СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Лекция 2: Боговдохновенность (богодухновенность) Библии – заключение темы

На Западе, начиная с эпохи реформации, библеистам хотелось свести феномен боговдохновенности Писания к некой чёткой и рациональной формуле, начали «изобретать велосипед». Думается, нет особой необходимости в конспекте снова подробно это разбирать, отметим только некоторые формулировки и наклонности:
1) XVI век, эпоха Реформации – у протестантов «sola scriptura» – они опираются только на Писание – соответственно, Библия должна обладать полной непогрешимостью. Появляется такое мнение: «Бог диктовал, а библейские писатели записывали текст». Схожее мы встречали и у древних западнохристианских авторов, есть вероятность, что опирались несколько и на них. (ср. Иероним Блаженный: “Никто не сомневается, что Закон написан под диктовку Святого Духа” (Spiritu sancto dictante, In Zachariam, lib. I, PL 25, 1442)
2) Другая теория: Дух сообщал авторам лишь содержание откровения, а они выражали его как могли.
У католиков, если вкратце, дела обстояли следующим образом:
1) На Тридентском соборе в 1546 году приняли такую формулировку: «Дух поддерживал, вдохновлял и диктовал»;
2) XVIII в. – некоторые вообще воспринимали феномен боговдохновенности как плод «наивного благочестия». В то же время были так называемые «буквалисты», которые утверждали, что  богодухновенность освобождает авторов от всякой человеческой ограниченности;

В конце концов, после I Ватиканского собора католические богословы решили: Бог ниспосылает мысль, вдохновляя ею человека-писателя, и тот при Божественном содействии облекает её в найденные слова. Согласно такому мнению, все Писания задуманы Богом и уже в готовом виде внушены писателям, которые выступали всего лишь в роли редакторов.

В целом, в подобных мнениях (их было ещё больше) можно заметить две крайности:

Одни полагают, что «функция» св. Духа только «редакторская», которая не позволяет человеку допустить ошибок. Другие – уходят в другую крайность: человеком всецело управляет Бог, а человек словно бы только орудие. В таком взгляде уже можно почувствовать что-то противоестественное, противоречащее христианству. Догмату о свободе воли. Если Бог – Творец, то человек – тоже творец, со-творец и со-работник. К тому же, весь библейский корпус состоит из текстов, потрясающе разнящихся и по стилю, и по языку, что передаёт и разность мышления авторов, и их индивидуальные черты, разницу характеров.

Потому напоследок, в завершение этой темы, повторим определение, сформулированное на  Халкидонском соборе (451 г.): «Как во Христе Божественная и человеческая природы находятся в единстве и совершают свои действия совместно, так и при возвещении Откровения все исходит от Бога и одновременно во всем проявляется свободная деятельность человека».

Согласно православному учению, «богодухновенность – это дар откровения, озарение свыше, ниспосылаемое навстречу человеческому вдохновению, которое делает доступной человеку недоступную ему в обычном состоянии Божественную реальность». Этот дар предполагает богочеловеческий синергийный процесс.


Автор: Администратор
Дата публикации: 15.11.2021

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.