz приносsщихъ, t всsкагw ѕлA невреждeнныхъ соблюди2, бlгословлsz и5хъ и3 nбитaлище сіE, и3 ненавётенъ тёхъ жив0тъ вhну сохранsz, и3з8oби1лнw вс‰ благ†z тво‰ и5мъ твои1мъ бlгословeніемъ на п0лзу подавazй.

Соблюди от зол, Господи, живущих в доме сем, усердно Тебе молящихся (внимание! это одно из условий благословения! Если в доме не молятся или молятся без усердия, наша служба будет тщетной!) Жизнь их пусть будет избавлена от наветов! Блага Твои пошли в изобилии (но пускай он изобилие Твоих благ будет им на пользу, ведь можно воспользоваться благами и во зло себе).

В анамнезисе следующей молитвы вспоминаются помимо Закхеевой ещё три библейские истории: 

  • - Иаков приходит к своему будущему тестю Лавану, и сказал ему Лаван: я примечаю, что за тебя Господь благословил меня (Быт 29-31.); 
  • - сын Иакова Иосиф в Египте в доме фараонова царедворца Потифара (Пентефрия) (Быт 37.36): с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его] (Быт 39.1-5); 
  • - внесение ковчега Завета в дом Аведдара: И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2 Цар 6.10-12); И оставался ковчег Божий у Аведдара, в доме его, три месяца, и благословил Господь дом Аведдара и все, что у него (1 Пар 13.13-14).

Владhко г0споди б9е нaшъ, на выс0кихъ живhй и3 на смирє1нныz призирazй, бlгослови1вый д0мъ лавaновъ при вх0дэ їaкwва, и3 д0мъ пентeфріевъ при вх0дэ їHсифовэмъ: бlгослови1вый д0мъ ґведaріинъ внесeніемъ ківHта, и3 во дни6 пришeствіz во пл0ти хrтA бGа нaшегw, спасeніе д0му закхeеву даровaвый. Сaмъ бlгослови2 и3 д0мъ сeй, и3 въ нeмъ жи1ти хотsщихъ стрaхомъ твои1мъ њгради2, и3 невреди1мыхъ t сопроти1вныхъ сохрани2, и3 бlгословeніе твоE съ высоты2 жили1ща твоегw2 низпосли2 и5мъ, и3 бlгослови2 и3 ўмн0жи вс‰ благ†z въ д0мэ сeмъ.
 

Огради, Господи, дом сей страхом Твоим (страх Божий - ещё одно условие благословения! Живём мы без страха Божия и веры? - наша служба будет тщетной! И даже, пожалуй, будет нам во осуждение. Да не будет!)

В этой молитве отметим интересную игру слов: мы просим Бога послать благословение на наш дом, на наше жилище с высоты святаго жилища Твоего.

Освящается елей. Освящённым елеем будут помазаны стены дома. В молитве подчёркивается локальный аспект дома,  говорится об освящении места сего

Во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw дyха, ґми1нь. И# чтeтъ над8 ни1мъ моли1тву сію2: ГDи б9е нaшъ, при1зри нhнэ ми1лостивнw на моли1тву менE смирeннагw и3 недост0йнагw рабA твоегw2, и3 низпосли2 бlгодaть прес™aгw твоегw2 д¦а на є3лeй сeй, и3 њс™и2 є3го2, ћкw да бyдетъ во њсвzщeніе мёсту семY и3 на нeмъ соwружeнну д0му, и3 на прогнaніе всsкіz сопроти1вныz си1лы и3 сатани1нскихъ навётwвъ.

За освящением елея следует ряд освящений. Сначала процессия во главе со священником обходит весь дом, окропляя все стены дому и все клети его, <…> в бегство обращая все лукавое бесовское действо.

Затем только что освящённым елеем помазываются крестообразно стены дома. Отметим, что на стенах нанесены кресты (теперь используются специальные наклейки). Крестиков этих четыре и они наносятся на четыре стены дома, также образуя крест. И самое помазание осуществляется крестообразно: восток-запад-север-юг. Перед каждым крестом поставляется горящая свеча, обозначая ещё один светящийся горящий крест!  Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего. Перечисленные нами кресты соотносятся с крестами на домашних иконах, на нательных наших крестиках и в конце концов с тем крестом, что должно нам носить в своих сердцах! Крест в сердце есть ещё одно условие действенности благословения нашего дома

Радуйся, Кресте Господень, прогоняяй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа!

Читается молитва, в ней замечательное предупреждение всем маловерным христианам, уповающим больше на форму, нежели на содержание, склонных к магизму, больше язычников, нежели христиан, недо-христиан…

Благослови, Господи, дом сей и исполни его земных Твоих благ и в нем благочестно жити хотящих страхом Твоим огради, и всякое изобилие небесного и земного Твоего благословения тем даруй.

Не хотим жить благочестно? - значит не о нас эта молитва! Не знаем, что есть благочестно? - нет, не о нас. 

