Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.

Амвросий Оптинский



"Приходская филармония Елизаветинского храма" - интервью прот. Феликса "Калининградке"

Меня попросили об интервью, вопросы показались интересными, мы с интервьюером отцом Александром Опалевым наговорили раз в 6 больше, чем могла вместить газетная полоса. В результате в газете наша беседа сильно сокращена, вышел эдакий «блиц» с непонятностями и даже неточностями.

Публикуем полную версию. Прошу простить за излишнюю м.б. откровенность.

пФ

I. Личный путь и предпосылки

Отец Феликс, расскажите немного о себе. 
Чем Вы занимались до того, как стали священником?
И как Вы пришли к священству?

О-о-о! Коротко об этом будет непросто. В моей трудовой книжке сравнительно мало записей, но между строк там много всего… А между строк оно-то ведь как раз самое интересное.

Если по существу, то ответ короток: искал себя. Многие из священников моего поколения скажут то же. А вот процесс был сложен, конечно. Сложен - из множества встреч, множества интересных людей, о- и, увы, разо-чарований, заблуждений, ошибок…

«Фактология» как у всех: учился, работал. Учился в советской школе, потом в вузе (инженерном, авиационном), позже - в училище (музыкальном), ещё позже - снова в вузе (на этот раз богословском, Свято-Тихоновском институте, сначала на музыкальном (регентском) отделении, потом, уже став священником, перевёлся на богословско-пастырское).

В промежутках между учёбами работал: довелось поработать на знаменитой ныне «Азовстали» (Мариуполь, тогда Жданов),

на «Стреле» (в нашем тогда Калининграде-подмосковном),

преподавал в том же училище, где учился,

побывал в «дворниках/сторожах»: сторожил, к примеру, церковь - геопозицию не уточняю, важнее другое: был тогда почти совсем неверующим, но график сутки/трое был в тот момент подходящим: как раз учился, плюс нужно было кормить семью. Пробыл там недолго,

а год-полтора спустя так вдруг потянуло обратно, к этим только в храме бывающим запахам, к скрипу большого замка и отпираемых церковных дверей, к мерцанию лампад в утренних сумерках… Получается, запахи позвали… И скрипы (улыбается).

Были и ещё «зовы», такие же «несерьёзные» с виду, однако же, как оказалось, действенные.

Например, захватило желание - прямо-таки непреодолимое - петь. И именно в хоре. Не могу объяснить этого словами. Помню, пошёл в какой-то хор, потом ещё в какой-то… Как-то всё не складывалось, репертуар был случайным и чрезмерно зависящим от субъективных факторов, а у меня к тому времени уже сформировались кое-какие представления о «хорошо-плохо».

Эта «вкусовщина» является проблемой и церковных хоров, но всё же в степени на порядок меньшей. И у нас много всякой пестроты и так же многое зависит от вкуса, иной раз, мягко говоря, небезупречного, однако в церковном пении задан определённый дискурс, эти пределы-границы-берега (со всеми многочисленными оговорками) удерживают форму…

Прибился, наконец, к клиросу только что открытого храма в Мытищах (Владимирскому, что на Ярославке), там служил игумен Александр (Агриков) (теперь митрополит Брянский). В то время работал уже ночным сторожем в одной новоиспечённой комсомольско-кооперативной конторе с претенциозным наименованием «Демос» (мы с коллегой-сторожем между собою ехидно называли его «Пафос»), такая работа позволяла как-то кормиться, учиться, после расхода  вчерашних комсомольцев/бизнесменов было где заниматься, а по утрам я отправлялся на службу.

Служили в храме ежедневно и как-то вовлекло меня в этот прекрасный водоворот… Пение моё тоже сделалось ежедневным. Пели, конечно, чего уж там, - неважно, но красота и традиция сквозь обшарпанные стены и наше нестройное пение проступали явственно.

[Вот у Лосева в «Диалектике мифа» (сейчас найду…):

…Протестантское учение о таинствах – аллегорично, православное – символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация, часто даже без особенного благочестия].

Думаю, многие это знают: зайдёшь в любой храм, как бы и что там ни пели, словно попадаешь в мiр иной… В больших городах этот контраст особенно отчётлив.

Тогда же познакомился с Сергеем Алексеевичем Ганьковским и, когда он открыл свой «подвал» на ул.Грабина, присоединился к группе его единомышленников, войдя в число первых прихожан Владимирского храма. Тогда же как раз закончил училище и уже твёрдо знал, что если и буду учиться музыке дальше, то только церковной. С подачи о.Сергия поступил в только что открывшийся Тихоновский.

Параллельно в будни пел в небольшом трио (иногда квартете) на подворье Оптиной пустыни в Останкино, это было самое счастливое для меня певческое время. Там мы познакомились и подружились с Митей Арзумановым, вскоре он стал священником (на несколько месяцев раньше меня). Друг мой (кстати, выпускник питерской консерватории, многодетный отец, духовник моих детей) уже несколько лет как умер, поминаю его прежде всех прочих дорогих усопших. У нас с ним сразу образовалась какая-то сердечная близость и продолжалась три десятилетия. И продолжается.

