Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



1.5. Благословение

У благословения имеется множество разных форм и общее содержание.

Перед началом всякого дела человек испрашивает Божьего благословения: Господи, благослови! Таким образом разумная тварь просит Творца санкционировать то или иное благое намерение и деяние и таким образом сотрудничать человеку в его исполнении. Вот и мы всякое наше занятие начинаем с молитвы Царю Небесный. Прииди и вселися в ны, - обращаемся мы к Святому Духу - третьей ипостаси Бога в Троице славимого. 

Мы сказали перед началом всякого дела. Конечно, просящему благословения следует исключить из своих ожиданий всякий магизм. Просящему благословения следует помнить, что своим прошением мы не обязываем Бога, что Бог не «раб лампы», что не всякое наше прошение может быть исполнено. Имеется и ясная формула: даруй нам яже ко спасению прошение (эти слова находим в молитве Великого Повечерия, известной нам по вечернему правилу и почти в тех же словах - в одной из священнических молитв на Утрени, именно в 4-й). 

 

Частным случаем такого благословения является молитва перед трапезой. 

 

Отходя ко сну, мы благословляем одр свой, и мiр на четыре стороны света, что предписано и уставом:

Тaже цэлyй кrтъ тв0й, и3 прекрести2 кrт0мъ мёсто твоE t главы2 и3 до н0гъ. тaкожде и3 t всёхъ стрaнъ.

Отец семейства благословляет грядущих ко сну чад и домочадцев, мама - деток, старшие - младших.

 

Благословение может быть и личным, и соборным. Мы сообща молимся о благословении вод в праздники Богоявления и изнесения Креста 1/14 августа, о благословении плодов в праздник Преображения, мёда, соли, пчёл, рыболовных сетей, жилища (в чине - красноречивое слово «обиталище»), колесницы (теперь под колесницей понимаются автомобили, мотоциклы и прочие большие и малые движущие средства), церковных сосудов, икон и мн. мн. другого. Все упомянутые  последования и молитвы, а также большое множество других, содержатся в Требнике.

 

Мы испрашиваем благословения Божия как на всевозможные предметы и вещи нашего быта, так и на те или иные события нашей  жизни - личной и общественной. Например, молитва перед началом сеяния  (понятно, что эта служба может совершаться как в кругу одной семьи, так и в обществе: сельскохозяйственная артель, колхоз и т.п.). Или - о начале учения отроков. Или - во время безведрия (непогоды), или - на новолетие и т.д.

Когда речь идёт о благословении тех или иных предметов и вещей, мы называем это освящением. Однако в Требнике, когда речь идёт об освящении какой-либо вещи - сакральной или бытовой, чаще всё же встречается слово «благословение».

 

Кроме испрашивания благословения Божия, мы испрашиваем его у святых, у родителей, у священника. Важно помнить, что за всеми этими благословениями от человеков мы ищем того же Божия благословения, а святых, родителей, иереев Божиих приглашаем в сомолитвенники, в сотрудники для совместного искания воли Божьей. Например, мы обращаемся к свт. Николаю: святителю отче Николае, моли Бога о нас, это значит: молитвами святителя Николая, Господи, помилуй нас. Кстати, и подобные формулы нам известны. К почитаемому нам святому мы обращаемся за благословением Божиим. 

Родители провожают чад в супружество, что такое родительское благословение? Это Божие благословение, испрашиваемое и преподаваемое через человеков-родителей. Об этом говорит и формула: Бог да благословит вас, чада. Конечно, родители должны отдавать себе отчёт в своём уповании (будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании (1 Пет 3.15), благословение - не формальный акт, не жест, но акт веры. Кроме того, родительское благословение есть также, конечно, и выражение согласия родителей на брак детей. Но согласие и благословение не тождествены, согласие может быть получено и без благословения. [Замечательное описание брака в книге Товита 7.12: И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку её, отдал её Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми её и веди к отцу твоему. И благословил их].

Мы обращаемся к священнику, он осеняет нас крестным знамением и сопровождает жест словами: Бог да благословит вас или во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что значит формула во имя Во-1х, предание в чью-то собственность, в собственность Того, во имя Кого формула произносится. Во-2х, посредством, силой Того во имя Кого. В-3х, и это наиболее точное понимание, по поручению, от имени. Т.е. благословение во имя Господа значит по поручению Господа. Податель благословения есть Бог, потому во имя Божие подаётся и произносится благословение. А трансляторами Божьего благословения могут быть люди. Формула во имя значит, что мы предаём себя в руки Господа и просим Его содействия в наших начинаниях, которые намереваемся совершать в соответствии с Божьими заповедями.