Евангелие. Читается как раз история важного чиновника Иерихона - начальника сборщиков податей, т.е. начальника налоговой службы Закхея (Лк 19.1-10), 

который был мал ростом (яко возрастом мал бе), но так возжаждал увидеть Иисуса, Которого заслоняла окружавшая Учителя толпа, что влез на дерево, чтобы видеть Его (представим себе какого-нибудь зам.главы администрации г. Королёва влезшим на дерево!) И Господь увидел его, и вошёл к его дом, стал его гостем. А окружающие роптали, говоря: Ты, учитель, вошёл в дом к Закхею, «а он взяточник», презренный коллаборационист, изгой, негодяй. Однако, Закхей преобразился! Он оставил прежнюю жизнь, раздал большую часть имения, а тем, кого обижал поборами, вернул вчетверо больше. Златоуст пишет: прозрел <тот>, кто был слеп душою, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослеплённою жадностью. И Спаситель возвращает изгоя в число народа Божия, во всеуслышание объявляя, что днесь спасение дому сему бысть, а самого отверженного Закхея чадом Авраамовым, а значит членом народа Божия!

 

Закхея иногда отождествляют с апостолом Матфеем. По другому преданию, Закхей стал впоследствии епископом Кесарии Палестинской. Элладская церковь празднует его память 20 апреля.

Евангелие о Закхее всегда читается в воскресенье предшествующее Неделе Мытаря и Фарисея.

По прочтении Евангелия совершается каждение всего дома, это вместе с окроплением святой водой и помазанием освящённым елеем есть форма освящения. Каждение сопровождается чтением Псалма 100-го. Нам он должен быть хорошо знаком по Часу 1-му: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Псалом этот замечательно рифмуется с Евангелием о Закхее. Вот несколько строчек (в вольном переводе):

Буду жить в дому моём незлобиво, не стану творить в нём ничего непотребного, преступного, развращённого, злого. Изгоню из дома моего тех, кто тайно клевещет на ближнего, кто коварен, кто лжец, с гордецом и надменным не сяду за один стол. В дом мой войдут верные и непорочные сердцем.

Как всякий молебен (а также Утреня, форму которой молебен в большей или меньшей степени повторяет), чин благословения нового дома заканчивает сугубая ектения Помилуй нас, Господи, в ней мы просим ниспослать благодать на всех, хотящих жити в доме благочестно. Снова ниспослание благодати ставится в зависимость от благочестивых намерений домочадцев - хочешь жить благочестно, будешь стараться жить так, благословение Божие не оставит тебя. Не хочешь? Ну что же, молитва останется втуне.

Е#щE м0лимсz њ є4же низпослaти бlгословeніе своE на д0мъ сeй и3 на рабA своего2 (и3ли2 рабY свою2) и4м>къ, и3 на всёхъ въ нeмъ бlгочeстнw жи1ти хотsщихъ, и3 послaти и5мъ ѓгGла своего2 ми1лостива, соблюдaюща и3 сохранsща и5хъ t всsкагw ѕлA, и3 наставлsюща къ дёланію всёхъ добродётелей, и3 ко и3сполнeнію с™hхъ хrт0выхъ зaповэдей: и3 њ є4же сохрани1ти и5хъ t глaда, губи1тельства, трyса, пот0па, nгнS. мечA и3 нашeствіz и3ноплемє1нникъ. и3 всsкіz смертон0сныz рaны, и3 даровaти и5мъ здрaвіе, и3 долгодeнствіемъ њгради1ти и5хъ. и3 во всeмъ ўгобзи1ти, рцeмъ вси2, гDи, ўслhши и3 поми1луй.

Подведём итог нашему опыту, попробуем сделать выводы:

служба благословения дома, как и всякая церковная служба, есть звено в цепи. У службы благословения имеются звенья предшествующие и последующие. Служба благословения следует за другими службами и связана с ними, обусловлена ими, предшествуя в свою очередь другим службам. Только «в контексте» благословение «работает», в ряду усердной молитвы и страха Божия, в ряду участия в Таинствах церковных. Святой водою не смыть грех, носителем греха является отнюдь не стены дома, антресоли, чулан или какие-нибудь вещи-предметы. Как ни кропи дом, хоть из брандспойта залей святую воду, из сердца человеческого водою не вымоешь ни презорства, ни злобствования, ни зависти. Сердце, из которого исходят оскверняющие человека злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 16.19-20), следует открыть Богу, обратиться к Нему с духом сокрушенным, только тогда Господь примет твои возношения и всесожигаемая, только тогда можно и дом освящать, и колесницу, и все прочие вещи.

Можно сказать проще: начинать церковную жизнь следует отнюдь не освящения дома, но с участия в церковной жизни, в таинствах церковных, в попытках "настроить" свою жизнь по Евангелию. А уж после приступать к освящениям.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.12.2014

Отклики (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.