Тогда же поработал и в профессиональном хоре. В нём и жалование платили, но главный интерес был - репертуар. Пели т.н. "строчное пение» с невероятными на обычное ухо гармониями, ранний партес… С этим хором связана забавная и знаменательная для меня история. Вдохновитель, руководитель, дирижёр, чудесный человек Толя Кулешов - опытнейший хоровик, работал в …«Любэ» (он автор аранжировки популярной теперь песни про коня, которую «по знакомству» довелось услышать задолго до её обнародования). Но забавно не это, а вот что: Толя позвал работать в «Любэ», как раз вакансия была. Заманчиво: стабильная и денежная работа. Поколебался, впрочем, недолго, и - отказался. Реальная церковная жизнь уже захватила в свой светлый и радостный плен.

Толя впоследствии погиб в автокатастрофе, это случилось на Светлой Седмице. Когда его отпевали, в храме было душ 250 и все хоровики. Когда весь храм - 250 голосов (и душ!) - поёт стройно и вдохновенно стихиры Пасхи, это дорогого стоит…

Откуда в Вас такая любовь к музыке?

Вот не знаю. Да и любовь как сформулируешь? как её определишь? Эта птица неуловима. Как, пожалуй, и музыка тоже.

Ну, папа был меломан, он умер, когда мне было 9 лет, но остались пластинки.

Старшеклассниками, когда весь Советский Союз захватили «мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (ровесники помнят, о чём я), мы с друзьями стали слушать серьёзную музыку. Прежде всего из тщеславия, конечно: все, понимаешь, слушают какую-нибудь АББу или, прошу прощения, Smokie, ну в «лучшем» случае Deep Purple, а у нас - Бах, джаз и Pink Floyd (справедливости ради - правильнее всё же в обратном порядке). Тут и папины пластинки пригодились, Рахманинов, Чайковский, Григ, Скрябин выдержали конкуренцию с популярной музыкой, полюбились и по сию пору остаются в «плейлисте», а вот блиставшие тогда многочисленные рок-звёзды поблекли и забыты. Хотя тогда, рок, конечно, доминировал.

Родители не сумели загнать меня в музыкальную школу (спасибо, в шахматную загнали, выполнил даже 1й разряд), а вот наши с друзьями «радения» впоследствии привели-таки к стремлению учиться именно музыке.

Я был не один, вся наша компания в смысле музыки была «немного того». Любителя музыки называют меломан, соответственно, любовь к музыке есть мело-мания, второй корень этого слова говорит сам за себя.

Один из нашей школьной компании (Слава Д.) сразу после школы поступил в Гнесинку. Другой (Валера М.) не стал музыкантом - он поступил в Абрамцевское училище (АХПУ), в нашем храме несколько замечательных его икон, - но всю жизнь оставался тонким меломаном, он был большой шутник и мастер каламбура, город Мариуполь, в котором прошли наше детство и юность, назывался тогда Жданов, с его подачи мы стали называть его «Джазов» (как это называется? ассонансная рифма? не знаю) Да и в институте с первого же дня (это в точности именно так!) мы задружились с моими и понынешними близкими друзьями (Серёжа Ш. и Гриша С.) в первую очередь на почве именно «меломании». В Харькове (именно в этом городе мы учились), кстати, параллельно ходил в вечернюю музыкальную школу, навёрстывал упущенное.

Так уж вышло, что школьные и институтские мои друзья почти в полном составе живут в Подмосковье, мы и поныне продолжаем обмениваться своими открытиями, и в первую очередь именно музыкальными.

С шахматами, раз уж я упомянул их, связаны две забавные истории.

Шахматы кормили меня в институте, причём в самом прямом смысле слова. Стипендия была хорошая (55 р., ровесники оценят, такая была мало где), но тратил я её на …опять же пластинки и путешествия. Потому приходилось подрабатывать - вагоны разгружали, однажды, помню, втроём - четвёртый не явился - разгрузили 64-тонный вагон с мукой, обычно успевали за ночь, а тут - втроём - возились почти сутки. Герои.

Часто жили впроголодь, деньги добывали правдами-неправдами: сдавали кровь, собирали бутылки, была такая лесопосадка неподалёку от институтских общежитий и проходной авиазавода, мы выходили в субботу рано утром, на час раньше профессионалов-сборщиков… Так вот про шахматы: нередко играл «на интерес», причём вслепую, вслепую требуется концентрация, что при моём характере помогало собраться, потому всегда выигрывал. «Интерес» - сковорода жареной картошки. Съедали её, конечно, вместе с поверженным соперником и зрителями (такие состязания неизменно вызывали интерес), но победитель имел преимущество "первой вилки".

А вот вторая история, эта вполне бескорыстна. Подрабатывал на «Азовстали» электромонтёром. Там периодически устраивали ремонт прокатного цеха. Что это такое? Металлургическое производство непрерывно, потому сколько-то раз в году цех планово останавливали на несколько часов (на одну ночную смену), набегали бригады ремонтников - слесарей, электриков, прочих - слесари что-то там перебирали-меняли-смазывали, мы высокомерно называли их «рексами» (частью их экипировки были цепи и были они какие-то чумазые), а мы ("чистые" - теперь смешно) разбирали огромные электродвигатели, вращавшие валы прокатного стана, меняли там щётки, всяко-разно, потом собирали и ровно в 7 утра линию запускали снова. Так вот, лёжа ночью на вершине какого-то несколько-метрового в диаметре двигателя и вращая гаечный ключ, - мы с другим таким же чудаком и тоже вслепую - играли в шахматы. До сих пор помню его имя и необычную фамилию: Лубэ. Кричишь ему: Конь эф3-же5, он тебе в ответ спустя какое-то время пешка аш7-аш6… Так коротали время. Помню и бригадира Валерия Дмитриевича П., особенно его поговорку-эвфемизм (её не могу здесь привести по цензурным соображениям). Утро, до запуска цеха считанные минуты, а у нас не закрывается кожух двигателя (диаметром больше 2 метров). Паника... Подходит бригадир, сам огромного размера с ручищами-крюками размером с лопату и - огромной кувалдой мощным и метким ударом насаживает эту «дуру» ровно на посадочные места. Удар сопровождается вышеупомянутым непереводимым восклицанием. Мы бросаемся насаживать и затягивать гайки, ровно в 7 движки запускаются, валы начинают вращаться, огромные раскалённые плиты проката выплывают из печей… Это довольно величественное зрелище, но не для нас, у нас конец смены, мы отправляемся на проходную и по домам.

