Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы



2.13. О ветхозаветных священниках и левитах, новозаветных иереях и диаконах. Иерархические степени священнослужителей: диакон, пресвитер, епископ.

Итак, первенцы посвящаются Богу и должны отправлять священнические функции в израильском народе. Это идея. В реальности первенцы останутся в семье, а служителями культа  станут особые люди - 

священники (когены, кохены, коэны):

и возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне (Исх 28.1)

и

левиты, представители одного из 12-ти колен, потомки Левия. которые подчинялись ааронидам и выполняли второстепенные послушания прежде при скинии, а после при Храме: и сказал Господь Моисею, говоря: приведи колено Ле́виино и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему. И пусть они будут на страже за него и на страже за всё общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии… Отдай левитов Аарону брату твоему и сынам его священникам в распоряжение… 

Аарону же и сынам его поручи скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою и всё, что при жертвеннике и за завесою…

И ещё: И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна, из сынов Израилевых [они будут взамен их]; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои… (Числ 3.4-13). Теперь священники избираются из колена Ле́виина. Теперь не первенцы, но левиты суть представители народа.

и: в то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему и молиться и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его(Втор 10. 8-9). 

 

Ле́вий - сын Иакова от Лии; Моисей и Аарон – дальние потомки Ле́вия, их отделяют несколько веков. Таким образом, левиты были одного колена с ааронидами. Если сказать точнее, аарониды представляли одно из трёх племён Левиина колена - племя Каа́фа. 

При скинии священники и левиты имели свои особые послушания, служение последних было вспомогательным, а положение их относительно сынов Аарона - подчинённым.

Коротко и упрощённо отношения священников и левитов можно выразить в их отношении к храму: священники-аарониды служили в скинии, левиты-неаарониды – при скинии. 

Очевидна параллель (приблизительная, конечно) со служением пресвитеров и диаконов в христианской церкви. Такое сравнение можно найти и у блж. Симеона Солунского: диаконы называются и служителями, и левитами, по примеру подзаконных. Впрочем, между ними и древними нет никакого равенства; потому что те служили тени, а сии – истине.

Отношения священиков и левитов не всегда складывались благостно, подчинённое положение левитов, вероятно,  приводило в отдельных случаях к дискриминации и реакции на таковую, Библия повествует, например, о настоящем восстании против Моисея и Аарона (Чис 16.1-3), инициированном левитом Кореем, только чудо Господне убедило возмущённых соплеменников в достоинстве первоверховных братьев и бунт удалось погасить. Во фрагменте Чис 16.1-40 упоминаются левиты Дафан и Авирон, чьи имена знакомы нам по Великому Канону прп.Андрея Критского (6-я песнь): 

Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. 

Итак, книга Чисел: 

Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,

восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.

И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?

Моисей, услышав это, пал на лице свое

и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе;

вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы

и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины!

И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия!

неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них?

Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.

Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?

И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем!

разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!

привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!

Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.

И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон;

и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.

И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон.

И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу.

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение.

Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?

И сказал Господь Моисею, говоря:

скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.

И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.

И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам [вместе] во всех грехах их.

И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.

И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:

если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;

а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;

и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;

и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых. И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея.

С учреждением монархии случались трения и между «ветвями власти»: духовной и светской. Самуил, воспитанник первосвященника Илия, не одобрял монархию как таковую: 

И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя (1 Цар 8.6–22)

Саул уничтожил город священников Номву, которые держали сторону его соперника Давида. 

И сказал царь телохранителям, стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних, ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних.

И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; [В греческом переводе: триста пять] и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом(1 Цар 22.17–19). 

Видим теперь, что кровавым этим историям нет конца, прошло 3000 лет, а нечестивые цари продолжают разрушать города своих соперников…

 

Давид, кстати, став царём, священству всячески покровительствовал, при нём священники были кем-то вроде придворных.

 

Ещё пример вражды «ветвей власти» из книги Летописей или Хроник (нам они известны в греческом варианте: Паралипоме́нон - Παραλειπομένων от παραλείπω: «пропускать, упускать» — «о том, что пропущено в других книгах»)

И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали.

И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.

И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя [Иоаса], на дворе дома Господня.

И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет! (2 Пар 24.17–22). 

Этот случай упоминается и в Евангелии: да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего (Лк 11. 51).

