Коль хочешь свободы, сначала пытайся освободиться от самого себя.
Коль хочешь добиться свободы войной, сначала поведи войну против самого себя, и если эту войну выиграешь, то увидишь, что все остальные войны излишни.

Свт. Николай Сербский. О свободе.



Вечер с поэтом Бахытом Кенжеевым, 29 сентября 2019 г.

Заглянёт кто-то на сайт, откроет эту страницу, посмотрит-послушает, что это? - скажет, почему здесь эти стихи? на церковном сайте, почему? И вообще, что это за странный для такого рода аудитории человек: и убеждения его сомнительны, и лексикон иной раз не вполне, так сказать, «православен», и вообще… Что у вас тут делает Бахыт Шкуруллаевич Кенжеев?.. 

…Между тем, приглашали мы Бахыта сознательно, хоть и понимали, что озвученные вопросы более-менее предсказуемы и неизбежны. 

Попробуем сформулировать программу прошедшего вечера, заодно частью и на вопросы какие ответим (а м.б. поставим новые). Посмотрим, что выйдет.

Вечеру был предпослан анонс, он прилагался к афише, в анонсе мы умолчали о первом, чем руководствовались, приглашая Бахыта к нам, - не хотелось ни в малой степени с-«общесловить» (что почти = «сфальшивить»). К тому же люди мы взрослые, частью почти старые, проведали уже, что жизнь зы́бка, никогда не знаешь наверное, чего ждать через минуту… Вот, например, одна из скрипок заболела, к счастью, её «долю» взялся играть другой скрипач, практически с листа… 

Теперь, когда встреча состоялась и в основных своих составляющих прошла согласно задуманному, теперь уже можно сказать, что это было за «первое». В-первых - наш вечер задумывался как подарок отцу Сергию Ганьковскому, ему как раз исполнилось 70-т. Когда-то лет 25-ть назад - я же говорю, что мы старые - именно от него впервые услышал эти царапающее славянский слух «ха», «же»: «Бахыт Кенжеев - русский поэт». Хм, что за диво? Бахыт? русский поэт?..

Бахыт лет около 40-ка живёт на противоположной стороне земного шара, в России бывает хоть и регулярно, но всё же сравнительно редко. И надо же: на сей раз он в Москве именно в эти юбилейные для о.Сергия дни и мы сговариваемся-таки встретиться у нас… И батюшке спасибо! ему непросто было добраться до нашего Домика Культуры. Но добрался-таки и весь светился, внимая одному из любимейших своих поэтов! Мы - организаторы - несоклько раз переглянулись радостно: ворох суеты, неизбежной при организации мероприятий: согласования графиков нескольких занятых человек, организация «привезти/отправить», угощение, афиши, плюс настроить рояль, плюс аудио-, плюс видеозапись, плюс ещё сотня мелочей, а ведь мы не концертная или туристическая организация, у нас и своих хлопот хватает, мы делаем всё это в свободное - которого почти нет - время… Короче, переглянулись мы, улыбнулись друг другу, - усилия наши не пропали даром. Слава Богу!

Теперь о собственно вечере. Бахыт читал много. ЗдОрово читал. Он вообще здорово читает. Не как большинство поэтов. У Бахыта своя неповторимая манера. Иной раз Бахыт позволяет себе несколько даже манерничать, но и это выходит у него обаятельно (во всех смыслах в хорошем смысле) и, в хорошем же смысле, артистично. Иной раз не во всём можно согласиться с его трактовками - странно, правда? слушатель дерзает не соглашаться с авторской трактовкой его же - автора , - но это говорит лишь о том, что читатель опознаёт себя в этих стихах в самой полной мере.

Конечно, пару раз, заговорив о политике, мы «съехали в кювет», не без того. Впрочем, что в этом дурного? все мы живые люди, иной раз не без убеждений (а с ними - пред-убежений и пред-рассудков...) И вечер наш был принципиально домашним, что называется, «без галстуков», никакой цензуры. Да и чистоплюйство - я-де, выше «всего этого», я-де вне - штука не симпатичная.