Говорят, что в начале 90-х Вы были связаны с рокерской тусовкой. Это правда?

Слово «тусовка» и тогда, и теперь употребляю исключительно в негативной коннотации, а понятие «тусовка» вызывает отвращение и протест. Да, мне довелось некоторое время поиграть в «ансамблях», но интерес был только и исключительно к музыке и общению с живыми людьми, каковые, как тогда казалось, среди музыкантов встречаются чаще, нежели в обычной жизни… Впоследствии повезло встречать интересных людей и среди слесарей, и среди такелажников, и шофёров-дальнобойщиков, и военных… Порассказать бы о них, но не в этот раз…

В общем, должен разочаровать: никакой «тусовки»… И всего с этим связанного: наркотики, к примеру, алкоголь в чрезмерных дозах и прочее в этом роде меня, к счастью, совсем обошли стороной. Да и «рок» этот был тот ещё «рок»…

Мой дед (один из дедов, другой погиб на войне и я никогда его не видел) будучи далеко за 70-т старался понять мои увлечения и даже признавал кое-какие достоинства за отдельными представителями рок-культуры, однако рок вообще безжалостно окрестил «лошадиной музыкой», до сих пор вспоминаю это удачное выражение с улыбкой, когда, например, мимо проезжает важный мотоциклист-хард-рокер, не говоря уже об автомобилях с «ум-ца-ум-ца» из открытых окон.

… Так вот, мы сторонились «лошадиной музыки», в качестве ориентира могу указать на замечательный в очень многих отношениях московский коллектив «Вежливый отказ» (если кто знает). К какому жанру его отнести? Вот и мы делали что-то в подобном духе, хотя и иное по форме. Да, был небольшой круг постоянных партнёров по сцене, например, ансамбль с двусмысленным названием …«Секретный ужин». Позже встретил его лидера в коридоре …богословского института. На бегу переглянулись, оба, вероятно, не поверили, не остановились, разошлись… А спустя много лет встретил о.Игоря Ш. …на Афоне, мы пришли в одно и то же место (Иверон) в одно и то же время…  И в прямом и в фигуральном смыслах. Помнишь, говорю, мы в Тихоновском столкнулись? До сих пор сомневался, ты ли это был?

В этом смысле мне повезло - в классе (парней было человек 12, не больше), и из них - 2 священника. Второй, точнее первый: о. Андрей Т. - одноклассник, друг мой, брат, служит в Мариуполе.

В училище выпускались со мною всего 6 человек, из них в итоге - 2 священника, это из музыкального-то училища. Второй, точнее, первый - о. Андрей Л., служит в Николо-Перервинском.
Вот и из нашей, как Вы выразились, «рок-тусовки», также, выходит, 2 священника.

Как-то это очевидно не случайно, как-то было всё наэлектризовано тогда вокруг…

А как это повлияло на Ваш дальнейший путь? Как музыка сопровождала ваш путь к Богу?

Расскажу ещё одну историю…

Какой это был год? 1989? 90-й? Я возвращался с концерта в концертном зале ЦДТ (Центральный Дом Туриста; при советской власти любили такие аббревиатуры: ЦДКА, ЦДЖ, ЦДРИ, ПКиО и т.п. - интересно, нынешние «z-умеры» и «альфа» сумеют их расшифровать?) Шёл к метро «Юго-Западная». Там ещё храм… Было около 10 вечера… Что-то происходило вокруг… Воздух был словно заряжен, чуть ли электрические разряды, чуть ли не сполохи огня… Что это было?

Понял спустя год-другой: это была Великая Суббота, самый канун Пасхи! Вот-вот запоют «Волною морскою», следом «Воскресение Твое, Христе Спасе», следом волшебная Пасхальная Заутреня… Сам был ещё очень далёк тогда, а вот душа что-то почуяла, предузнала…

Музыка - чистый миф, чистый образ, музыка  - звучащий символ. Музыка выражает нечто сокровенное в человеке, как раз то, что «между строк». Мало каким ещё образом можно так поведать о любви, радости, тоске по Небу, о надежде, о скорби.

Музыка амбивалентна, конечно, и в этом смысле небезопасна (это, впрочем, относится ко всякому искусству, да и не только искусству, а ко всему, что так или иначе апеллирует к душевному и духовному в человеке). Однако если соблюдать элементарную духовную дисциплину и трезвость, не заигрывать с откровенно демоническими её (музыки) проявлениями, она (музыка) может стать добрым путеводителем в мiр идеальный. Не стану повторяться, если кому интересно, - на сайте нашего храма есть статья «О зле в музыке» https://saint-elisabeth.ru/temple/parish-philharmonic/7894-пианист-и-композитор-алексей-чернов-о-зле-в-музыке.html.

