Помышлsю мн0жество согрэшeній, и3 ўsзвленъ жaломъ с0вэсти, ћкоже въ плaмени болю2 nкаsнный: ўщeдри мS сл0ве б9ій, твоeю млcтію.

Утреня вторника 6-й седмицы



Сорокоуст

Хотелось бы заказать сорокоуст, подскажите, пожалуйста, как это возможно сделать?

 

пФ: Давайте прежде попробуем разобраться, что такое сорокоуст. Мне известны несколько значений «сорокоуста». 

К примеру, священник после хиротонии по обычаю служит 40 Литургий подряд. 

Сорокоуст в том или ином виде (молитва в храме, безмолвие, уединение и др.) благословляется новопостриженному монаху, по исполнении которого он получает послушание в монастыре.

Сорокоустом называют сорокадневное чтение Псалтири по усопшему. Сорокоуст - сорокадневное поминовение за Литургией живого или усопшего брата (Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк 20.38)).

Есть практика сорокадневного причащения Таин Христовых за каждой Литургией - это также сорокоуст.

Совсем уж необычный пример сорокоуста приводит в своей замечательной книге «О поминовении усопших по уставу Православной церкви», точнее в примечаниях к ней, свт. Афанасий Сахаров: 

В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые "со́роки", - наши благочиннические округа. В каждом таком со́роке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, "придельных попов". В таком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок Литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. По замечанию проф. Голубинского, "сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения" (3-й, 9-й, 40-й по смерти). (Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II). 

Встречаются и такие представления о сорокоусте: 

Сорокоуст – (о здравии или о упокоении) – 1 имя – 100 руб. (!!!) 

Такое объявление нашёл на сайте одного монастыря, в котором подвизался некогда дивный русский святой.

Дальше (на сайте) следуют пояснения: 

это поминовение православного христианина на Божественной Литургии в течение 40 дней подряд. При сорокоустном поминовении за каждое имя вынимается частица из просфоры и в конце Литургии все эти частицы опускаются священником в Кровь Христову со словами «Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Кровию Твоею Честною». Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о человеке. 

Вообще-то в Служебнике стоит «отмый». Но не станем «оцеживать комара». Не мудрствуя признаем «омый» и «отмый» синонимами. Важнее, что авторы подразумевают под такое. Изъятие частицы из просфоры и опускание в чашу со словами? Такое поминовение самое значительное из всех церковных молитв? Значительнее даже анафор святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста? Значительнее, чем:

да њбрsщемъ млcть и3 блгdть со всёми с™hми, t вёка тебЁ бlгоугоди1вшими, прaoц7ы, nц7ы2, патріaрхи, прbр0ки, ґпcлы, проповёдники, бlговёстники, м§нки, и3сповёдники, ўчи1тельми, и3 со всsкимъ д¦омъ првdнымъ въ вёрэ скончaвшимсz ?

Значительнее нежели:

Помzни2 гDи, и5же дaры сі‰ тебЁ принeсшихъ, и3 њ ни1хже, и3 и4миже, и3 за ни1хже сі‰ принес0ша. Помzни2 гDи, плодоносsщихъ, и3 добротворsщихъ во с™hхъ твои1хъ цRквахъ, и3 поминaющихъ ўбHгіz: воздaждь и5мъ богaтыми твои1ми и3 нбcными даровaніи, дaруй и5мъ вмёстw земнhхъ нбcнаz, вмёстw врeменныхъ вBчнаz, вмёстw тлённыхъ нетлBннаz ?

Или: 

