Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.
Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме
Нам предложили принять участие в Дне памяти жертв политического террора и мы с готовностью отозвались. Почему? О том удалось вкратце сказать в разговоре с организаторами. Вот эти вопросы и ответы.
Какое значение вы придаете этому событию (именно Дню памяти)?
Память, беспамятство… Помнить важно, памятование - по Платону форма познания (там, правда, несколько о другом, о вечном, об идеальном). Но и памятование прошлого важно. Памятование прошлого - форма религиозная, памятование связывает помнящего и того, кого помнят. И связи эти не номинальны только, они наполнены смыслом, жизнью, любовью. Памятование - ходатайство за поминаемого перед Богом.
Тех, кто в Церкви - невинно убиенных православных христиан, - мы поминаем за каждой службой. А тех кто вне? Что они? А ведь мы жили-живём в одной стране. А страна - это не гостиница - переночевал и ушёл, страна - скорее, дом. Живите в доме, и не рухнет дом. По-славянски «достояние» - наследие, то, что Господь вручил нам: живите, владейте, возделывайте, сохраняйте, умножайте. Благослови, Господи, достояние Твое. Населяющие этот дом - домочадцы. С каждым из домочадцев, хотим того или нет, мы так или иначе связаны. Хорошо, если эти связи будут мирны (что не значит: чёрное перекрасить в белое и наоборот).
Вот мы помянём сегодня церковных людей церковной молитвой: зажжём свечи в 21.00 и послужим заупокойную литию о всех невинно убиенных православных христианах, а затем, по слову поэта, «рыдающей лирой» помянём всех невинно убиенных наших согражданах: Леонид Игоревич Лундстрем и Мария Михайловна Воскресенская будут играть у нас медленные части нескольких скрипичных сонат Бетховена (2-й, 3-й, 4, 5, 6 и 7-й). В 21 час. Приходите, все желающие.
Кстати, ещё о памяти, вспомнилось, что слово «истина» по-греч. «а-летейя» - то, что незабвенно, то, что «не кануло в Лету».
Почему лично для вас важно участие?
Прежде всего, наша святая, преподобномученица Елисавета, говоря казённым языком, - жертва политических репрессий. Ведь за что и зачем убили Романовых? Это была манифестация: мы наш, мы строим новый мир, в нём вот этим людям есть место, а вот этим нет. Романовы стали символом как раз той части общества, кому места не оставили.
О смерти преподобных негоже говорить штампами, но продолжая всё же казённо, множество святых мучеников прошлого века - «жертвы политических репрессий». В нашем вот храме почитаема икона болшевских новых мучеников.
Наконец, мой двоюродный дед был арестован в марте, тройкой НКВД приговорён к «ВМН» 18-го и расстрелян 31 мая 38-го. Я отыскал его дело, прочёл его. Обвинение: «участник контрреволюционной националистической организации польской молодёжи». Читать наскоро слепленное дело было горько и стыдно. Дед реабилитирован военным трибуналом 4 ноября 1957 года.
А вот запись музыки с вечера памяти:
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Лада
10 ноября 2019, 13:40 #Интересно, что и мне про него думалось в то же время. aλήθεια (истина) — - отрицание Леты, то есть небытия.
И вот снова такая глубина слова, теряющаяся при переводе: если Христос — Истина, то это значит не только то, что Он — истинный, верный путь, но и то, что Он отрицает небытие, то есть избавляет от небытия; что Он — само Бытие, жизнь. И всё, что истинно, то живо и не канет в Лету.