Относительно Захарии, впрочем, имеется разночтение. Хотя это проблема библеистики, а не литургики, но  раз уж мы заступили на "сопредельную территорию", приведём здесь же несколько толкований.

Вот что пишет Златоуст в своём толковании на Мф.:

"Но кто этот Захария? Одни считают его за отца Иоаннова, другие за пророка, а иные за другого какого-то священника, имеющего два имени, которого Писание называет и Иоддаем. Обрати внимание и на то, что это было сугубое злодеяние. Они не только убивали святых, но еще и в священных местах. И произнося эти слова, Христос не только устрашал их, но и утешал учеников, показывая, что и праведники еще прежде их то же терпели..."

А вот толкование блаженного Иеронима Стридонтского:

"Относительно Авеля нет никакого сомнения, потому что он тот, которого убил брат его Каин. А праведным он называется не только в настоящем упоминании о нем Господа, но это подтверждается и свидетельством книги Бытия, когда говорится, что дары его приняты от Бога. Спрашивается, кто был этот Захария, сын Варахии, потому что мы имеем сведения (legimus) о многих Захариях. Но чтобы нам не открылась легкая (libera) возможность впасть в заблуждение, присоединено: которого вы убили между храмом и жертвенником. У различных писателей я узнал различное, и должен изложить отдельные мнения. Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна [Крестителя], основываясь на вымысле некоторых сокровенных книг (apocryphorum); они утверждают, что этот Захария был убит потому, что проповедовал пришествие Спасителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания (auctoritatem) в Священном Писании, то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают (volunt), что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро (2 Пар 24:22). Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? Варахия на нашем языке значит: благословенный Господа, а имя священника Иойад - праведность, в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: сына Варахии слова: сына Иойада..."

Итак, речь может идти об одном из трёх исторических Захарий. Современные библеисты склонны считать наиболее вероятным отождествлять упомянутого в Лк 11.51 Захарию именно с тем, кто описан в 2 Пар 24.17–22., не находя в разночтении имён Варахии и Иодая проблемы, отец пророка мог прозываться двумя именами. 

В презентации к одной их лекций по Новому Завету http://saint-elisabeth.ru/assets/components/gallery/connector.php?action=web/phpthumb&w=1024&h=600&zc=0&far=&q=90&src=%2Fassets%2Fgallery%2F115%2F2706.jpg предложен лишь один вариант. Это предание основано на апокрифе конца II века "Протоевангелие Иакова". Нашу справку можно считать некоторым восполнением презентации для интересующихся. Читатель может остаться при любом из мнений, тем более, что в словах Спасителя упоминание Захарии несёт служебную, вспомогательную нагрузку.

Вернёмся к нашему материалу.

 

Трения сменялись консенсусом: в 2 Пар 22. 9-12; 23 описана история сотрудничества духовных и светских властей, причём со счастливым концом  (конечно, не для всех):

И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать.

Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын ее, встала и истребила все царское племя дома Иудина.

Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его.

И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею.

Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен: Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри.

И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых, и пришли в Иерусалим.

И заключило все собрание союз в доме Божием с царем. И сказал им Иодай: вот сын царя должен быть царем, как изрек Господь о сыновьях Давидовых.

Вот что вы сделайте: треть вас, приходящих в субботу, из священников и левитов, будет привратниками у порогов,

и треть при доме царском, и треть у ворот Иесод, а весь народ на дворах дома Господня.

И никто пусть не входит в дом Господень, кроме священников и служащих из левитов. Они могут войти, потому что освящены; весь же народ пусть стоит на страже Господней.

И пусть левиты окружат царя со всех сторон, всякий с оружием своим в руке своей, и кто будет входить в храм, да будет умерщвлен. И будьте вы при царе, когда он будет входить и выходить.

И сделали левиты и все Иудеи, что приказал Иодай священник; и взяли каждый людей своих, приходящих в субботу с отходящими в субботу, потому что не отпустил священник Иодай сменившихся черед.

И роздал Иодай священник начальникам сотен копья и малые и большие щиты царя Давида, которые были в доме Божием;

и поставил весь народ, каждого с оружием его в руке его, от правой стороны храма до левой стороны храма, у жертвенника и у дома, вокруг царя.

И вывели сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем; и помазали его Иодай и сыновья его и сказали: да живет царь!