Перечислив разнообразные формы благословения, попробуем сформулировать общее его содержание. Человек есть Божье творение и по существу его связь с Творцом сохраняется даже если человек не отдаёт себе в том отчёта. Религия есть форма осознания такой связи и ответственности за неё. Религия (re-ligo) и значит «вос-связывание», «восстановление связи», «актуализация этой связи», перевод её из потенции в акт, из «спящего режима», «режима сна» в «режим бодрствования». Таким образом, благословение есть религиозный акт, выражающий положение человека перед Богом, причём акт основополагающий. Упрощая можно сказать, - обращение Господи, благослови есть основное. Господи, помилуй и Господи, слава Тебе по сути выражают то же, что и Господи, благослови и означают сыновнее радостное предание себя Творцу. Умного судьба ведёт, а глупого тащит - говорили древние. Бог не «тащит», Творец не стесняет свободы твари, человек может даже «вернуть билет». Однако, в центробежности, в противлении не обрести с-частья, если перефразировать знаменитую фразу из «ДиаМата»*, приписываемую то Спинозе, то Гегелю: свобода есть осознанная необходимость… добавим от себя - не идти против рожна). 

В учебнике то же ёмко: Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, благословение представляет собой основную сакральную категорию религии.

Самое благословляющее слово несёт с собою творческую силу. Освящающая сила, заключённая в слове изреченном, двигает горы.

Благословляющая сила усваивается и стихиям - например, воде. Кропление освящённой водой сопровождает всякое благословение, будь то плоды, соль или мёд, икона, храм, священные сосуды, самолёт, морское судно или жилище.  

Благословляющая сила усвоена другой стихии - огню, есть традиция - у старообрядцев она сохранилась - осенять воды крещальной купели огнём свечей.

Ещё об одной стихии вспоминаем мы при крещении (конкретно - чин оглашения), когда священник совершает крестообразные дуновения на лицо крещаемого, возгревая, по толкованию блаж. Симеона Солунского, прежнее дуновение, бывшее над Адамом [Быт 2.7: и вдунул в лице его дыхание жизни].

На всенощной и полиелейной службе мы помазываемся елеемот кандила святаго, т.е. елеем из лампады, горящей у праздничной иконы, возлежащей на аналое в центре храма. Этот елей, впитавший в себя благоухание святости святого, теперь отдаёт его помазующимся прихожанам, почитающих святого своею любовью и покланяющихся его празднику.

Добавим сюда же помазания: 

елеем радования при крещении, 

маслом, в которое добавлено вино - на елеосвящении, 

святым миром - в таинстве миропомазания.

Возливание елея на мощи умершего и посыпание их «земелькой» тоже можно понимать как благословение в путь всея земли.

Освящённые в конце Вечерни на Всенощном бдении хлебы, пшеница, вино, елей (после литургии в Великую Субботу - только хлебы и вино) - также суть благословенные. Молитва, сопровождающая их освящение, красноречива: Сам Господи благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей… и вкушающия от них верныя освяти. Вкушая освящённые хлебыс вином, а также пшеницу с елеем, мы не только подкрепляем свои физические силы для долгого молитвенного бдения, но и принимаем знаки милости Божией и через них приобщаемся Его милости.

Впрочем, не только благословенные хлебы, но всякая еда, вкушаемая с благодарностью и благоговением - знак милости Божией, недаром же всякая трапеза обрамляется молитвой. Замечательна оказалась здесь и своевременна реплика Андрея Ивановича - его бабушка говорила, что вкушая пищу, человек ничем не отличается от животного, кроме одного - человек способен молиться перед и после трапезы.

Благословение Творца и Кормильца, дарующего нам хлеб для существования, получаем мы и 

через артос - пасхальный хлеб, 

через антидор - остатки агничной просфоры, 

через поминальные просфоры. 

Благословляющая сила усваивается также вещам и предметам.

Освящение вод сопровождается погружением в них креста или мощей святых. 

К святым мощам мы прикладываем иконы и вещи. Наряду с мощами святых, мы благоговейно почитаем их личные вещи, облачения, книги. 

Из паломничеств мы привозим с собою различные святыни - «маслице», «водицу», «земельку» и проч. и проч. (Одному благочестивому валторнисту (игрецу на валторне) я привёз как-то маленькую модель его инструмента, приложенную к мощам святителя Николая в Бари).

Священник осеняет молящихся чашей со Святыми Дарами, крестом, Евангелием по чтении его, иконами, свечой на Преждеосвященной литургии: Свет Христов просвещает всех, трисвечником в Пасхальную седмицу. 

