Неугаси́мая лампа́до, заря́ присносия́тельная, но́щию мя́ скорбе́й одержи́ма просвети́ моли́твами Твои́ми, ро́ждшая Со́лнце сла́вы — Христа́.
Канон Богородице "Утоли мои печали", глас 2, песнь 3
Рискованное дело - обнародовать этот своего рода манифест, однако с позволения его автора всё же делаем это, рассчитывая на снисхождение и деликатность читателей. Автору 15 лет и, с одной стороны, излишняя жёсткость возражений может ему навредить, с другой - может навредить и попустительство типа «они же дети», и излишнее внимание ему лично, в эти лета так хочется внимания, отсюда провокативность, эпатаж и т.п.
Мне увиделось в тексте нечто типическое, до всех нас так или иначе относящееся. Знаю людей много старше, даже уже стариков, кто подпишется под гуманистическими тезисами автора. Значит, дело не в нём лично, не в возрасте, а в некоем мировоззрении. Вот о нём в первую очередь и хотелось бы поговорить.
Высказываться прошу по возможности без общих слов, без прописных истин и т.д. Интересны именно ваши соображения, именно ваш опыт, досточтимые читатели.
Здесь минимум редакции, исправлена пара-тройка ошибок да запятые всё же проставлены.
Я не хочу больше ходить в храм.
Я становлюсь реалистом и не вижу смысла в этом.
Я смотрю в свое будущее и вижу, что мне это мешает и будет мешать.
Ведь слова не могут спасти человека, это все делает он сам. Человек сам должен решать, выбирать, что делать, и как действовать.
Всё это время, пока я ходил в храм у меня, сознаюсь, исчезали проблемы, НО, новые сразу же появлялись.
А за 3 месяца пока я не ходил , со мной ничего плохого не случилось.
Заходя в храм я сразу чувствую как на меня ложится ответственность, и цепи сковывают меня и не дают мне действовать. А эти 3 месяца я чувствовал себя свободным. Я чувствовал себя ЖИВЫМ. Я снова начал чувствовать эмоции. Начал понимать людей. Нашел дорогого мне человека. И начал снова обретать друзей.
Да и вообще я понял: если человек сдаётся, то он идет в храм, чтобы привести в порядок свое психическое состояние. Но для некоторых это не нужно и некоторые со мной согласятся. Главное верить в себя и в свои силы, а не надеяться на удачу. Я научился верить в себя и я сам хочу решать свою судьбу, жизнь, будущее и настоящее. Я сам управляю своей жизнью.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Андрей Куликов
27 марта 2018, 14:32 #Но, конечно же, дело не в одной созвучности. Вагнер языком своей громкой (и тихой) музыки, языком ожившего мифа, поднимает громадные темы, ставит большие вопросы: о свободе человека, о любви, о бунте, о самостоятельном пути в жизни, о судьбе и роке, о смерти. Темы большие и глубокие — а язык, мне думается, и серьёзный, и доступный. (Я так увлекался, что внимательно прочёл и либрето четырёх опер в переводе, заглянул и в немецкий текст) Не скажу (и не сказал бы тогда), что Вагнер даёт какие-то окончательные ответы… но он удивительно хорошо, ясно и резко, как мне кажется, умеет ставить вопросы. И его музыка может неплохо стимулировать слушателя искать ответы самостоятельно.
Безусловно, всякая музыка, и музыка Вагнера вдвойне — дело вкуса. Поэтому советовать или рекомендовать автору послушать «Кольцо» не стану. Просто поименую его, как часть моего опыта и моих исканий в схожий период моей жизни.
Не посоветую, но поименую, и другое. Могут ли слова спасти человека? А ведь вопрос спасения стоит того, чтобы копнуть глубже — могут ли? И что, или кто, или Кто — может? Если храм и его посещения и стали обременительны — то чтение Библии вряд ли столь же трудно, вряд ли отнимает так уж много времени и сил. В этом же возрасте я читал Библию, и Ветхий, и Новый Завет. Иногда по главе в день, иногда больше, иногда меньше. Чего-то не понимал, о чём-то надумывал себе разные бредовые идеи (чего никому другому уж никак не советую!), через какие-то книги продирался как сквозь дебри. Думаю, в современном мире всё чуточку проще — непонятные слова можно за минуту найти в интернете, там же находится много хороших толкований и объяснений. Это, кстати, хорошее упражнение именно в плане «не сдаваться»- взять, и прочесть.
