Татьяна Георгиевна! Не вполне понимаю, что именно Вам непонятно в приводимом стихе псалма. Потому не уверен, что отвечу именно на Ваш вопрос. Надеюсь, однако, что в любом случае внимание к Псалтири не пройдёт для всех нас даром. А м.б. ещё кто-то добавит свои соображения.
Упомянутому стиху предшествуют ещё два относящихся к нему непосредственно. Эти стихи страшные, они о грешниках. Нужно бы только отдать себе отчёт, эти грешники — это кто-то внешний? или это я? это о ком-то третьем? или о нас с вами? Подумаем об этом, но прежде прочтём псаломские строки:
Углебóша языцы въ пагубе, юже сотвориша: в се́ти сей, юже скрыша, увязé нога их.
Знаемь есть Господь судьбы́ творяй: в де́лех рукý своею увязé грешник.
Да возвратя́тся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога.
Русский перевод:
Обрушились народы в яму, которую выкопали [вариант арх.Амфилохия: Погрязоша языцы в яму, юже сотвориша]; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
Да обратятся нечестивые в ад, [вo гpoб, состояние или место, где души по смерти находятся (комм. арх.Амфилохия)] – все народы, забывающие Бога (Пс 9.16-18).
Если говорить о ком-то внешнем, другом, «не я», то смысл понятен, хотя он и грешит, на мой взгляд, чрезмерным морализаторством:
некие негодяи роют ямы другому, да сами же в неё и попадают (а не рой яму другому!);
некие злонамеренные люди ставят сети другому, да сами же в них и путаются;
нечестивцы пожинают плоды своих посевов.
Надо ли говорить, что в обыденной жизни чаще всего случается по-другому, как не грозимся мы нашим обидчикам и не желаем видеть как они повержены, обидчики наши процветают, это и Давид ещё выплакал: враги же мои живут и укрепишася паче мене. Разве что после смерти будут они ожидать Страшного Суда в местах отнюдь не светлых, а после Суда возвратятся в них уже навсегда.
Мне ближе иное понимание.
Хорошо слово углебоша! Увязли! Разве не увязли мы в пагубе? В той пагубе, которую сами же и сотворили, сами вырыли яму и сами же в ней увязли. Что это за яма?
Выразительно слово увязе́. Поставили сети, тщимся уловить в них нечто, а иной раз хотим, чтобы и некто попался. Но. Сами же в своих сетях и увязли. В сетях своих вожделений.
Но не обязательно рыть именно яму кому-то или ставить именно сети, — нечестивый увязает в круговороте всяких своих «дел» — в де́лех рукý своею увязé грешник. Может быть не случайно так любят всякого рода «активисты» запутывать в своих «деятельностях» других людей.
Вера без дел мертва есть. Но если эти дела рук ориентированы только на здесь и сейчас, если только ради земного, в этом земном мы и увязнем.
А земное в пределе и есть ад.
Так вернутся же нечестивые в ад. Что значит вернутся? Это значит, что ямы, сети, дела нечестивые, вся эта суета-маета — это уже преисподняя, это адские семена, которые посеяны при жизни, и которые неизбежно дадут свои всходы.
Это значит, что помышления как бы устроиться здесь, как бы свить себе гнёздышко покрепше и поуютней, в землю же нас и возвращают.
Нечестивый, грешник уже живёт впотьмах и во мраке, а по смерти только возвращается туда, откуда уже нет возврата, туда отню́дуже не возвращýся, в землю тéмну и мрачну, в землю тмы вечныя, иде́же несть света, нижé ви́дети животá человеческаго (Иов 10.21-22). После последнего Суда нечестивым придётся вернуться в землю тмы вечныя, иде́же несть света, уже навсегда. И эти оковы самому себе куются уже здесь и сейчас — в этой жизни. По слову прп.Григория Синаита (XIII-XIV вв.) зачатки будущих мук сокрыто присущи в душах грешников. Господи, помилуй нас!
Комментарий прп. Григория Синаита прилагаем. В 5-м томе «Добротолюбия» можно прочесть его «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях и т.д.», вот несколько этих глав как раз посвящены вашему, Татьяна, вопросу.