Мы упоминали уже родительское благословение брачующихся, при этом родители осеняют детей фамильными иконами. Фамильные иконы, и не только иконы, но и какие-либо иные родовые святыни, передаются в новый дом, это могут быть и иконы, и кресты, и книги, и др. предметы. Эта традиция восходит ещё к дохристианским временам, например, невеста, переходя в дом мужа, приносила с собою что-то из дома своего детства, например, какую-то семейную святыню (в д.сл., разумеется, языческую). В новый дом переносился даже факел от очага и этим огнём возжигали очаг в новом доме.

Ещё одна прекрасная традиция - когда умирающий передаёт свои святыни родным и близким. 

 

В церковной службе иерей (или архиерей) неоднократно обращается лицом к молящимся и преподаёт им благословение, оно выражено жестом и словесной формулой. Формула - мир всем или благословение Господне на вас, или Благодать Господа… да будет со всеми вами и др. Жест - осенение крестным знамением, причём персты священника образуют монограмму ICXC, это называется именословным перстосложением. Архиерей, кстати, осеняет молящихся двумя руками, а также особыми свечами - дикирием и трикирием (двусвечником и трисвечником). Кстати, в присутствии архиерея священники не благословляют, за одним исключением: в день хиротонии новорукоположенный священник благословляет и в присутствии архиерея. Вероятно, неверный тон благословлять младшему в присутствии старшего. 

Благословение может быть обращено к Богу. Благословен Бог наш, Благословено Царство, Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, - возглашает человек-священник в начале церковного богослужения и мы словно переходим вместе с благословением из профанного мира в мир сакральный, из мира дольнего - в горний. Возгласы-благословения указывают нам цель и направление движения (совсем как машинист электрички, вагоновожатый трамвая, шофёр автобуса или пилот воздушного судна объявляет пункт назначения своего транспортного средства). 

На т.н. полиелее поются хвалитные псалмы: Доме Израилев, благословите Господа: доме Ааронь, благословите Господа: доме Левиин, благословите Господа: боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от­ Сиона, живый во Иерусалиме (Пс 134. 19-21).

В книге Товита (8.15-17) благодарный отец невесты героя воспевает ряд благословений: и благословил Рагуил Бога, говоря: благословен Ты, Боже, всяким благословением чистым и святым! Да благословляют Тебя святые Твои, и все создания Твои, и все Ангелы Твои, и все избранные Твои, да благословляют Тебя вовеки!

Благословен Ты, что возвеселил меня <...>. Благословен Ты, что помиловал двух единородных! Доверши, Владыка, милость над ними: дай им окончить жизнь во здравии, с весельем и милостью!

Благословение и величание Богу благодарным сердцем воспевает Мария Богородица: Величит душа моя Господа и и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк 1.46-55). 

И Захария, отец Иоанна Предтечи, благосло́вит Господа: И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк 1.67-79). 

Нужно сказать ещё о благословении как форме приветствия. Вспомним диалог старца Зосимы и преподобной Марии Египетской: Он  же (старец Зосима), преклонив колена, просил у нее благословения. Так же точно и она преклонилась пред ним, и долго оба один другого просили: «Благослови». Наконец подвижница сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары». Эти слова еще больше устрашили преподобного Зосиму. С глубоким вздохом он отвечал ей: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня, Господа ради». Уступив наконец упорству Зосимы, преподобная сказала: «Благословен Бог, хотящий спасения всем человекам». Авва Зосима ответил «Аминь», и они встали с земли. Заметим, святая не благословила старца: «я благословляю тебя», но восславила Бога, это и есть благословение - призывание имени Божия, благословение Того, Кто один только и полномочен благословлять, возвращается благодарному творению.

Ещё пример из Библии: И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! (Руфь 2.4). 

Благословение принято испрашивать и при прощании.

В упомянутой уже книге Товита отец отправляет в путь сына: 

И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними.

И ниже отец и тесть провожает новобрачных детей в обратный путь благословением: И встал Рагуил и отдал ему Сарру, жену его, и половину имения, рабов и скота и серебро, и, благословив их, отпустил и сказал: дети! да благопоспешит вам Бог Небесный, прежде нежели я умру.

Потом сказал дочери своей: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они - родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе. И поцеловал её.

Благословляет детей и тёща: И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит тебя Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры, дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом. И вот, отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её.

