Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



1.6. Обращение к востоку во время молитвы

Ещё один обычай - молиться на восток лицом и соответственно ориентировать храмы с запада на восток. 

Объяснение тому простое: Восток - начало света, Запад - начало тьмы. Свет и Восток - икона Христа. Восток востоков - одно из имён Христа, вспомним светилен Рождества Христова: Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тме и сени обретохом истину (это парафраза песни Захарии: посетил нас Восток свыше (Лк 1.78).

Некогда и продолжительность всенощного бдения варьировалась в зависимости от продолжительности ночи с тем, чтобы на возглас Слава Тебе показавшему нам свет! восточные окна храма наливались утренним светом. Типикон и доныне сохранил соответствующие ритмам Божьего мира указания. Мы, однако, подчинены теперь иным ритмам, указания эти не исполняются, больше того, упомянутый возглас произносится ныне на всенощной "наизнанку" - когда солнце заходит (летом) или совсем уже зашло, как в настоящее время года (лекция прочитана осенью, в октябре).

Символика Востока как стороны Света, а запада - Тьмы проводится и во многих других случаях. Наприме, во время подготовки ко крещению присутствующие в определённый момент поворачиваются лицом к западу, чтобы произнести отречения от сатаны! В древнем чине крещения епископ обращался к крещаемым - а они стояли в этот момент лицом к западу - с такими словами: Ныне стоит к западом диавол, скрежеща зубы, сбирая (рвя на себе) власы, плеща рукама, кусая устны неистовее, рыдая своего опустения, не веруя о вашем свобождении. Сего ради, Христос постави вас прямо тому (лицом к лицу с диаволом - как раз на запад лицом!), да, отвергшеся того и дунувше, на того восприимете брань. На западе стоит диавол, идеже начало тьмы: отрецитесь того и дуните. И обратитесь на востоки и присовокупитесь Христови! 

У латинян, кстати, и в вопросе ориентации храмов всё иначе. Это связано с архитектурными особенностями Basilica di San Pietro - древнего кафедрального собора св. апостола Петра, перестроенного из языческого храма. Вход был на востоке, а алтарь располагался, естественно, не на проходе, а в самой дальней и тихой части здания, т.е. в западной. Обычай молиться на восток уже существовал, и получалось, что народ стоял спиной к священнику. Рано или поздно пришлось всем развернуться. Ну, а поскольку главный собор католического мира оказался обращённым алтарём на запад, нельзя было требовать иного от остальных. Все, кто бывал в паломничествах и заходил в католические храмы - на Святой ли Земле, в Италии, или ещё где - должны были обратить внимание, что капеллы ориентируются и на запад, и на восток, и на северо-запад, и т.д. У нас же доминирующей является ориентация на восток. Хотя имеются и исключения - Воскресения в Сокольниках, например.

Строго говоря, не сторона света определяет святыню, святыня сама по себе свята [безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото?... дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф 23. 16-22). Где святыня, там и восток - можно мыслить и так, конечно. И всё же стороной света - иконой Спасителя является именно Восток, потому исключения следует признать подтверждающими правило. 

Теперь сделаем небольшой экскурс в библейскую географию, и не только в географию.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Быт 2.8). Лопухин ("Толковая Библия") комментирует этот стих «о востоке» так: страна Едем, которую, по указанию других священных книг (Ис 37.12 и Иез 27.23), должно искать вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата, действительно лежала на востоке от Палестины, места, в котором жил и действовал автор Пятикнижия, где он записал и это божественное откровение о рае.

Так ли всё просто и однозначно? Человек эпохи Ветхого Завета по иному ощущал себя в пространстве, нежели почтенный профессор-библеист Лопухин и мы с вами. Во всяком случае не только так, как мы с профессором. Древний человек жил прежде всего в сакральном пространстве, потом уже в "географическом". Восток - это «перёд», восток спереди. Ещё восток - точка отсчёта. Запад - это «сзади», это «назад». Север - слева от востока, если смотреть на восток, юг - справа. Но это если смотреть НА ВОСТОК с нашей точки зрения. А если смотреть со стороны востока? Если Кто-то смотрит на нас с востока? Если точкой зрения считать восток, тогда север будет справа, одесную. Юг слева, ошуюю. Вспомним: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф 25.33). Чтобы не запутаться в право-лево, скажем, что та сторона где овцы - правая, десная, если смотреть с востока - север.  Сторона святых Божьих людей - север. А левая, шуия сторона, левая если смотреть с Востока - юг, и там противники Божьи, оттуда исходит опасность, угроза, противление. 

Теперь вспомним псалом, какой мы знаем наизусть - 90-й Живый в помощи Вышняго…водворится. Хорошо известный всем нам стих о сряще и бесе полуденнем может быть понимаем исходя из только что сказанного. Срящ - неожиданная встреча, но в случае сряща полуденного, встреча эта именно нежелательная: нападение, несчастье, зараза. Или - сам(-а) «неожиданно встретившийся», если обладает соответствующими качествами или намерениями.

