Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



О крестном знамении и поклонах за богослужением

Ответ на Ваш вопрос можно найти, к примеру, здесь:

http://www.tayninskoye.ru/prihodjanam/o-krestnom-znamenii-i-poklonah.html

О крестном знамении и  поклонах  за богослужением

Великому подвижнику благочестия XIX века епископу Игнатию Брянчанинову принадлежат краткие, но выразительные слова о высоком значении Церковного Устава, требующего соблюдать во всем меру и правило. Святитель приводит изречение преподобного Ефрема Сирина: «Там, где происходит нарушение уста­новленных законом правил, возможны различные бедствия» * 

Таким образом, внешнее поведение христианина не есть что-то маловажное, ненужное: «От небрежения к малому легко и скоро переходим к небрежению о важнейшем и о всем» (епископ Игнатий) **. Сказанное в полной мере относится к поведению православного христианина в храме, в частности к его участию в общественной молитве, внешне проявляющемуся в крестном знамении и поклонах. 

Уставом Православной Церкви предусмотрены правила совершения крестного знамения без поклона и крестного знамения, сопровождающегося  поясным или земным поклоном. Краткий  свод их следующий: 

1. Крестное знамение полагается: 

в начале и при окончании чтения Священного Писания; в начале чтения или пения стихиры, тропаря или псалма; при словах «аллилуиа» В средине шестопсалмия; при чтении и пении Символа веры - при словах: «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго»; на отпусте при словах «Христос, истинный Бог наш», «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при поминовении празднуемых святых и на диаконском прошении «Спаси, Боже». 

«Для христиан Крест - величайшая слава и сила, ибо вся наша сила - в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша-в смирении Бога» (преподобный Симеон Новый Богослов). 

 «Всегда запечатлевай себя крестом, и зло ·не прикоснется к духу твоему. Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирин). 

*Соч., Т. V, СПб., 1905, с. 23-24. 

** Там же, с. 16. 

 

Крестное знамение нужно изображать на себе правильно: соединив вместе кончики трех первых пальцев правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а прижатые к ладони два остальных пальца - в знамение того, что Иисус Христос есть не только Бог, но и Человек. Сложенные вместе три пальца полагаем на лоб (чтобы Господь просветил наш ум, мысленно говоря: «Во имя Отца»), затем - на грудь (чтобы Господь освятил сердце и чувства, со словами «и Сына»), и наконец - на правое и левое плечо - для освящения нашей деятельности (со словами «и Святаго Духа. Аминь»). 

2. Крестное знамение сопровождается поясным поклоном: 

при каждом прошении на ектениях; при словах священника или чтеца, воздающих славу Богу или Святой Троице; при чтении или пении «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «аллилуиа» на кафизмах и после псалмов на часах; по окончании пения стихиры, тропаря или псалма; при произнесении имени Пресвятыя Богородицы на прошении «Спаси, Боже»; при пении на утрени песни Богородицы, на каждом припеве, при слове «Величаем»; при окончании отпуста; при окончании Символа веры; на литургии при возгласах «Станем добре ... », «Победную песнь ... », «Приимите, ядите ... », «Пийте от нея ... », «Твоя от Твоих ... »; при возгласах «Господу помолимся» и «Ко святому ... помолимся»,' предваряющих какое-либо моление. 

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после прикладывания к святыне. 

При прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат. 

Церковный  Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновре­менно с совершением крестного знамения. 

3. Преклонение главы без крестного знамения совершается при возгласах священника:  

«Мир всем»; «Благословение Господне на вас ... »; «Благодать Господа нашего ... буди со всеми вами»; «И да будут милости Великаго Бога ... со всеми вами»; а также при словах диакона «И во веки веков» перед Трисвятым. 

Не принят в Русской Православной Церкви обычай складывать вместе ладони при общем благословении священником мирян в храме и, тем более, целовать их. 

Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир, а также певцам при пении; они должны перекреститься до пения или после него. Не следует креститься подходя ко Святой Чаше, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу; руки должны быть сложены на груди крестообразно - правая рука поверх левой. По принятии Святых Таин, неспешно, с благоговением облобызать край Чаши и до принятия теплоты не креститься и не кланяться. 

Преклоняют главу во время чтения Святого Евангелия за богослужением и на Великом входе. 

На Великом входе при словах «И вас всех, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем» отвечаем с поклоном «священство (или протоиерейство, или иеромонашество, или игуменство, или священноархимандритство, или архиерейство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» (при патриаршем служении: «Святительство твое ... »). 

4 .Крестное знамение сопровождается коленопреклонением (кроме дней особых, указанных ниже):

на литургии при возгласе «Благодарим Господа»; на преложении Св. Даров - при окончании пения «Тебе поем»; после пения «Достойно есть» или задостойника-земной поклон; при пении «Отче наш»; при первом и втором изнесении Святых Даров - для причастия и после него. Причастники совершают при последнем появлении Святых Даров поясной поклон. Кто еще не успел принять теплоту, должен повернуться к Чаше лицом, выражая этим благоговение к Святыне. 

Не возбранено также совершить земной поклон на возгласе «Святая Святым». 

В дни Великого поста, по указанию Типикона, Часослова и Постной Триоди, земные поклоны полагаются: 

при чтении кафизм на утрени - три поклона (на кафизмах часов и вечерни совершаем поклоны только поясные); на каждом припеве песни Богородицы на утрени, на «Достойно есть»; на великом повечерии при возглашении «Пресвятая Владычице Богородице .... » и следующих за ним; на вечерне и часах при пении покаянных тропарей; на изобразительных при пении «Помяни нас, Господи ... », в конце - З поклона; на молитве св. Ефрема Сирина. 

С вечерни в пятницу до вечерни воскресной великопостные поклоны отменяются, кроме особых поклонов за литургией Преждеосвященных Даров; такие коленопреклонения установлены за литургией Преждеосвященных Даров при возглашении «Свет Христов ... » И при перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы небесныя ... », а также при пении «Да исправится молитва моя ... ». 

По Уставу не положено коленопреклонений во все дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления, от утрени Четвертка Страстной седмицы (кроме поклонов пред Святой Плащаницей) до вечерни Пятидесятницы, когда по Уставу положено читать особые коленопреклонные мо­литвы, во все двунадесятые праздники до отдания (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в день причастия Святых Таин. Поклоны прекращаются от входа на вечерне на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника. 

Церковный Устав возбраняет во время общественного богослужения совершение особых поклонов, кроме установленных, а также продолжительное стояние на коленях, нарушающие чин и порядок богослужения. Если в храме во время богослужения тесно, то лучше не совершать коленопреклонений; чтобы не нарушать молитвенной сосредоточенности рядом стоящих. 

По традиции православные христиане при входе в храм про себя или очень негромко читают стихи псалма «Вниду в дом Твой ... » (Пс. 5, 8-9). Затем 50-й и 90-й псалмы (с. 70 и 76). Верующий должен входить в храм неспешно, тихо, с благоговением,' ибо храм-это дом Божий, жилище Царя Небесного. Шум, разговоры и смех оскорбляют святость храма и величие обитающего в нем Бога. 

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона со словами: «Боже, милостив буди мне, грешному»  (поклон),  «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя»  (поклон),  «Создавый мя Господи, прости мя»  (поклон,).  Затем совершается поясной поклон на обе стороны людям, прежде вошедшим в храм. 

Сотворив три поясных поклона с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сынe Божий, помилуй мя грешнаго», внимай начавшемуся богослужению с благоговением и страхом Божиим. 

Такие же молитвы с поклонами полагаются и по отпусте, то есть по окончании службы. 

По материалам сайта www.pravoslavie.ru


Автор: Администратор
Дата публикации: 30.01.2014

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.