СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Будьте, как дети

Детская вера в Бога воистину непостижима лично для меня. Она и поражает и поучает одновременно. Хочу привести два примера из моей личной жизни. После праздника в кругу семьи я мыла посуду на кухне, а моя внучка Василиса (ей 4 года) крутилась рядом, что-то весело рассказывая. Василиса проявляла большой интерес к вазочке с конфетами, показывая мне то одну, то другую. Ей не разрешают конфеты перед ужином. В конце концов я не выдержала и сказала Василисе спросить разрешения у мамы. Василиса сделала печальное лицо, сказав: "Нет, она не разрешит". Затем она подошла к двери, закрыла ее и, повернувшись ко мне, сказала: "Она не увидит, что я съела конфету". Меня это рассмешило, но я не поддержала ее желания, сказав, что мама, конечно, не увидит, но вот Бог все видит, что мы делаем. Лицо Василисы сразу изменилось, она испуганно оглянулась и вдруг, хитро прищурившись, сказала, что у меня нет иконы на кухне. Я молча повернула ее к иконам, стоящим в арке стены. Внучка опустила голову и сказала:" Я не буду есть конфету". Я обняла ее, поцеловала и еще раз посоветовала подойти к маме за разрешением. Мама разрешила, внучка, весело подпрыгивая, побежала к заветной вазочке с конфетами. А я с грустью подумала о себе: "Почему у меня нет такого трепетного отношения к Богу? Почему я совершаю столько постыдных поступков в квартире, где много икон, где лики святых смотрят на меня, а я словно не вижу, не чувствую их?" И еще случай с внуком Глебом(10лет). Когда он писал свою исповедь, я проходя мимо, напомнила ему, что он наверняка не молился 3 недели в лагере. И вдруг мой внук, посмотрев на меня, возразил. Что молился и что через день ходил вместе с другими в храм. Я попросила у него прощения, подойдя к нему, обняв и поцеловав. Мне все кажется, что нужно за всеми вести контроль. Но где же моя вера в Бога? Почему я не доверяю ему всем сердцем? Выходит, не мне надо учить внуков вере, а учиться у них, прежде всего чистоте сердечной.

 Сухарева Любовь

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.07.2015

Отклики (482)

  1. Smile

    20 июля 2015, 19:14 #
    Спасибо Вам, Любушка, за тёплый рассказ. Очень созвучно.

    Какое-то время тому назад как раз об этом прочитала беседу с о. Алексием Уминским
    www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-uminskiy-nuzhno-byit-v-poslushanii-u-rebyonka-chtobyi-on-uslyishal-tebya/

    «Мы разучились чувствовать друг друга, разучились видеть, слышать, ощущать друг друга. Апостол Павел часто говорит такие слова: братья, в каждом из нас должны быть те же самые чувствия, как и в Иисусе Христе. Мы боимся чувствовать, а апостол, наоборот, призывает нас чувствовать, возвышать наши чувства: научиться так смотреть, как Господь смотрел; говорить, как Он говорил; слышать, обонять; осязать своими творческими руками, как это делал Господь – всё это очень важно.

    Мы порой неправильно воспринимаем аскетику как борьбу с нашими чувствами, проводим неверную аналогию, что чувства и страсти – это одно и то же. Но это не одно и то же: страсти – это греховные навыки, страсти – это испорченный, искажённый человек. А чувства – это то, что неотъемлемо от нашего образа Божьего. А если мы боимся чувствовать, то лучше и не жить, как в песне известной: «Если вы не живёте, то вам и не умирать…»

    <...> У нас в Церкви каким-то незаметным образом выработалось подозрительное отношение к человеку. Как я уже говорил, мы не умеем чувствовать, а если человек не умеет жить душевно, не имеет задушевности, то как он сможет жить духовно? Если нет чувств, то он – не человек. Будет искажённая духовность, недочеловек.

    И вне пространства свободы, как и вне пространства чувств, человек тоже – недочеловек. Пространство свободы во Христе. Апостол Павел хорошо это определяет: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос», «вы больше не рабы этому миру, вы свободны». Слово «свобода» наполняет христианство, ведь свобода и жизнь во Христе – это не «можно» и «нельзя»: «можно» и «нельзя» определяют ветхозаветные заповеди. <...>
    Вопрос «можно-нельзя» – это не сердцевина наших отношений с Богом, и наших отношений с ребёнком, в семье – эти отношения строятся по-другому: на аксиоме «я тебя люблю». Если «я тебя люблю», то отношения «можно-нельзя» выстраиваются естественным образом: это мне нельзя, потому что я люблю, я не могу поступить таким образом. Как говорил Августин: «Люби Бога и делай, что хочешь».

    А если «можно-нельзя» отменяет «я тебя люблю», то это катастрофа. <...>

    Послушание нами порой воспринимается в искажённом виде: послушание как выполнение приказа. Но Церковь, христианство – это же не армия с армейской дисциплиной. В армии – нет послушания, в тюрьме – нет послушания, там устав и приказ.

    А послушание – это когда слушают. Послушание начинается не тогда, когда я тебе говорю, а ты слушаешь меня – послушание начинается тогда, когда я слушаю тебя, и тебе говорю. Наше послушание Богу начинается с того, что Бог находится в послушании у человека: когда мы с Богом общаемся, то хотим, чтобы Он всё время нас слышал, чтобы делал то, что мы у Него просим: «Подай, Господи; Господи, помилуй», – все эти ектинии, всё богослужение наполнено тем, что Бог выполняет человеческие просьбы. В богослужении утрени есть такие слова: «И мне да будут на послушание Божественные Твоя ушеса» (Степенна 4-го гласа, антифон 2-й).

    Настоящее послушание в семье заключается в том, что у ребёнка в послушании находятся родители. Как только родился младенец – мать у него в полном послушании. Проснулся ночью, запищал – все к нему бегут, внимательно его слушают. Это послушание, которое заложено в нас в воспитании, оно похоже на то, как слышит нас Господь.

    Вот только после этого, когда родитель научился вслушиваться в ребёнка, видеть и слышать его сердце, понимать, что там происходит, – тогда начинается вторая ступень послушания: когда тебя начинают слушать. Потом ты начинаешь слушать Бога: сначала Он слушает тебя, а потом ты вступаешь в послушание Ему, потому что понимаешь, что в этом послушании начинается взаимность.»

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.