Жалко однако, что, давая поспешные оценки, навешивая ярлыки, мы неизбежно мельчим. А вместе - и вот это печально! - мельчаем… 

Ну да, Бахыт вполне ортодоксальный антисоветчик, «либераст» (это он сам себя так называет), ещё -  Крым-НЕ-нашевец. И что? «Схвачен» человек этими характеристиками? Определён? «Три точки определяют плоскость»? «Меня? Поймали? меня? Душу мою бессмертную?» - хохотал пленник-Пьер Безухов... Ну да, Бахыт вполне старается быть последовательным в своей верности «преданию старцев», иное дело, я слышал в разное время и в разных контекстах столько метких оговорок, выдающих в нём не «члена партии» (той ли иной), но просто зрелого, умного, тонкого человека. Отсюда НО.

НО. В отличие от легиона единомышленников (хочется сказать: квази-) по части «анти-», «либеро-», «Крым-не-», Бахыт Кенжеев - большущий русский поэт, настоящий мастер, гросс-мейстер. Ещё Бахыт волшебник... (Не потомок ли тех евангельских волхвов персидских?) И. Бахыт - рыба глубоководная - глубоко плавает, ему должно быть мелко с этой суетливой-говорливой-местечковой (потому что он ещё и широк)... мелюзгой. ПОТОМУ ЧТО. Потому что у Бахыта есть позитивная программа (допускаю, что сам он может позволить себе о том и не ведать)! Программа эта в его стихах. Которые - неотъемлемая часть русской культуры. Вот и вся программа. Временное и случайное обратится в ничто, уйдёт в небытие. А стихи? А стихи - о жизни и смерти / о жизни и смерти - останутся. Останутся свидетельствовать об извечной тоске человека по Небу, о странствовании души человеческой. Земными дорогами. В кругах времени.

А политические убеждения, гражданская позиция… Что именно это такое? Вот были (и есть) красные и белые. У красных и белых было-таки (есть-таки), кроме «против», и нечто «за». А какого цвета анти-? Серо-буро-малиновый? «Цвета ультрамарин»? Есть у них «за»? Они за что? Отвлечённости, всякого рода абстракции типа «либертё, эгалитё, фретернитё» не предлагать. Слишком разный смысл вкладывают в понятие свободы Робеспьер, Спиноза, апостол Павел…  Слишком по-разному понимают братство фронтовой офицер и «менеджер по продажам» (боевое братство vs «офисное братство»? «бизнес братство»?) Про равенство и не говорю. Разве равны (скажем в электоральном, избирательном смысле) - отец семейства, врач, шахтёр и студент-шалопут? равны? - ну и чего оно стоит такое равенство?..

К этому много чего можно было бы ещё добавить, но ведь мы не за тем собрались, чтобы делиться. Мы - чтобы напротив, мы чтобы собираться (слав. "церковь" - собрание).

Как сказал другой русский поэт: пока-есть-русский-язык-поэзия-неизбежна (цитирую по памяти). Пройдёт 100 лет, 200, сотрутся случайные черты, забудутся необязательные споры, а стихи эти несомненно останутся: Пушкин, Боратынский, Блок, Заболоцкий, Кенжеев… 

Скажете, утопия? Пусть так. Но мы имеем в виду сделать её «топией». Собственно затем и носимся со своей Приходской филармонией.

И наконец (я всё об уместности/неуместности тех или иных гостей на площадке православного храма) вечная тема: «кто есть ближний мой?», это (Лука 10). А у Матфея (18.15-17) прописан ясный способ взаимоотношений с оппонентами. Стадия «будет тебе как язычник и мытарь» - только 3-я. На сегодня у нас нет оснований считать, что она наступила и пришло время сделать выводы и определиться (букв. «положить предел»), «вычеркнуть телефоны, сделать стены прочнее». Это Господь посылает нам встречи и, если хотите, ВРУЧАЕТ нас друг другу. И отпускает время исПОЛнить наши отношения друг ко другу. На кону: «приобрёл ты брата твоего». Нравится нам ближний наш, приятен он нам? Не нравится, не-приятель? в любом случае он ближний. Это задание Господа нам. Отчасти боевое. Потому торопиться с оценками, а тем более с выводами - безответственно, а иной раз и преступно, ну как стрелять прежде команды, обнаруживая позиции...   