Так или иначе, но всё прочитанное, даже не понятое — в какой-то момент моей жизни очень хорошо «встало на место». Только не в плане «психического состояния», а поглубже. Куда-то в фундамент души.
А психическое состояние… могу ответственно заявить (правда, лично и конкретно насчёт себя) — что ни в 10 лет, ни в 15, ни в 25, ни в 35 — церковные богослужения не помогали привести его в порядок. У них всё-таки сильно другая задача, да и содержание. Психическое состояние поправляют — общение с друзьями и их поддержка, какое-то полезное дело с заметным результатом, прогулка в лесу… Обед и немного вина в хорошей компании — очень поправляют. Хорошая музыка, хорошая поэзия — поправляют. Всё-таки Церковь — это никак не психолог и не жилетка друга (даже если порой и вынуждены члены Церкви ими становиться).
И ещё одного человека поименую. Достоевский. Фёдор Михайлович. И все его книги. Тоже — как в возрасте 15 лет я его встретил в жизни, так он и остался навсегда одним из главных моих друзей и собеседников. Вот интересно ведь, вроде умер уж давно Ф.М., вроде из прошлого, из позапрошлого века… А как активно и деятельно присутствует и в настоящем, и в будущем!
Людмила
27 марта 2018, 17:06 #Людмила Тян
Smile
27 марта 2018, 22:20 #Отчего-то сразу вспомнилось, как мы с сыном, когда ему было что-то около 5 лет, сходили в Зоологический музей. Резкий, до слез, запах нафталина, стеклянные глаза, шерстинки в воздухе. И ощущение ЖИЗНИ, свободы и счастья, когда мы вышли на улицу. Прошло уже более 20 лет, а краски так и не истёрлись в памяти. Ну, это так, эмоции. )
Думаю, не ничего плохого в том, что человек верит «в себя и свои силы, а не надеется на удачу», что сам хочет «решать свою судьбу, жизнь, будущее и настоящее» при условии, что он готов взять ответственность за свои поступки, а не быть пресловутым Питером Пеном.
Позволю себе процитировать слова о.Глеба, настоятеля храма священномученика Владимира: «Вот живет восьмидесятилетний старик, говорит, что привык надеяться на себя. Но мне не кажется, что своими словами он отрицает надежду на Бога. Мне слышится в его голосе 145 псалом: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения». В этом смысле он прав. На себя надеяться, правда, не очень получается, мы мало в этом успешны. Но если человек самостоятельно пытается проживать жизнь, не перекладывать свои тяготы на других, то быть может в этом и есть его трудное делание»
Вот здесь то, в этом делании, если действительно, а не на словах, становиться реалистом, то когда-то придётся признать значение слова. Способность слова исцелять и убивать.
Теперь мне более 50 лет, а когда было 10-11, случилась следующая история.
В городе, где я жила, тогда не было ни одного храма. Что такое Библия знали лишь из атеистических книг, а уж о том, чтобы прочитать эту Книгу, не могло быть и речи – просто-напросто ни у кого её не было. И как-то ребята из нашей дворовой компании по секрету рассказали, что у бабушки нашего друга, Сашки Иванова, есть иконы и Библия, и что она даже умеет молиться (они сами слышали, когда она, из-за глухоты думая, что дома одна, громко и непонятно говорила). Я загорелась прочитать, ну, или хотя бы увидеть Библию. Сашка отпирался и не хотел просить её у бабушки, но под моим натиском и насмешками мальчишек вынужден был обещать. Каждый день я надеялась, что он принесёт Книгу в школу, но прошла неделя, а Сашка всё молчал. Когда в очередной раз мы шли компанией домой, я, не выдержав, спросила, когда он намерен выполнить данное обещание. Пацаны вдруг рассмеялись и наперебой начали рассказывать, как Сашка, получив от бабушки отказ, попытался выкрасть Библию, но был пойман и ПРОКЛЯТ ею. Мальчишки хохотали, изображая в лицах сцену проклятия, а у меня по спине пополз холод ужаса, и именно тогда я поняла, как это цепенеют от страха. Бабушка Сашки умерла, когда мы ещё учились в старших классах, а в 18, сразу после окончания школы, Сашка попал в тюрьму. Теперь ему, как и мне, уже за 50. Четыре «ходки», и времени, проведённого на свободе, совсем немного. Вот такая вот невесёлая история про силу слова.
