СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



ДНЕВНИК

Начинаем публикацию записок, составленных из мыслей, реплик, записок разных людей - наших прихожан. Назовём их ДНЕВНИК и будем время от времени пополнять. Хочется надеяться, что эти некнижные, простые, ясные, искренние слова, высказанные "из глубины", будут поучительны. А, может быть, ещё и утешат, и поддержат, не дадут разувериться в том, что человек - Божье чадо, а душа человеческая, по слову церковного учителя древности, - христианка по самой своей природе.

***

Одиночество, в сущности, по грехам посылается. Или как испытание…

Одиночеству нужно смирение. Одиночеству нужно отречься от себя. Нужно строго, внимательно относиться к себе, хранить ум от помыслов, а душу от уныния. 

Но не думать о себе не получается, это эгоизм берёт верх и вместо терпения ум засоряется ненужными и греховными помыслами.

***

Я прочитал книгу архимандрита Софрония (Сахарова) "Видеть Бога, как он есть". 

Больше всего запомнилась мысль о том, что ум нужно держать во аде, при этом не придаваться унынию. Мне кажется, что это не просто аутотренинг для нахождения мотивации для роста, это наиболее честный взгляд на отношения Бога и человека. При своей поврежденности, непокорности, бессилии и стремлении ко греху, ад - это наиболее правильное для него место. Для него... Наверное, про себя говорю. Но опыт испытания милости и любви Божией дает надежду.

Крепости прибавляет мысль из книги о том, что в жизни любого человека будет богооставленность, которая не несет в себе настроения Бога, Он не может разлюбить. Это для человека шанс проявить, что он добровольно идет по пути к Богу, не за милость, и даже не за благодать, а по любви. Шанс построить не торговые отношения с Богом, а настоящие.

С этой мыслью можно радоваться даже не чувствуя присутствия Божия ( я пока не могу). Можно благодарить Господа за скорби, которые суть врачевание для спасения. Врач делает операции, от которых больно, и болезнь исправляется, но это его долг, его работа. А вот если богооставленность и скорби, пропитаны той же любовью, что и все остальное, что дает Господь, то тогда можно бороться с печалью. 

Вторая книга, про которую хотел написать - "Нам оставлено покаяние" о. Никона (Воробьева). Она мне помогла оформить ответ на вопрос, с которым я обращался. О том, что я могу сделать для своего спасения. И как мне сейчас кажется - ничего. Грех побороть не могу, ни одной самой маленькой страстишки исправить не могу. Ближним помочь никак не могу, ни советом, ни примером. Любить Господа не могу, не умею, а на поверку оказывается, что и не хочу. И эта мысль, она такая страшная, что единственное, что остается - смиряться. Здесь смирение я употребляю, как понимание своих сил, честность перед собой. Мир с собой в смысле честной оценки себя. А Господь через пророка говорил "Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет." Если будешь смиренен, Господь Духом Святым исцелит немощи. Значит главное делание сейчас - смирение. Оно поможет исполнить главную заповедь. 

Вторую из главных заповедей смирение тоже должно помочь исполнить. Любовь к ближнему для меня идет через неосуждение. Искреннее неосуждение может появиться только если видишь себя несовершеннее ближнего. Я помню, как лет в 10-11, ночью я проснулся и мне захотелось молиться, и тут я сердцем понял почему нельзя грешить, я понял причину этого, я плакал и молил о прощении своих грехов. Утром сердце забыло эту причину, но умом я помнил, что я это знал. Больше я такого не ощущал. Только несколько лет назад с опытом молитвы и поста я начал возвращаться к этому. Господь показал мне себя, насколько это возможно, когда я был еще мальчиком. Сколько времени у меня было, чтобы повернуться к Нему? И чем я платил Ему за это? И продолжаю платить. И вот теперь как я могу осуждать людей, у которых этого опыта может быть и не было? Осуждаю, горжусь. Смирения нет, но есть цель в его достижении. Познакомиться с самим собой. Настоящим, а не тем, кем хотелось бы казаться. Не знаю пока как это сделать, буду молиться.

Стараюсь молиться короткими молитвами в течение дня. Иисусовой, молитвой мытаря, молитвой Иоанна Златоуста "Господи, дай мне помысл исповедания грехов моих." Постоянно забываю, рассеиваюсь. Учу понемногу самые широкоупотребимые псалмы, сейчас шестопсалмие. Моему уму удобнее в выученных молитвах, чем в читаемых, так он чуть меньше рассеивается. 

Встречалась мысль о том, что можно иногда заменять какие-то молитвы в правилах. На утреннем правиле после 1-й молитвы Макария Великого читаю шестопсалмие, потом сразу Ангелу Хранителю и далее. 

Утром встаем, пока всех разбудишь, завтрак, собраться, отвезти детей в школу - не успеваю прочитывать утроннее правило. Придумал по мере сил прочитывать это правило ночью, младший иногда просыпается, надо к нему сходить. На обратном пути задерживаюсь. Иногда получается, иногда нет - не задерживаюсь, а сразу падаю обратно в сон... 

Понимаю, что не бывает чуть-чуть плохого действия или мысли. Но продолжаю действовать и думать все также. Испытал как бес говорит сначала о том, что грех маленький, а Господь всепрощающий, а после совершения греха говорит о том, что ты безнадежно пал и вводит в уныние. Обо всем этом читал за последний год в разных книгах, анализируя, вижу и свой опыт в этом контексте.

Мои друзья начали узнавать, что я хожу в храм, верю во Христа. Начинают спрашивать чего, зачем. Иногда с насмешками, упреком, жалостью. Слышал, как о. Вадим Леонов (youtube) в одной своей лекции говорил, что часто люди спрашивают о вещах, которые их по-настоящему интересуют, с издевкой и насмешкой, просто потому что не могут по-другому. Потому стараюсь отвечать спокойно и по существу вопроса, каким бы он ни был. Беру на себя такую смелость.


Автор: Администратор
Дата публикации: 30.04.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.