5 последних лет Бахыт едва ли не при каждой встрече вспоминает свой первый визит к нам в Королёв, какие у тебя, говорит, люди!.. Да. И эти люди в большинстве своём по-разному оценивают «всё, что совершается дома», и многие, знаю, по-иному нежели Бахыт. Но они - наши люди - не мелочны. Они великодушны. Как, по мне, и поэзия Бахыта Кенжеева. Да я уже и говорил о глубине её и широте. О широте переходящей в глубину.

Ну вот и мы едва не "съехали". Надо бы больше о стихах, да что о стихах скажешь?! Как описать эту материю,  сотканную из смыслов, созвучий согласных и гласных? Ближе к концу нашего вечера вспомнилось такое вот определение поэзии (и музыки тоже), долго гадали - кто сказал, когда? называли разные имена, все "холодно", все "в молоко". Кончилось, конечно, тем, что кто-то отыскал-таки во всемогущем гугле... Жаль, получилось вотще и всуе.  Ну да ладно,  пускай будут эпиграфом (хотя ну какой эпи- в конце? ну назовите сами, как хотите), а слова вот они: 

я пытался объяснить ему, что такое стихи: что это не слова, и даже не мысль, и не рассказ, - и вообще не смысл, - а только угодивший в силок дух, который вырвался и улетел, но разноцветные перья кружат…

Лучшее определение поэзии, которое довелось когда-либо слышать.

В этот вечер - напомню программу: "Живая классика" - прозвучала Три новеллетты для скрипки и фортепиано Ивана Шмарыгина, 25-летнего музыканта - композитора, пианиста, выступавшего в этот вечер вместе с Петром Лундстремом (скрипка). Вполне традиционная музыка, но удивительно свежая, искрящаяся, светлая. Глубокая как живая душа. Впрочем, о музыке в другой раз. Ваню ждём с сольным концертом в начале ноября (3-го).

Вот такой был  нас вечер.

1. В годы нежданной свободы...

(загрузить)

2. 12 элегий

(загрузить)

3. Иван Шмарыгин. 1-я Новелетта

(загрузить)

4. Безденежной зимой, неясного числа...

(загрузить)

5. Потому что в книгах старых...

(загрузить)

6. Иван Шмарыгин. 3-я Новелетта

(загрузить)

7. Избранные стихи

(загрузить)

8. Иван Шмарыгин. 2-я Новелетта

(загрузить)

9. Бахыт Кенжеев - финал, стихотворение о рыбе

(загрузить)

А вот один из отзывов:

«Спасибо за вчерашний вечер! Музыка нам понравилась очень! Современная фантазия на тему много чего. Стихи, конечно, хороши <…>. Хотя по большей части унылы. Сам дядя Бахыт трогательный, несчастный, нелепый обломок. Совершенно русский,  считает себя казахом,  живёт в Америке... лихо бутылку уговорил в процессе чтения. Про хомячков высказался забавно. Меня особенно взволновало стихотворение про рыб, сети, рыбаков и Христа-прохожего, тронуло как, читая про Христа, автор внезапно прослезился! Я буду это помнить» (Анна П.)

А вот ещё отзыв, этот со своими комментариями (мы от комментариев воздержимся, текст и без того ёмкий и говорит сам за себя):

"Недавний вечер Бахыта Шкуруллаевича Кенжеева в подмосковном Королеве. Прекрасный, что и говорить. Люди слушали очень хорошо, да и, подозреваю, погружение в великую поэзию целебно не только для меня. Поэт читал стихи за разные годы, но - просили раннее! Причем тут священники - а они и создали вечер. Есть в рпц образованные и добрые люди, правда есть. Количество не знаю, но отец Феликс и отец Сергий нормальные, почти хорошие. Кроме долгого, полуторачасового, чтения стихов, поэт общался с залом и был честен, и из-за этой честности я переживала за чувства верующих)), но обошлось. Он рассказывал о своем первом прочтении Евангелия, об отношении к церкви как институции, да о многом спрашивали. ...Ну, в общем, все все понимали - кто перед ними, что это за встреча для них.
...парень со скрипкой - внук Олега Лундстрема ...любитель прилепина и ужасный путиноид!( Обидно. О.Лундстрем и его музыка, все-таки, что-то значили для нас. Это в сссре был, все-таки, джаз! Бахыт в стихах троллит прилепина, и парня снесло "он мне нравится..." и т.п. Ему из зала говорят "прилепин убийца", он не верит. Я смотрела, как его остро и резко подначивал Кенжеев, а вьюнош ему излагал википедию)) - про то, как дед после войны вернулся со всем оркестром в Казань! Тут уж я не выдержала: "Это, безусловно, дает право на аннексию Крыма!"( ...Ну, играет он на скрипке. Ну так у нас в консерватории так много талантливых молодых людей! Фамилии не Лундстрем, зато люди нормальные.
...Главное, был вечер, море мудрых печальных стихов (не всегда печальных, но pour la plupart** :) ). Запись будет, наверное, позже.  