Что же до «сразу чувствую как на меня ложится ответственность, и цепи сковывают меня и не дают мне действовать», то это, полагаю, отдельный непростой разговор про «бремена неудобоносимые» и что есть Церковь, и что не есть Церковь, а лишь «негодные и бабьи басни».
Екатерина
28 марта 2018, 12:11 #Анна Герасимова
28 марта 2018, 21:20 #saint-elisabeth.ru/gallery/poetry/5354-ana-revyakin-(1983).html
Мне кажется, что первое стихотворение тоже ответ мальчику. Это стихотворение не только про пост, оно про что-то очень важное в жизни. Без чего, как мне кажется, жизнь человека не полноценна.
«как будто словом можно повлиять
Но точно можно обозначить время, суровость быта, свист в печной трубе..»
Анна Герасимова
28 марта 2018, 21:25 #Андрей
29 марта 2018, 01:06 #Администратор
29 марта 2018, 14:19 #В это воскресенье на службе о.Ф прочитал письмо,
которое меня очень сильно тронуло.
Так получилось, что ровно накануне у нас с мужем состоялся важный разговор
о том почему он не ходит в Храм.
Он начал ровно теми же словами.
«Я не хочу ходить больше в Храм.»
Дальше по тексту есть разница, но есть и совпадения.
«службы слишком длинные».
Основная причина не хождения в Храм для моего мужа — отсутствие там радости.
И для меня это очень существенно, то что он говорит.
Не потому, что там нет радости для меня. Как раз для меня там радости много.
А потому что народ наш православный, и я в том числе,
в массе своей действительно выглядит довольно унылым,
безрадостным, часто угрюмым и на лице не то чтобы пост, но мука.
Не могу сказать этого о нашем маленьком Храме.
Всё тут для меня живое, тёплое, с улыбкой если не на лице, так в сердце.
И столько радости от встречи со своими братьями и сёстрами как тут,
я больше не испытываю почти нигде.
Но для мужа моего всё не так.
И тут есть о чём мне самой подумать — что же я как христианка ему показываю?
Может я тоже уныла и угрюма в массе эмоций своих?
Ещё одна из претензий моего мужа состоит в том, что наша вера всё время тебя опускает.
Опускает в твои грехи, в муки лицезрения себя грешным.
Всё время транслирует тебе то, что ты — плох.
Мне тут сказать совсем нечего…
Просто не имею право никакого это комментировать.
Скажу лишь, что мне это знакомо и часто сама нахожусь в этом состоянии,
но в отличии от мужа, простите, радуюсь тому, что нахожу что-то в себе, что должна исправить.
Хоть и плачу от дел своих, конечно, горько.
Ещё одно выражение: «хочется чтобы кто-то распахнул тебе свои объятья и позвал на небо»
Он этого не находит в Храме.
Мне кажется что именно это и происходит со мной в Храме…
Ещё он говорит так «стою как дурак, ничего не понимаю, терплю».
Я тоже прошла этот период. Были службы где я не понимала 90% текстов.
Да и сейчас бывает не могу уловить смысл читаемых текстов.
Уже не говорю о том, что сама часто стою рассеянная и отвлекаюсь.
Итог его речи был таков: чем больше ты меня туда зовёшь, тем меньше мне туда хочется идти.
Это не первый наш разговор на эту тему.
Это раз в год повторяется и текст примерно один и тот же.
Именно поэтому меня так тронуло ваше письмо.
Я вижу, что вопрос веры мучит его, но он как бы застрял в своём отношении к вере, к Богу, к Храму.
Теперь я хочу Вам сказать почему хожу в Храм и какого мне там.
Очень честно.
Мне в Храме очень трудно.
У меня нездоровое с рождения сердце, и духота в Храме для меня мучительна,
просто пытка. От нехватки кислорода я начинаю зевать, и представляю себе какого это окружающим.
