В†іа цэломyдріz принесeмъ хrтY, на жребsти смири1вшусz пл0тію, и3 рцeмъ є3мY: на стrть пришeдый, бlгословeнъ є3си2 сп7се.

Утреня пятницы 6-й седмицы



2.14. Формирование трёхступенной иерархии. Иерархические степени священнослужителей: диакон, пресвитер, епископ.

Священно- и церковнослужителей называют словом «клир». Греч. «клирос» - κλήροσ производное от глагола κλάω - ломать, отламывать – отломок чего-л., употреблявшийся как жребий. Другие значения «клир» как раз: жребий, наследство, удел, надел, земля, владение (вспомним как избирали апостола Матфия на место Иуды: бросили жребий и тот, на кого он пал, сделался клирик). 

Клир - это люди, уделом которых является богослужение. 

В Книге Иисуса Навина 13.32-33 читаем: 

…вот, что Моисей дал (коленам, племенам)в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку. Но колену Левиину Моисей не дал удела: Господь Бог Израилев Сам есть удел их

Кто читает Псалтирь, помнят мудрёное словосочетание «у́жемъ жребодая́нiя»: И изгна́ от­ лица́ и́хъ язы́ки, и по жре́бiю даде́ и́мъ [зе́млю] у́жемъ жребодая́нiя (ἐν σχοινίῳ κληροδοσίας, где σχοινίον τό - веревка, бечевка, которой, вероятно, отмеряли территорию; κληρο-δοσία ἡ распределение по жребию), и всели́ въ селе́нiихъ и́хъ колѣ́на Изра́илева - прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. (Пс 77.55).

Как общее наименование священно- и церковнослужителей  слово «клир» начинает употребляться с III века. 

Состав клира довольно продолжительное время варьировался. В состав «клирошан» (теперь это значит нечто совсем иное, теперь этим словом называют тех, кто вхож на клирос, тех, кто поёт в церковном хоре) входили самые различные, нередко вполне экзотические служения. Открыв ныне действующий Типикон, мы найдём, что известное всем нам Всенощное бдение должны совершать по уставу и параекклессиарх, и кандиловжигатель, и чредной священник, и предстоятель, и настоятель, и диакон, не говоря уже о чтеце, лике (хоре) и т.д. Другое дело, что теперь функции нескольких церковнослужителей чаще всего совмещает один человек: алтарник, он же и пономарь (греч. παραμονάριος — прислужник), и кандиловжигатель, нередко и чтец, а ещё приходской шофёр, садовник, сторож и проч. У авторов первых веков христианства упоминаются и остиарий (придверник - вратарь - не футбольный, конечно, и не хоккейный, но тот, что стоит у врат храма и следит, чтобы непосвящённые не вошли в святилище в неподобающий момент), и ако́луф (прислужник), и экзорцист (заклинатель нечистых духов), и переводчик, и копии́т (буквально «тяжко труждающийся», копатель, тот, кто хоронил умерших), и диаконисса, и мн. мн. другие.

В первоначальной церкви не сразу устанавливается привычная нам теперь иерархическая система. Общепринятой она стала только к концу II в.

Апостол Павел неоднократно говорит о различных служениях церковных. Об этом, например, почти вся 12-я глава 1 Кор, некий гимн премудро устроенному собранию церковному, предваряющий Гимн Любви:

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение. Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  

И вы - тело Христово, а порознь - члены. 

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, - иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий…

В 10-й гл. книги «Дидахэ» (Διδαχη) сразу после текста, который большинство исследователей склонны считать евхаристической молитвой-анафорой, или, по крайней мере, её частью, находим загадочные слова: пророкам предоставляйте благодарить, как хотят. Кто такие эти пророки?

В 11-й главе упоминаются и некие апостолы, но не Двенадцать и не Семьдесят. Речь здесь о том, как различить апостолов и пророков от лже-апостолов и лже-пророков. Критерий замечателен: всякий апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь, но пусть не останется у вас больше одного дня, а если буде необходимость, то двух. Если же останется три дня, это лжепророк. Отправляясь, апостол пусть не берёт ничего, кроме хлеба, достаточного до следующей остановки. Если же просит денег, это лжепророк… 

В 15-й гл. читаем о епископах и диаконах: рукополагайте себе епископов и диаконов достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных  испытанных… Не пренебрегайте ими, ибо они почтены среди вас вместе с пророками и учителями

А вот свидетельство свт. Климента Римского (+~ 100 г.) из его I Послания к Коринфянам: Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а Апостолы от Христа. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих.

Что отсюда следует? Что епископство и диаконство служения по преимуществу - а может быть и исключительно - евхаристические? Определённо можно заключить, пожалуй, только то, что служения эти регулярные, не столь высокие, как харизматическое служение пророков. Впрочем, по этому вопросу высказывается множество и разнообразие мнений. А пресвитеры? О пресвитерах говорить определённо ещё меньше оснований, они упоминаются, но не ясно, в чём отличия епископского и пресвитерскоего служений и отличаются ли они вообще? Это ещё одна проблема – наличие/отсутствие пресвитеров. Возможно, в более крупных общинах иерархия состояла из трёх ступеней, в мелких – из двух. Пресвитеры были, возможно, администраторы, что-то вроде старост. Пресвитер - πρεσβύτερος - старец, старейшина - староста. Возможно, какие-то общины обходились без такового или административные функции принимал на себя епископ. Организаторские функции очевидно присущи и тому, и другому служениям. Может быть, наконец, эти термины употребляются апостолом как синонимы? Вот пример (цитируем главу с избытком, чтобы и контекст не остался без внимания):

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,

каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,

не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.                   