СВЯТОГО ГРИГОРИЯ СИНАИТА главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве.
33) Муки различны, как и воздаяния благих. Муки все в аде суть, по слову Писания, в земле темной и мрачной, в земле тмы вечныя (Иов 10. 22), где грешники живут прежде суда и куда возвращаются опять по изречении последняго Божия определения. Ибо слова Писания: возвратяться грешницы во ад (Пс 9. 18), и: смерть упасет я (Пс 48. 15), — что другое означают, если не окончательный приговор, и вечное осуждение?
34) Огнь, тма, червь, тартар соответствуют страстям, всякаго рода сладострастию, всеобъемлющей тме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловоннаго, — кои, как задатки и зачатки адских мук, уже от–зде начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком.
35) Страстные навыки суть задатки адских мук, как действенныя добродетели - царствия небеснаго. Должно понимать и называть добрыми действия по заповедям, а добродетелями укоренившияся навыком добрыя расположения. Также - и греховныя дела и расположения различаются между собою.
36) Будущия награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе. Одним божественная правда воздаст вечную жизнь, а другим - вечное мучение. Те и другие, добре или зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам: количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимися.
37) Огненныя озера суть сладострастныя ду́ши, в коих, как в зловонных болотах, смрад страстей питает неусыпающаго червя невоздержания, неудержимую похоть плоти, - питает также змий жаб и пьявиц злых похотей, скверных и пагубных помыслов и бесов. Такое состояние от зде приемлет задаток тамошняго мучения.
38) Как зачатки будущих мук сокрыто присущи в душах грешников: так зачатки будущих благ присущи в сердцах праведников, и действуют духовно, как и вкушаются. Ибо царствие небесное есть добродетельное житие, как мучение адское - страстные навыки.
пФ
Каждый день страрательно и самозабвенно мы, живя вне Бога, строим свой собственный ад.
Себе и своим близким.
Безжалостно и изо всех сил.
Вот так: www.youtube.com/watch?v=P2EXGseO2iE
Бессмысленно и бесконечно.
Без Бога и Любви.
" Да возвратятся грешницы во ад".
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
прот.Феликс Стацевич
27 октября 2017, 23:49 #Упомянутому стиху предшествуют ещё два относящихся к нему непосредственно. Эти стихи страшные, они о грешниках. Нужно бы только отдать себе отчёт, эти грешники — это кто-то внешний? или это я? это о ком-то третьем? или о нас с вами? Подумаем об этом, но прежде прочтём псаломские строки:
Углебóша языцы въ пагубе, юже сотвориша: в се́ти сей, юже скрыша, увязé нога их.
Знаемь есть Господь судьбы́ творяй: в де́лех рукý своею увязé грешник.
Да возвратя́тся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога.
Русский перевод:
Обрушились народы в яму, которую выкопали [вариант арх.Амфилохия: Погрязоша языцы в яму, юже сотвориша]; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
Да обратятся нечестивые в ад, [вo гpoб, состояние или место, где души по смерти находятся (комм. арх.Амфилохия)] – все народы, забывающие Бога (Пс 9.16-18).
Если говорить о ком-то внешнем, другом, «не я», то смысл понятен, хотя он и грешит, на мой взгляд, чрезмерным морализаторством:
некие негодяи роют ямы другому, да сами же в неё и попадают (а не рой яму другому!);
некие злонамеренные люди ставят сети другому, да сами же в них и путаются;
нечестивцы пожинают плоды своих посевов.
Надо ли говорить, что в обыденной жизни чаще всего случается по-другому, как не грозимся мы нашим обидчикам и не желаем видеть как они повержены, обидчики наши процветают, это и Давид ещё выплакал: враги же мои живут и укрепишася паче мене. Разве что после смерти будут они ожидать Страшного Суда в местах отнюдь не светлых, а после Суда возвратятся в них уже навсегда.
Мне ближе иное понимание.
Хорошо слово углебоша! Увязли! Разве не увязли мы в пагубе? В той пагубе, которую сами же и сотворили, сами вырыли яму и сами же в ней увязли. Что это за яма?