Даже и в церковной поэзии, говорящей о вещах заоблачных, дорог голос именно живого человека - Григория Богослова, Космы Маюмского, Андрея Критского.  Живой голос придаёт тексту неповторимую окраску, передаёт трепет восторженной или печалующейся души, текст обретает дыхание, это уже не учебник догматики (учебник догматики ведь не споёшь), не профессорская кабинетная вера (и лекцию по «теологии» не споёшь), а именно песня: гимн, плач, молитва.

Голос человека. Теперь вот стены исписаны граффити (+ крашеные волосы, + татуировки), всё это уродство, конечно, но… это человек пытается высказаться… душа ищет выразить тоску свою: «Господи, вот я! мне нехорошо здесь, тесно, скучно». Выходит неловко, дёшево, что называется, «для бедных», но уж как есть.

«…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?...
Мысль изреченная есть ложь…»

А вот музыка - правда, нужно только расслышать.

Теперь познание нередко сводится к «погуглить», а там… Что там о Моцарте, Шопене, Чайковском?.. Если не откровенный вздор, то «бухгалтерия» какая-то… Или "история болезни", до которых - не своих, - чужих! "вот и великие как Я" - скучающий обыватель так охоч. Но слушаем (или играем) ля-бемоль мажорную прелюдию Шопена (перечисляю навскидку), d-moll-ный струнный квартет Моцарта, Fast Zu Ernst из  "Детских сцен" Шумана, 6-ю Чайковского - вот реальные Моцарт/Шопен/Шуман/Чайковский, думаю, именно такими Господь их знает, а прочее - «случайные черты», «акцидентальные признаки».

А как в служении музыка сопровождает?

Знаете, стараюсь не смешивать эти материи (хотя это никакие не материи, конечно).

Конечно, с радостью пою на службе когда есть возможность, но богослужебное пение это всё же не совсем музыка, а нечто иное. Не стану сравнивать: большее ли, меньшее? - просто иное.

Вот разве что мы затеяли у нас концерты, они выросли в такое начинание как …Приходская филармония. Кто не знает, пускай не улыбается скептически прежде времени, у нас отличный зал с отличной акустикой, отличный рояль, у нас восхитительные музыканты, и - весьма именитые (если для кого-то это важно).

Но главное в нашей приходской жизни всё же богослужение. Мы не концертная площадка, мы не «организовываем досуг», не раз-влекаем, мы вообще не раз-, мы ставим себе как раз обратные задачи: мы со-.

Чем Вы еще занимаетесь, помимо того, что являетесь настоятелем Елизаветинского храма г. Королёва?

Барочный концерт в филармонии

Продолжаю искать себя (шучу).

А если серьёзнее: в первую очередь я приходской поп, люблю это дело - службы служу, исповедую, переписка с прихожанами обширная и т.п. Преподаю литургику в институте, в своей альма-матер (литургика - наука о богослужении: история, гимнография, текстология), последние годы у меня вечерники, это страшно интересно, мы напряжённо и усердно работаем весь учебный год, но нередко отвлекаемся на разговоры «за жисть»… Это тоже важно.

Вообще, это самое главное и интересное в нашем поповском деле - люди. Даже святые и отцы-учители - небожители! - они прежде всего люди, как-то жили, мечтали, ошибались иной раз, разочаровывались, сохраняли и возделывали своё сокровище - веру, надежду, любовь…

Стараюсь участвовать в воспитании внуков, у нас их …девять, мамок-нянек нет, помощь бабушки-дедушки иной раз остро необходима.

Занимаюсь спортом, несколько лет назад заразился велосипедом, предпочитаю его и автомобилю, и общественному транспорту. Читаю много. Думаю. Учусь при всякой возможности, восполняю пробелы в образовании.

II. Приходская филармония. Возникновение. Цели, задачи и миссия.

Как сложилось, что Елизаветинский храм расположен на территории Центра художественного мастерства? Как складывались и складываются отношения с Центром?

Поправлю - на территории детской художественной школы «Возрождение». Центр, который Вы упомянули, по соседству со школой и с нами. Мы какое-то время пользовались их концертным залом, низкий поклон Татьяне Сергеевне Куренковой - тогдашнему директору! Но давно уже обходимся своими ресурсами.

А со школой дело было так. Чудесный человек, Николай Андреевич Травкин - создатель, вдохновитель, в то время директор упомянутой школы - возмечтал перестроить хозблок на школьной территории в часовню. Николай Андреевич, кстати, стоял у истоков и соседнего Владимирского прихода, именно в одном из помещений его школы (пресловутый подвал на ул. Грабина) начал службы о.Сергий Ганьковский со своей командой.

Сотрудничество с Николаем Андреевичем и связанные с оформлением его идеи хлопоты были возложены на меня. Когда помещение расчистили, обмерили, посчитали, оказалось, что можно выделить место для небольшого алтаря, что и было приведено в исполнение.