И услышала Гофолия голос народа, бегущего и провозглашающего о царе, и вышла к народу в дом Господень,

и увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудиями музыкальными и искусные в славословии. И разодрала Гофолия одежды свои и закричала: заговор! заговор!

И вызвал Иодай священник начальников сотен, начальствующих над войском, и сказал им: выведите ее вон [из храма], и кто последует за нею, да будет умерщвлен мечом. Потому что священник сказал: не умертвите ее в доме Господнем.

И дали ей место, и когда она пришла ко входу конских ворот царского дома, там умертвили ее.

И заключил Иодай завет между собою и между всем народом и царем, чтобы быть им народом Господним.

И пошел весь народ в капище Ваала, и разрушили его, и жертвенники его и истуканов его сокрушили; и Матфана, жреца Ваалова, умертвили пред жертвенниками.

И поручил Иодай дела дома Господня священникам и левитам, [и восстановил дневные череды священников и левитов,] как распределил Давид в доме Господнем, для возношения всесожжений Господу, как написано в законе Моисеевом, с радостью и пением, по уставу Давидову.

И поставил он привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь.

И взял начальников сотен, и вельмож, и начальствующих в народе, и весь народ земли, и проводил царя из дома Господня, и прошли чрез верхние ворота в дом царский, и посадили царя на царский престол.

И веселился весь народ земли, и город успокоился. А Гофолию умертвили мечом.

 

Левиты отправляли при храме и некоторые специфические служения, такие, например, как пение и игра на музыкальных инструментах. В первых стихах 23-й главы Парилипоменон даётся исчисление левитов с распределением их по храмовым служениям:

Давид, состаре́вшись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона. И собрал всех князей Израилевых и священников и левитов. И исчислены были левиты, от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно, тридцать восемь тысяч человек. Из них назначены для дела в доме Господнем 24 тысячи, писцов же и судей 6 тысяч. И четыре тысячи привратников, и 4 тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления. 

Как видим, число служителей культа составляло десятину от всего народа. Они были распределены на 24 чреды и совершали богослужение 2 седмицы в году. Говорим об этом потому, что и о «чреде» находим упоминание в Евангелии: во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк 1.5). Захария - отец Иоанна Крестителя. Авий - глава левитского рода. Наступила очередь служить его священникам и один из дней выпал Захарии.

В оглавлении псалмов упомянуты имена Асафа (псс. 49, 72 - 82), Емана (87), Идифуна (76), сынов Коревых (41, 43 - 48, 83, 84, 86, 87). Это всё семьи левитского колена.

Со времён Ездры к сакральной части богослужения допускались только левиты Ааронова рода, прочие вынужденв были доаольствоваться вспомогательными функциями, неаарониды рекрутировались в охранников и привратников, писарей и казначеев, музыкантов, певчих и т.д. (Различные храмовые обряды сопровождались хоровым пением с инструментальным аккомпанементом - Хвалите Его ао псалтире и гуслех, хвалите Его в тимпане и лице (т.е. хором), хвалите Его во струнах и органе. В хоре участвовали не только взрослые, но и малолетние сыновья левитов, они «сдабривали пение» взрослых (цитата из одного талмудического трактата, где говорится о количестве музыкантов храмового оркестра).

Вероятно, пелись в храме в основном псалмы. Пример: «песни восхождения», как они названы в русской Библии или «песни степе́ней», как озаглавлены они в славянской Псалтири. Степе́ни, т.е. ступени – это ни что иное как ступени храма. Псалмы пелись левитами, стоящими на ступенях храма. 

По другой версии, восходя в храм, молящиеся пели по одному короткому псалму на каждой ступени. Теперь эти псалмы составляют 18-ю кафизму, которая читается как правило на Вечернях в пятницы и на Вечернях Великопостных. 

На воскресной всенощной мы слышим так называемые степенны антифоны, составленные как парафразы именно степенных псалмов. Наиболее известен нам антифон 4-го гласа От юности моея, устав предписывает петь его в полиелейные и бденные праздники. Во многих храмах его поют и во все воскресенья, хотя предназначен он только для одной из восьми недель - недели 4-го гласа. И, как только что было сказано, - для бденных и полиелейных служб. 

В Библии неоднократно упомянуты и музыканты. В той же книге Летописей читаем: и поставил он (царь Езекия) левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада… И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми и священники с трубами. И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время, как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева. И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы… ( 2 Пар 29. 25-28).

