Зим0ю содержи1мь и3скушeній, и3 страстeй треволнeніи потоплsемь, и3 сластeй бyрею њбуревaемь лю1тэ, пощeніz пучи1ну достиг0хъ кр0ткую и3 ти1хую, въ нeйже мS њкорми1въ твои1мъ кrт0мъ щeдре, ко сп7сeнію ўстреми2.

Тропарь трипеснца на утрени среды 5 седмицы



Лекция к Празднику Троицы

                                                

               «В православной церкви икона - это существенная

                                            часть службы»

                                                                                           Б.В.Раушенбах

 

 «Логика троичности» так называлась статья, опубликованная в журнале «Вопросы философии»  за ещё не очень далекий 1993 год и написал её не кто либо из духовных философов или церковных публицистов, а Борис Викторович Раушенбах, академик, лауреат Ленинской и Демидовской премий, Герой социалистического труда, главный конструктор систем управления и ориентации космических аппаратов и кораблей, доктор технических наук, заведующий кафедрой Московского физико-технического института. Посвящена эта статья православной иконе «Живоначальная Троица» Андрея Рублева.

Увлечение историей иконописи и древнерусской живописью у Бориса Викторович началось значительно раньше, ещё тогда, когда он в Московском физико-техническом институте начал читать лекции по истории древнерусской живописи в конце 1979 годов. Эти лекции, как известно, наделали много «шума» в Москве!  Его как-то спросили, какой иконе он бы отдал свое предпочтение и он ответил, что его любимая икона это «Успение», а что касается «Троицы» Рублева, то это «вершина иконописи». В этой иконе Рублев «…гениально воплотил догмат Церкви о единосущной и нераздельной Троице. Три ангела изображены совершенно однотипно, что передает их единосущность, а жертвенная чаша на престоле символизирует неразделенность. На иконе мы видим также гору, дерево и строение, которые передают, соответственно, Святость, Живоначальность и Божие Домостроительство. Эту икону можно посмотреть в зале 60 Государственной  Третьяковской галереи.

Посмотрим, как трактует это догмат Церковь. В книге «Объяснение символа веры, молитв и заповедей», Петроград, 1917 г. «… под  именем Пресвятыя Троицы нужно разуметь единого Бога в трех лицах. Первое лицо Пресвятыя Троицы есть Бог Отец, второе лицо-Бог Сын, а третье-Бог Дух Святый. Каким  образом Бог по своему существу один, а по лицам троичен, этого мы не можем постигнуть своим разумом».  В своей статье Борис Викторович говорит …«Меня интересовал чисто теоретический вопрос: может ли формальная логика допустить существование Троицы. Вроде бы это абсурд: один объект – и вдруг три объекта… И если кого-то удивляет троичный догмат, то только потому, что он не знает математики. Три и один – это одно и то же! До сих пор не могу понять, как отец Павел Флоренский, наш замечательный богослов, который к тому же окончил математический факультет, этого не заметил. Он пишет, что идея Троицы непостижима. Нет, Бог непостижим, а идея Троицы постижима, триединость – это свойство природы, она буквально пронизывает природу».

  Икона написана на деревянной доске вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящими за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного тельца. За каждым ангелом на фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврйский) и гора (гора Мориа). Ангелы расположены так, что их руки образуют замкнутый круг причем руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Фигуры полны неподвижного созерцания, их взгляды устремлены в вечность. В основу изображения положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Оно повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, повстречал трех странников в дубовой роще Мамбре. Он пригласил их в дом и угостил хлебом и ему было дано понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Когда смотришь на икону видишь, что все внимание зрителя сосредоточено на трех ангелах, на их безмолвном общении. Они сидят вокруг престола. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной любви.

Центр иконы создает впечатление невесомости, свободного и даже воздушного пространства, Нет ничего лишнего. Подножия ангелов выполнены в обратной перспективе и приподнимают их вверх, как бы направляет во внутренний мир зрителя. Атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены беседующими. Их жесты плавные и сдержанные, что свидетельствует о возвышенном характере беседы. Один повелительно говорит, другой внимает, а третий покорно склоняет голову. Может быть они просто задумались о том, о чем только сейчас говорили! И наконец они вкушают пищу, и один из них протягивает руку к чаше.

