Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



О болящих

Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, когда в записках О ЗДРАВИИ может употребляться слово "болящий"? Идет ли речь только о лежачих больных или болеющих в данный момент? Если человек болен хроническим недугом (например, эпилепсией. Или бронхиальной астмой), но не находится в стадии обострения - можно ли упоминать о нем как о болящем? И еще термин "Наталия СО ЧАДАМИ" - имеется ввиду мать и все ее дети или тут есть какие-нибудь нюансы? Извините, что ударяюсь в такие частности, но очень хотелось бы знать.
Автор: xenia
Дата публикации: 22.04.2013

Отклики (481)

  1. Администратор

    23 апреля 2013, 09:11 #
    Допускаю, что в этих вопросах существуют разные традиции: поместные, местные, даже приходские.
    Думаю, Господу известно о нас всё, потому эти пояснения — для нас человеков. Это — просьба обратить особое внимание, помолиться сугубо, т.к. болящий — и лежачий, и хронический — страдает и нуждается в особенной нашей заботе и сугубой молитве, также и беременная женщина, по-славянски она так и называется «болящая»: «болящая приближается родити, и в болезни своей вопияше» (Ис 26).
    Как раз носящую во чреве женщину и называют обыкновенно «имярек со чады». Встречаются и другие надписания.
    Когда же женщина родила, а малыш пока не крещён, пишут «с младенцем», а уж после крещения называют ребёночка по имени и пишут отдельной строкой.
    1. Smile

      23 апреля 2013, 19:49 #
      Упс! Вот те на…
      Как я понимаю, «как раз носящую во чреве женщину и называют обыкновенно «имярек со чады» — это как раз и есть приходская традиция? А совершенно замечательное, олицетворяющее полноту слово «непраздная» — «занятая делом» ()не прижилось на приходе? Насколько я понимаю, «со чады» — это значит всё же «с детьми», и только. Нет?
      1. Smile

        23 апреля 2013, 20:56 #
        Эх, отчего-то ссылочка в предыдущем посте не прошла (
        В скобках подразумевалась. Вот эта: drevo-info.ru/articles/19221.html
    2. Ирина Газова

      24 апреля 2013, 12:25 #
      «Когда же женщина родила, а малыш пока не крещён, пишут «с младенцем», а уж после крещения называют ребёночка по имени и пишут отдельной строкой.» — можно понять, что писать «имя матери „с младенцем“ до 7 лет возможно? (если крещение откладывать до совершеннолетия)
      1. Администратор

        15 мая 2013, 10:13 #
        Мне указано, что вопрос этот «завис». Не знаю, что ещё здесь добавить. Пожалуйста, прочтите внимательно.
        Небольшие пояснения добавляю.

        «Допускаю, что СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТРАДИЦИИ: поместные, местные, даже ПРИХОДСКИЕ.
        Думаю, Господу известно о нас всё, потому эти пояснения — для нас человеков. Это — ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ, помолиться сугубо, т.к. болящий — и лежачий, и хронический — страдает и нуждается в особенной нашей заботе и сугубой молитве, также и беременная женщина, по-славянски она так и называется «болящая»: «болящая приближается родити, и в болезни своей вопияше» (Ис 26).
        Как раз носящую во чреве женщину и называют ОБЫКНОВЕННО «имярек со чады». Встречаются и ДРУГИЕ надписания». Например, «непраздная». Мне приходилось встречать в записках и ещё варианты. «Плодоносящая», к примеру.
        Обыкновенно это исходит от прихожанок с повышенной активностью, им тесно в существующих рамках, они ищут «выйти из ряда вон». Над этим можно было бы и посмеяться, но ничего криминального в отношении к окружающим здесь нет, потому просто констатируем как факт.
        Такие — ИНЫЕ — надписания не лучше и не хуже, они говорят лишь о другой традиции.
        Когда человек вносит в свой приход традицию другого прихода, это может быть прихожанам даже полезно, поскольку «освежает» внимание к давно привычным вещам. Такое взаимовлияние многажды случалось и в истории обряда, например, когда антиохийский пресвитер Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру, он конечно принёс с собою в столицу некоторые особенности антиохийского обряда и привил их (а какие-то не стал прививать, а принял местные, а какие-то и сами не привились). Константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, думаю, в этих вопросах, допускающих разночтения, был гибок.
        Ещё один пример: антифоны на литургии. Некогда они пелись во время шествия народа из своего храма в соборный с тем, чтобы организовать, «собрать» большие массы народа в нечто цельное. И только со Входа (мы называем его теперь Малым), когда все эти людские реки вливались в храм (скажем, в Святую Софию), начиналась собственно литургия. Теперь — здесь и сейчас — мы никуда не шествуем, литургию начинаем раньше, и поём эти антифоны просто в качестве составной её части. Есть и ещё большое множество примеров взаимного обогащения одних традиций другими.