Наконец, благословение может означать побуждение, понуждение к какому-либо решению, действию, послушанию, приказ старшего младшему (по званию) делать нечто определённым (старшим) образом. Благословляется делать то-то и то-то так-то и так-то, - пишет в своём указе правящий архиерей, это значит, что все штатные клирики епархии обязываются делать именно то-то и то-то и именно так-то и так-то, и ни как не иначе. Благословляется сажать деревья кроной вниз, а корнями вверх, - говорит игумен монастыря, значит братия ничтоже сумняшеся и во смирении сердца станет делать именно так. Если же кто-то усомнится в дееспособности игумена, он должен аппелировать опять же к старшему этого старшего, именно к правящему архиерею. 

Значительная часть молитв-благословений Требника посвящена  «заботам низкой жизни», осязаемым земным вещам: урожаю, стаду, «благорастворению воздухов» - благоприятной погоде, здравию, чадородию, многолетию, всяческим иным земным благам. 

В Александрийской церкви сохранился даже чин освящения реки Нил. Любопытно, что в этой службе имеются несколько прошений, где молящиеся обращаются непосредственно к реке! В собственном смысле, здесь молятся не об освящении вод, но о том, чтобы воды Нила поднялись и оросили собою земли дельты. Это тоже своеобразная форма испрашивания благословения Божия через Его стихии.

За этими «низкими» заботами угадываются, однако, вещи вполне возвышенные: мир, благоденствие, благодарность, полнота жизни земной и взыскание жизни вечной. Между тем и другим - «низким» и высоким, земным и небесным - не было некогда непреодолимой границы, быт и бы́тие были взаимосвязаны (если не одним целым), в быту человек бытовал, в быту человек был, земля переходила в небо, а небо осеняло собою земную жизнь, человек традиционного общества смотрел некогда на мiр Божий не через тот или иной «монитор», не посредством «медиа», но непосредственно. А та́инственную составляющую мiра постигал через обряд.

В качестве Приложения рассмотрим фрагменты чинов различных благословений. Собранные вместе, они манифестируют настоящую философию жизни человека в Божьем мiре.


Автор: Администратор
Дата публикации: 26.10.2015

Отклики (482)

  1. Smile

    28 октября 2015, 23:54 #
    «То же самое можно говорить обо всем, что освящается. Есть замечательные молитвы, которые мы никогда не слышим, потому что у нас нет к тому случая. Например, есть изумительная молитва освящения колокола. В ней мы просим Бога освятить этот колокол так, чтобы, когда он будет звучать, он доносил до человеческих душ нечто, что их пробудит, просим, чтобы благодаря этому звуку затрепетала в них вечная жизнь. Мы просим этому колоколу дать не только музыкальный звук (это при умении можно создать из чего угодно), но просим: пусть благословение Божие ляжет на этот колокол так, чтобы его звук (простой, как все звуки; он не будет звучать иначе, чем другой колокол, созданный без молитвы, без цели обновлять, оживлять души) так прозвучал, чтобы дошел до человеческой души и чтобы эта душа проснулась. Так что, видите, речь идет не только о том, чтобы освящать вещество: воды, масло, хлеб, вино и так далее, но чтобы все могло быть принесено Богу в дар от нас, принято Богом и чтобы Бог влил, включил в это вещество Божественную преображающую силу. Мне кажется, что это очень центрально в нашем понимании и Христа, и космического, то есть вселенского, всеохватывающего значения воплощения Христова.

    Это относится и к слову; ведь не только колокол звучит и обновляет души, но слово человеческое звучит и обновляет — или убивает, души. Если слово мертвое, оно убивает, если оно живое, оно может дойти до человеческих глубин и там разбудить возможность вечной жизни. Вы наверно помните то место в Евангелии от Иоанна, когда сказанное Христом смущает окружающих Его людей, и люди от Него отходят. Спаситель обращается к Своим ученикам и говорит: не хотите ли и вы уйти от Меня? И Петр отвечает за других: куда нам идти? У Тебя глаголы вечной жизни (Ин 6:68). Здесь речь не идет о том, что Он так знает вечную жизнь, так ее описывает, что ученики горят желанием в нее войти. Если мы прочтем Евангелие, мы увидим, что Христос нигде о вечной жизни специально не говорит, в том смысле, что Он ее не описывает, не представляет перед нами картины вечности, или ада, или неба. Нет, сами слова Христовы были таковы, что, когда Он говорил с людьми, его слова доходили до той глубины человека, где покоится возможность вечной жизни, и, как искра, упавшая на сухое дерево, загоралась в человеке вечная жизнь. Мне кажется, что это очень важно себе представить.
    Это относится не только ко Христу, Чье слово, конечно, доходило сильнее любого другого: но также и к тем великим учителям и проповедникам, которые своим словом преображали жизнь других людей.»

    Антоний митр. Сурожский

    Источник: www.xpa-spb.ru/libr/Antonij-Surozhskij/o-prizvanii.html

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.