Ещё один новозаветный термин из того же ряда - предстоятель. Во II веке функция организации общины определённо оформится в епископское служение. 

Очень важными для понимания иерархической структуры ранней Церкви являются послания сщмч. Игнатия Антиохийского Богоносца (✥107). Из его текстов следует, что епископ является главным совершителем всех служб в общине, без епископа непозволительно ни крестить, ни совершать агапу (в другом месте – евхаристию, значит, эти понятия тождественны?). Но из самого факта, что Игнатий ставит такой вопрос, следует, что это положение не было ещё очевидным для всех. Должно быть, существовали общины, совершавшие службы без епископа. Игнатий оспаривает такую практику. Возникает вопрос: монархический епископат - не идея ли это самого Игнатия, каковое мнение встречается в протестантской литературе? Или это общецерковная идея, которую Игнатий всего лишь отстаивает против некоторых раскольников. По этому вопросу также имеется множество и разнообразие мнений. 

Как бы то ни было, к середине II века структура, состоящая из епископов и диаконов – двухступенная иерархия (по одним источникам) или иерархия трёхступенная (по другим источникам: епископы, пресвитеры и диаконы) устоялась. Несколько позднее окончательно утвердится привычная нам теперь трёхступенная схема.

Одним из важнейших среди ранних источников являются творения муч. Иустина Философа (середина II в.), в частности «1-я апология». Структура совпадает с той, что описана у сщмч. Игнатия: епископ и - помогающие ему пресвитер и диакон. Это свидетельствует о том, что сщмч. Игнатий Богоносец всё же не изобрёл нечто новое, но говорил об уже имеющейся практике. 

Памятники II – III вв. По «Апостольскому Преданию» епископ избирается общиной; первое возложение рук принимает от всех присутствующих епископов; потом община молится о пришествии на него Св. Духа; потом один из епископов возлагает на него руку и читает молитву; в завершении новопоставленному напоминается об обязанностях епископа. Далее он обмениваются приветствиями и лобзанием мира с присутствующими; Литургия совершается под председательством новопоставленного.

Пресвитер принимает первое возложение рук от пресвитеров же; затем епископ возлагает на него руку и читает особенную молитву, призывая на кандидата благодать и премудрость.

В Апостольском Предании (II-III вв.) назначение пресвитера определялось как помощь епископу «править народом», может быть, пресвитер председательствовал в общине, а собственно службу правили епископ и диакон? 

Диакон выбирается всеми; возложение рук с молитвой о ниспослании благодати, ревности и прилежания в служении он получает от епископа.

Эта коллегиальность в возложении рук не случайна. Она есть простая и наглядная форма реализации принципа  апостольской преемственности. Апостол создаёт христианскую общину и поставляет в неё епископа для организации и руководства. Прошли годы, епископ умер. Собираются епископы соседних общин, в своё время  рукоположенные апостолами, и сообща поставляют на вдовствующую* кафедру нового епископа. Вот правило I Никейского Собора: Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту (4 правило). 

Наконец все ставленники апостольские отошли с мир иной, но раньше или позже поставленные ими - непосредственными «самовидцами» апостолов (по слову ап. Луки 1.2: самовидцы и слуги Слова - очевидцы и служители Спасителя) - последователи своим совместным возложением рук утверждают, подтверждают, легитимизируют новопоставленного, он наш, он действует, живёт, проповедует в согласии с нами, - говорят они своим жестом, а через нас последует тем, кто был перед нами и кто поставил нас, и наших предшественников, и так до апостолов. Коллегия епископов таким образом есть некое хранилище преемственности и её  гарант (статью об апостольском преемстве см. «Православная Энциклопедия» Т. 3, С. 129-131 или http://www.pravenc.ru/text/75760.html).

_______________________________________________

  • и поныне оставленная по смерти предстоятеля кафедра называется вдовствующей. Епископ (то же касается и пресвитера) - жених Церкви, в которую поставлен. В древности перемещение епископов с кафедры на кафедру в принципе не допускалось. Согласно 14-му Апостольскому правилу, не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению. Исключения допускались, но они были именно исключения. 

Даже чтец поставляется на конкретный престол, в  молитве на поставление чтеца прямо сказано: се бысть  раб Божий имярек чтец святейшия церкве имярек. А перед  диаконской хиротонией кандидат по традиции снимает с себя обручальное кольцо, жиротония - обручение церкви.

И по «Завещанию Господа» епископ выбирается всеми; лучше, если не женат; возраст - средний. Сначала возложение рук от всех епископов; после – от одного с молитвой, призывающей Св. Духа. Потом приветствие от всех и наставление. Потом литургия.

Любопытны пожелания к рукополагаемому чтецу: он должен быть опытным, образованным… и пр. и пр. И - внимание! - «владеть хорошей памятью». Это пожелание связано, вероятно, с тем, что книги были большой редкостью и многое совершалось по памяти.

Вот ещё любопытное указание: владеющие благодатью исцелений, науки или язы́ков не рукополагаются, т.к. они и так заслуживают уважение всех. Комментарии? Дар исцелений очевиден, он говорит сам за себя, а иерархическая степень обнаруживается неким знаком - например, руковозложением.

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.