Справедливости ради скажем, что о сряще и бесе полуденном имеются и иные толкования: 

  • бес или демон полуденный по принятии пищи и по насыщении устремляется на человека, как на готовую добычу и может порабо́тить того, кто лишён попечения свыше (блаж. Феодорит Кирский);
  • демон полуденный возмутил Давида, и он после полуденного сна впал в прелюбодеяние;
  • другие отцы называют бесом полуденным духа лености и уныния, нападающего в определённые часы (прп. Иоанн Кассиан, свт. Иоанн Златоуст);
  • наконец ещё вариант, – образ южного ветра, иссушающего всякую растительность.

В книге пророка Захарии (3.1) сказано: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. Здесь Ангел Господень - центр, судия, перед Ним - Иерей великий в качестве подсудимого, а обвинитель - диавол стоит справа от подсудимого. Прп. Ефрем Сирин толкует этот фрагмент  так: Словами же, что диавол стоял одесную священника, показывается, что он, сколько возможно, усиливается развратить нравы праведников. В древности обвиняющая сторона стояла именно справа (интересно, а как теперь? В России, во всяком случае, не так, теперь стоит «клетка», возле неё принято располагаться стороне защиты, а прокурор напротив).

А как же, скажете вы, слова пророка Аввакума: Бог от юга приидет?  Здесь неясности с переводом. Буквально сказано: Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (Авв 3.3). Лопухин: Пророк изображает будущее явление Бога в образах и картинах, имевших место при явлении Бога во время Синайского законодательства… По пророческому изображению Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (ст. 3). Феман, евр. теман, - область или местность в Идумее, именно в северо-западной её части, но вместе с тем это слово имеет в евр. языке нарицательное значение: юг, и в таком смысле оно передано в переводе в некоторых кодексах.  

 

Вообще символика сторон света в церковной культуре чрезвычайно занимательная вещь. Мы-то миряне с нею почти не соприкасаемся, а вот священник, к примеру, совершая те или иные обрядовые действия, не может перемещаться по храму, поворачиваться, кадить и проч. произвольно. Самый замечательный (в смысле - заметный) пример сакральной пространственной ориентации таков: стоя перед престолом, священник не себя мыслит центром, но Того, Кто на престоле. Потому то, что у священника по левую руку, в Служебнике описано как лежащее справа, и наоборот. Система координат, точка отсчёта, когда «человек есть мера всех вещей», укоренившаяся в нашем сознании, совсем не была присуща сознанию человека ветхозаветного.

Когда мы станем говорить о литургии, в частности проскомидии, мы ещё вспомним об этой неожиданной для нашего секулярного мира сакральной ориентации. Агничная просфора также описана с точки зрения её самой, а не священника, призводящего с нею священнодействия.

Впрочем, для современного человека - и этой современности уже не одна тысяча лет - не составляет затруднения из любой точки построить систему координат. В подавляющем большинстве случаев центром является всё же не "любая точка", но «я». "Человек есть мера всех вещей" сформулировано очень давно. Перемещаясь в пространстве (и не только в географическом) такой «пуп земли» то, что только что было на севере, оставляет на юге, а то, что на востоке, оказывается на западе… Север, юг, запад, восток в таком случае суть только некие условности. 

Не отсюда ли пресловутый «плюрализм»-«релятивизм»: все-мнения-имеют-право-быть-высказанными? За релятивизмом следуют понятия низшего порядка: «толерантность», «права человека» (заметим, не гражданина, но вообще человека - «человек вообще» - homo vulgaris).

Мы приближаемся к Рждественскому посту, за ним и сам праздник. Вспомним евангельских волхвов: они идут от востока и на… восток - за звездою, которая на востоке. Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему, - сообщают они царю Ироду (Мф 2.2). Итак, волхвы двигаются с востока на восток? Географически это абсурд. После встречи с Иродом они меняют направление и двигаются на юг (в Вифлеем), но - по-прежнему на восток за звездою: Они же послушав­ше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже при­­шедши ста верху, идеже бе отроча.Видев­ше же звезду, воз­радовашася радостию велиею зело, и при­­шедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему: и от­верзше сокровища своя, при­­несоша Ему дáры, злато и ливан и смирну (Мф 2.9-11). Звезда указывает не «на что», а «на Кого», на Того, Кто Сам пришёл к падшему утратившему рай человеку. Звезда указывает на Восток, на Того, Кто Сам есть Восток, Кто содержит Восток в Самом Себе. Повторим: Посетил нас Восток свыше, - воспел пророк Захария (Лк 1.78), Спас наш Восток востоков - поём мы в светильне Рождества Христова. Посетил нас свыше - Боговоплощение. Теперь ожидаем пришествия Христова. И тоже с Востока. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф 24.27) - это о Втором Пришествии. А те, кто не ждёт, опасаются движения с востока - в Иерусалиме одни из городских врат - Золотые, смотрящие на Масличную гору - а где Елеонская гора? - на востоке, затворены. Но разве остановят стены и двери затворе́ны Спасителя мiра? 

Итак, начало истории:

Рай в Эдеме,

вершина истории - Боговоплощение,

конец истории - Второе Пришествие.

Вот путеводная нить истории. «Единый вектор движения - имя ему Восток» (Евгений Андреевич Авдеенко).

 

Вот сколь далеко ушли мы от простого с виду вопроса о положении молящегося.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.10.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.