От нехватки кислорода мне становится очень жарко я начинаю снимать всё что можно, снова мешаю людям молиться,
и думаю только о том, как бы пробраться ближе к выходу, и снова мешая людям начинаю ходить туда-сюда,
потому что на улице холодно, а я уже раздетая, а в Храме по-прежнему жарко и душно… Но всё равно мечусь,
потому что в момент потери сознания лучше вывалиться на улицу и отдышаться, чем упасть в Храме.
Если стоять в самом конце у двери, то ничего не слышно и не видно,
в итоге я совсем не понимаю что происходит и тупо стою и думаю «что я тут делаю?» — ответ «терплю».
Пока я не понимала служебный порядок, я не понимала где мы вообще находимся и как долго будет ещё идти служба,
я с тоской украдкой посматривала на часы… Когда же конец?
Стояние на службах давалось мне всегда и до сих пор так — тяжело.
Помогает вот что:
один взгляд на наших матушек и всё! всё как рукой снимает.
В их глазах такая вера! такая сила!, что стыд стряхивает любую усталость и попытку пожалеть себя.
И вот мы добрались до ответа: почему же я всё же туда хожу?
Ответ простой: как выяснилось опытным путём — только на это моя душа отвечает, что это правильное проживание жизни.
Такого подтверждения ни от чего, в той мере в какой я чувствую это там — я нигде не чувствую.
Это абсолютно иррациональное. Никакой логики! Всё должно было бы отвернуть меня от Храма.
А душа говорит — иди!
Ещё из личного опыта: я приношу туда все свои горести о себе, о близких, о мире и каждый раз укрепляюсь в том, что Бог рядом.
Иначе: жить, видеть, понимать — сколько вокруг скорбей, горя, мук, несправедливости, злобы, неправды, боли невозможно…
Я бы просто не смогла жить, а захлебнувшись от горя этого мира, просто сошла с ума. Церковь, Храм даёт мне возможность внести свою лепту в улучшение мира тем, что я могу улучшать себя ( это ОЧЕНЬ!!! трудно, но это происходит, я точно знаю, что я просыпаюсь от сна бессознательной жизни всё больше) и просить за весь остальной мир, пусть так — порой нелепо как я описала выше, но это много лучше, чем ничего. И для меня это и свобода, которую ищите Вы и радость, которую ищет мой муж.
Ольга
29 марта 2018, 17:30 #Администратор
29 марта 2018, 20:15 #А: Я уверена, он вернется, как только почувствует свою ответственность или сделает другой выбор. Нагуляется в своих потёмках и всё равно вернется. Мне кажется, все, кто действительно задумываются и пытаются что-то понять, возвращаются.
Моя история в чем-то похожа на его. Но такой свободы, как на Соловках, я нигде не чувствовала. Поэтому знала, что ухожу блуждать ненадолго.
пФ: Спасибо, спасибо! Насчёт вернётся, не уверен. И про потёмки тоже. Парень не совсем «0», даже пописывает что-то (без запятых, разумеется), соотв. кое-что о себе понимает, а это степень несвободы. Мне много довелось повидать ярких и претенциозных. И где они теперь?
Вернётся/ не вернётся — это вопрос, собственно, только его, наше дело не помешать. Возжаждать свободы и живой воды, разобраться, что натурально, а что эрзац — это только он сам должен. Разве что, подсказать можно из собственного опыта (если спросит).
Я потому решился прочесть, что это голос не подростка только, это голос «человека разумного» в обыкновенном (лат. vulgaris — обычный, обыкновенный, общепринятый) понимании, человека лишённого символического мышления. В возрасте автора это ещё не удручающе, мб наживёт ещё? Обожжёт его какая-нибудь строка или какое-н. событие — и оживёт. Но ведь миллионы современников остроумны, эрудированы, даже образованы, точнее «начитаны» (от «начётчик») неплохо, а мыслят однобоко, однокрыло. Вот прям беда нашей эпохи. Впрочем, мб, я и ошибаюсь относительно эпохи.
А: Да наживет, наживет. Это тот самый возраст, когда хочется побродить в своих потёмках. Потом всё меняется. Сейчас с ужасом вспоминаю себя семнадцатилетнюю, не потому что стала умнее или опытнее. А потому что было очень темно.