Опускаю различные подробности едва ли интересные читателю. После множества сложностей всякого рода, крохотную нашу церковь сделали отдельным приходом. В самые первые годы, кстати, это было почти катастрофой: представьте, детские учебные заведения обязали оградить забором, устроить проходные, посадить охранника, а тут церковь, а в неё через эту самую проходную и мимо этого самого охранника несколько раз в неделю устремляются десятки отнюдь не школьников… Рисковал в первую очередь именно директор и все эти годы Николай Андреевич нас прикрывал. Благодарно поминаю его за каждой службой, он настоящий «ктирор святаго храма сего» и в самом прямом смысле «созидатель» его. Позже после долгих стараний мы оформили землю и здание в приходскую собственность, тут искреннее спасибо ещё и нынешней администрации нашего города, и конкретным частным лицам, их тоже благодарно поминаем.

Как возникла идея создания именно приходской филармонии? Что было главным импульсом?

Идея возникла сама по себе. А импульсом было простое желание поделиться тем, что мне самому дорого и что мне самому подарено моими друзьями-музыкантами (и не только музыкантами, потому что у нас и выставки, и лекции, и вечера поэзии, и кино, и много чего другого).

Давным-давно ещё на площадке Владимирского храма мы как-то устроили концерт уникального музыканта Ивана Смирнова и выставку замечательного художника Константина Сутягина (имена можно набрать в поисковике, найдётся много всего о них). Концерт прошёл на ура, был снят нашим ТВ «Подлипки», показан по городскому ТВ (видео имеется на нашем сайте, правда, в неважном "оцифрованном" качестве https://saint-elisabeth.ru/temple/parish-philharmonic/6457-november-15-the-anniversary-of-the-death-of-ivan-smirnov.html).

Тогда я был молод, полон иллюзий, глаза горели «деятельностью». Мы созвали приходских и около- подростков - смотрите: православный человек, отец 8-рых детей, родной брат самого́ всероссийского батюшки о.Дмитрия Смирнова, при этом не какой-нибудь там «пианист-академист» или «скрипач», а  г и т а р и с т (самый популярный инструмент в мире), виртуоз, и музыку играет вполне современную, хотя не рок и не поп, конечно…

Увы, реальность оказалась иной. Пересмотрел видео через несколько лет - и где они эти подростки? А горожане, посмотревшие концерт на ТВ-экране, - где они? Ну да, «было круто» (так говорили), ну да, в известных кругах я повысил собственный рейтинг и проч. т.п. И что? Смысл? Кто-то пришёл в храм? Увы.

Это был урок… С тех пор смотрю на наши такого рода начинания без излишних иллюзий. Однако же и не без энтузиазма. Что-то и удалось-таки, ведь осталось же ощущение радости от живого, неформального общения десятков людей. Потому и продолжаем.

С тех самых пор сам я предпочитаю такого рода «квартирники» большим филармоническим концертам, большим залам, часто, увы, с, как выражаются музыканты, «понтами», не соответствующими реальной ценности «продукта»….

Насколько мне известно, приходская филармония при Елизаветинском храме – явление уникальное. Знаете ли Вы о подобных форматах на других приходах?

Уникальное? - не знаю. По правде сказать не задумывался об этом. Редкое - пожалуй, да. В таком формате во всяком случае. В Москве знаю несколько приходов, где есть что-то отдалённо напоминающее: на приходе о.Дмитрия Смирнова (он умер, но приход-то его), в Кузнецах, в Кузьминках в храме св. князя Владимира... В здании ПСТГУ в Лиховом переулке действует просто-таки серьёзная филармоническая площадка с дорогими билетами и умелой рекламой, мне, впрочем, как я сказал выше, ближе камерный формат и в этот зал я прихожу к друзьям только на их редкие домашние, приходские концерты.

А так много где активно занимаются чем-то своим - где спорт, где театр, где образование. Вот в Лесных Полянах о.Андрей каждый год проводит замечательный театральный фестиваль, в Болшево у о.Виктора гимназия, в Воздвиженском (на Ярославке, около Радонежа) прекрасный летний этно-фестиваль…

Что самое важное Вы хотите донести до людей через музыку и искусство, какую ценность предложить?

Я вот смотрю как мои ровесники кипами скупают кроссворды (вот уж, казалось бы, скука смертная, но скупают же) или как уныло иной раз поют наши певчие, как они «работают» вместо того, чтобы собственно петь и служить чему-то (и Кому-то!) большему, чем их (наши) обыденные заботы (об этом - первые страницы «Планеты людей» Экзюпери) и - хочу поставить в пример наших гостей-артистов (в высоком значении этого слова, от лат. ars), для которых их профессия - служение и …песня. Увы, большая часть тех, кому я хотел бы адресовать сказанное, на наши концерты не ходят - «устали», «заняты», «нет времени» и т.д. По такому поводу ещё 200 лет назад один известный всем человек горько заметил: мы ленивы и нелюбопытны.

Что донести? Да много чего. Например, то же, что хочет донести до нас Творец, даря нас вот нынешним зелёным Своим летом, дождями в июле, россыпью звёзд в чёрном августовском небе, пением птиц:

мiр (и жизнь) не хаотичны, не бессмысленны, мiр (и жизнь) космичны и логосны.

Надеюсь, читатели уловят игру слов, для жителей нашего космо-града особенно ёмких: греч. κόσμος - и мiр, и красота (если кто из представительниц прекрасного пола ещё не знает, сообщу: слово «косметика» того же корня).