        «Когда же женщина родила, а малыш пока не крещён, пишут «с младенцем», а уж после крещения называют ребёночка по имени и пишут отдельной строкой».

        Здесь также могут быть варианты. Случай, когда крещение откладывается до совершеннолетия, а потребность писать записку тем не менее возникает, частный. Все частные случаи — казусы — нам не разобрать. Если у Вас, Ира, конкретный случай из жизни, давайте с Вами лично решим как и что писать.

        Если кого не устраивают предложенные варианты, пишите как знаете. Повторюсь, цель этих приписок обратить особенное внимание на болящего, тяжкоболящую, носящую во чреве, а также, если речь о усопших, — на новопреставленного или того, чья память (день кончины, рождения, именины) приходится на настоящий день. В этом случае приписывают «приснопоминаемого». Пожалуйста, не спорьте со смыслом последнего слова, оно тоже вполне условно и выполняет роль сигнала.
        Единственное пожелание: поменьше суеты, суета недушеполезна.

        Теперь, надеюсь, тема исчерпана.

        Вопросы перевода «со чады» на русский язык также оставляю как несущественные.

        Можно было бы остановиться ещё на вышеупомянутой «повышенной активности», когда человек, пользуясь поводом обратить внимание на брата или сестру, нуждающихся в особом поминовении, ищет внимания к себе и обращает внимание прежде всего на себя. Но это уже, как говорится, другая история.
        ответить
        1. Ирина Газова

          08 июля 2013, 01:53 #
          Здравствуйте, уважаемый Администратор. Давно не заглядывала СЮДА и не знала, что мне ответили. Решилась немного отступить от своего обещания больше не писательствовать не из соображений привлечь внимание к себе, а из желания уточнить «исчерпанную тему» для себя по, как мне кажется, уважительной причине.
          Иногда тружусь в Часовне и, увы, в качестве продавца на лавке. Поэтому, мой вопрос был отнюдь не праздным и ко мне лично не относящимся. Лично я стараюсь творческий подход в данных вопросах не применять и «повышенной активности» в меру своего разумения тоже. Однако вопрос «а как писать, если....?» слышу часто. Чаще молчу, жму плечами, рекомендую спросить священника. Но иногда, очень иногда, понимаю, что не ответить ну не получается.
          И если вдруг здесь, увидев такую формулу, я задалась вопросом и попросила уточнить...? Простите, если вопрос прозвучал как-то некорректно.
        2. марина овчинникова

          21 мая 2013, 12:20 #
          О болящих. Я дружу с одной женщиной, у которой есть сын, молодой, абсолютно здоровый мужчина, пьющий и гуляющий. Так вот мама за него молится и подает записки, как о болящем душой и телом. Может быть это и неправильно, но очень и очень понятно.
          1. Администратор

            25 мая 2013, 19:03 #
            Да, Маринушка, Вы правы, это понятно и допустимо.

            Возникает, правда, иной вопрос: о мере внесения «своего» в традицию (напомню, что латинское traditio есть ни что иное как ПРЕДАНИЕ, а о предании апостол Павел пишет Солу́нянам так: стойте и держитесь предания, (2 Фесс 2.15)).
            Об этом многажды упоминает свт. Афанасий Сахаров в книге " О поминовении усопших", смысл вкратце таков: лучше мало, но в согласии с церковным уставом, нежели много, но «отсебятины». Мне близка его т.зр. Хотя я и не категорически против «отсебятины».
            Вопрос как всегда в мере.
            1. Администратор

              08 июля 2013, 13:46 #
              Ира, Вы, кажется, приняли всё на свой счёт? Напрасно. Пишите и спрашивайте на здоровье, будем стараться проговаривать интересующие вопросы. Те, что были заданы, исчерпаны? Если нет, уточните, пожалуйста, что непонятно, будем разбираться.
              пФ
              1. Ирина Газова

                21 июля 2013, 00:50 #
                Отец Феликс, извините, похоже, тон моего сообщения «не соответствовал» или что-то в этом роде… «Администратор», которому я отвечала, насколько я понимала, это были не Вы, а другой человек. Естественно, это не оправдывает меня за резкость. Но, честное слово, довольно сложно (для меня) «переварить» когда пишешь, как полагаешь одному человеку, а отвечает другой.
                Конечно, не все мы (я в первую очередь) «приносим» что-то стоящее или интересное, но всем нам хочется, чтобы «поплакали с нами о смерти петушка».
                Пожалуйста, не ищите в моих словах обличительного подтекста — это всего лишь просьба, хотя… теперь уж сама себе не верю. И не обязательно публиковать мое сообщение. На данном этапе, мне хочется быть за столом одним из тех, к кому «хочется крикнуть „эй, где вы?“, как написала Анастасия и… молчать.

              Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.