Помzни2 гDи, предстоsщыz лю1ди, и3 рaди бlгосл0вныхъ ви1нъ њстaвльшихсz, и3 поми1луй и5хъ и3 нaсъ по мн0жеству млcти твоеS: сокрHвища и4хъ и3сп0лни всsкагw бlга, супрyжєства и4хъ въ ми1рэ и3 є3диномhсліи соблюди2, младeнцы воспитaй, ю4ность настaви, стaрость поддержи2, малод{шныz ўтёши, расточє1ныz собери2, прельщє1ныz њбрати2, и3 совокупи2 с™ёй твоeй соб0рнэй и3 ґпcльстэй цRкви. стужaємыz t духHвъ нечи1стыхъ свободи2, плaвающымъ сплaвай, путешeствующымъ сшeствуй, вдови1цамъ предстaни, си1рыхъ защити2, плэнє1ныz и3збaви, недyгующыz и3сцэли2, на суди1щи, и3 въ рудaхъ, и3 въ заточeніихъ, и3 въ г0рькихъ раб0тахъ, и3 всsкой ск0рби, и3 нyждэ и3 њбстоsніи сyщихъ помzни2 б9е, и3 всёхъ трeбующихъ вели1кагw твоегw2 бlгоутр0біz, и3 лю1бzщихъ нaсъ, и3 ненави1дzщихъ, и3 заповёдавшихъ нaмъ недостHйнымъ моли1тисz њ ни1хъ: и3 вс‰ лю1ди тво‰ помzни2 гDи б9е нaшъ, и3 на вс‰ и3злeй богaтую твою2 млcть, всBмъ подаS ±же ко спасeнію прошє1ніz: и3 и4хже мы2 не помzнyхомъ, невёдэніемъ, и3ли2 забвeніемъ, и3ли2 мн0жествомъ и3мeнъ, сaмъ помzни2 б9е, вёдый коегHждо в0зрастъ и3 и3меновaніе, вёдый коег0ждо t ўтр0бы мaтере є3гw2. тh бо є3си2 гDи, п0мощь безпомHщнымъ, надeжда безнадє1жнымъ, њбуревaємымъ спаси1тель, плaвающымъ пристaнище, недyгующымъ врaчь: сaмъ всBмъ вс‰ бyди, вёдый коег0ждо, и3 прошeніе є3гw2, д0мъ, и3 потрeбу є3гw ?

Господи, помилуй!

Справедливости ради надо сказать, что словам «Отмый, Господи» мы все придаём особое значение, за утверждением авторов рассматриваемого текста о «самой значительности» просматривается даже некоторое богословие. И произносит их теперь священник, хотя в Служебнике ясно сказано, что «словеса сии» глаголет диакон. Тоже ведь тенденция, не так ли? 

Любопытно, однако, что совсем ещё недавно (в контексте мировой истории и истории христианства) формулы «Отмый, Господи...» в Служебниках не было. В старообрядческом Служебнике, например, её и теперь нет, как не было и в дониконовских Служебниках. Она - формула - появилась позднее, прежде у греков, потом уже у нас. При Никоне. В обоих греческих Служебниках, имеющихся у меня под рукой, эта формула имеется, но на практике греки не придают ей особого значения и она может не произноситься.

Дальше ещё одно недоразумение:

«Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (навстречу) Судии, был восхи́щен на облацех, и так был всегда с Господом».
Святой Симеон Солунский.

Между тем, если утрудиться и заглянуть-таки в «Сочинения» блаженного архиепископа Фессалонитского Симеона (глава 337), то обретаем там слово «сорочины» - «сороковой день», а не «сорокоуст» - «40-кратный». Т.е. всё-таки сорочины (т.е. особое поминовение 40-дня, а никакой не сорокоуст) совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения...


Автор: Smile
Дата публикации: 31.03.2013

Отклики (482)

  1. Smile

    04 апреля 2013, 22:20 #
    Ничего себе! Вот это да! Необыкновенно интересно!
    Собственно, я-то надеялась на некоторую определённость, что-то типа «записать имя на поминовение в течении 40 Литургий можно в храме...», что, полагаю, всё-таки Вы, отче, ещё скажете. НО!
    То, что услышала, превзошло все мои ожидания! СпасиБо, отец, за Вашу серьёзность и обстоятельность. Храни и помогай Господь!
    1. Ирина Газова

      15 апреля 2013, 12:09 #
      Почему мое имя теперь практически ВЕЗДЕ????
      1. Лев Вербицкий

        15 апреля 2013, 12:28 #
        Что вы имеете ввиду? :)
        1. Ирина Газова

          21 апреля 2013, 11:56 #
          Извините. Все прошло. Просто, зайдя в этот день на сайт, увидела, что «оставила» коментарии во ВСЕХ практически разделах! Видимо, это были какие-то неполадки.

      Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.