В своей статье Борис Викторович обращает внимание на логические свойства Троицы, потому, что именно они вызывают недоумения. Святость Троицы это божественное, сравнивать не с чем, это нужно принимать, а вот что такое «триединство», то человек начинает искать что-то подобное в окружающем мире, хочет увязать это с формальной логикой. Поскольку математика построена на законах формальной логики, он начинает искать в математике такой объект, который обладает всеми логическими свойствами Троицы. Изучив эти свойства он доказал логическую непротиворечивость структуры Троицы. Посмотрим этот метод.

Вот они логические свойства Троицы и вектора в ортогональной системе координат.  Вот посмотрите, как блестяще Борис Викторович провел это  анализ:

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

   

    4.

Триединость. Это очевидное свойство: единый Бог и Троица одно и то же.

 

 

 

 

 

 

Единосущность. Это означает, что каждое Лицо является Богом.

 

Неразделеность. По учению Церкви Ипостаси всегда выступают вместе и совершенно исключено, что какое-то лицо может действовать  отдельно от других.

 

Соприсносущность. Опять же по учению Церкви Отец,Сын и Святой Дух существуют совместно и всегда, т.е.

обладают свойством соприсносущности.

Триединость.  Самвектор с одной стороны и его три составляющие с другой – это одно и тоже. Действие вектора на какую либо конструкцию или его составляющих совершенно эквивалентно с точки зрения распределения напряжений и деформаций.

Единосущность. Тоже почти очевидное свойство, поскольку три составляющих вектора, сами являются векторами.

Неразделеность. Каждая составляющая вектора связана с ним абсолютно, поскольку является его векторной проекцией на соответствующую ось, т.е. они связаны абсолютно друг с другом, что и является неразделенностью.

Соприсносущность. Составляющие вектора существуют всегда одновременно и вместе, иначе они не составили  бы систему векторов в любой момент времени полностью эквивалентную исходному вектору.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

      6. 

Специфичность. Это означает, что несмотря на то, что эти три божественные ипостаси не сводимы друг к другу, каждое обладает своей спецификой. Это хорошо видно из следующей молитвы: «Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша…»

 

Взаимодействие.  Это свойство нам тоже хорошо известно: сын рождается, а Святой Дух исходит от Отца.     

Специфичность.  Если, например, вектор рассматривать как силу, то каждая составляющая может сместить тело, только по «своей» оси и никак не может сделать этого перемещения по «чужим» осям. Это показывает, что три составляющие вектора не способны заменить друг друга, что говорит об их специфичности.

Взаимодействие. Взаимодействие составляющих сводиться к тому, что составляющие по осям суммируются по правилам векторной алгебры.

 

Этот объект (обычный вектор с ортогональными составляющими) существует в математике, широко используется в других науках (механике, физике) и полностью соответствует этим шести  свойствам! Анализ векторной модели  показывает, что совокупность этих шести свойств, приводящая к логически безупречной триединости, является необходимой. Нарушение хотя бы одного из условий, приведет к нарушению всей совокупности. Можно предположить, что векторная модель троичности, является ещё одной из множества существующих иллюстраций триединства Бога. Однако, каждая из таких существующих иллюстраций рассматривает какую либо одну сторону, например свет, солнце и его лучи и др., оставляя другие стороны без внимания и учета. Этим кратким анализом показано, как точно и тактично преподобный Андрей Рублев передал в живописной форме логику троичности.

Эта математическая модель не была придумана специально для согласования её с логической структуры Троицы. Вектор применяется везде и понятие триединности  пронизывает всю природу и быт человека. Вспомним хотя бы русские сказки и русский фольклор: тридевятое-тридесятое царство, бог троицу любит, плакать в три ручья, ходить за три моря, заблудиться в трех соснах. Масса фольклорных источников рассказывает о трех сестрах, трех богатырях, драконах о трех головах, читатель может сам продлить этот список. Даже в информатике существует не только двоичное обозначение, но есть и троичное, которое более экономно и рационально.