(Анна М.) 

___________

*  "нормальные, почти хорошие" - восхитительно!

** pour la plupart значит, вероятно, "большей частью"

Бахыт Кенжеев Почему "почти хорошие"? :-)
Анна М. Они, конечно, хорошие... Но - "нельзя молиться за царя-ирода"). А им долг велит
Бахыт Кенжеев
Бахыт Кенжеев Анна М. Ошибаешься, Анечка. Ни за кого они не молятся, разве что за страждущее человечество. :-)"

И ещё: 

"Совершенно замечательная встреча с выдающимся русским литератором, одним из столпов русской поэзии, Бахытом Кенжеевым состоялась в Приходской филармонии Елизаветинского храма. 

Помимо близкого знакомства с творчеством, можно сказать, живого классика, имел удовольствие сыграть три Новелетты Ивана Шмарыгина - почти что однокурсника-пианиста (год разница).

Удивительная музыка, господа! Удивительная русская (Глазунов, Рахманинов, Римский-Корсаков, местами даже Мусоргский) музыка! Поздравляем, Ваня и желаем больших успехов! Ну и обязательно будем продолжать сотрудничество. 

Спасибо!"

Я бы добавил ещё - Метнер.

Это от Пети. Одного из героев предыдущего поста.  И Пете спасибо! Ведь Петя отозвался мгновенно, за несколько дней до предполагаемого концерта, да ещё будучи в отъезде: да, говорит, да. А главное - отозвался на музыку Ивана! Это дорогого стоит. Видите, не только центробежные тенденции в обществе, налицо и центростремительные.  

А вот ещё, это был анонс:

  «29-го сентября в рамках программы «Живая классика» Приходской филармонии Елизаветинского храма гостем нашего приходского дом[ика] культуры станет Бахыт Шкуруллаевич Кенжеев - большущий русский поэт. В рекомендациях он не нуждается, все более-менее интересующиеся этой стороной жизни - поэзией! - прекрасно знают цену его поэтическому дару… 

Иное дело, мiр вошёл в очередную зону турбулентности, войны - горячие, холодные, гибридные, идеологические, всякие - повсеместны, в состоянии полемики (греч. πόλεμος - та же война, а также: сражение, битва, спор, вражда) только канонаду и слышишь, на трезвость оценок современника, увы, почти не приходится рассчитывать, какая уж тут трезвость? в этом грохоте и дыме? Рвутся связи. Дружбы - всё больше «против». Всё смешалось в кучу: кони, люди. «Волки, волки!» «Ура, мы ломим»… 

И мы не исключение, и у нас имеются свои - точка, угол зрения на всё, что совершается дома: на «бред о буржуазном зле, о светлых пролетариатах, мещанском рае на земле…». И на то, что вне дома, также имеются и точка, и угол… 

Продолжаем надеяться, однако, на лучшее, продолжаем искать человека, вслушиваться в сокровенное, что помимо манифестов и деклараций, всматриваемся в быт-бытование-бЫтие-бытие человека перед Богом, человека во времени: память, вина, надежда, старость, тепло и свет, тьма и холод, трепет вдохновенья, страх, понимание/взаимопонимание/не-понимание/недо-; любовь/не-/недо-. И т.д. и т.п. 

Этот поэт знает свой «секрет колокольный», очень многое из того, что составляет здесь и сейчас ткань человеческой жизни, можно отыскать в Бахытовых строках. Стало быть наша встреча обещает быть содержательной вне зависимости от сходства/разницы политических, эстетических, каких-угодно ещё взглядов. Всех милости просим к нам!»


Автор: Администратор
Дата публикации: 08.10.2019

Отклики (2)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.