Священники и левиты получали за свои труды  определённую часть от податей (в частности, левиты десятину (1/10) от «десятины», одним из средств существования священников был, среди прочего, упомянутый выше денежный выкуп за первенцев). 

Вообще храмовый культ был весьма дорогостоящим делом – на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на всё, совершаемое в доме Бога нашего (Неем 10. 33) требовались большие средства. Требовало расходов и содержание служителей. И поставили мы себе в закон – давать от себя по трети сикля в год на потребности для Бога нашего (Неем 10.32). Впоследствии подать была увеличена до половины сикля, её обязан был внести каждый мужчина, достигший 20-летнего возраста. 

О такой подати упоминается в известном фрагменте Мф 17.24: когда пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус… сказал: … цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?.. Итак, сыны свободны. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду… и т.д. 

Любопытно, - об этом пишет Иосиф Флавий в «Иудейской войне» (7.218), - что после разрушения храма, евреи, жившие в Римской империи, обязывались выплачивать ежегодный налог на нужды храма Юпитера Капитолийского.

 

Возглавлял избранное сословие когенов пе́рвосвященник, первосвященник был наделён некоторыми исключительными богослужебными правами, к примеру, единожды в году в главнейший у евреев праздник Иом-Кипур («день прощения», он совершается в сентябре-октябре) он вступал за завесу Святая Святых. В лице первосвященника представительство народа перед Богом достигает наиболее полного выражения. Во святилище первосвященник входит в особом нарамнике (надевался на рамена, т.е. на плечи), на нарамнике два камня оникса, на камнях вырезаны имена сынов Израилевых: 

шесть имён их на одном камне и шесть имён остальных на другом камне, по порядку рождения их… это камни на память сынам Израилевым…

Аарон носил 

имена их пред Господом на обоих ра́менах своих для памяти (Исх 28. 9-12). 

Таким образом первосвященник носил на себе знаки вверенного его молитвенному заступничеству народа, выражая этим наглядно своё представительство; он вносил с собою во святилище эти знаки, как бы вводя с собою каждого из трёх миллионов израильтян. 

Ср. Епископ надевает омофор, некогда омофор изготовливался из шерсти, омофор символизирует овцу, лежащую на плечах пастыря. Епископ - пастырь, и у него на плечах овца - как Христос берет овцу на Свои плечи.

Первосвященство долгое время было наследственным, по смерти на эту должность вступал старщий сын. Династическая практика прекратилась только при Ироде I Великом (убийце вифлеемских младенцев, ♕ 40-4 до Р.Х.), который сам стал назначать первосвященника. Какое-то время после смерти Ирода первосвященник назначался даже римским прокуратором. В Евангелиях находим свидетельства, когда в суде над Иисусом принимают участие сразу несколько первосвященников - действующий и вице-первосвященники, после отставки они сохраняли в обществе привилегированное и почётное положение.

В определённый и весьма продолжительный период независимости израильтян при Хасмонеях (от начала маккавейского восстания 167 г. до воцарения и укрепления Ирода I-го, это ~ 40-37 гг. до РХ) священство достигло вершины своего могущества в государстве. Однако могущество политическое сопровождалось утратой влияния духовного. В это время набирает  политический вес и духовный авторитет секта законоучителей-фарисеев.

 

Иосиф Флавий в «Иудейской войне» описывает как в ходе восстания против римлян были смещены, а иной раз и сметены - убиты и изгнаны из Иерусалима - близкие к оккупантам священники-вельможи, а первосвященником поставлен представитель простецов (в гражданской жизни он был каменотёс) Пинхас бен Самуил, он стал последним первосвященником периода Второго храма.

 

Надо ещё добавить, что привилегии первосвященника и служителей культа сочетались с ограничениями, они упомянуты, например, в Лев 10.9, 21. 1-5; 17-23. Такими ограничениями могли быть телесные пороки, прикосновение к умершему, священнику возбранялось употребление спиртных напитков (правда, только «при исполнении»), он должен был быть муж девственницы (священнику дозволялось брать в жёны вдову, первосвященнику - только девственницу).

 

Во всех упомянутых проявлениях ветхозаветное священство так или иначе выражало собою стремление, обращённость ветхого Израиля, а с ним и всего человеческого рода от земли горе́, к Небу, к Богу. Го́ре тому народу, из среды которого вымыто понятие о священном. И о священнике - носителе священного.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.