Выразительно слово увязе́. Поставили сети, тщимся уловить в них нечто, а иной раз хотим, чтобы и некто попался. Но. Сами же в своих сетях и увязли. В сетях своих вожделений.
Но не обязательно рыть именно яму кому-то или ставить именно сети, — нечестивый увязает в круговороте всяких своих «дел» — в де́лех рукý своею увязé грешник. Может быть не случайно так любят всякого рода «активисты» запутывать в своих «деятельностях» других людей.
Вера без дел мертва есть. Но если эти дела рук ориентированы только на здесь и сейчас, если только ради земного, в этом земном мы и увязнем.
А земное в пределе и есть ад.
Так вернутся же нечестивые в ад. Что значит вернутся? Это значит, что ямы, сети, дела нечестивые, вся эта суета-маета — это уже преисподняя, это адские семена, которые посеяны при жизни, и которые неизбежно дадут свои всходы.
Это значит, что помышления как бы устроиться здесь, как бы свить себе гнёздышко покрепше и поуютней, в землю же нас и возвращают.
Нечестивый, грешник уже живёт впотьмах и во мраке, а по смерти только возвращается туда, откуда уже нет возврата, туда отню́дуже не возвращýся, в землю тéмну и мрачну, в землю тмы вечныя, иде́же несть света, нижé ви́дети животá человеческаго (Иов 10.21-22). После последнего Суда нечестивым придётся вернуться в землю тмы вечныя, иде́же несть света, уже навсегда. И эти оковы самому себе куются уже здесь и сейчас — в этой жизни. По слову прп.Григория Синаита (XIII-XIV вв.) зачатки будущих мук сокрыто присущи в душах грешников. Господи, помилуй нас!
Комментарий прп. Григория Синаита прилагаем. В 5-м томе «Добротолюбия» можно прочесть его «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях и т.д.», вот несколько этих глав как раз посвящены вашему, Татьяна, вопросу.
СВЯТОГО ГРИГОРИЯ СИНАИТА главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве.
33) Муки различны, как и воздаяния благих. Муки все в аде суть, по слову Писания, в земле темной и мрачной, в земле тмы вечныя (Иов 10. 22), где грешники живут прежде суда и куда возвращаются опять по изречении последняго Божия определения. Ибо слова Писания: возвратяться грешницы во ад (Пс 9. 18), и: смерть упасет я (Пс 48. 15), — что другое означают, если не окончательный приговор, и вечное осуждение?
34) Огнь, тма, червь, тартар соответствуют страстям, всякаго рода сладострастию, всеобъемлющей тме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловоннаго, — кои, как задатки и зачатки адских мук, уже от–зде начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком.
35) Страстные навыки суть задатки адских мук, как действенныя добродетели - царствия небеснаго. Должно понимать и называть добрыми действия по заповедям, а добродетелями укоренившияся навыком добрыя расположения. Также - и греховныя дела и расположения различаются между собою.
36) Будущия награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе. Одним божественная правда воздаст вечную жизнь, а другим - вечное мучение. Те и другие, добре или зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам: количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимися.
37) Огненныя озера суть сладострастныя ду́ши, в коих, как в зловонных болотах, смрад страстей питает неусыпающаго червя невоздержания, неудержимую похоть плоти, - питает также змий жаб и пьявиц злых похотей, скверных и пагубных помыслов и бесов. Такое состояние от зде приемлет задаток тамошняго мучения.
38) Как зачатки будущих мук сокрыто присущи в душах грешников: так зачатки будущих благ присущи в сердцах праведников, и действуют духовно, как и вкушаются. Ибо царствие небесное есть добродетельное житие, как мучение адское - страстные навыки.
пФ
Smile
29 октября 2017, 15:08 #Себе и своим близким.
Безжалостно и изо всех сил.
Вот так: www.youtube.com/watch?v=P2EXGseO2iE
Бессмысленно и бесконечно.
Без Бога и Любви.
" Да возвратятся грешницы во ад".