Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



Приходской концерт 26 мая

Концерт удался! Слава Богу! Спасибо всем участникам: и гостеприимным хозяевам зала (Татьяна Сергеевна, спасибо лично Вам за отзывчивость!), и музыкантам, и гостям! 

Вечер вела Ламара Михайловна Никитина, каждое произведение предварялось кратким её рассказом и о жанре, и о форме, и о стилистике, и об авторе, и «о месте и времени». Это важно, ведь наши концерты не филармонические, у нас собираются не специально подготовленные слушатели, как в Рахманиновском зале МГК, или в зале имени Н.Я.Мясковского... Наши концерты носят, если угодно, миссионерский характер и хорошо, что все они сопровождаются квалифицированными и вдохновенными комментариями (Ламара Михайловна - музыкант и музыковед, преподаватель Пушкинского музучилища им.С.С.Прокофьева с большущим стажем, к тому же мама одного из концертантов - нашего прихожанина Мити Никитина, стараниями которого сегодняшний концерт и был организован). Камерная музыка изысканна и сложна, потому пояснения более чем уместны.

Наши гости исполнили фортепианное трио Иоганнеса Брамса соч. 40. Это не вполне обычное фортепианное трио, особенно для того времени, традиционная виолончель заменена здесь валторной, инструментом медной группы. Партию валторны (wald-horn - букв. «лесной рог») исполнял как раз Дмитрий Никитин (напомним, что концерт проходил в рамках цикла - и не только музыкального - «Творчество наших прихожан») в ансамбле со скрипачом Владимиром Спектором и пианистом Баиром Шагдароном, ныне работающим в США.

Было исполнено и ещё одно замечательное фортепианное трио для столь же необычного сочетания инструментов: гобой - фагот - фортепиано Франси́са Пуле́нка в этом случае в «обратном» - для классического фортепианного трио - переложении: виолончель - Пётр Сурайкин, скрипка - Владимир Спектор и Ксения Сурайкина - фортепиано. Трогательно, когда ассистировал пианистке маститый пианист, народный артист Бурятии, профессор американского университета, куда привычнее видеть перелистывающими ноты студентов. Трио Пуленка был сюрпризом, изначально заявлен был Бетховен, это и из афиши видно. Но с Пуленком концерт выстроился и хронологически и, если угодно, «географически» и много как ещё. В качестве интермеццо между двумя крупными формами тромбонист БСО им. Чайковского Дмитрий Шаров исполнил два весьма популярных номера, впрочем, в весьма необычном для академического концерта облике: «Аве Мария» Франца Шуберта и «Пробуждение» Габриэля Форе. Тромбон и фортепиано! Итак, «лесного»  Брамса сменил  «венский» Шуберт, из Вены мы перенеслись во Францию - Форе и погрузились, наконец, в сутолоку парижских улиц - трио Пуленка. Кажется, в Европе нигде так не ощутимы шум и ток времени, нигде так не изменчиво и не подвижно пространство, как именно в культуре французской, время и пространство на этих улицах дают блики, сочетания бликов - «импрессии», во французской культуре так ощутима хрупкость человеческого мира, городского мира. Трио написано, кажется, в 1926-м. Меж двух Мировых войн. Вновь недолгая передышка, вновь надежды, вновь ожидание светлого будущего, но и тревога: так всё зыбко в этом мире, эти малыши,  что играют на бульваре, чуть только подрастут, будут схвачены страшным смерчем разрушения и смерти... Но это пока в будущем. Теперь же «следует жить! шить сарафаны и лёгкие платья из ситца...» Вот таково трио Пуленка.

Мы не ограничиваемся записью нашего концерта, но прилагаем и оригинальную версию для фортепиано с духовыми. И для сравнения, и для вслушивания. Впрочем, нужно ли вслушиваться? Решайте сами. Эта культура «мимолётностей» разительно отлична от привычной нам, мы были ровно в той же ситуации тогда меж войнами, но как-то всё же иначе проживали её. Любопытно, что помещённая на нашем сайте первой фортепианная миниатюра Мясковского из цикла «Воспоминания» датирована именно этим самым 26-м годом.

 

После концерта отправились пить чай, на площадке перед храмом на всё лето установлен большой стол, самовар поставили загодя, здесь все смешались, детки, на удивление чинно и относительно спокойно и тихо сидевшие в зале, здесь, конечно, принялись резвиться, взрослые оживлённо беседовали. Радует, что гости наши не разбиваются на «свои» группы, но активно «смешиваются».

 

 

Видеозапись трио И. Брамса:

 

I. Andante

 

II. Scherzo. Allegro

 

III. Adagio mesto

 

IV. Finale. Allegro con brio

 

 

Аудио с концерта:

 

И. Брамс. Трио для фортепиано, скрипки и валторны. I.

 

И. Брамс. Трио для фортепиано, скрипки и валторны. II.

 

И. Брамс. Трио для фортепиано, скрипки и валторны. III.

 

И. Брамс. Трио для фортепиано, скрипки и валторны. IV.

 

Ф. Шуберт. Ave Maria.

 

Г. Форе. Пробуждение.

 

Ф. Пуленк. Фортепианное трио. I.

 

Ф. Пуленк. Фортепианное трио. II.

 

Ф. Пуленк. Фортепианное трио. III.

 

 

Для сравнения: Ф. Пуленк. Фортепианное трио - оригинальная версия с духовыми инструментами


Автор: Администратор
Дата публикации: 28.05.2013

Отклики (13)

  1. Анастасия

    30 мая 2013, 23:56 #
    Спасибо за фотографии и концерт и все такое, но я в ужасе: опять Ксения метет.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.