Если честно, я не люблю громкие фразы про «беды» нашей эпохи. Это всё внешнее. Да, может быть, сейчас никто не напишет что-то типа «Самопознания» Бердяева. Но люди по сути остаются такими же. Вот мы сегодня разбирали «Замок» Кафки. Вот он искал Бога. И сейчас много кто так же ищет, но не понимает, чего ищет. И главное — пытается искать обходными путями. Как будто можно добиться чего-то ложью и напором.
У всех вера разная. И под догматы это всё не загонишь. Думаю, Вы знаете это гораздо лучше меня. Поэтому то, что этому мальчику может быть душно в церкви, можно понять.
Люди пережили страшный 20 век. Я верю, что это остается в генетической, исторической памяти. Мало кому интересно в этом разбираться, потому что очень больно. Вот и думаешь: какая хорошая идея — построить рай на земле. Только как не понимали, что это невозможно? Ведь были же те, кто в эту чушь реально верил.
Администратор
06 апреля 2018, 23:28 #Очень тяжело говорить друзьям, что ты ходишь в храм. Я помню как в средней школе я сказал, что не пришел вчера в школу, потому что был в храме — был какой-то праздник. Я сказал это громко, вслух без всякого протеста и желания как-то выделиться. Для меня это было нормальным. Класс отреагировал взрывом хохота, и тогда я почувствовал, что это… Не нормально. И мне стало тяжело это говорить. Само признание себя верующим человеком делает тебя не нормальным, не таким как все, а это тяжело. Приходится доказывать, что ты чего-то стоишь и кроме этой чудаковатый штуки и только тогда с тобой будут считаться. Это один вид оков — вынужденное… не исключение, конечно, но дистанцирование от общества. Если есть девушка, которая не понимает твоих походов в «места религиозного культа», это дистанцирование особенно болезненно.
При этом дистанцирование со стороны приходских людей может быть ещё бо́льшим. Они зачастую не чужды деления мира на правоверных и нехристей, еретиков и отступников.
Другой вид оков — это боязнь совершить грех. Грех, как мы знаем, переводится как промах. Т.е. это боязнь совершить ошибку. Страх всегда сковывает, губит любой креатив, даже просто возможность спокойно, здраво мыслить. Я полагаю, что схема видится очень простой, неизбежное последствие греха — наказание, гнев Божий. Это как писать в тетради, с занесенной линейкой над руками (у меня такого опыта не было, просто образ), которая ожидает когда ты совершишь ошибку. Контрольную можно написать без ошибок в таком режиме, но роман так не напишешь. И это другой вид оков, которые я увидел в строчках автора. Может быть я не правильно понял, конечно. Понимание подобных вещей можно взять только из личного опыта, который у всех разный.
Автор пишет, что люди приходят в храм, чтобы решить свои проблемы и для духовной подпитки, когда совсем припрёт. Судя по уверенному тону, это не теоретические размышления, а живые примеры, которые он видит своими глазами. И я не считаю, что это плохо. Это нормально просить помощи, когда тебе тяжело. Но считаю, что действительно плохо, если этим все ограничивается. Это заигрывание с Богом. У меня все хорошо, я Его не трогаю. Что-то случилось, я спешу ублажить Его своим появлением и покаянием. (К сожалению такие вещи познаются тоже только личным опытом) И в этой схеме взаимоотношений вполне можно убирать заглавную букву и ставить множественное число. Такая форма поклонения издревле распространена в мире. И в этой парадигме становятся непонятны все слова о некой личной свободе в христианстве, и почему слово любовь так часто фигурирует в проповедях. Но если немного отстраниться от этого, то можно вспомнить, что есть вполне вроде жизнерадостные и успешные люди, которые ходят в храм постоянно. И более того, есть такая вещь, как монашество. Стереотип говорит, что в монастырь уходит низший класс и ещё горстка чудиков, которые не смогли прижиться в обществе. Более того, если приехать в монастырь, пожить с трудниками и поработать во Славу Божью, увидишь именно такую картину. Но ведь есть же другие примеры, взять свят. Игнатия (Брянчанинова). Аристократ, блестяще образованный, с острым умом и широкими связями. Бросает все и постригается в монахи. Или самый известный, наверное, сейчас епископ Тихон Шевкунов. Выпускник ВГИКа уезжает в монастырь вдали от цивилизации, чтобы послушником выполнять тяжёлый физический труд, не богато питаться и ходить на службы. Беру эти примеры, потому что можно почитать (и послушать во втором случае) что и как они говорят. Это явно люди не чудаки и не те, чтобы не нашли свое место в жизни. Значит в этой жизни есть что-то, что привлекало их. Не для решения сиюминутных проблем шли они этим путем. Если почитать дневники подвижников, видно будет, что не было в этом и постоянной радости, такого молитвенного кайфа и беспредельной любви ко всему живому. Труден был этот путь. И тоска, и страх, и чувство богооставленности приходили к ним. И все же не бросали они этого пути. Почему же?
