Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.
Служба пятницы 2-й седмицы ВП
Удивительно, почти неправдоподобно сочетание изысканного, благородного Николая Мясковского и советского поэта Степана Щипачёва (1898 - 1980), члена партии большевиков с 1919 года, иные строки которого кажутся чуть не вульгарными. Щипачёв был обласкан советской властью, он дважды лауреат Сталинской премии, Щипачёв - автор поэмы о Павлике Морозове и хрестоматийных строк «как наденешь галстук,/ береги его, / он с твоею кровью / цвета одного» (грубоватая семинарская шутка: "как надел подрясник / береги его, / он с твоей душою / цвета одного". Я слышал её от певца одного из известных в нашей стране концертирующих "церковных" хоров, они немного циники эти концертирующие певчие...). Однако в исполненном Яной Иваниловой цикле «Из лирики Степана Щипачёва. 10 романсов для среднего голоса с фортепиано, соч.52, 1941 г.» представлена не т.н. «гражданская лирика», но собственно лирика, и как не признать за этими стихами поэзии? да и кто я, чтобы решать что поэзия, а что нет? Живёт человек на земле, осматривается в пространстве жизни и во времени жизни, пытается осмыслить себя в мiре, в истории, в вечности и вот что выходит:
Мне кажется порой, что я
вот так и буду жить и жить на свете!
Как тронет смерть, когда кругом –
друзья,
когда трава, и облака, и ветер –
все до пылинки – это жизнь моя?
И так далее (стихи поместим ниже).
Ну а уж музыка!.. Этот цикл открывает, на мой взгляд, особую грань дарования самого Николая Яковлевича Мясковского, я, во всяком случае, более 30 лет слушая музыку одного из любимых моих композиторов, этой грани за ним не знал.
пФ
1а. Ольга Макарова представляет
1б. Пётр Чайковский. Думка
Николай Мясковский «Из лирики Степана Щипачёва", 10 романсов для среднего голоса с фортепиано, соч.52, 1941 г.
2. Яна представляет цикл Мясковского
2.1. Русый ветер
Русый ветер, какой ты счастливый!
Эх ты, ветрена голова!
У тебя для берёзки, для ивы
Одинаковы нежны слова.
Русый ветер, какой ты счастливый!
А вот я, словно кто приковал,
Об одной, о далёкой, красивой,
Столько лет тосковал!
1926
2.2. У родника
От луны бело в степи.
В тишине родник звучит,
и над самым родником
в светлом небе на цепи
ковш серебряный висит.
Ветром, травами дышать,
слушать, как звенит вода,
хорошо в тиши такой.
Только пью не из ковша:
не дотянешься рукой.
1938
2.3. Мне кажется порой...
Мне кажется порой, что я
вот так и буду жить и жить на свете!
Как тронет смерть, когда кругом - друзья,
когда трава, и облака, и ветер -
всё до пылинки - это жизнь моя?
1938
2.4. Подсолнух
Подсолнуху от ливня
Не скрыться никуда:
В грязи увязли ноги,
Меж грядками - вода.
Веснушчатый и рыжий
Стоит он в картузе
Зачем сбежит он с грядки,
Когда он рад грозе!
2.5. Приметы
В одной рубашке дрожь берёт.
Слыхал, примета есть в народе:
когда черёмуха цветёт,
холодный ветер на свободе.
Пора домой. Но в ясный вечер
нам хорошо сидеть одним.
О, эти худенькие плечи
под синим пиджаком моим!
Поди, и звёзды понимают,
что нас обоих дрожь берёт…
Но так всегда бывает в мае,
когда черёмуха цветёт.
1938
2.6. Тебе
Две липы у окна.
Они родились вместе
под теплым ветерком,
и подымались вместе,
и старятся рядком —
и счастливы они!
Но разве знают липы,
как счастьем дорожить!
Скажи, ну как могли бы
мы друг без друга жить?
И в прошлое порой
мне страшно оглянуться:
росла ты далеко —
и в жизни так легко
могли мы разминуться.
2.7. Легко, любимая, с тобой
В снегу закаты и леса.
И соль земли на волосах.
Твой темный локон стал седым.
Легко на лыжах молодым,
Легко, любимая, с тобой
Бежать вот, так одной тропой.
Пусть на бегу захватит дух
У звезд, у мира на виду.
Легко, любимая, с тобой.
2.8. Эльбрус из самолёта
Ой, высок же ты, Эльбрус,
Синий лед!
Только выше пролетел
Самолет.
У подножья твоего -
Знают все -
Босиком ходил Умар
По росе.
Ой, высок же ты, Эльбрус,
Синий лед!
Но Умар ведет у звезд Самолет.
1936
2.9. Взглянув на карточку
[Даём это стихотворение в редакции отличной от той, что в нотах и что спела Яна Леонидовна. Кто такую сделал, мне неведомо, вероятно всё же, - она авторская, поэт пережил композитора почти на 30 лет и позднее исправление не было внесено в ноты, а оно хорошо, это как раз один из "вульгаризмов", которы к счастью исправлен, надо сказать об этом Яне, думается, уместно петь новую редакцию]
Тебе покажется - дотла
Любовь сгорела, опустело имя,
И вдруг над тишиной стола
Она, забытая, глаза подымет.
И вспомнишь всё до мелочей:
Апрельский полдень, ветки над тропою,
Скамейку вспомнишь и ручей,
И небо в нём от камешков рябое,
[и в нём окурок, брошенный тобою]
И как влюблённые глаза
У самых глаз твоих в слезах блестели…
Но позабыты адреса,
Давно листки в блокноте пожелтели.
2.10. У моря
Знаю я, как волны с камнем спорят.
Меж сырых голубоватых скал
повстречал я девушку у моря.
- Хорошо здесь! - только и сказал.
Долго мы на берегу стояли.
Под вечер она опять пришла.
Круглобокий колыхался ялик,
на песке лежали три весла.
И легко нам было в разговоре,
слов особенных я не искал.
Смуглые, забрызганные морем,
маленькие руки целовал,
И сегодня - нет её милее,
так же все ладонь её тепла.
Пусть твердят, что и моря мелеют,
я не верю, чтоб любовь прошла.
1938
Борис Чайковский "Лирика Пушкина", вокальный цикл для голоса и фортепиано, 1972 г.
3.1. Эхо
3.2. Дар напрасный
3.3. Талисман
3.4. Поэту
3.5. Твой образ
3.6. Если жизнь тебя обманет
3.7. Труд
3.8. Из Пиндемонти
Борис Чайковский «Четыре стихотворения И. Бродского», 1965 г.
4. Яна Иванилова о цикле.
4.1. Диалог
4.2. Лирика
4.3. Прощай, позабудь
4.4. Стансы
5. Бис: "Жаворонок" (М. Глинка)
6. Разговоры, музыка...
Фото Андрея Шахмина.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (11)