Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



Огласительные беседы

Крещение младенцев и взрослых предваряется оглашением. 

Если креститься намеревается взрослый, огласительные беседы проводятся непосредственно с ним, при этом присутствие крёстного возможно и даже желательно. 

Это вполне соответствует традиции: во время оно именно крёстный сопутствовал соискателю крещения и руководил его на пути в храм. Он же был и поручителем. Не оставлял он своего крестника и впоследствии. 

Вот краткий пересказ фрагмента трактата псевдо-Дионисия Ареопагита  «О Церковной Иерархии» (это рубеж V-VI вв.): 

Ищущий крещения приходит к кому-нибудь из посвященных в тайны веры, и просит его руководствовать себя на пути в Церковь; сам обещается следовать всему, что будет преподано, и просит крёстного принять на себя попечение как о приведении его к вере, так и о всей последующей жизни. Этот восприемник [...] дает обещание исполнить просьбу и, взяв его, приводит его к священнику...

Мы не станем возражать, если в огласительных беседах примут участие и сродники оглашаемых. Что также традиционно. Во время оглашения, говорится в «Паломничестве Егерии» - памятнике IV  века, присутствуют и уже крещёные, они названы в тексте «верные»: 

И Господь знает, что верные, входящие для слушания оглашения, с большим вниманием относятся к тому, что говорится и объясняется епископом...

При крещении младенца оглашение проводится для родителей и крёстных малыша. Разумеется, присутствие сродников и в этом случае приветствуется.

Оглашение состоит из трёх бесед. 

Одна - каноническая - проводится протоиереем Александром Виноградовым, она посвящена  воцерковлению, отношению акта крещения к предшествующей ему (крещению), настоящей и последующей церковной жизни, о.Александр делает акцент на практике воцерковления.

Другую - догматическую - проводит священник Глеб Козлов. Тема её формулируется приблизительно так: Крещение в религиозной истории человечества. С одной стороны оглашаемые знакомятся с религиозными представлениями различных эпох, с другой могут и должны опознать в таком контексте свои религиозные представления и их соответствие (или несоответствие) представлениям христианским.

Ещё одну беседу - литургическую - проводит протоиерей Феликс Стацевич. Её акцент - на чинопоследовании Таинства Крещения, мы внимательно прочитываем все молитвы, переводим их на русский язык, пытаемся понять, что говорит нам церковная традиция текстами, понятиями и о́бразами церковной службы.

Вопросы, в том числе и острые, и злободневные вопросы, разрешение различных недоумений, даже споры о вере и т.п. на этом этапе уместны, нам важно, собравшись в храме вокруг крещальной купели, выйти из отношений «консультант-клиент» и уж тем более «продавец-покупатель», нам важно, насколько возможно, приблизиться к отношениям  б р а т ь я-с ё с т р ы.

Нас спрашивают, можно ли читать то, нужно ли это? Из того, что иной раз присылают, вполне уместно ознакомиться, например, с такими вот общими рекомендациями:

http://www.a-sad.ru/gotovimsya-ko-kresheniu.html

Признаюсь, мы не вычитывали эти тексты дословно, однако наши огласительные беседы проходят в форме именно бесед, потому подробно разобрать, пояснить, даже скорректировать что-то из того, что вы здесь прочтёте так, чтобы было понятно, вполне реально.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.12.2014

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.