Нельзя говорить о храме и не говорить о Христе. Хотя и говорить о Нем тяжело, и не только по тем причинам, что я озвучил ранее. Опытно познав любовь к Богу, ты никак не можешь объяснить ее другому человеку. А другой человек никак не сможет тебя понять, не имея личного опыта богопознания. Но все же я считаю правомерным сказать, что вел этих людей не страх, а любовь к Христу.
Автор пишет, что его сил вполне хватает для самостоятельных решений относительно своей судьбы и поступков. И было бы странно, если бы мужчина в 15 лет чувствовал по-другому. Я все же не думаю, что правильно складывать с христианина ответственность за его поступки. Веришь ты в Бога или нет, ты не перестаешь быть ответственным за себя, свою семью, своих друзей. С годами этой ответственности становится только больше. И регулярные или не регулярные походы в храм этой ответственности с тебя не складывают. И, как говорил о.Кураев, в Библии нет ответа на один вопрос: «Что лично я должен делать завтра в 6 часов вечера». Мы всегда вынуждены самостоятельно принимать решения и предпринимать действия, связанные с теми или иными аспектами нашей жизни. В христианской литературе мы можем встретить слова о бессилии человека в этом мире, но авторами таких текстов по большей части являются монахи, а пишут они про поступки другого порядка, про борьбу с грехом, именно там они видели свое бессилие.
Три месяца — не малый срок, чтобы произвести наблюдения над своей жизнью. Но я не стал бы мерить его успешность обстоятельствами или отсутствием молний с неба. Это как измерять успешность приготовленного блюда его температурой. Можно, и даже некоторую закономерность можно найти. Но главное все же — его вкус, а его может оценить только человек, который кушает это блюдо. Нельзя оценить полезность той или иной практики (в данном случае хождение и не хождение в храм), по тому, что с тобой случилось. Схема «сделал плохо — получил наказание» прекрасно бы работала, но тогда ничего не осталось бы от свободы человека и любви Господа, которая в том числе долготерпит и милосердствует. Тут только можно остановиться и посмотреть по карманам, не потерял ли чего за эти три месяца.
Я искренне считаю, что готовность автора брать ответственность за свою жизнь — это прекрасное, благородное чувство. Хочу только пожелать не рубить им свои отношения с Богом, а тихонько, пока никто не видит, выстраивать их. Тогда, Бог даст, станет понятно зачем нужен храм, почему церковь — это люди и почему причастие считается главным церковным таинством.
Автору
Поиск себя — необходимая часть в жизни любого человека. Надо выстраивать свои отношения с близкими, миром, Богом. Я бы только предостерёг от публичных отречений, потом тяжело отречься от них самих. Если вдруг захочется прийти в храм, это будет ещё одной преградой. И ещё хотелось бы пожелать не поддаваться на уловку, что люди верят по глупости или слабости. И если кто-то даже верит так, то есть и другие, попробуй найти их или лично, или в книгах и узнать почему.
Отдельно хочется сказать отправителю письма, не автору. Не думаю, что вполне честно отбросить факт, что парню 15 лет. Письмо абсолютно в духе подросткового бунтарства, ломки стереотипов и поиска себя. У стариков эта мысль с совсем другим оттенком. Вымученное, давно закреплённое ощущение отсутствия Бога в своей жизни. Т.е. понятно, что интересен атеизм (после отрицание) именно как феномен, но необходимо делать поправку в силу сложности возраста автора. Молитвами святых отец наших да поможет Господи каждому найти свой путь к Нему.