Вот ещё что хотим донести: музыкант и композитор - не «алла-пугачёва-филипп-киркоров», музыкант - не какой-то шут гороховый, он не для развлечения нашего живёт (слово-то какое! приставка «раз-» говорит сама за себя), музыкант (наши, во всяком случае, таковы) со-творец, то, что он делает, это служение, духовное делание, и оно требует самого серьёзного внимания, сосредоточенности, доверия.

Добавлю ещё, что музыкант это ещё и ремесленник самой высокой пробы, п.ч. владение инструментом - это высочайшая, тончайшая, искуснейшая технология, этой профессии учатся много-много лет… Уже одно это достойно уважения.

А предложить?

Знаете, есть такое понятие «энергия заблуждения». Даже если человек делает что-то ну совершенно с виду бесполезное, но делает увлечённо и с усердием, - его действие продуктивно, конструктивно, созидательно. Вот наши музыканты таковы, они не пашут-сеют, не варят сталь, не собирают телевизоры-автомобили-ракеты, но они созидают смыслы, а это м.б. и есть самое важное…

Филармония – по определению, «любовь к гармонии/музыке». Как эта «любовь» воплощается в вашей конкретной деятельности? Что она дает людям?

Что даёт, о том не мне судить. Мы часто радуемся общаясь, значит что-то даёт. Да и само слово «деятельность» меня несколько смущает. Вот птица поёт, это - деятельность? Мы просто живём, трудимся… А слово «филармония» в названии - шутка, улыбка, не без самоиронии. Как и один из наших залов - крохотный приходской домик, в котором мы ютились до того, как был выстроен более просторный зал, - мы в шутку называем Дом'ик культуры. Апостроф - не опечатка, у нас даже табличка такая висит. Тоже шутка и не без самоиронии.

Да и «приходская филармония» что-то вроде оскюморона. У нас внешне вроде всё «всерьёз»: концерты, именитые музыканты, рояль хороший, афиши красивые, зал стильный, хорошая живопись на стенах, но по существу это что-то иное… Эдакая самодеятельность, только в очень хорошем смысле этого слова.  Знаете, «дилетант» значит «любитель», только не в смысле неумеха, а в смысле «тот, кто любит своё дело». Вот и мы хотим остаться дилетантами. Как сказал когда-то Ваня Смирнов - "моё кредо - жить самоучкой". Вот и мы в нашей филармонии дилетанты и самоучки. Хоть многие из выступающих имеют при этом распрекрасные дипломы.

Даже не знаю, что ещё сказать, все слова, что приходят на ум, направляют по ложному следу. Наши концерты - повод встречаться, общаться, радоваться, вместе ставить главные вопросы, искать на них ответы…

Повторю ещё раз, - у нас не только концерты, мы и фильмы серьёзные смотрим, лекции бывают, выставки, вечера поэзии, у нас художественная студия, гитарная, др/греческий язык, всяко-разно…

III. Деятельность: Концерты, Репертуар, События

Репертуар филармонии очень разнообразен, но с акцентом на классику. По какому принципу формируется афиша? Почему преобладает классика, а не церковная тематика?

Один из девизов нашей филармонии:

«Никто не может быть истинно весел, кроме серьезных людей. В конце концов, человек может радоваться только сути вещей. Он может радоваться только вере». Это Честертон.

У нас играют очень живые, часто весёлые, но при этом очень серьёзные люди. Они играют очень живую, нередко весёлую, но неизменно серьёзную музыку.

Иван Глебович Соколов

А церковная тематика… О смысле жизни это церковная тематика? А о жизни и смерти? Но разве Моцарт не о том? Или Бетховен? Церковная тематика в прямом смысле у нас в соседнем -  и главном! - здании, - в храме! Мы служим уставные всенощные, это довольно серьёзное испытание для прихожан, службы долгие, требуют концентрации, крепости даже и телесной. А по соседству в филармонии - продолжение (или предварение?) церковной жизни, только иным образом.

Афиша. Когда-то я сам что-то заказывал, среди моих друзей стало притчей во языцех, например, что программа русского композитора В.Я. Шебалина инициирована в качестве епитимьи одному из прихожан-музыкантов. Отчасти это легенда, отчасти самая что ни на есть правда… Постепенно, когда круг «солистов» нашей филармонии сформировался, сами музыканты стали предлагать что-то, что они выучили и готовят к концертам на больших столичных площадках, к гастролям, к записи. А мы и рады, и охотно откликаемся.

Вы проводите не только концерты, но и выставки, кинопоказы с обсуждениями, лекции, встречи. Почему важен именно такой многопрофильный подход? Как эти форматы дополняют друг друга?

Да никакого «подхода», просто реагируем на возникающие ситуации. Вот есть подшефная школа, можно придти к ребятам после уроков, задержать их на час и, простите, нудить «за всё хорошее против всего плохого». Мне уже много годов, однако до сих пор помню кабинет истории в родной школе с учителем Фёдором Герасимовичем Г. (казался он связанным по рукам-ногам, говорил как учебник, вместо него вполне можно включить магнитофон) и транспарантом над его столом: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Или «Историю партии» в первом институте… Не хочу быть в роли таких горе-учителей. Мы вот думаем с ребятами об истории нашего Отечества, о войне и мире вместе с великой кинокартиной «Восхождение» Ларисы Шепитько или Трио Шостаковича 1943-44 гг. В моём сознании эти форматы дополняют друг друга, создавая целостную картину мiра (этимология слова «целомудрие» именно «целостное мудрование»). "Прекрасного и яростного мiра". Трагичного мiра.