 Академик Б. Раушенбах в заключении говорит: «Из всего сказанного не следует, что теперь Троица не является более тайной и для принятия этой тайны более не нужен подвиг веры. Просто теперь тайное сместилось туда, где оно и должно быть - в сущность Бога. Подвиг веры вовсе не нужен для принятия структурно – логического свойства  Троицы – триединости. Он нужен для принятия того свойства, которое было названо «взаимодействие», и о котором нам известно слишком мало – только о рождении второго и  исхождении третьего Лица Троицы от Отца. Не говоря уже о том, что точный смысл терминов «рождение» и «исхождение» нам неизвестен, взаимодействие Лиц может, как уже говорилось, быть бесконечно многостороннее и сложнее и мы должны верить, что это взаимодействие приводит от Триады к единосущной Монаде».

 

 

                                                                            В. Малых

 Дискуссионно-познавательный «Русский клуб» заканчивает свой первый сезон! Можно смело сказать, что он уже стал принадлежностью нашей жизни! Теперь многие, просматривая нашу городскую газету «Калининградская правда» обязательно стараются  заглянуть в раздел «Афиша» - когда же состоится очередное заседание «Русского клуба»?

За этот период на этих встречах  затрагивались различные вопросы от истории Руси до истории казачества, от первого русского академика М.В.Ломоносова до академика Российской Академии Наук Раушенбаха Б.В. Причем каждая тема собирала широкую аудиторию, так что комната № 319 порой становилась мала! Уже появились «старожилы», которые стараются не пропускать очередные заседания клуба.

Удивительно, но  каждое заседание проходит интересно и оживленно, это совсем не приснопамятная лекция из кинофильма «Карновальная ночь» - Есть ли жизнь на Марсе?». Руководитель клуба, она же и ведущая М. Крылова хорошо ориентируется в теме, допускает дискуссии и выступления с различными точками зрения. Главное требование это временные рамки. Здесь она неукоснительно требует соблюдение регламента. И это видимо правильно, что позволяет выступить большему количеству желающих с разными мнениями и фактами.                                       

Вот и в этот раз, мартовская встреча была посвящена жизни и деятельности знаменитого ученого, конструктора, философа, искусствоведа – академика Бориса Викторовича Раушенбаха, одного из подвижников космической науки и техники, соратника Сергея Павловича Королева!

Вечер, как всегда открылся с музыкальной страницы. На этот раз певица Вера Немых исполнила песню из кинофильма «Мачеха». Затем ведущая М. Крылова представила докладчика, В Малых и обозначила тему «Академик Борис Раушенбах и русская иконопись».

В Малых посчастливилось встречаться с Раушенбахом несколько раз и эти встречи оставили неизгладимые впечатления. Рассказывая об этих встречах, нельзя было оставить без внимания факты биографии, которые в те поры нельзя было упоминать (например, лагерь в Н.Тагиле во время войны и др.). Вся его последующая деятельность внесла огромный вклад в космическую науку и технику – создание системы управления космическими объектами  (как, например, Е3, который осуществил фотографирование обратной стороны Луны и Е6 мягкая посадка на поверхность Луны). Особое  внимание было уделено тому, как создавая систему управления стыковкой космических аппаратов (и в том числе ручную систему стыковкой) Борис Викторович пришел к живописи, а затем, изучая древнюю иконопись, нашел математическое обоснование догмату Церкви о Троице.

Затем с кратким обзором биографии Бориса Викторовича выступили литераторы А.В.Лисицын и А.Л.Локтев. С кратким сообщение выступила сотрудница издательства «Аграф» О.И.Румянцева, которая рассказала, как издавались последние книги «Пристрастие» и «Постскриптум». Несколько экземпляров этих книг были представлены и желающие могли их приобрести. Как всегда закончился вечер музыкальной страницей, Вера Немых исполнила романс «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне».

В заключение следует заметить, что заседания клуба были бы более эффективными и информативными, если можно было бы использовать технику. Например, о Раушенбахе при жизни было снято несколько документальных картин в виде бесед с ним. Если бы в распоряжении клуба  имелась соответствующая техника, показ таких фильмов значительно обогатил заседания Клуба. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.06.2016

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.