Но, повторюсь, мы не строим какую-то программу, мы просто реагируем на запросы как умеем, как нам подсказывает сердце, опыт, возможности.

Можете вспомнить особенно значимые, яркие или необычные события, прошедшие за время существования филармонии?

Событий очень-очень много. Недавно был принуждён сделать небольшой ролик (ссылка на лицевой странице приходского сайта https://saint-elisabeth.ru/temple/parish-philharmonic/9511-наша-филармония-в-2024-году.html), сам удивился сведя в 4х-минутное видео прожитый филармонией год, так живёшь себе и не замечаешь, всё как-то обыденно, само собою, в рабочем порядке, а тут столько всего оказывается… Наши концерты это ведь всё живые, разнообразные люди, разные истории…

Вот вспомнилось "необычное": много лет назад, тогда ещё не было у нас ничего и мы проводили концерты open air: однажды музыкантам - они играли Славянский танец Дворжака - подпевали птицы! Это легко проверить, тот концерт записывался, запись доступна там же на сайте (последнее аудио вот на этой странице https://saint-elisabeth.ru/temple/the-life-of-the-parish/18-мая.-вечер.-концерт-open-air/)

— Поражает количество именитых музыкантов, которых Вы приглашаете, таких как Леонид Лундстрем, Иван Соколов, Яна Иванилова, капелла «Золотой век». Как сформировался такой круг именитых музыкантов?

Очень просто, большей частью это мои друзья, некоторые близкие друзья. О каждом бы рассказать, замечательные люди! М.б. как-нибудь представится такая возможность? Но это далеко не все наши гости, можно назвать имена и других замечательных людей - музыкантов, поэтов, кинорежиссёров, художников.

Леонид Лундстрем и Мария Воскресенская

— Что этим знаменитым музыкантам дают выступления в стенах Вашей филармонии?

Что-то, вероятно, дают, потому что выступают у нас охотно. А что именно? Это надо бы у наших гостей спросить.

Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с Творческой мастерской Леонида Лундстрема. Как возникла эта связь?

О Леониде Игоревиче и его семье можно написать книгу, здесь придётся коротко: прежде всего Леонид Игоревич с Марией Михайловной - наши прихожане, ЛИ (когда они не в разъездах) - один из наших чтецов. Кроме того мы близкие друзья - и лично, и семейно. Уникальный человек, духовно близкий мне музыкант, он вернул в мою жизнь, например, Бетховена. Его (и Моцарта, и Гайдна, и дальше) играют много, но всё как-то - то «школьно», то «тенденциозно», то ещё как-либо не так… А здесь - жизнь!

ЛИ - выдающийся педагог. Сказать, ученики его «обожают» - выйдет штамп, но я многажды наблюдал его работу, многих учеников довольно близко знаю, да они у нас и играют часто, ЛИ для них заботливый, умный, опытный, иногда строгий, иногда ласковый, но всегда - отец. Много раз видел как он развозит ребяток по домам после поздней репетиции.

Связь с Творческой мастерской возникла сама собою. У нас хороший зал, доброжелательные слушатели, ребятам нужно обыграть программы - учебные, концертные, мы с радостью их принимаем, а сами радуемся на них глядя, напитываемся их энтузиазмом.

Среди многого прочего Мастерская проводит чудесные (очень высокого уровня и представительства) мастер-классы для детей Донбасса и новых территорий. Главное там, понятно, музыка, но и - экскурсии, просмотр значимых фильмов, разнообразные лекции (вот и меня иной раз приглашают, стараюсь участвовать).

Замечу, что подобные контакты у нас не только с Творческой мастерской. Нередкие наши гости - ученики городской Школы Искусств, некоторые её учителя - наши прихожане. Ещё московской Боголюбовской библиотекой сотрудничаем.

Как вам удалось организовать запись акафиста святителю Николаю в Лондоне? Что это был за проект?

Мой друг, а некогда педагог по «дирхору» (хоровое дирижирование), Евгений Тугаринов был приглашён ещё легендарным митрополитом Антонием Сурожским и много лет работал регентом в его храме в Лондоне. Женя - неуёмный человек, всегда что-то организовывает, в Лондоне среди многого прочего он устроил записи нескольких хоровых альбомов, в частности - удивительного русского церковного (и не только) композитора Сергея Трубачёва. Для записи собирались певчие из разных стран (Италии, Голландии, Польши, Англии, Эстонии - или Литвы? - забыл), вот и мы - небольшая группа москвичей (4-5 голосов плюс звукорежиссёр) приезжали несколько раз. Теперь уже не помню как именно и почему, но как-то и почему-то между прочим был записан акафист свт.Николаю, хоровая его часть. Запись лежала какое-то время, а когда готовился к открытию наш Елизаветинский храм в совсем пустом ещё помещении мы с тем же звукорежиссёром записали «чтецкую» часть. Дизайн обложки сделали наши же прихожане, собрали всё воедино - получился такой hand- и self-made, но «стильный», а главное, искренний.

Е.С.Тугаринов проводит регентский семинар в нашей филармонии

Расскажите о Вашей дружбе и сотрудничестве с отцом Сергием Зайцевым. Он частый гость у вас.

Отец Сергий - близкий, дорогой друг, очень уважаемый мною человек, прекрасный, мудрый, светлый священник, а ещё отличный музыкант, есть такое слово - мультиинструменталист, на чём он только не играет, но главное (для нашего с ним общего дела) - он баянист. Помните: «какая песня без баяна?..» А ещё о.Сергий знает бессчётное число самых разных песен. Их семейные концерты у нас - если не самые любимые нашими слушателями, то одни из самых-самых. Отец Сергий играет на рояле, гитаре, баяне и поёт вместе с красавицами-умницами-дочками.

Вы вместе с ним выступали в госпиталях для раненых. Что это за опыт?

Да, иногда выбираемся к ребятам в госпиталь вместе, поём любимые наши песни  - «Споёмте, друзья», «Горит свечи огарочек», «Эх, дороги»… Песня - она, знаете, вернее всяких слов.

А как это воспринимают бойцы?

Слушают, подпевают, жёны и мамы плачут.

Кто слушатели филармонии? Это преимущественно прихожане Елизаветинского храма или жители Королёва и Москвы в целом? Есть ли постоянная публика?

Самые разные люди. Прихожане в самую первую очередь, для них и затевалось всё. Здания построили для нужд воскресной школы и разнообразных кружков, которые ведут наши же прихожане: приходской детский театр, художественная студия, гитарная студия и др. Этими же помещениями пользуется и филармония. Как всякое живое явление, она несколько вышла из берегов и потеснила коллег…

Некоторые музыканты привозят слушателей с собою. Так что да - и москвичи, и совсем издалека случаются гости, помню - Тверь, Новосибирск даже.

На концерты собираются и горожане. Мы мечтаем, чтобы они пришли в храм и мыслим наши концерты (и всё остальное) как своего рода ступеньку к собственно церковной жизни, но пока суд да дело, рады и тому, что доставляем нашим гостям просто радость. Мы не намерены идти на компромиссы и размывать границы между сакральным и профанным, мы служим у себя уставные службы, при этом надеемся, что мы не эдакие, знаете, заносчивые самодовольные «святоши»… Хотим, чтобы нас - и вообще церковный народ - видели какими мы и являемся - просто живыми людьми. Знаете, есть такое выражение: «с человеческим лицом». Приходит человек в храм, а там свой мiр: традиция, славянский язык, тексты со сложным синтаксисом и образным рядом, богословие, одеяния необычные. Вот наша филармония - площадка для встречи на более-менее понятной всем территории. Ступенька. Шлюз, если хотите, конвертер.

Полина Осетинская в Дом’ике Культуры

Бывают ли ситуации, когда на концерты или мероприятия не хватает мест? Как Вы решаете этот вопрос?

Да, такое случается. Раньше был крохотный зал всего на 40 мест. Теперь зал вдвое больше, но аншлаги случаются. Оба зала специально построены так, чтобы можно было отворить двери и слушать-смотреть open air. Расставляем уличные сиденья, а кто и просто на траве…

IV. Планы, мечты, итоги

Как вы считаете, удалось ли реализовать изначальный замысел филармонии? Что является главным ее достижением на сегодня?

Да замысел, если он и был, был просто мечтой, я упомянул об этом выше. Была просто мечта. Реальность жёстче, мельче, банальнее. Но и как без мечты? Мы дали этому ручью течь и теперь наблюдаем, чтобы вода его оставалась чистой, чтобы не заболотилась. Думаю, достижение - само существование филармонии и - не перестаю этому удивляться - существование довольно активное.

Опишите вашу главную мечту или амбициозный замысел, связанный с филармонией, который вы хотели бы реализовать в будущем.

Ну главная мечта - чтобы всё, что мы делаем, было осмысленно, скажу высоким штилем: осо́лено смыслом. Чтобы всё, что мы делаем, было не для галочки, а живым и созидательным.

А замысел… Пожалуй, есть такой. Мечтаем организовать регулярный ежегодный фестиваль преимущественно с русской музыкой - и классической, и этно, и джазом, с художественными выставками, лекциями. И название давно придумано: «Зелёные Святки». Май-июнь.

И чтобы этот фестиваль остался в нашем городе навсегда. Наш славный наукоград и в культурном отношении достоин большего, чем имеет на сегодняшний день.

— Вы сами пишете музыку? Если да, звучали ли Ваши произведения в стенах филармонии?

Тут вспоминается Винни-Пухова кричалка-вопилка: «сочиняю я неплохо иногда» (улыбается). И ещё Сарафанов - герой чудесной пьесы Вампилова и картины «Старший сын»… Да, немного сочиняю, но стараюсь это не афишировать на приходе, как не относящееся к нашему прямому и общему делу. В филармонии - да, раза 2-3 что-то игралось, но тихо, sotto voce и ad marginem. Кое-какие хоровые сочинения мы поём на службах, но, кажется, об их происхождении знают 2-3 человека. И хорошо.

Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты от себя лично и от имени приходской филармонии?

От себя - радости, счастья и мира. Недавно довелось несколько часов быть в Мариуполе, там над морем выстроили роскошное и стильное (оба слова в очень хорошем смысле) Нахимовское училище, а рядом пока забор, за забором что-то строят, а на заборе граффити, нарисованы горы, солнце, море. И подпись: «Счастье не за морями»!

Аминь.

Счастье - здесь и сейчас. Нужно только глаза поднять.

От филармонии - те же пожелания. А ещё: слушать хорошую музыку!

Приходите!


Автор: Администратор
Дата публикации: 02.07.2025

Отклики (498)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.